ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ (по О.А. Ореховой)
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Бернгардт Ольга Владимировна

Для детей старшего дошкольного возраста                                                       

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ                                                                     

Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут).При групповом занятии дети рассаживаются по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с заданием. Если ребенок при выполнении первого задания выражает желание использовать несколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны и неопределённы. Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей 6-7 лет, индивидуальный - для дошкольников 5-6 лет.                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetovaya_diagnostika_emotsiy.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ                                                                (по О.А. Ореховой)                                                                                                                                                        Для детей старшего дошкольного возраста                                        

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ                                                

Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут).При групповом занятии дети рассаживаются по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с заданием. Если ребенок при выполнении первого задания выражает желание использовать несколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны и неопределённы. Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей 6-7 лет, индивидуальный - для дошкольников 5-6 лет.                                                                                                                                                ИНСТРУКЦИЯ ПО РАСКРАШИВАНИЮ                                                Первое задание.  

 -Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши - какие разные красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравиться вам больше остальных? Не смотрите  друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. КАРАНДАШОМ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЫБРАЛИ, РАСКРАСТЕ ПЕРВУЮ КЛЕТОЧКУ. (Дети выполняют задание.) Как красиво получилось!                                                                                

-ОТЛОЖИТЕ КАРАНДАШ В СТОРОНУ, В ЭТОМ ЗАДАНИИ ОН БОЛЬШЕ НЕ ПОНАДОБИТСЯ. Какой среди оставшихся карандашей вам нравится больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону. И т.д.         Необходимо проследить, чтобы дети закрашивали клетки слева направо. Если ребёнок отказывается выбирать другой карандаш, можно стимулировать его следующим образом: "Другим карандашам грустно, потому что их не выбирают".                                        В конце задания полюбуйтесь, какой необычной, разноцветной стала дорожка. Второе задание.  

-Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? (На домики.) Здесь целая улица (10 домиков). Она такая бесцветная, неинтересная, нужно домики раскрасить. Но, прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. НА ЭТОЙ УЛИЦЕ В ДОМИКАХ ЖИВУТ РАЗНЫЕ ХОЗЯЕВА. Я СКАЖУ, КТО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДОМИКЕ, А ВЫ ПОКРАСИТЕ ЭТОТ ДОМИК В ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО ХОЗЯИНА ЦВЕТ.                                                                                

- В первом домике живёт Счастье. Выберите карандаш, цвет которого, как вам кажется, подошёл бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! КАРАНДАШ НЕ НУЖНО ОТКЛАДЫВАТЬ. ДОМИКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАРАНДАШЕЙ, А ИХ ХОЗЯЕВА МОГУТ БЫТЬ ПОХОЖИМИ.                                                  

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.                                                                                

Все слова следует произносить чётко, выразительно (с эмоциональной окрашенностью). Если детям непонятно        , что обозначает названное слово, его надо объяснить. Необходимо избегать объяснения через родственное понятия (например, счастье - это радость). Лучше использовать глаголы, прилагательные и наречия, выражающие чувства и настроения.                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ                                                                                                                                

           СЧАСТЬЕ - когда нам весело, всё хорошо получается и мы всем довольны.                         ГОРЕ - когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроился.                        СПРАВЕДЛИВОСТЬ - когда по-честному, поровну, по правилам.                                ОБИДА - когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили, обманули, что-то отняли.        ДРУЖБА - когда мы помогаем друг другу, защищаем друг друга.                                 ССОРА - когда кто-то раздружился и ругается.                                                 ДОБРОТА - когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный; жалеет тех, кому плохо.                                                                                

            ЗЛОБА - когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.                        СКУКА - когда неинтересно, нечего делать, всё надоело, мамы дома нет.                        ВОСХИЩЕНИЕ - когда мы восхищаемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем удовольствие.                                                        Следует ещё раз напомнить детям, что домиков много и их хозяева могут быть похожими. Значит, цвет домиков может быть одинаковым и карандаш после его использования нужно положить к остальным.                                                        После выполнения задания надо похвалить детей, полюбоваться получившейся весёлой улицей. Этим достигаются позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.                                                                        Третье задание.  

 -Чтобы выполнить это задание, нужно познакомиться С ОДНТМ ПРАВИЛОМ. НА ЛИСТЕ ИЗОБРАЖЕНА УЛИЦА, НА КОТОРОЙ ЖИВЁМ МЫ. В КАЖДОМ ДОМИКЕ МЫ ДЕЛАЕМ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ, И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ТАМ ДЕЛАЕМ, ДОМИК НУЖНО РАСКРАСИТЬ В ПОДХОДЯЩИЙ ЦВЕТ.                        

-Обозначение домиков: первый - наш детский сад, второй - здесь мы рисуем, третий - здесь танцуем, четвёртый - музей, пятый - здесь поём, шестой - считаем, седьмой - читаем, восьмой - играем, девятый - наблюдаем за природой.                                                 

-В десятый домик поселите хозяина и придумайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет и раскрасьте его.                                                        

-Когда закончите закрашивать, пусть каждый тихонько скажет мне на ушко, кто в этом домике живёт и что он там делает.                                                                                                                                                                 Результаты тестирования анализируют следующим образом.                                        *ХАРАКТЕР РАСКРАШИВАНИЯ. Предпочтение ребёнком тёплых тонов (жёлтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, светло-коричневый) означает внутренний подъём, активность. Он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.                                                                 Если ребёнок предпочёл холодные тона (голубой, синий, сине-зелёный, фиолетовый), он склонен к созерцанию, размышлению, его психологическое состояние достаточно стабильно.                                                                        Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или "мохнатыми" штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации.                                                                        Если линии плавные, округлые, то ребёнок ищет "золотую середину", стремиться к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести их к замкнутости.                                                                Если ребёнок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремиться к  свободе и независимости до упрямства. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для них необходимо "внести" сказку в обыденные дела.Если ребёнок не выходит за контуры рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут, не уверен в себе. Он может стать вечно ведомым, обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.                                                                        

* ВЫБОР ЦВЕТА. Информация для консультирования - это инверсии, наблюдаемые при выполнении первого задания. Психолог должен насторожиться, если раскрашивание дорожки начинает с чёрного или коричневого цвета, а заканчивает основными (синим, зелёным, красным, жёлтым). Присутствие коричневого и черного в начале цветового ряда может начать негативное отношение к жизни.                                                

* СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Безошибочно выполненное задание (раскрашивание домиков) Указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость эмоциональной сферы, способность отличать добро от зла.                                        Важно проследить, каким цветом ребёнок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если позитивные социальные объекты он закрасил основными цветами, а негативные - коричневым и черным.                                                Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности.                                                                

* РЕКОМИНДАЦИИ. Указывается необходимый комплекс коррекционных работ и дополнительных исследований на основании выявленных у ребёнка проблем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ                                                Синий цвет (1) предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в тоже время спокойные и уравновешенные дети. Они эстетически развиты, испытывают потребность в эмоциональном общении.                                                                                                                  Зеленый цвет (2) предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.                                                                                                                        

Красный цвет (3) предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто не сдержаны.                                                                                                                                

            Жёлтый цвет (4) предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовы активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Этот цвет свидетельствует о том, что у ребёнка хорошее светлое настроение.                                                                                                                        

            Фиолетовый цвет (5) предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Взрослые обращаются с таким ребёнком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.                                                                                                                                 Коричневый цвет (6) предпочитают тревожные в дети, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.                                                                                                                                

           Чёрный цвет (7) отражает негативное отношение ребёнка к себе, активное, резкое неприятие окружающего мира, протест. Если ребёнок отводит этому цвету первое место, он внутренне, скорее всего, согласился с отрицательной оценкой себя, которую часто получает от окружающих ("Да, я, плохой").                                                                                                                                                

          Серый цвет (0) связан с инертностью и безразличием ребёнка. Какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в его жизни отсутствует.                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                        ТЕСТ М. Люшера                                                                             (упрощенный вариант)                                                                                                                                                                                                Психолог выкладывает перед ребёнком цветные карточки, предлагает внимательно рассмотреть их и выбрать одну, цвет которой ему больше всего нравиться. Психолог убирает  карточку из поля зрения ребёнка и предлагает произвести аналогический выбор среди оставшихся цветов. Выбор продолжается до тех пор, пока цвета не будут названы.  Последовательность предпочтения цветов записывается.                                                                                                                                  

ПРИМЕР.                                                                                                Ребёнок выбрал цвета в следующем порядке                                                Порядок выбора цвета в аутогенной норме                                                        Разница между данными показателями                                                                СО (сумма)                                                                                                                                                                                                СО больше 20 указывает на преобладание отрицательных эмоций. У ребёнка доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о наличие проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.                                                                 СО 18-19 - эмоциональное состояние в норме, поводов для беспокойства нет.                                                                                                        

Если среди оставшихся двух-трёх цветов ребёнок не может выбрать лучший (все не нравятся), следует изменить инструкцию и спросить: "Какая из карточек по цвету не нравиться больше всего (имеет самый неприятный цвет) ?". В этом случае ответы надо записывать в обратном порядке, начиная с последней страницы.                                        Процедура ранжирования цветов (от самого приятного до самого неприятного) производится один раз и позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы. Значение СО рассчитывается по формуле, разработанной А.И. Юрьевым и приведённой в "Кратком руководстве по использование текста М. Люшера" (В.И. Тимофеева, Ю.И. Филимоненко. СПб.: ИМАТОН, 1995).

        За аутогенную норму - индикатор нервно-психологического благополучия - был принят определённый порядок выбора цветов - 34251607. Для расчётов СО от аутогенной нормы необходимо сравнить порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребёнка, с их идеальным расположением. С начало вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем полученные разности (их абсолютные величины без учёта знака) суммируются.                                                                                                                                                                                                        3        0        2        1        5        7        4          6                                                                                                                                                    

                                               3        4        2        5        1        6        0          7                                                                                                                                                  

                                               0         4         0       4        4         1        4         1                                                                                                                    0 + 4 + 0 + 4 + 4 + 1 + 4 + 1 = 18                                                                                                                                        

СО 8-0 - преобладание положительных эмоций. Ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Л.Д. ПОСТОЕВА,                                                                                                  педагог-психолог                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        СОВМЕСТНАЯ С ДЕТЬМИ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                                                                                                                                                                                          

           Невозможно представить себе решение задач программы и достижение ее главной цели без нашей совместной с детьми творческой деятельности, без выражения детьми своих впечатлений, мыслей и чувств. которые  у них возникают в процессе занятий, и жизни вообще. Часто дети хотят нарисовать или слепить увиденное или услышанное - то, родилось в их воображении, как-то высказать свои впечатления, мысли. Эту возможность необходимо дать каждому ребенку. Причем обмен мнениями, обсуждения, размышления - такой же творческий процесс, как и рисование или лепка. В процессе обсуждения с детьми занятия или увиденного ими в жизни, сочинительства сказок и рассказов, фантазирования, размышление о чем-либо новом, необычном у детей развивается способность индивидуально творчески мыслить. И это имеет огромное значение в становлении творческой личности, потому что творческое воображение и мышление есть основа любого творчества. поэтому мы называем подобную нашу деятельность мыслетворчеством. С этого начинается любой творческий процесс.                                Для того чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, необходимо наполнить их яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставив равнодушными. В нашей совместной творческой деятельности не должно быть слабых и сильных, умелых и не умелых, талантов и бесталанных - все мы, как умеем, в едином устремлении, увлеченные самим процессом творчества, рисуем, лепим.                                Дело не в том, чтобы научить рисовать, лепить и т.п., - это не главная наша задача. Ребенок должен с самого раннего возраста почувствовать вкус творчества, полюбить его, мы должны вызвать к жизни его желание творить и это самое главное. Без этого всякое обучение. всяческая техника и технические приемы будут бесплотны, они не будут одухотворены творческим огоньком и принесут желаемых плодов. Причем творить - значит делать что-то по своему.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  РИСОВАНИЕ                                                                                                Дети любят рисовать. порой они начинают это делать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: "Ты все можешь!"                                                        

Первое поощрение требует продолжения. Ребенок растет, а вместе с ним его опыт,  потребность создать мир и себя самого. Очень важно, чтобы ребенок поменьше слышал слово "нет!", которое гасит огонек познания. Мы предлагаем как можно раньше познакомить детей с красками, карандашами, восковыми мелками, глиной, пластилином. Все это средства выражения, работа с которыми, и даже игра, помогают приобрести незаменимый опыт. С самого раннего возраста мы разрешаем рисовать по следующим причинам:                                                                                                

- пусть развивается,                                                                

- пусть трудятся,                                                                                         

- пусть радуются,                                                                        

- пусть творят!                                                                

Мы убеждены, что детей до семи лет нецелесообразно учить рисовать (в академическом смысле), это приводит к огорчительным результатам: закрепощению личности, неискренности, отсутствию фантазии, воображения, самостоятельного мышления.                                                                                                                                                    

                                                                                  "А почему собственно взрослые так                                                                   спешат уподобить себе детей? Разве                                                                           мы  так уж счастливы и довольны                                                              

                                                                                  собой?"                                                                                            (Фридл Диккер-Брандесова педагог, художник).                                                                                                        

Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту. вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.                                        Напитывая детей красотой природы, искусства, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке. Красивая, мелодичная, образная, музыка сопровождает наши занятия. Рисунки в группах получаются яркие, разнообразные, смелые, выразительные.                                                                                Дети в возрасте 5-6 лет с удовольствием рисуют сюжеты сказок, легенд, изображают свои впечатления, более точно передают свои наблюдения. Здесь мы больше совершаем наблюдений за природой, сравниваем, сопоставляем, а затем рисуем не исключая фантазии и воображения. Ребята в этом возрасте способны заметить большее колличество оттенков разного цвета.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   ЛЕПКА                                                        

Для чего мы лепим с детьми?                                                                

Ради процесса, во время которого рождается что-то тонкое, радостное, еле уловимое. Оно рождается внутри каждого из нас, создавая то, что называем атмосферой творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой и тонкой радости мы лепим. В это время и мы и дети забываем обо всем, от чего-то освобождаемся, очищаемся, а может и оздоровляемся. Для того, чтобы это происходило, мы недолжны ребенку диктовать, запрещать, заставлять - тут же уйдет это тонкое, радостное, ребенок тут же закроется. Что же нам делать, если мы вместе с детьми сели за         общий стол, чтобы лепить? Только одно - увлечь их, быть примером. Но для этого мы сами должны и конечно что-то уметь делать. мы предпочитаем единственный метод, когда педагог, воспитатель, увлеченный в творчеством естественно и без всяческого насилия увлекает за собой детей.                                                                      Дети старшего возраста уже намного самостоятельнее  в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов. Таким образом, можно сформулировать общие задачи по лепке в этой группе: необходимо развивать у детей любознательность, эстетическое восприятие окружающего мира, уточнять их представление о форме предметов, их различии и сходстве, характерных признаках,  положении в пространстве.                                                                                         Учитывая, что ребята этого возраста стали более самостоятельны в творчестве, необходимо поощрять их инициативу, сообразительность.                                                 Техника лепки в этой группе продолжает совершенствоваться. Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способам вытягивания из одного куска глины.                                                                                Ограничивать детей в их стремлении сделать лепку более выразительной за счет выразительных предметов не следует, но необходимо требовать от них более точного и полного изображения формы основных предметов и плотного соединения частей. Если на данном этапе обучения не обращать на это внимания, то дети привыкнут к небрежному изображению формы, излишнему нагромождению предметов на подставке, а это будет большим тормозом в развитии дальнейших умений детей и их творчества.                                                                                                                        

теория и методика изобраз. деят. в дет.саду В.Б. Косминская и т.д.,                                семецветик Ашиков В.И.  Ашикова С.Г.                                                                                                                                                                                        

                                                                                                           

                                    ХОРОШО ЛИ РАЗВИТА У РЕБЕНКА                                                                   ТОНКАЯ МОТОРИКА ПАЛЬЦЕВ РУК                                                                                                                                        

То моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти явления не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, они требуют специального развития.                                                                        

В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.                                                   В первую очередь развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.                                                                

Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.                

        Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, нанизывание бус.                                        Тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развитие речи и подготовки его к письму.                                                                                                                                                                                        СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ                                                                                                                                Комплекс № 1 (гимнастический)                                                                                                                                    

      1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.                                                                                                                                                            

      2. Прижать вплотную руку к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.                                                                                                    

      3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний и указательный.

                                                                                                                                                                               

      4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. С начало поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

                                                                       

      5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Можно сопровождать это словами: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали".

      6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу с начало на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

     7. Ладони лежат на столе. Задача ребенка - поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.                 

                                                                                   

     8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.

                                                                                           

     9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Нужно одной рукой попытаться собрать все карандаши. При этом помогать другой рукой нельзя и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

                                                                                   

     10. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, чтобы сначала сверху оказывался средний палец, а потом - указательный.                                                                                                          

     11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону.

 А теперь попросите его перекатывать пальцами  одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону (см. рис 1).                                                                                                                                                              

     12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться коньчиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца и в другую - с указательного пальца. На одной руке, на другой руке, на обеих сразу. Ребенок должен повторить или делать вместе с вами предложенное упражнение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Комплекс № 2 (рисуночный)                                                                                                                                                Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка (см. рис 2), не отрывая карандаш от бумаги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         УПРАЖНЕНИЕ  "УЗНАЙ, КТО Я"                                                                                                                                        

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это". Руку не отрывать от бумаги (рис.3).                                                                        

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, овощи, фрукты, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку 6-7 лет).                                                                                                                                                                                 ИГРА  "САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ"                                                                                                                                        

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуется бумага и достаточно мягкий карандаш.                                                 Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них - облака (рис.4).

        Вы говорите ребенку: "Смотри, какие облака - одно совсем черное, и самолета почти не видно, а другое - светлое, и самолет хорошо виден". Темные и светлые облака вокруг других ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом - ночью, дом        

 - вечером.                                                                                                                                                        

                                                                                                        УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ                                        К ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ УСИЛИЙ КИСТИ РУКИ                                                                                                                        

Показать ребенку (рис.5), на котором представлен образец, - три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих фигур заштрихована по разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг - средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовало образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начните с одной-двух строк.                        

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ИГРА  "Я САМЫЙ МЕТКИЙ"                                                                                                                                                

Ребенок должен проводить линии карандашом (рис.6, а, б и в), точно попадая в мишени (руку не отрывать).                                                                        

Ребенку даются следующие инструкции:                                                                                                                                

            1.  Попади мячом и сбей палочку.

         2.  Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.                                3.  Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.

        4.  Проведи свой корабль(кратчайшим путем) так, чтобы он не сел на мель.                        5.  Попади мячом в баскетбольную "корзину".                                                6.  Поезжай по извилистой дорожке.                                                        7.  Быстро пробеги по лабиринту.                                                         

            8.  Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).                                9.  Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).                                                                                                                                        М.Н. Ильина  подготовка к школе                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        РИСУНКИ ДЕТЕЙ.                                                                        ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ                                                                                                                                                                                Анализ изобразительного творчества детей-дошкольников представляет собой один из важнейших приемов диагностики отклонений в их развитии и поведении.                        В рисунках отражаются настроение ребенка, его переживания, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознает и еще реже высказывает. Рисунки помогают установить контакт с замкнутым ребенком, реабилитировать его и т.п.                        Своеобразие выполнения рисунков, как правило, во многом зависят от возраста ребенка: обычно чем старше ребенок, тем больше приближается реальности и его изобразительное творчество.        

        Потребность в рисовании  является характерной особенностью каждого ребенка, но более всего увлекаются рисованием дети в возрасте от 3 до 10-12лет.В старшем возрасте  5-6 лет дети уже располагают предметы в соответствии с задуманной композицией.                 В 6-7 лет происходит переход от схематического изображения человека, животных и предметов к реалистическому. Вместе с тем в этом возрасте большая часть детей еще не в состоянии передать пластичность предметов, глубину пространства и перспективу.

        Итак, в дошкольном возрасте дети проходят несколько ступеней т.н. художественного развития. Они искренне выражают в рисунке то главное, что волнует их в жизни, удивляет, восхищает, что они стремятся понять, еще раз пережить, над чем они размышляют.                                                                                  

          Многие исследователи, изучавшие детские рисунки, выделяют три стадии развития детского изобразительного творчества, о чем мы сказали в начале статьи: 1) период каракуль; 2) период схематичных изображений; 3) переходный период к правдоподобному, реалистическому изображению.                                                        Эти стадии художественного развития обычно ребенок проходит в определенном возрасте, однако около 27% детей развиваются "по индивидуальной программе"; при этом с опережением - 12% и с отставанием - 15%.                                                        Как уже говорилось выше, рисунки детей являются богатейшим материалом для диагностики уровня их развития, распознавании различных реакций на социальное окружение и т.п.                                                                                                                                                                

* Так, рисунки детей, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, остаются незавершенными. Ребенок берет лист бумаги, что-то рисует и бросает, затем достает другой, делает на нем несколько штрихов и тоже бросает и т.п. У таких детей в рисунках устойчиво преобладают фантастические агрессивные сюжеты.                                

* При возбуждении и других расстройствах настроения в рисунках детей могут доминировать геометрические формы (без живых существ), напоминающие собой бессюжетную мазню.                                                                        

* Отсутствие композиции и движения в рисунке часто служат дополнительными признаками умственной отсталости ребенка.                                                         

* Рисунки малого размера, по мнению некоторых исследователей, свидетельствуют о робости и излишней застенчивости.                                                                                                                                                

Естественно, что набор различных особенностей детского рисунка практически безграничен, и поэтому изобразительное творчество ребенка не должно рассматриваться изолированно от состояния его здоровья, особенностей личности, поведения, социального окружения и т.п.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                     КОНСУЛЬТАЦИЯ                                                                                                                                                  

                                 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ                                                                        У ДЕТЕЙ 5 - 7ЛЕТ                                                                                                                                                                          

                                                                                   Истоки способностей и дарований

                                                                                    детей - на кончиках их пальцев.                                                                                          В.А. Сухомлинский                                                                                                

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.                                                                                  

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.                                                                Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.                        Как часто приходится слышать от учителей: "Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений,  разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно". Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: "Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между строчками не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назавёш".                                                                 Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. но это не должно ввергать родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.                                                                                                                                                        

                         ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ                                                        РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ                                                                                                                        

Задание выполняется в медленном темпе, с начало одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется два - три раза в день.                                                                

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы детям занятия приносили только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.                                 Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать бантики, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.                                        Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшим.                                                                                                        ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОВТОРИТЬ ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ, - РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ РУК ДОЛЖНА ПРОВОДИТЬСЯ РЕГУЛЕРНО, ТОЛЬКО ТОГДА БУДЕТ ДОСТИГНУТ НАИБОЛЬШИЙ ЭФФЕКТ.                                                                                                                                                                        Тема 1. Детский сад и игрушка                                                                                                                                

        Пальчиковая гимнастика                                                                "ДРУЖБА"                                                                                                                                                        

Дружат в нашей группе                                                                

Девочки и мальчики.                                                                

Мы с тобой подружим                                                                

Маленькие пальчики.                                                                                                                                                

Методические указания. Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать  в ритме стихотворения.                                                                                                                                                

"В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ"                                                        

            В гости к пальчику большому                                                                Приходили прямо к дому

        Указательный и средний,                                                                Безымянный и последний.        

        Сам мизинчик - малышок,

        Постучался на порог.

        Вместе пальчиком - друзья,

        Друг без друга им нельзя.                                                                Методические рекомендации. На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляют только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг от друга. На последние две строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.                                                                                                                                                                                                                                        "НАШИ ПАЛЬЦЫ"                                                                        Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).                        Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак).                                                Эти два - всему указки (показать два указательных пальца),                                        Все подскажут без подсказки (подержать их большими пальцами).                                Пальцы - два середнячка (показать два средних пальца),                                        Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).                                Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы (показать безымянные      

                                    пальцы, остальные придерживать большими пальцами).                                             Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные      

                                    придерживать большими пальцами).                                                                Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные  

                                    сжать в кулаки),                                                                                         Два больших и удалых.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                               "ШАРИК"                                                                                

Надуваем быстро шарик -                                                                

Он становится большим.                                                                

Вдруг наш шарик лопнул,                                                                 

Воздух вышел - ш-ш-ш!                                                                

Стал он тонким и худым.                                                                

Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаютсякончиками. Дуем на них - пальцы принимают форму шара. Воздух выходит - пальцы в исходное положение.                                                                                                                                                                                                                                        

                                           "ФИГУРКИ ИЗ ПАЛОЧЕК"                                                Как высоко качели взлетают                                                                И детишек веселых качают.                                                                                                                                                                                                                                        

            ИГРА (выложить бобами по нарисованному контуру).                                                                                                                                                ИГРУШКА                                                                        

Выложи бобами                                                                        

тонкую дорожку -                                                                         

И узнаешь ты меня,                                                                        

Ведь игрушка я твоя.                                                                                                                                                                                                                                КОЛЬЦО                                                

Выйду на крылечко,                                                                        

Вынесу колечко,                                                                         

Я его вместо игрушки                                                                

Подарить хочу Валюшке.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                     ДОРИСУЙ УЗОР                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ТЕМА 2. "Ягоды".                                                                                                                                        

Пальчиковая гимнастика                                                                

" ЗДРАВСТВУЙ"                                                                        

Здравствуй, полянка        большая!                                                        

Здравствуй, трава - мурова!                                                        

Здравствуй, ягодка лесная!                                                                 

Ты поспела и вкусна.                                                                

Мы лукошко несем,                                                                         

Всю тебя мы соберем.                                                                

Методические указания. Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.                                                                                                                                         

                                                       "ТРАВКА"                                                        

Ветерок шуршит травой,                                                                

Прячет ягодку от нас,                                                                

Только мы ее найдем,                                                                

На варенье соберем.                                                                

Методические указания. Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное "три питания" пальцами.                                                                                                                                                 

                                          "ФИГУРКИ ИЗ ПАЛОЧЕК"                                                        

В лес гулять мы пошли,                                                                

Корзинку ягод принесли.                                                                                                                                                

                                                       ЗАГАДКА                                                        

Была зеленой, маленькой,                                                                

Потом я стала аленькой,                                                                

На солнце почернела я,                                                                 

И вот теперь я спелая.                                                                

Выложить в ряд, чередуя фасоль и бобы, геометрические фигуры, различные узоры.                                                                                                                                                ДОРИСУЙ УЗОР                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ТЕМА 3. ГРИБЫ                                                                                                                                        

Пальчиковая гимнастика                                                                

"ЭТОТ ПАЛЬЧИК"                                                                         

Этот пальчик в лес пошел,                                                                 

Этот пальчик нашел,                                                                

Этот пальчик чистить стал,                                                                

Это пальчик жарить стал,                                                                

Это пальчик все доел,                                                                

От того и похудел.                                                                        

Методические указания. Загибать по очереди пальцы, начиная с мизинца.                                                                                                                                                                 " ЗА ГРИБАМИ"                                                                Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (ладони скрестить, ладони широко раздвинуть - солнышко).                                                                 

За грибами мы пошли. (Пальцы "идут" по столу, коленями.)                                 

Три лукошка принести. (Показать три пальца).                                                                                                                                                                                                                

                                         "ФИГУРКИ ИЗ ПАЛОЧЕК"                                                В лес с корзинкой я пошел, у пенька грибок нашел.                                                                                                                         

                                                     ИГРА                                                                                Выложить фигуру по нарисованному контуру.                                                                                                                                                                                        

                                                                                                         

                                              "КОРЗИНКА"                                                        

В лес корзинку я беру                                                                

И грибы в нее кладу.                                                                

Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны - ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                          " ГРИБЫ НА ПОЛЯНЕ"                                                        

Кто тут спрятан на картинке?                                                         

Помогите, пальчики!                                                                

Вы по контуру бегите,                                                                

Узнать картинку помогите.                                                                                                                                                

                                                   "ГРУЗДЬ"                                                        

Грусть на солнце греет бок...                                                                        

В кузовок иди, грибок,                                                                

Методические указания. Указательный палец правой руки - ножка; пальцы левой руки вместе - шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. Кузовок - переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, "забирая" к себе грибок.                

Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Предложить найти грибок в "Чудесном мешочке" среди нескольких различных игрушек.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ДОРИСУЙ УЗОР                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                ТЕМА 4. ОВОЩИ                                                                                                                                         

Пальчиковая гимнастика                                                                

"ЗАСОЛКА КАПУСТЫ"                                                                

Мы капусту рубим (резкими движениями прямыми кистями вверх и вниз).                 

Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).        

Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).                                                                                                                                                                              "МОРКОВКА"                                                        

Не морковка - загляденье,                                                                

Выросла на удивленье,                                                                

Сочная да вкусная,                                                                        

Для детей полезная.                                                                

Методическое указания. Пальцы правой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.                                                                                                                                                              "ФИГУРКИ ИЗ ПАЛОЧЕК"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Машина везет урожай с полей.                                                                                                                                        

Игра.                                                                                

Задание: выложить горошком по нарисованному контуру.                                                                                                                        

Загадка: Хотя и сахарной зовусь,                                                                      

 От дождя я не размокла,                                                                        

Кругла, крупна, сладка на вкус,                                                                        Узнали вы? Я...(свекла).                                                                                                

Удержание теннисного мяча поочередно между пальцами.                                                                                                                        

                                                ДОРИСУЙ УЗОР                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ТЕМА 5. ФРУКТЫ                                                                                                                                        

Пальчиковая гимнастика.                                                                

                                                 "АПЕЛЬСИН"                                                                        

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки,  растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты).                                                                                 

Эта долька для ежа. (левая рука сжатая в кулак, мизинец отогнут).                         

Эта долька для чижа. (отогнуть безымянный палец).                                        

Эта долька для утят. (отогнуть средний палец).                                                

Эта долька для котят. (отогнуть указательный палец).                                        

Эта долька для бобра. (отогнуть большой палец).                                                

А для волка - кожура. (ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру).                                                                        

Он сердит на нас. Беда! (ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки - как волчьи зубы).                                         Разбегайтесь кто куда! (руки "разбегаются" по столу или по коленкам, стуча пальцами).                                                                                                                                                                                                                                                "СЛИВА"                                                        

Мы пришли в фруктовый сад,                                                                 

Стали сливу собирать.                                                                 

Сливы, сладкие как мед,                                                                

Сами просятся к нам в рот.                                                                

Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой полусогнут и приставлен к сливе (овал).                                                                                                                

                                            "ФИГУРКИ ИЗ ПАЛОЧЕК"                                                        

Очень я люблю варенье,                                                                

Мама варит - объеденье.                                                                                                                                                

                                                               ИГРА                                                                                

Выложить  шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта. Разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них грушу (или другой фрукт).                                

Дать детям кусок гибкой проволоки и совместно с ними сделать из нее контуры различных фруктов и овощей (использовать проволоку в игре "Узнай, что это?").                                                                                                                                                                                                                

                                                                                        Дошкольное воспитание 3,2005                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика эмоций КАЧЕЛИ

Развитие эмоциональной сферы детей...

Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....

Диагностика эмоционального развития дошкольников. Цветовой тест эмоциональных состояний. Рекомендации для педагогов.

Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера....

Диагностика эмоционального состояния дошкольников Цветовой тест М. Люшера

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработ...

Цветная диагностика эмоций ребенка

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоцийи ценностных ориентаций " ДОМИКМ"...

«РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА» (Мир цветовых эмоций)

Предложенное занятие "Разноцветная сказка" является одним из серии занятий по эмоциональному воспитанию детей 5–6 лет. В игровой форме дети учатся по мимике по...

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам....