ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
картотека на тему

Немыткина Елена Евгеньевна

«КАРТОТЕКА ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-коммуникативное  развитие»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА ТОМСКА

ПРОЕКТ

МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

«КАРТОТЕКА ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Социально-коммуникативное  развитие»

Томск – 2014

Материалы проблемно-творческой группы педагогов дошкольных образовательных учреждений  города Томска / под общей редакцией О.А. Осиповой, методиста муниципального автономного учреждения  информационно-методического центра. – Томск, 2014.

Методическое пособие включает практические материалы (подвижные и коммуникативные игры, логоритмические и релаксационные упражнения, психогимнатсику и др.), направленные на организацию образовательной деятельности в детском саду по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации ФГОС ДО. Пособие предназначено воспитателям, руководителям физического воспитания, педагогам-психологам, учителям-логопедам дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования.

Информационно-методический центр, 2014.

Оглавление

Тема «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!» / «ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ЛЕТЕ»

Тема «ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ!» / «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА»

Тема «ДАРЫ ОСЕНИ» / «ОСЕННИЙ УРОЖАЙ» /«КТО НЕ ЛЕНИТСЯ, ТОТ УРОЖАЕМ ГОРДИТСЯ» /«ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ»

Тема «ВРЕМЯ СКАЗОК»

Тема «ВЕСНА»/ «ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА»

Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»/ «ДОМАШНЕЕ ПОДВОРЬЕ»

Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Тема «ДЕТКИ В КЛЕТКЕ»

Тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Тема «КТО ЖИВЕТ НА ЛУГУ?»

Тема АКВАРИУМ»

Тема «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Тема «ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»/ «МЫ ПРИШЛИ В ДЕТСКИЙ САД»

Тема «СЕГОДНЯ – ДОШКОЛЯТА, ЗАВТРА – ШКОЛЬНИКИ»/«СКОРО В ШКОЛУ»                

Тема «ТРАНСПОРТ» / «ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР» / «МЫ НА ТРАНСПОРТЕ ПОЕДЕМ» / «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Тема «МОЙ ДОМ, МОЙ ГОРОД, МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» / «МОЯ СТРАНА – МОЯ РОДИНА»

Тема «ИГРУШКИ»/ «МАСТЕРАМИ СЛАВИТСЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»

Тема «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»/ «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»

Тема «НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. КОСМОС»

Тема «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»/ «НАША АРМИЯ РОДНАЯ»

Тема «МЕБЕЛЬ»

Тема «МОЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

Тема «ПОМОГАЕМ ВЗРОСЛЫМ»/«КЕМ БЫТЬ?»

Тема «Я – ЧЕЛОВЕК»/ «МОЁ ТЕЛО»/ «МОЙДОДЫР У НАС В ГОСТЯХ»

Тема «МОЯ СЕМЬЯ»/«ПАПА, МАМА, Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»

Тема «НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА. УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ И ЭТИКЕТА»/ «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»/ «ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»/«ЭТИКЕТ»

Тема «МОИ ДРУЗЬЯ. ДРУЖБА»

Тема «НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

Тема «ПРАВА РЕБЕНКА»

 «ВРЕМЯ СКАЗОК»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Познавательное развитие»

Упражнение «Сказка по кругу»

Задачи: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми, сверстниками, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает всем вместе сочинить сказку. Каждый говорит по предложению. И начинает рассказ: “Жил-был царь и …” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Познавательное развитие»

Приветствие «Цветок сказок»

Задачи: развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.

Вот мы встали все в кружок,

Вот он – сказочный цветок.

Всех приветствуем вокруг.

Здравствуй. Наш волшебный друг!

Здравствуй, Саша!

(Дети приветствуют друг друга по кругу, передавая цветок.)

В мире столько сказок есть,

Всех их и не перечесть.

Ты нам дверцу приоткрой,

В сказку нас возьми с собой.

(Психолог отрывает один лепесток.) Вместе с лепестком мы отправляемся в путешествие.

С лепестком мы полетели

И на коврик тихо сели.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Художественно-эстетическое развитие»

Игра «Добрые Эльфы»

Задачи: развитие игровой деятельности, развитие умения слушать взрослого, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, стимулирование сопереживания персонажам произведений.

Воспитатель садится на пол, собирает детей вокруг себя и рассказывает сказку:

«Когда-то давным-давно люди не умели спать. Они работали и днем и ночью и, конечно же, очень уставали. И тогда добрые эльфы решили им помочь. Когда наступала ночь, они прилетали к людям, нежно гладили их, успокаивали, ласково убаюкивали, присылали им добрые сны. И люди засыпали. Они не знали, что их сон — дело рук добрых эльфов, ведь эльфы не умели разговаривать на человеческом языке и были невидимы. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор и охраняют ваш сон. Давайте поиграем в добрых эльфов. Пусть те, кто сидит по правую руку от меня, будут людьми, а те, кто по левую — эльфами. А потом мы поменяемся. Готовы? Начали. Наступила ночь, люди ложатся спать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-люди лежат на полу и спят, дети-эльфы — подходят к каждому из них, нежно гладят, тихо напевают песенки, треплют волосы и т. д. Потом дети меняются ролями..."

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Познавательное развитие»

Игра «Сотворение чуда»

Задачи: развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

«ВЕСНА»/ «ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА»

(Весенние изменения в природе)

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Познавательное развитие»

Психогимнастика

Задачи: развитие социального и эмоционального интеллекта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие саморегуляции.

Выражение психоэмоционального психофизического состояния. Выразите радость людей от встречи с весной. Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно.
Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам — траву и цветы.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Физическое развитие»/ «Познавательное развитие»

Образные перевоплощения

Задачи: развитие эмоционального мира, умения выражать различные эмоции, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.

Представьте себя говорливыми ручьями, печальными снеговиками, плачущими сосульками и пробивающимся из-под снега подснежником.

Пластический этюд «Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу.

Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Физическое развитие»/ «Речевое развитие»

Действия с воображаемыми предметами.

 Диалог «Зима и Весна» А. Лойко

Задачи: развитие умения координировать речь и движение, развитие эмоционального мира детей, развитие интонационной речи.

Готовимся к прилету скворцов: распиливаем доски, сколачиваем скворечник, привязываем к дереву.

- Выразите мимикой, движениями и жестами отношения Зимы и Весны.

Говорит Весна:

— Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

— Да! Да! Да! Да!

— Тают горки во дворах?

— Ах! Ах! Ах! Ах!

— А на речке-речке треснул лед?

— Вот так! Так вот!

*

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»/

«ДОМАШНЕЕ ПОДВОРЬЕ»

(Домашние животные и их детеныши)

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Физическое развитие»

Упражнение - энергизатор «Стадо»

Задачи: развитие равновесия, координации движений, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие грамматически правильной диалогической речи.

Инструкция: «Сядьте удобнее и давайте потренируем свое воображение. Представьте себе, что вы вышли на колхозную полянку. Лето, солнце, прудик рядом, хорошо! Каких животных вы видите, кто пасется на поляне? (Выберите 4-5 наиболее узнаваемых животных: коровы, козы, кони, утки, свиньи.) Какая главная проблема колхозных животных? – в стадо собраться! (Поделите на названных животных корова, коза, конь, утка, свинья, корова и т.д.). А теперь закройте глаза и, не подглядывая, по звуку, которые издают эти животные, соберитесь в стада.

Примечание: для того, чтобы не было разногласия в криках, можно попросить участников до начала игры изобразить, как кричат эти животные. Чтобы исключить подглядывания, можно использовать шарфы, платки, или предложить проверить честность.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Физическое развитие»

Игра «Доброе животное»

Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие умения слушать взрослого, развитие умения координировать речь и движения.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Физическое развитие»

Психогимнастика «Кошка и мышка»

Задачи: формировать умение координировать речь и движение, развитие эмоционального мира детей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Изобразите мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку. «На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу. «Мы едем, едем, едем». (Имитация езды на разных животных.)

*

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

(Обитатели леса)

ОО «Социально – коммуникативное развитие» /

 «Физическое развитие»

Психогимнастика «Изобрази животное»

Задачи: формирование социальных норм, сохранение  укрепление физического и психического здоровья, формирование координации движений, развитие основных движений.

Ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться, как животные. Сначала лучше изобразить каких-нибудь хищников (тигр, волк), а потом «добрых» животных (котёнок, щенок).

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие» / «Физическое развитие»

Игра «Жизнь в лесу»

Задачи: формирование социальных норм (умение приветствовать окружающих), сохранение укрепление физического и психического здоровья, формирование координации движений, развитие основных движений.

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку). Когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от 104 него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Физическое развитие»

Упражнение "Доброе животное"

Задачи: формирование социальных норм, сохранение  укрепление физического и психического здоровья, формирование координации движений.

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: " Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! " Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!». Вдох-все делают шаг вперед, выдох-шаг назад. "Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук- шаг назад и т. д. "

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

        ОО «Социально – коммуникативное развитие»/ «Познавательное развитие»

Психогимнастика «Два веселых гуся»

Задачи: Формировать умения детей управлять своей эмоциональной сферой, фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях, развитие эстетического отношения к окружающему миру, стимулировать сопереживания персонажам художественных произведений.

Выразите состояние хозяйки, у которой пропали гуси.
Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».

Представьте себя заботливой хозяйкой и покажите, как она ухаживает за птицами.

               *

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Познавательное развитие»

                                   Образно- пластическое творчество детей

Задачи: Содействовать гармоническому, психическому и физическому развитию детей,    

формировать  умения  детей управлять своей эмоциональной сферой.

Изобразите домашних птиц: заботливого петуха, который нашел зернышко и отдает его курочкам; гордого и смелого петуха, который охраняет свое семейство; сердитую гусыню, которая вытянула шею и грозно шипит, защищая своих гусят; индюка, распушившего хвост.

         

 «ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»/ «МЫ ПРИШЛИ В ДЕТСКИЙ САД»

(Наша группа, Наш участок)

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Познавательное развитие»

Игра «Объятия»

Задачи: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками.

Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с лёгкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/ «Физическое развитие»

Игра «Поводырь»

Задачи: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие координации движений.

В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Познавательное развитие»/ «Речевое развитие»

Игра «Клубочек»

Задачи: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, формирование первичных представлений о себе, других людях.

(Необходимые приспособления: клубок ниток.)

Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец,

отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок

затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

*

 «ТРАНСПОРТ» / «ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР» / «МЫ НА ТРАНСПОРТЕ ПОЕДЕМ» / «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ОО «Социально-коммуникативное развитие» /

«Физическое развитие»

Подвижная игра «Светофор»

Задачи: развитие умения слушать взрослого, развитие саморегуляции собственных действий, развитие двигательной активности.

Когда я подниму кружок красного цвета, вы можете бегать по группе, когда желтого цвета, вы должны передвигаться шагом, а когда зеленого цвета, вы должны остановиться.

Игра повторяется несколько раз.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» / «Физическое развитие»

Разминка «Паровозик»

Задачи: развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование физических качеств.

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй, Ваня, поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

*

ОО  «Социально-коммуникативное развитие» /

«Физическое развитие» / «Познавательное развитие»

Психогимнастика

Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие двигательной активности, развитие воображения и творческой активности.

Изобразите внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и пилота воздушного судна; действия водителя автобуса, велосипедиста и мотоциклиста; смелых и трудолюбивых моряков. Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие» /

«Познавательное развитие» / «Речевое развитие»

Игра «Телефон»

Задачи: развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, формирование познавательных действий, развитие и активизация словаря.

Дети шепотом передают друг другу 4—5 слов — названий машин. (Такси, автобус, самосвал, трамвай, троллейбус.)

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие» /

«Познавательное развитие» / «Речевое развитие»

Беседа по теме «Транспорт»

Задачи: развитие взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование познавательных действий, расширение кругозора детей, развитие и активизация словаря.

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Транспорт». Составьте мини-диалоги.

Что такое транспорт? Зачем люди изобрели машины? Какие машины относятся к транспорту? Какие существуют виды транспорта? (Наземный, подземный, воздушный, водный.) Где можно увидеть разные виды транспорта?

Какой транспорт относится к наземному транспорту? (К наземному транспорту относится пассажирский, грузовой, железнодорожный, легковой транспорт и машины специального назначения.) Что относится к подземному транспорту? Почему он так называется? Что относится к воздушному транспорту? Что относится к водному транспорту? Что относится к железнодорожному транспорту? Без чего не поедут вагоны поезда? В чем отличие тепловоза от паровоза? Какие машины относятся к грузовому транспорту?

На чем люди ездили, когда не было машин? Чем отличается транспорт прошлого от современных машин? (Сравнение современного транспорта с транспортом прошлых лет.)

Какой транспорт можно встретить в городе? Как называют людей, пользующихся общественным транспортом? Чем похожи автобус, трамвай и троллейбус? Чем они отличаются? Без чего не поедут троллейбус и трамвай? (Без электрического тока.) Что еще необходимо, для того чтобы ехал трамвай? (Рельсы.)

Какой самый быстрый вид транспорта? (Самолет.) На чем быстрее можно добраться в другой город — на самолете или на машине? Где пассажиры ожидают свой рейс? (В аэропорту.) Нужна ли вертолету взлетная полоса? Где может приземлиться вертолет? (Он может приземлиться в горах, на поляне, на льдине, на небольшой площадке в городе.) На какие расстояния летают самолеты? Почему вертолеты не могут летать на дальние расстояния? Зачем люди летают в космос?

Как называется место отправления и прибытия кораблей? (Порт, пирс, причал, пристань.) Где производится разгрузка кораблей? (В доках.)

Почему нельзя плавать по океану на весельной лодке или в каноэ? Что представляет опасность морскому транспорту? (Штормы, ураганы, цунами.)

Как называется место парковки автобусов? (Автопарк.) Где могут сесть пассажиры в автобус? (На остановке.)

Откуда отправляются автобусы в другой город? (От автовокзала.)

Почему машины назвали грузовыми? Какой груз они могут перевозить? Где можно увидеть самосвалы? Почему их так назвали? Зачем нужны машины специального назначения? Можно ли обойтись без них?

Без чего не поедет машина, не полетит самолет и не поплывет корабль? (Без топлива, двигателя и т. д.) Зачем на шинах делают узоры?

Как называются профессии людей, работающих на транспорте? Кто управляет самолетом? Автобусом? Поездом? Какими должны быть люди этих профессий?

Как можно назвать одним словом людей, идущих по улице? (Пешеходы.) Кого можно назвать примерным пешеходом? (Примерный пешеход тот, кто всегда соблюдает правила уличного движения.) Что нужно сказать, если нечаянно задел прохожего? Как обратиться к прохожему, чтобы о чем-либо узнать? Как узнать дорогу в магазин? Как ты поступишь, если заблудишься в городе?

Почему нельзя выходить на проезжую часть, ожидая автобус или троллейбус? Кто должен первым зайти в общественный транспорт — бабушка, девочка или мальчик с папой? Что нужно сделать, если в автобус вошел пожилой человек? Почему мужчины должны уступать место женщинам?

Какой самый экологически чистый вид транспорта? (Велосипед и гужевой транспорт.) Почему велосипедная езда полезна для здоровья? Где должны ездить дети на велосипедах?

Есть ли у вас индивидуальная машина? Как надо поступить, если чужой человек попросит ключи от вашей машины? Какой совет ты дашь папе, если увидишь человека у сломанной машины?

Что может случиться, если в большом городе остановится весь транспорт? Хорошо это или плохо, когда в городе много транспорта? Что нужно сделать, чтобы машины не загрязняли окружающую среду? Каким вы себе представляете транспорт будущего?

*

 «НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. КОСМОС»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»/

«Физическое развитие»

Игра «Солнышко»

Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Группа («планеты») становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

*

«МЕБЕЛЬ»

ОО «Социально-коммуникативное развитие» /«Речевое развитие»

Коммуникативная игра «Волшебный стул»

Задачи: формирование социальных норм (умение делать комплименты), развитие и активизация словаря.

Один ребёнок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

*

ОО «Социально – коммуникативное развитие»/

«Физическое развитие»

Пластический этюд «Новоселье»

Задачи: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире.

Представьте, что вы купили мебель в новую квартиру. Покажите, как мы несем тяжелый шкаф, перетаскиваем диван, переносим легкие стулья, расставляем книги на полки, аккуратно ставим посуду в сервант.

Передайте позой внешний вид дивана, стула и кровати. Представьте себе, что один из вас — сиденье, а другой — спинка. (Диван и кровать можно изобразить с помощью трех детей, а стул — двух детей.)

*

ОО «Социально - коммуникативное»/ «Физическое развитие»

Пластический этюд «Уборка»

Задачи: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире.

Изобразите, как столяр делает мебель: строгает рубанком доски, сверлит дырки, скручивает их шурупами.

Покажите, как вы делаете уборку, а я догадаюсь, что вы делаете. (Дети выколачивают диван, протирают пыль.)

*

ОО «Социально - коммуникативное развитие»/

 «Физическое развитие» /«Познавательное развитие»

Пластический этюд «Мебель»

Задачи: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире.

Изобразите стол, уставленный вкусной едой; сломанный табурет; шкаф, наполненный одеждой; диван, по которому прыгают дети; сервант с новой посудой. О чем могли бы говорить эти предметы между собой?

Что они могли бы сказать вам?

*

« МОЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

(сезонная одежда и обувь)

ОО «Социально - коммуникативное развитие»/

«Физическое развитие»

Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа»

Задачи: активизировать процесс мышления, развить межполушарные связи.

Потереть ладони друг о друга, “чтобы стало горячо”. Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).

*

ОО «Социально-коммуникативное развитие» /

«Познавательное развитие»

Психогимнастика

Задачи: развитие внимания, наблюдательности, удовольствия, радости, развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться в пространстве.

Выражение психоэмоционального и психофизического состояния

Представьте себе, что у вас появился новый наряд, испачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи пальчик, рассыпали мамины иголки и булавки.

Выразите свое отношение к происходящему: мама в новом платье, братик упал в лужу и испачкал рубашку, вы с родителями дарите бабушке красивый платок, вы с родителями выбираете одежду сестренке, братику.

Обыгрывание ситуации

«Шитье одежды». Покажите, как модельер рисует модель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, манекенщица демонстрирует готовое платье.

Покажите, как шьют на ручной, ножной и электрической машинке, вяжут на спицах.

«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в тазик, определяем, какая она — холодная, очень горячая, теплая (выразить свои ощущения). Сыплем стиральный порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхиваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ветер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пачкается. Мы огорчены, придется стирать его опять. Белье
высохло, его надо погладить.

Оживление предметов

Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол, и аккуратно сложенной рубашкой.

Представьте себе, что поясок — это змея, а меховая рукавичка — мышонок.

*

 «МОЯ СЕМЬЯ»/«ПАПА, МАМА, Я – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»

(Дети и взрослые; Семья и семейные традиции)

ОО «Социально коммуникативное развитие» /

«Художественно эстетическое развитие»

Сказка «Про маму»

Задачи: развитие социально коммуникативных качеств, развитие чувства эмпатии.

Жил – был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям, и сестрам.

Однажды маленький зайчонок уснул. И видит он сон. Сидит он на печке грустный, один. (Покажем, как сидит грустный зайчонок.) А рядом с ним нет ни  мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку – никто его не может защитить. Никто его не может покормить. (Покажем, как испугался зайчонок). Позвал он своих родных, но никто ему не ответил… тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестренки! Позвал он их. Но никто ему не ответил… Испугался зайчонок – и поиграть не с кем! Совсем один остался!

Тут проснулся зайчонок от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! (как обрадовался?) Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестренки. Понял зайчонок что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем!

Анализ сказки:

Понравилась сказка?

Правильно ли понял зайчонок, что семью нужно любить и помогать ей?

А зачем нужна семья? (Чтобы кто – то заботился о тебе, любил).

*

ОО «Социально коммуникативное развитие» /

 «Познавательное развитие»

Игра «Верно – неверно»

Задачи: формирование чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Психолог. Я буду говорить вам какие – то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимаете обе руки вверх, а если не согласны, топаете ногами.

  • Семья – это все мои друзья и знакомые.
  • Семья – это я.
  • Семья – это родные, которые живут рядом.
  • Мои родители могут быть младше меня.
  • Бабушка – это мама моей мамы.
  • Дедушка – это папа моего папы.
  • Семья – это люди, которые любят друг друга.
  • Бабушка и дедушка – это мои родители.
  • Я - дочь мамы и папы.
  • Всем людям нужна семья.

   Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Молодцы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

*

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Познавательное развитие»

Этюд «Заколдованный ребенок»

Задачи: развитие социальной компетенции ребенка, умение координировать речь и движение.

Цель: развитие  правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Ход игры: Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

*

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Познавательное развитие»

Этюд «Отдай!»

Задачи: развитие социальной компетенции ребенка, умение координировать речь и движение.

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Ход игры: Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху.

*

«НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА. УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ И ЭТИКЕТА»/ «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»/

«ДОБРЫЕ ВОЛШЕБНИКИ»/«ЭТИКЕТ»

(культура общения, эмоции)

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Речевое развитие»

Игра «Вежливые слова»

Задачи: развитие социального и эмоционального интеллекта, обогащение активного словаря.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

*

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Речевое развитие»

Игра «Волшебные водоросли»

Задачи: развитие социального интеллекта, формирование чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, обогащение активного словаря.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми, сказав ласковое слово - комплимент. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

*

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Речевое развитие»

Игра «Подарок на всех»

Задачи: развитие социального интеллекта, формирование чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, обогащение активного словаря.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

*

ОО «Социально – коммуникативное развитие» / «Речевое развитие»

Игра «Читаем стихи с разным настроением»

Задачи: развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, обогащение активного словаря.

Ход игры: Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления и т.д.). Участники договариваются какое стихотворение они будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. у него изображено на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...