Опыты с магнитом детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Опытно- экспериментальная деятельность старших
дошкольников с магнитом.
(из опыта работы)
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира ,открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Ребенок живет и его образное, эмоциональное мышление развивается независимо от внимания и невнимания родителей. Но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут прийти на помощь родители и педагоги.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Одной из наиболее интересных особенностей детского экспериментирования является возможность показать скрытые свойства окружающих предметов
Представлен опыт работы знакомства с магнитом детей старшего дошкольного возраста.
В наше время магниты есть практически в каждом доме, они прочно вошли в быт людей.Часто сталкиваются с магнитами и дошкольники:с магнитными играми и игрушками, магнитными досками, которые помогают им знакомиться с цифрами, буквами и геометрическими фигурами. Тем не менее, магниты не перестают вызывать удивлениедетей, стимулируя настоящий познавательный интерес.
В работе автор опиралась на рекомендации Дыбиной О.В., Шапиро А., Клариной Л.М.
Основные эксперименты с магнитом направлены:
- дать представления о магните и его основном свойстве «притягивать»;
- показать как магниты действуют на предметы;
- дать представления о магнитных силах земли, познакомить с компасом
Знакомство с магнитом и основным свойством «притягивать» | Развивать логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость , способность приклеиваться, приклеивать. | Ситуация: знакомство с куклой Катей и отгадывание ее загадки. | Опыт: 1. Как держатся платье на кукле 2. .Что притягивают магниты. |
Магнит и окружающие предметы | Расширить естественнонаучный опыт детей на основе закрепления и углубления представлений о свойствах магнитов, анализа их свойств, применения умений и навыков обращаться с магнитными игрушками, бытовыми приспособлениями в повседневной жизни. | Ситуация: загадки куклы Почемучки о строении и свойствах магнита. | Опыт: 1.«Как достать скрепку из воды не намочив рук» 2.«Сила магнитов» 3. «Два магнита» |
Магнит и человек | Расширить естественнонаучный опыт детей на основе углубления представлений о магните (естественные и искусственные, использование человеком, компас) | Ситуация: кто быстрее найдет клад | Опыты: «Магнитная стрелка» |
Важным условием является создание развивающей среды, способствующей поддержанию интереса к объекту. В группе создан уголок магнита. В котором представлены: материалы для знакомства с магнитом (дерево, металлические предметы, бумага, мех, емкости для воды), коллекция магнитов, компас, игры на основе магнита. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- Внешние (новизна, необычность объекта);
- Тайна, сюрприз;
- Мотив помощи;
- Познавательный мотив (почему так);
- Ситуация выбора.
Опыт работы с детьми показывает, что не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Необходимо помнить дельный совет А. Шапиро «Только нельзя превращать эксперимент в подобие хорового пения. « Возьмите в правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…». Это вызывает только тоску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование интереса к здоровому образу жизни через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр детей старшего дошкольного возраста"
АннотацияПроблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую актуальность. И одна из ряда главных причин этого - наличие большого количества отклонений в состоянии опорно...
Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».
Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....
Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...
Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Обобщение педагогического опыта «Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста посредством введения в коррекционно-образовательный процесс метода «интеллект-карт»
Интеллект - карты глазами логопеда....
И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...