План на межаттестационный период
рабочая программа на тему

на 2015-2020гг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №143 комбинированного вида «Радуга»

Советского района г.Казани

План работы по декоративно-прикладному искусству

 на 2015- 2020  учебные года

Тема самообразования: «Ознакомление детей с народными художественными промыслами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях  собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

        

Воспитатель:   Пантелеева М.Г.  

Казань 2015 год

План работы в подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сентябрь

Игрушка на ярмарку (Дымка).

Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку, рисовать ее на цветной бумаге белилами, а затем выполнять роспись знакомыми элементами, выбирая яркие цвета. Совершенствовать технику рисования кистью, красками, волнистых линий, овалов и т. п. Закреплять умение детей завершать работу, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать интерес к русской культуре, ее традициям.

Разные дымковские игрушки. Альбомные листы разных тонов, гуашь, белила, кисти.

Октябрь

Филимоновская барыня.

Совершенствовать умение детей украшать филимоновским  узором силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы узоров данной росписи. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

Филимоновские барыни. Силуэты барышень вырезанные из бумаги, кисти, гуашь.

Ноябрь

Гжельский чайник

Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи для украшения силуэта чайника; учить видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи. Учить выбирать узор для росписи, сочетая кайму с узором в центре изделия.

Изделия гжельских мастеров, кисти, палитры, гуашь, силуэты чайников вырезанные из бумаги.

Декабрь

Городецкий конь

Расширять представление детей об искусстве Городецких мастеров. Учить рисовать гордых Городецких коней, украшать рисунок цветами, листьями, закреплять технические навыки рисования узоров. Развивать творческую активность, желание рисовать яркий, красочный узор. Проявлять любовь и уважение к народному творчеству.

Изделия Городецких мастеров с изображением коней, образец поэтапного рисования коня. Листы бумаги, тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.

Январь

Распиши любой предмет для украшения кухни по мотивам Городецких мастеров.

Развивать детское творчество на основе получения знаний о Городецкой росписи, ее элементах, колорите, композиции; закреплять технические навыки поэтапного рисования Городецких узоров. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.

Изделия Городецких мастеров. Различные трафареты (кухонная доска, тарелка, крышка для хлебницы), гуашь, кисти.

Февраль

Конь – огонь (Полхов – Майданская роспись)

Продолжать знакомить детей с росписью Полхов – Майдана; учить выделять отдельные элементы рисунка, составлять композицию из цветов, ягод. Развивать цветовое восприятие, учить детей красиво подбирать цвета при рисовании цветочного орнамента. Развивать уважение и интерес к народному декоративно – прикладному творчеству.

Деревянные лошадки с полхов – майданской росписью; образцы цветов, букетов в разных цветовых сочетаниях. Силуэты коней, тонированные в разные цвета, гуашь, белила, кисти.

Март

Укрась матрешку сказочным узором.

Закреплять знания детей об изделиях полхов – майданских мастеров. Учить узнавать роспись, отличать от других. Познакомить детей с матрешкой из Полхов –майдана, рассказать, чем она отличается от других матрешек (семеновские, загородские). Совершенствовать навыки детей в составлении узоров из цветов Закреплять умение рисовать контур черным маркером; рисовать лицо, волосы матрешки, шаль – накидку, грудку – передник в цветах, тренировать детей в подборе красок для выполнения узора в цвете и смешении их на палитре, аккуратном прокрашивании контуров. Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараясь вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

Полхов – майданские, загородские, семеновские матрешки, образцы цветочных орнаментов Полхов – Майданской росписи, силуэты матрешек, вырезанные из бумаги и тонированные в разные цвета, гуашь, белила, кисти.

Апрель

Роспись салфетницы (вазы). Хохлома.

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью; закреплять умение рисовать растительно – травяной орнамент легкими круговыми движениями руки. Предложить детям придумать и нарисовать узор по мотивам хохломской росписи, чередуя знакомые элементы с новыми – цветами и листьями. Развивать самостоятельность и творческую активность.

Изделия хохломских мастеров, образцы выполнения основных элементов; листы бумаги, тонированные желтым цветом, вырезанные в форме ваз или салфетниц, гуашь, кисти.

Май

Роспись тарелки по мотивам хохломы.

Продолжать знакомить с хохломской росписью, ее колоритом, растительно – травяным орнаментом. Учить рисовать красивую веточку с ягодами и листьями, украшать ее знакомыми элементами «травки», выбирать цвета красок для рисования узора в соответствии с фоном. Развивать творческую активность.

Декоративные тарелки с хохломским узором. Листы бумаги круглой формы желтого цвета, гуашь, кисти.

План работы во второй младшей группе на 2016-2017 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

 Сентябрь

Дымковская роспись «Узор в платье».

Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного творчества – дымковской игрушкой. Учить рассматривать дымковские игрушки; узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывным движением руки всем ворсом кисти, выбирать цвет. Развивать самостоятельность.

Бумажные шаблоны для составления узоров (белая бумага квадратной формы). Гуашь, кисточки, вода,  дымковские игрушки, образцы элементов дымковской росписи.

Октябрь

«Дымковская барыня»

Учить детей рассматривать узор на дымковских барынях, называть виды узоров: колечки, круги, точки, линии. Учить украшать квадрат дымковским узором; закреплять умения рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом. Развивать чувство ритма, цвета. Закреплять интерес к русской народной игрушке.

Дымковские барыни, альбом «Дымковская игрушка». Бумага 20 на 20 см, гуашь, кисти.

Ноябрь

Дымковская роспись «Узор на розетте».

Учить рассматривать на дымковских игрушках мотив росписи. Учить украшать середину и фестоны розетта кольцами одного цвета, использовать черный цвет для украшения (точки, черточки). Закреплять умение  рисовать круг, кольцо непрерывным движением руки всем ворсом кисти. Развивать творческую активность, самостоятельность.

 

Декабрь

«Укрась узорами юбку дымковской барыни».

Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, колец, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, Рима в узоре, воспитывать интерес к прикладному творчеству.

Дымковские барыни. Силуэты юбок, гуашь, кисти.

Январь

«Рисование бутона». Городецкая роспись.

Познакомить детей с историей Городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетания цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь и белила, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.

Изделия Городецких мастеров. Квадратные листы бумаги 15 на 15 см тонированные под дерево, гуашь, кисти.

Февраль

«Узор в полосе по мотивам Городецкой росписи».

Продолжать знакомить детей с Городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом – «ромашкой», учить оживлять узор белой краской. Учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки»; выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья.

Городецкие изделия, образцы узоров, альбомные листы тонированные под дерево 15 на 21 см, гуашь, кисти.

Март

«Каргопольская игрушка».

Знакомить с росписью каргопольской игрушки на примере росписи декоративного медведя. Учить кончиком кисти наносить тонкие линии. Воспитывать уважение к мастерам народного промысла.

Каргопольские игрушки.
Силуэт медведя, гуашь, кисти.

Апрель

Рисование узора в полосе «Дорожка». Филимоновская роспись.

Познакомить детей с новым видом народного декоративно – прикладного искусства – филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор в полосе, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.

Филимоновские игрушки, Полосы бумаги размером 11 на 15 см, гуашь, кисти

Май

Филимоновская игрушка. Узор в полосе «Елочка».

Продолжать учить детей рассматривать филимоновские игрушки (коровка, козлик); выделять материал, элементы украшения. Учить рисовать прямые и наклонные лини, длинные и короткие. Учить составлять узор в полосе, используя новый элемент – елочку. Развивать интерес к народному творчеству.

Филимоновские игрушки. Полосы бумаги 11 на 15 см, гуашь, кисти.

План работы в средней  группе на 2017-2018 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сентябрь

Дымковская роспись «Узор в круге».

Учить детей рассматривать дымковских индюков; выделять украшение хвоста. Учить составлять узор в круге, выделяя середину и кайму кольцами одного цвета, кругами другого цвета, украшать их точками и черточками. Закреплять умение рисовать кольцо и круг, самостоятельно выбирая цвета для элементов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Воспитывать интерес к народно – прикладному творчеству.

Дымковские индюки. Белые бумажные круги (диаметр 20 см), гуашь, кисти.

Октябрь

Дымковские кони.

Приобщать детей к истокам русской – народной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копыта, гриву) и элементы украшения – кистью маленького размера. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.

Дымковский конь. Бумага зеленого цвета, гуашь, белила, кисти.

Ноябрь

Дымковский орнамент.

Продолжать знакомить детей с дымковским орнаментом, элементами росписи, цветовой гаммой и приемами выполнения узоров. Закреплять умение составлять узор из колец, кругов и полос на бумаге; выбирать цвета для отдельных элементов и красиво сочетать их, соответственно форме бумаги.

Дымковские игрушки. Листы белой бумаги разной формы, гуашь, кисти.

Декабрь

Каргопольская  роспись. Узор в полосе.

Продолжать знакомить детей с видами декоративно – прикладного искусства – каргопольской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, состоящий из ромбов и косых линий. Развивать интерес к народному творчеству.

Каргопольские игрушки. Полосы бумаги 11 на 15 см, гуашь, кисти.

Январь

Филимоновские цветы.

Учить детей узнавать филимоновскую игрушку, элементы ее росписи, цветовую гамму узоров и способы их выполнения. Познакомить с элементом филимоновской росписи –   «цветком». Показать образцы филимоновских цветов, объяснить последовательность выполнения каждого цветка. Развивать фантазию, цветовое восприятие.

Филимоновские барыни, олешек, барашек. Полосы бумаги желтого цвета, гуашь, кисти.

Февраль

Роспись доски Городецким узором.

Продолжать знакомить с росписью Городца, закреплять знания об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком – «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народному промыслу.

Изделия Городецких мастеров. Альбом, образцы узоров. Бумага тонированная под светлое дерево в форме кухонной доски, гуашь, кисти

Март

Роспись Городецким узором овала (или другой сложной формы).

Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способов выполнения элементов «ромашка», «розан», «купавка». Учить выполнять сложный узор по этапам. Совершенствовать умения самостоятельно создавать узор в выбранной форме. Развивать творческую активность, эстетические чувства.

Изделия Городецких мастеров, образцы росписи. Листы бумаги тонированные под светлое дерево, в форме овалов, кругов и т. д. , гуашь,кисти.

Апрель

Рисование узора в полосе – кайме. (Городецкая роспись).

Знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассматривать гжельскую посуду. Учить рисовать кайму по мотивам Городецкой росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т. п. Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

Изделия гжельских мастеров, белая бумага 25 на 10 см., гуашь, кисти, палитра.

Май

Украшение стакана (бокала) гжельским узором.

Продолжать знакомить с гжельской керамикой. Учить детей любоваться гжельской посудой, отличать ее форму, цвет. Учить рисовать простейший цветок из «капелек», завитков, мазков, располагая их в центре стакана; передавать оттенки синего цвета; закреплять умение рисовать концом кисти. Приобщать к истокам русской народной культуры.

Гжельская посуда. Альбомные листы в форме стаканов, чашечек, гуашь, кисти, палитра.

План работы в старшей  группе на 2018-2019 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сентябрь

Украсить хвост дымковскому индюку (петуху).

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка, закреплять умения составлять симметричный узор. Закреплять умение рисовать всем ворсом кисть и ее концом, выбирать цвета для каждого элемента орнамента.

Дымковские петухи, индюки, картонная заготовка индюка. Бумажные круги или розетты (диаметр 20-30 см), гуашь, кисти.

Октябрь

Роспись платья дымковской барыни.

Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки. Учить рисовать полосы – прямые, косые, тонкие, широкие. Закреплять умение рисовать каждый элемент узора определенным цветом, выбирать яркие, сочные, красиво сочетающиеся между собой цвета. Учить заполнять орнаментом весь лист. Развивать цветовое восприятие.

Дымковские игрушки, образцы лучших работ детей на эту тему. Трафарет платья дымковской барыни, альбомные листы, гуашь, кисти.

Ноябрь

Укрась фартук для куклы филимоновским узором.

Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы, ритмично чередуя их и красиво чередуя цвета. Развивать самостоятельность и творческую активность.

Филимоновские игрушки. Бумажные трафареты фартуков, гуашь, кисти.

Декабрь

Укрась фигурку коровки или коня Филимоновским узорам.

Закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Закреплять умение рисовать кистью или квачами, используя в узоре только  три цвета.

Филимоновские игрушки. Силуэт коровки, коня или птицы, гуашь, кисти.

Январь

Гжель: украшение блюдечка.

Знакомить детей с многообразием гжельских изделий. Учить видеть красоту, сказочность гжельских цветов, выделять в узоре элемент – мазок с оттенком, набирать краску краем кисти с палитры и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну – затем – в другую сторону, получая цветок. Познакомить с понятием чайная пара.

Гжельская посуда. Белые круги бумаги (диаметр 20 см), гуашь, кисти.

Февраль

Рисование цветка на сырной доске.

Рассказать детям об особенностях гжельских узоров – изменение насыщенности цвета в каждом элементе. Учить рисовать цветы – розаны мазками оттенками синего цвета, составлять узор на форме, выделяя середину цветком, букетом, украшать края каймой. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать творческую активность.

Гжельская керамика. Белые альбомные листы, вырезанные в форме доски, гуашь, кисти, палитра.

Март

Украшение крышки Городецкого сундука птицами, цветами.

Продолжать знакомить детей с изделиями Городецких мастеров, их разнообразием. Закреплять знания детей о приемах и этапах выполнения Городецких узоров, их цветовой гамме. Совершенствовать умение детей рисовать украшать панно двумя птицами, смотрящими друг на друга, цветами и листьями. Развивать ритмичность в выполнении росписи.

Изделия Городецких мастеров с нарисованными птицами, образцы росписи, альбомные листы тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.

Апрель

Панно «Золотая рыбка». Хохлома.

Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров хохломы. Учить рисовать легкими, округлыми движениями, с разной степенью нажима на кисть. Вспомнить с детьми отрывок из сказки А. С. Пушкина и предложить нарисовать золотую рыбку в манере хохломских мастеров. Развивать интерес к народным промыслам.

Изделия мастеров хохломы. Сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», альбомные листы тонированные черной краской, гуашь, кисти.

Май

Шиповник. Полхов – Майданская роспись.

Познакомить детей с промыслом Полхов – Майдана. Учить рисовать красивый, большой розовый цветок – шиповник сначала черным маркером, а затем прорисовывать гуашевыми красками, стараясь не выходить за контур. Обратить внимание на то, что мастера Полхов – Майдана могут нарисовать отдельные части цветка другой краской – желтой, голубой.

Деревянные лошадки с Полхов – Майданской росписью, образцы цветов, букетов.
Силуэты коней, тонированные в разные цвета, гуашь, кисти.

План работы в подготовительной группе на 2019-2020 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Сентябрь

Лепка

«Дымковский индюк».

Обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке. Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска глины, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку.

Дымковские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

Октябрь

Рисование

«Как у

 чудо – индюка

 все расписаны бока».

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

Таблицы с элементами дымковской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, кисти, «тычки», ватные палочки.

Ноябрь

Лепка «Филимоновские красавицы».

Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

Филимоновские игрушки и иллюстрации с изображением игрушек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой.

Декабрь

Рисование «Филимоновский хоровод».

Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

Таблицы с элементами филимонвской росписи, игрушки побеленные, темперные краски, перышко.

Январь

Рисование

«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»

Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок. Формировать эстетический вкус.

Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».

Февраль

Рисование

«Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

Март

Рисование

«Украсим кукольную мебель городецким узором» (коллективная работа).

Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с Городецкой росписью, для украшения Городецким узором новых изделий. Учить рисовать новые элементы росписи – Розан, Городецкого коня и птицу. Согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей мебели, пользуясь схемами узора; продолжать формирование навыков совместной работы.

У воспитателя картонная ширма в виде одной-двух комнат и две-три небольшие куклы, картонная мебель: стулья, кресла, стол, диван, кровати и др.., с прикрепленными к ним бумажными частями, которые будут расписываться узорами. Таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, «тычки», трафареты, воздушные фломастеры, зубные щетки, стеки.

Апрель

Рисование «Жостовские подносы»

Познакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Выставка изделий жостова. Видеофильм «Жостовская красота». Бумажные трафареты разной формы черного, красного, желтого, синего цветов; краска гуашь, мягкие кисти.

Май

Рисование «Кружева, как белые ромашки распустили лепестки свои»

Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Учить украшать узором изделия из трафаретов. Учить сочетать плотные части узора с легкой воздушной сеткой. Использовать в работе нетрадиционную технику рисования – черно-белый граттаж.

Кружевные изделия вологодских мастериц; репродукция картины В. Тропинина «Кружевница». Видеофильм «Вологодские кружева», Сказка «Семь Катерин». Таблица с элементами кружев. Бумага черного цвета размером 20*30 см., краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План на межаттестационный период

План на межаттестационный период 2015-2020гг....

Индивидуальный план в межаттестационный период

Направление, содержание, периодичность работы в межаттестационный период....

План на межаттестационный период

«Связь музыкального воспитания с экологическим развитием дошкольников»....

Индивидуальный план на межаттестационный период с 2010 - 2015 год Севрикеевой Ю.А.

Индивидуальный план на межаттестационный период  с 2010 - 2015 год Севрикеевой Юлии Александровны...

План на межаттестационный период

Подобран материал на ближайшую педагогическую работу в ДОУ....