Методическая разработка
методическая разработка на тему

Потапова Елена Юрьевна

«Развитие познавательных интересов на занятиях по ИЗО деятельности у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

«Развитие познавательных интересов на занятиях по ИЗО деятельности

у детей старшего дошкольного возраста через

нетрадиционные техники рисования»

Методическая  разработка

                                                                              Потапова Елена Юрьевна,

воспитатель МОУ начальная школа-детский сад №1

г. Углича

                                                              2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

 Глава 1. «Теоретические аспекты развитие познавательных интересов у детей старшего  дошкольного возраста на занятиях ИЗО»…….....................6

1.1 Развитие познавательного интереса старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………....6

                1.2 Понятие «познавательный интерес»…………….………………............9

1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса у       детей старшего дошкольного возраста

1.4 Нетрадиционные техники рисования как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста…12

   Глава 2. Опыт работы по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования………………………………………………………………...........20                                                                                                                  

2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования ………………………….20

2.2 Организация работы по развитию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования……………………………………………………………………..28

        Заключение

        Литература

        Приложения

Введение

«Дети должны быть окружены миром красоты,

сказки, игры, рисунка, музыки, фантазии и творчества.

Ведь они – это будущие наши судьи, критики наших действий,

воззрений, это люди, идущие в мир строительства новых форм жизни».

В.А. Сухомлинский

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

            Дошкольный возраст, как отмечается многими психологами и педагогами (В.С.Мухиной, Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, А.П.Усовой, А.В.Запорожцем,  А.Н.Леонтьевым), является сензитивным   периодом для становления многих видов деятельности. Именно  в старшем дошкольном возрасте,  детям  свойственна тяга к необычному, придумыванию чего-то нового, виденью в обычном необычного. Их мир гораздо шире, сложнее, чем иногда это кажется взрослым.  «Этот период  длится определённое, довольно короткое, время и проходит безвозвратно, поэтому пропустить его ни в коем случае нельзя, ведь наверстать упущенное будет практически невозможно» (Д.И. Фельдштейн) [38, с.43].

Важно создать определенные условия, чтобы увидеть в ребёнке индивидуальность, задатки творчества, помочь ему раскрыться во всех видах деятельности.

         В Федеральных Государственных требованиях к структуре основной образовательной программы (2009 г.) выделены образовательные области, освоение содержания которых позволяет ребёнку сформировать целостную картину мира, получить необходимые сведения о жизни людей, явлениях природы, объектах и событиях культуры. Значимой с нашей точки зрения является содержание области «Художественное творчество». В санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях   (2010 год) на организацию физического и художественно-эстетического развития детей  предусмотрено отводить более 50% объёма всей образовательной деятельности, реализуемой в детском саду. Образовательная область «Художественное творчество» охватывает основные направления художественно-эстетического развития детей, раскрывается  в разных формах продуктивной детской деятельности.

        Содержание образовательной области «Художественное творчество»   направлено на достижение целей формирования  интереса к эстетической стороне  окружающей действительности, удовлетворение потребности  детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству. [37, с.31].

        Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации, ручному труду активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти, ручной   умелости. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, воображение. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

 Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

 

Поэтому актуальность использования нетрадиционных техник определяется противоречием между большими возможностями использования нетрадиционных техник рисования в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста и недостающим использованием их в практике работы дошкольного образовательного учреждения по развитию творческих  способностей и познавательных интересов.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» - плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Цель  – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

 Объект работы:   познавательный интерес  детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Предмет исследования –  нетрадиционные техники рисования, как средство развития познавательных интересов  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретический материал по теме;
  2. Рассмотреть влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие познавательных интересов;
  3. Представить собственный опыт работы по развитию познавательных интересов у дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования.

Глава 1. «Развитие познавательных интересов у детей старшего  дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

   1.1  Развитие познавательного интереса старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. 

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

Наша работа посвящена изучению развития познавательного интереса у старших дошкольников. При разработке содержания и структуры развития познавательного интереса у старших дошкольников мы придерживались трактовки изучаемого понятия, представленного в различных источниках. Ученые педагоги и психологи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у старших дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.

Мы согласны с мнением Г.И.Щукиной, которая рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности. Это позволило нам выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов.

К ним относятся:

Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности.

Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса.

Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности.

Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Вслед за Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом мы считаем, что познавательный интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

 

        1.2 Понятие «познавательный интерес»

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);
  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов обучения дошкольников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей и как важный мотив обучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса у   детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. 

Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду. 

По мнению Лисиной М.И., решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком - педагогом, родителями. В процессе этого общения ребенок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач. 

Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребенка потребности, прежде всего на его потребность в общении с взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. 

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности. Например, мальчика интересуют птицы: их внешний вид, повадки, разнообразие. Нужно посоветовать родителям прочитать ребенку книги, показать картинки, наблюдать за птицами непосредственно в природе. 

Очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. Он стремится своевременно скорректировать поведение ребенка, помогает преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить привыкание к новым условиям школьного обучения. 
С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и соответствующем подходе к ним учителей. 

Умение воспитателя поддерживать положительную эмоциональную атмосферу в группе, укрепляет культуру общения детей между собой, их дружеские контакты составляют важное условие подготовки ребят к школьному коллективу. 

Если воспитатель заботится об установлении в группе отношений дружеского доверия и симпатии, то он должен: 

  • постоянно выражать ко всем детям заинтересованное, доброе отношение; 
  • эмоционально-выразительно проявлять себя в общении с детьми, демонстрировать свое отношение к поступкам, чтобы дети научились «читать» эмоции, без чего невозможно взаимопонимания и контакт; 
  • сделать свое общение с детьми, а также общение детей друг с другом предметом особого внимания. 


Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета. 

На ступенях дошкольного детства воспитатель организует «встречи» детей с предметами таким образом, чтобы ребенок обратил на них внимание, проявил к ним интерес. Педагог ставит предмет в условия, в которых он «рассказывает о себе», т.е. наиболее полно обнаруживает различные свои свойства. 

Для опытного воспитателя вопрос ребенка свидетельствует об определенной направленности интересов, о зрелости мысли, о стремлении осмыслить явления жизни. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. В вопросе заложена потребность принять связь известного, знакомого с новым. Дети часто задают вопрос о том, что им уже известно, но в чем они хотят утвердиться. Желание продлить общение, узнать мнение, суждение другого также побуждает задавать вопрос. Способность задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни следует всемерно развивать, использовать для воспитания познавательной активности. Однако ограничиться этим нельзя. Используя потребность в знании, воспитатель должен направлять пытливость ребенка, вооружить его способами самостоятельного поиска ответа. 

Ответы на вопросы детей не должны носить категорического характера в форме утверждения или отрицания. Они должны сопровождаться краткой беседой, помогающей ребенку глубже присмотреться к предметам и явлениям, увидеть не только внешние признаки, но и связи. Ответ ребенку не всегда может быть дан в прямой форме: иногда его можно включить в содержание рассказа, раскрыть через художественный образ. Нужно уметь из потока вопросов ребенка извлечь главное и направить детскую мысль на правильный путь. 

Важно обращаться с вопросами к детям. Вопрос, поставленный ребенку, активизирует его мысль, побуждает к сравнению, иногда рассуждения, умозаключения. Это развивает познавательную активность, рождает потребность в новых знаниях. 

При правильно организованном обучении дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием выполняют трудные задания, которые вызывают необходимость использовать известное и открывать новое.

Таким образом, у детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. 

Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Поэтому большое значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей.

1.4 Нетрадиционные техники рисования как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

        

В изобразительном искусстве под  техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественное воспроизведение. Под техникой рисунка понимают  владение материалом и инструментами, способы их использования для целей изображения художественного выражения. Существуют разные техники рисования — одни из них традиционные, другие нетрадиционные и даже новаторские. Вообще, техника рисования характеризуется не столько использованными материалами, сколько способом нанесения красок. Имеет значение длина и направление штрихов, их яркость, способы смешивания красок. Все это индивидуальное у каждого художника, и формирует его стиль. Но все же есть основные разновидности техник в рисовании, которые выделяются по используемым краскам. Так к самым известным и популярным техникам рисования относятся: рисование карандашом, гуашью, акварелью, маслом и пастелью.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

 Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.

Нетрадиционные техники рисования – это техники, позволяющие создавать рисунок при помощи разнообразных средств и материалов, находящихся под рукой и отличающие эти рисунки от традиционных, по  выполнению.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Белобрыкина О.А. рассматривала нетрадиционные техники рисования в работе «Развитие творческих способностей». Цель этой работы – собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей, развивающие их воображение. В работу  также включено подробное описание нетрадиционных техник рисования, которые соотнесены с возрастными границами, заповеди для взрослых при работе с детьми с применением нетрадиционных техник рисования, определены  временные границы для каждого возраста: 3-4 года около 15 минут; 4-6 лет – 20-30 минут; 6-8 лет – 30 – 40 минут; 8 – 10 лет – 1 час. На каждый возраст предлагается нетрадиционная техника рисования.

         

Вывод по первой главе

Таким образом, осуществляя теоретический анализ литературы, мы выяснили, педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребенка.

 Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе его потребности, в процессе развития ориентировано – исследовательской потребности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Очевидно, познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Познавательный интерес развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития познавательных интересов является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству.

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей и познавательных интересов. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Обучение и творчество дополняют друг друга. На каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству  (Е.А. Флерина).

Нетрадиционные техники рисования - это способ развития творческих способностей и познавательных интересов. Они нужны для создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

         Так же определили старший дошкольный возраст, как сензитивный период для развития познавательных интересов. Ребенок старшего дошкольного возраста с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними. Основная задача обучения рисованию в этом возрасте - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей и познавательных интересов  в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

 

  Глава 2. Опыт работы по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.                                                                                                                  

2.1 Виды и техники нетрадиционного рисования.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

 Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм  и др.  Предлагая детям  создавать изображения на темы  сказок, необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти, же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. (Приложение  №1)

        2.2 Организация работы по развитию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.        

Наш детский сад работает по типовой программе под редакцией М.А.Васильевой. Значимой с нашей точки зрения является содержание области «Художественное творчество». Образовательная область «Художественное творчество» охватывает основные направления художественно-эстетического развития детей, раскрывается  в разных формах продуктивной детской деятельности.

        Содержание образовательной области «Художественное творчество»   направлено на достижение целей формирования  интереса к эстетической стороне  окружающей действительности, удовлетворение потребности  детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

  Реализуя программу, наблюдая за детьми,  обратила внимание на замечательное средство для развития познавательного интереса – использование нетрадиционных техник рисования в НОД. Изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования, поняв необходимость использования этих техник в нашем образовательном учреждении, поставила цель:

- создание условий для формирования познавательного интереса ребенка дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Мной  был разработан перспективный план для работы с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение №2), разработаны занятия (Приложение№3).

        Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды в группе  учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие познавательного интереса каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей средой. Собрала подборку  ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности.  Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

В своей работе использую игры на развитие познавательного интереса (Приложение №4).

Работа по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования проводится не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободное время (во второй половине дня).  Использую разные формы организации: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. При работе с детьми использую такие методы, как наглядные, словесные, практические. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и «добра». Отношения с детьми строю на основе партнерства.

На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Таким образом, определив основную цель, поставила перед собой следующие задачи:

  1. Совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
  2. Формировать опыт передачи  положения предметов в пространстве на листе бумаги, обращая  внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Совершенствовать умение передавать движения фигур.
  3. Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).
  4. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
  5. Развивать способность рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.
  6. Формировать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
  7. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять  цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.
  8. Привлекать родителей к процессу развития познавательного интереса путем использования нетрадиционных техник рисования.

В плане собственного развития, знакомлюсь с современными методиками по теме нетрадиционных техник рисования, участвую в разработке методических пособий, провожу консультации, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности для педагогов ДОУ, с целью распространения опыта работы (Приложение №5).

Стараюсь сотрудничать с педагогами и родителями детского сада.

Провожу ежегодно консультации по теме использования нетрадиционных техник рисования, открытые просмотры НОД, индивидуальные беседы, совместные занятия с детьми и родителями, круглые столы, где предлагаю родителям обменяться опытом развития познавательных интересов к изобразительному искусству в семье. Проводим с родителями мастер-классы. Для родителей постоянно обновляется наглядная информация в родительском уголке

 ( Приложение№6).

Работая с детьми, всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача не дать этому стремлению угаснуть.

Использование нетрадиционных техник рисования в нашей группе проводится с детьми младшей, средней, старшей и подготовительных  группах. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности, стараюсь общаться с каждым ребенком. Это общение протекает в форме равноправного, доброжелательного сотрудничества взрослого и ребенка.

Оно должно направлять детей на самостоятельное воспроизведение знаний и умений стараюсь поощрять проявление активности, инициативы, общаться с детьми искренне, откликаться на их просьбы и пожелания, помогать в разрешении споров. После НОД предлагаю детям дома с родителями нарисовать тот или иной рисунке и показать нарисованное.

Наша библиотека обеспечена методической и художественной литературой, дидактическим материалом по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования: карточками – схемами, дидактическим играми.

Для педагогов и родителей постоянно разрабатываю и провожу консультации:  «Воспитание творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования», «Нетрадиционная форма рисования – рисование пластилином»,  «Как увлечь ребёнка рисованием», «Помогите ребёнку, если ему трудно рисовать» и др.  

Стараюсь заинтересовать родителей и педагогов проблемами использования нетрадиционных техник рисования в НОД, свободной деятельности, подбираю и провожу с ними тесты и анкеты, анализируя их, получаю много важной и честной, объективной информации для себя.

Для исследования творческих способностей дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось в три этапа, на базе МОУ – начальная школа – детский сад №1 г. Углича. Количество испытуемых 20 человек. Дети старшей  группы, которые были поделены на две подгруппы. В одной из них, дети, где занятия проводились традиционно по программе под редакцией Васильевой. Вторая подгруппа, дети, в непосредственную образовательную деятельность которых были включены нетрадиционные техники рисования.

 1 этап  направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования нами были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей под редакцией Т.С. Комаровой.

Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Были составлены сводные таблицы (Таблица 1 – 4, приложение 7), в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

2 этап направлен на выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования нами было использовано тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.

Полученные результаты изложены в таблицах 5 и 6 (Приложение 7).

Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл – 5 детей, а низкий всего один ребенок.

В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети второй подгруппы, посещающие студию детского творчества. Средний балл – 6 детей, и низкий балл – 5 детей. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы менее высок, чем у детей второй подгруппы.

На последнем 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицу (см. таблицу 7 и 9, приложение 7). В течение года все техники нетрадиционного рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Для записи данного исследования использовалась диагностическая карта “Художественно-эстетическое развитие” (см. таблицу 8 и 10,приложение 7).

Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы и детьми второй подгруппы в начале года .(см. диаграмму 1, приложение 7) Можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы – 53% детей. У детей второй подгруппы, преобладает еще высокий уровень, который составляет 13%, а низкий – 20%. В первой же подгруппе, у детей, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.

После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей старшей группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не использовавших нетрадиционные техники рисования.

Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. диаграмму 2, приложение 7). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками во второй подгруппе,  выше, чем у детей первой подгруппы.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. 

По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

Заключение

Проблема развития познавательной активности у детей дошкольного возраста одна из самых актуальных в процессе воспитания и обучения, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности. Вопросами развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Рассматривая вопрос активизации познавательной деятельности, необходимо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность познавательного интереса, его значение в обучении, особенности дошкольного возраста и какие интересы ему присущи. Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. Продуктивное взаимодействие взрослого с ребенком закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования.  Осуществляться развитие познавательного интереса может и в любом другом виде деятельности (игре, труде, чтении, изобразительной деятельности). Не менее продуктивной, полезной стало использование нетрадиционных техник рисования. В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать познавательный интерес детей, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить сюжеты рисунков, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний. Поэтому, на мой взгляд, старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития познавательных интересов в процессе использования нетрадиционных техник рисования.

Предполагаем, что начатая работа будет продолжена: составлено календарно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Художественное творчество» для детей старшего возраста; совершенствование предметно-развивающей среды с учётом Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Библиография

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
  2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя) (8).
  3. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2007г.
  5. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 2004.
  6. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 2009.
  7. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3
  8. Лебедева С.И. «Как научить ребенка рисовать», Москва 1992г.
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2010г.
  10. Маневцова Л.О развитии познавательных интересов детей./Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 1973.
  11. Микляева А.Н. «Рисование в детском саду», Москва 2010г.
  12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  13. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
  14. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М.., Минск, 2001. 705с.
  16. Рыбалко  И.И.  К  вопросу   об   особенностях   интересов   и   потребностей   у   детей   в   дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ.
  17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
  18. Понятие «интерес» [Электронный ресурс] / Режим доступа <#"justify">2 Брунер, Д. Психология познания [Текст] / Д. Брунер. - М.: Просвещение, 1977.- С.423.

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ   получения    изображения:    ребенок   прижимает   пробку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля. 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   поролон   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ   получения   изображения:   ребенок  прижимает  пенопласт   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

Оттиск печатками из ластика.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ   получения   изображения:   ребенок   прижимает   печатку   к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Печать по трафарету.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Средства выразительности: пятно.

Материалы:   бумага,   тушь   или   жидко   разведенная   гуашь   в   мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование песком

Материалы: бумага, песок прокаленный (использую цикорий) лил манка

Способ получения изображения: ребенок  рисует пальчиками задуманный рисунок.

 

Приложение№2

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

(НА 2009 -2010, 2013 – 2014 учебные года)

Октябрь

1 неделя.

1) Шишка (пальчики)

2) Сказочная пони (тампование порол.)

2 неделя

1) Украсим скатерть узором (оттиск печатками)

2) Осеннее дерево (оттиск с печатками)

3 неделя

1) Осенние листья (оттиск отпечатками листьев)

2) Пчелки (пальчики)

4 неделя

1) Заяц (тампование мятой бумагой)

2) Волшебные кляксы (кляксография трубочкой)

5 неделя

1) Кит (трафареты + тампование на выбор)

2) Розовый слон (трафареты+тамопвание мятой бумагой)

 

Ноябрь

1 неделя

1) Разноцветные солнечные зайчики (монотопия)

2) Украсим тарелочку (оттиск печатками)

2 неделя

1) Цветы (на мокрой бумаге)

2) Заготовка на зиму (трафарет)

3 неделя

1) Рыжая белочка (набрызг)

2) Узоры витражи (трафарет,набрызг)

4 неделя

1) Волшебные кляксы (кляксография)

2) Листопад (оттиск листьями, коллект. работа)

 

Декабрь

1 неделя

1) На выставке кошек (метод тычка сухой кистью)

2) Вишенки на веточке (монотопия)

2 неделя

1) Разноцветный витраж (пальчики)

2) Рисуем животных (пальчики) 3 неделя

1) Ночью в лесу (черно-белый гратаж)

2) Творец Деда Мороза (пальчики)

4 неделя

1) Звездное небо (набрызг щеткой)

2) Снегопад (оттиск печатками)

 

Январь

2 неделя

1) Ежики на прогулке (восковые мелки)

2) Бабочка (монотопия)

3 неделя

1) Бабочки (на мокрой бумаге)

2) Разноцветная гусеница (рисование пластилином)

4 неделя

1) Цветик-семицветик (трафареты)

2) Плюшевый мишка (мятая бумага)

 

Февраль

1 неделя

1) Снежинка (рисование свечой)

2) Морозный узор (рисование свечой)

2 неделя

1) Сказочный город (восковые мелки)

2) Гроздья винограда (пальчики)

3 неделя

1) Веточки деревьев зимой (кляксография трубочкой)

2) Подарок папе «парашютист» (набрызг щеткой)

4 неделя

1) Красивый зонтик (рисование пластилином)

2) Снежинка (трафарет+паралон)

 

Март

1 неделя

1) Астры в вазе (метод тычка сухой кистью)

2) Подарок мамочке «тюльпан» (рисование пластилином методом смешивания)

2 неделя

1) Грибок (трафарет+тампов.)

2) Пейзаж (на мокрой бумаге)

3 неделя

1) Рыбки (черно-белый гратаж)

2) На морском дне (черно-белый гратаж)

4 неделя

1) Отражение в воде (монотопия)

2) Ветка зеленых яблок (сухая кисть методом тычка)

 

Апрель

1 неделя

1) Осьминожки (пальчики)

2) Цыпленок (мятая бумага) 2 неделя

1) Первые цветы (свечой)

2) Произвольные рисунки (метод диапития)

3 неделя

1) Я рисую море (мокрая бумага)

2) Ежата (кляксография)

4 неделя

1) Осьминожки (набрызг)

2) Я рисую море (восковые мелки)

 

Май

1 неделя

1) Клоуны (восковые мелки)

2) Ваза с цветами (монотопия)

2 неделя.

1) Лягушка (трафарет)

2) Одуванчик (сухая кисть)

3 неделя

1) Сирень (коллект. работа пальчиками)

2) Сирень (продолжение)

4 неделя

1) Пчелки, цветы (коллект.работа смешанная техни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...