Диагностика эмоций КАЧЕЛИ
методическая разработка по окружающему миру по теме

Наталья Владимировна Маркина

Развитие эмоциональной сферы детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

по материалам

Н.Л. Кряжевой

 «КАЧЕЛИ» (для детей с 4 лет)

В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2—3 минуты.

Предупреждение: сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Затем участники меняются местами.

«НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ, ПОБЕДИ ЕГО» (для детей с 5лет)

До упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь «го собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечание: повторите упражнение через 1—2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

«ХУДОЖНИКИ-НАТУРАЛИСТЫ (для детей с 4 лет)

Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

Возьмите большой лист белой бумаги или кусок старых обоев и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т. д.

Замечание: после упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая те ощущения раскрепощения, свободы и радости, которые все почувствовали.

Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.

«ДИЗАЙНЕРЫ» (для детей с 4лет)

Для игры необходимо накопить несколько не понравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику, и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразившиеся в своем выражении и красоте лица игроков.

Следите, чтобы «украшали» всех, позволяйте «украшать» и себя.

Совет: после игры хорошенько отмойтесь.

«ЖМУРКИ» (для детей с 4 лет)

Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и игрок снимает повязку.

Предостережение: следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков; как только почувствуете, что игра затянулась, «поддайтесь» с радостью.

«РАССКАЖИ СВОЙ СТРАХ» (для детей с 5лет)

Минимальное количество участников — 2, чем их больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопросы: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

Предостережение: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: страхи темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.

«МЕДВЕЖОНОК» (для детей с 4лет)

Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок

Спит в своей берлоге.

Хоть он не опасен,

Будьте осторожны:

Вы такому шалуну

Не верьте никогда.

«Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.

«УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ!» (для детей с 4 лет)

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

Предостережение: следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка для диагностики детей 4-7 лет "Качели"

Цель методики: Изучение и формирование у детей понятия сравнения. Затрагиваются представления ребенка о весе, количестве, размере предмета, процессы логических рассуждений, мыслительные операции, умен...

Авторская разработка для диагностики детей 4-7 лет "Эмоции"

Цель методики: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.  8 карточек.Буду рада вашим предложениям по их расширению....

ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ (по О.А. Ореховой)

Для детей старшего дошкольного возраста...

Подвижная игрушка "Матрешка на качелях"

Воспитание интереса к местным промыслам Нижегородского края "Семеновская матрешка"....

Цветная диагностика эмоций ребенка

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоцийи ценностных ориентаций " ДОМИКМ"...

LEGO конструирование подвижных моделей качели (качели, карусели)

Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам.Там и взрослым интересно:«LEGO»...