Система работы по развитию конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Рекомендации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
Актуальность работы. Сегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования.
Особенностью конструктивного мышления у дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.).
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего-конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.
Система работы по развитию конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
Цель: Формирование знаний и умений по Лего-конструированию у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Познакомить детей с деталями конструктора, способами их соединения и их конструктивными возможностями. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме. Активизировать словарь детей в связи с расширением его кругозора.
В ходе выполнения педагогической работы применялись следующие принципы:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Комплекс педагогических условий по обучению детей дошкольного возраста Лего – конструированию:
Первое условие — организация целенаправленной системы обучения, включающая три этапа: а) создание условий для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; б) предоставление детям возможности решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования; в) организация самостоятельного детского конструирования по замыслу.
Второе условие - использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.
Третье условие - организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй.
Направления работы:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
Форма организации обучения: образовательная ситуация.
Участники: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Длительность: 2 раза в неделю по 15-20 минут.
Перспективный план работы по Лего – конструированию с детьми младшего дошкольного возраста
№ занятия | Тема | Программное содержание |
1 | Знакомство с конструктором LEGO DUPLO. | Знакомство с основными деталями конструктора – кирпичик, овальные детали, горка, окошко, лапка, клювик. Знакомство со способом скрепления двух кирпичиков. Закрепить знания цвета и формы. |
2 | Конструирование башни по образцу | Продолжать знакомство с деталями конструктора. Закреплять умения соединять кирпичики. Закрепить и приемы построек снизу-вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
3 | Конструирование мостика по схеме | Формировать представления о величине предметов («широкий - узкий»). Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга. |
4 | Конструирование «Веселые утята» по образцу | Разучить стихотворение про утят. Учить строить утят, используя разные детали. Обучение соотнесению своих построек с имеющемся образцом. Формировать умение правильно использовать цвет. |
5. | Конструирование «Красивые рыбки» по схеме | Анализ образца, изображенного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки. Развитие умения работать по образцу. Упражнять в чтении схем-разверток. |
6. | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
7. | Лесной домик (по образцу) | Продолжать знакомить с основами строительства домов (стены, пол, потолок, крыша). (Постройка зданий (1—2-этажных)). Показ способа конструирования, последовательности действий. Продолжать упражнять в чтении схем-раз-верток. |
8. | Конструирование «Большие и маленькие пирамидки» по схеме | Закрепление навыка соединения деталей. Обучение расположению деталей в рядах в порядке убывания. Развивать внимание, мелкую моторику рук. |
9. | Конструирование «Мебель» по образцу | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
10. | Конструирование «Поезд» по образцу | Учить строить из конструктора по образцу. Выделение в образце основных функционально значимых частей предмета. Развивать самостоятельность, фантазию. |
11. | Конструирование домика по замыслу | Стимулировать самостоятельное создание конструкции дома с внесением в нее элементов нового (знакомые здания). Стимулировать поиск собственного способа построения на заданную тему. |
12. | Конструирование «Загон для коров и лошадей» по образцу | Учить строить загоны. Отработка навыка прочного соединения кирпичиков друг с другом. Обучение соединению кирпичиков в замкнутое пространство. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику. Развивать навык пространственной ориентировки в процессе размещения деталей конструкции относительно друг друга. |
13. | Конструирование «Деревья» по схеме | Учить строить различные деревья, используя детали Лего – конструктора. Развивать навык пространственной ориентировки в процессе размещения деталей конструкции относительно друг друга. Продолжать упражнять в чтении схем-разверток. Развивать самостоятельность. |
14. | Конструирование робота по образцу | Познакомить с игрушкой робот. Учить выделять в предмете основные части и их назначение на основе анализа образца (машины, которые нас окружают). Развивать самостоятельность. |
15. | Конструирование по замыслу | Закреплять полученный навык. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. |
16. | Конструирование слона по образцу | Учить строить слона. Упражнять в отыскивании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами отдельных геометрических фигур, их комбинаций. Развивать умение создавать условные, схематизированные образы-фигуры некоторых животных — по готовому образцу. |
17. | Конструирование кораблей по образцу | Учить выполнять часть конструкции по готовому образцу, и по памяти. Вносить в схему корабля дополнительные изображения. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. |
18. | Конструирование самолета по схеме | Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Закрепить навык реализации схемы конструкции в постройке. Вносить в схему корабля дополнительные изображения. |
19. | Конструирование по замыслу | Закреплять полученный навык. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Дидактические игры по формированию знаний и умений по Лего-конструированию у детей младшего дошкольного возраста: «Кто быстрее», «Построй, не открывая глаз», «Найди все кубики», «Найди пару», «Найди предмет такой же формы», «Куда села бабочка», «Расскажи, где находится деталь», «Найди деталь по указанным ориентирам», «Четвертый лишний», «Каждую деталь на своё место», «Составь цепочку», «Найди по схеме», «Построй заборчик», «Часть и целое», «Собери пирамидку».
План мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи
п/№ | Мероприятие |
1. | Консультация «Лего-конструирование – модная игра или серьёзное занятие?» |
2. | Консультация «Значение Лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» |
3. | Мастер – класс «Играем с Лего- конструкторами вместе с детьми» |
4. | Совместная детско – родительская деятельность «Лего – это интересно» |
5. | Родительское собрание «Лего-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста» |
6. | Фото – выставка «Волшебные чудеса из Лего» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Представлен материал из опыта работы...
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
Опыт работы «Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования»
Над данной темой я начала работать в 2019 году.В начале работы мной была определена цель: изучить особенности познавательного развития, творческих способностей, конструкторских умений и навыков у дете...
Проект «Мой веселый звонкий мяч» (Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря)
Цель проекта "Мой веселый звонкий мяч" развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством двигательного режима в обогащении словаря детей....
Методическая разработка : Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования
Методическая разработка : Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования «Построй, не откры...
«Развитие речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством игр с шариками Марблс».
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений - стим...
Методическая разработка «Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Лего - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Особенность Лего - конструирования заключается в том, что оно является уникальным инструментом для увлекательно...