Развитие изобразительных умений посредством нетрадиционных техник рисования
методическая разработка (старшая группа) на тему
Тема методической работы «Развитие изобразительных умений посредством нетрадиционных техник рисования. Изучив методические рекомендации, конспекты Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, которые построены на формирование основ художественной культуры, развитие творческих способностей, формирование навыков практической работы поставила перед собой следующие задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_vasyuhina_opyt_programma.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска
«Детский сад №207 комбинированного вида»
Опыт работы на тему:
«Развитие изобразительных умений
посредством нетрадиционных техник рисования»
Подготовила: Васюхина Тамара Ивановн
Омск-2013г.
Тема методической работы «Развитие изобразительных умений посредством нетрадиционных техник рисования. Изучив методические рекомендации, конспекты Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, которые построены на формирование основ художественной культуры, развитие творческих способностей, формирование навыков практической работы поставила перед собой следующие задачи:
1.Сформировать у детей технические навыки рисования.
2.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3.Развивать художественно-эстетический вкус, чувство света, формы, величины.
4.Воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих умениях в изобразительном творчестве.
5.Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие изобразительных умений непосредственно связано с общим психологическим развитием ребенка, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей и находится под вниманием исследователей и практиков. Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Использование различных материалов (краски, карандаши, восковые мелки, сангина, пластилин, глина, пастель, фломастеры, гуашь, тушь и т.д.), является способностью к самостоятельному созданию нового художественного образа. Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со средней группы по принципу «от простого к сложному».
Детей среднего группы знакомлю с техниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки.
В старшей группе дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начинать с игры. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как пальцевая живопись. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать желание, интерес детей.
Результаты внедрения системы по использованию нетрадиционных техник способствуют:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развитию уверенности в своих силах;
-зрительного восприятия и пространственной ориентировки на листе бумаги;
- развитию пространственного мышления, мелкой моторики рук.
В группе создан художественный уголок «Мастерская художника», в котором размещена выставка художников, есть стенд детского творчества, где дети помещают свои работы.
В результате проделанной работы у детей
-сформированы знания о различных видах изобразительной деятельности, элементарные умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
-развиты творческие способности, умение выражать в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение;
-сформировано умение видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Весь образовательный процесс строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. В соответствии с федеральными государственными требованиями в процессе изобразительной деятельности обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- познание (форма, размер, ориентировка на листе);
- безопасность (осторожное обращение с материалом и инструментами);
- чтение художественной литературы –(стихи, загадки, сказки);
- социализация (проблемные ситуаций, дружеские взаимоотношения;
- коммуникация (беседа, сверстниками, педагогом;
- здоровье (пальчиковые игр, физкультминутки);
- музыка (прослушивание музыкальных произведений, музыкальное сопровождение);
- труд (совместная трудовая деятельность)
Этапы работы
1 Подготовительный этап
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Составить план проекта.
4. Организовать родителей.
5. Провести анкетирование родителей «Знаете-ли вы нетрадиционные техники рисования».
2 Основной этап
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования
3. Обогащать и активизировать словарный запас.
4. Развивать связную речь.
5. Развивать интерес к изобразительному искусству.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
8. Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
9.Прививать художественный вкус.
10.Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.
11.Воспитывать активность и самостоятельность.
12.Воспитывать интерес к окружающему миру
13. Создать развивающую среду по данной тематике.
14.Оформить выставку
3 Заключительный этап
1. Подвести итоги.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Применяю способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. Работа строится на взаимодействие с родителями: они участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развитии личности ребенка. Родители активные участники образовательного процесса, способствуют участию в конкурсах по формированию основ художественной культуры, развитие творческих способностей детей.
Провела диагностику по художественно-эстетическому развитию детей, по результатам образовательной деятельности, что позволяет сделать качественный и количественный анализ развития каждого ребенка. Это достигается путем использования критериев и уровневым подходом к оценке личности ребенка, помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.). Анализ позволяет мне определить алгоритм действий, выбираю методы (наблюдение, беседа, игра, анализ продуктов детской деятельности и формы – индивидуальные, групповые).
С целью повышения уровня развития изобразительных умений в группе организован кружок «Цветные ладошки», основная задача –«Развитие изобразительных умений посредством нетрадиционных техник рисования»
Состав детей
1.Григоренко Лиза 2.Дьякова Виолетта 3.Кункель Ксюша
4.Ефимов Матвей 5.Зарва Ксюша 6.Пенкин Толя
7.Костоусов Никита 8.Кононов Никита 9.Лаврищева Настя
10.Погиба Настя 11.Рубцова Алина 12.Русинова Лилия
13.Туева Ира 14.Фоменко Даша 15.Ванаг Егор
Критерии и показатели уровня развития изобразительных умений у детей.
№ п/п | Критерии | Показатели | Уровень | |
Качественное выражение | Баллы | |||
1. | Умение использовать цвет | Умение передавать реальный цвет предмета | 3 | Высокий |
Умение подбирать цвет с незначительными отступлениями | 2 | Средний | ||
Умение передавать цвет с помощью взрослого | 1 | Низкий | ||
2. | Умение дорисовывать части предмета | Умение передавать более 3 характерных признаков предметов, аккуратно закрашивать изображение | 3 | Высокий |
Умение передавать 2-3 признака и аккуратно закрашивать | 2 | Средний | ||
Умение дорисовывать с передачей 1 признака | 1 | Низкий | ||
3. | Умение составлять композицию сюжета | Умение располагать изображение на листе | 3 | Высокий |
Умение соблюдать пропорциональность в изображении | 2 | Средний | ||
Умение составлять композицию с незначительным искажением | 1 | Низкий |
Сводная таблица уровня развития изобразительных умений
№ | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | Уровень | Баллы |
1 | Лиза Г. | 3 | 2 | 2 | СУ | 6 |
2 | Виолетта.Д | 2 | 2 | 2 | СУ | 6 |
3 | Настя Д. | 2 | 2 | 2 | СУ | 6 |
4 | Матвей Е. | 3 | 3 | 3 | ВУ | 9 |
5 | Ксюша З. | 3 | 3 | 3 | ВУ | 9 |
6 | Толя П. | 1 | 1 | 1 | НУ | 3 |
7 | Никита К. | 3 | 3 | 3 | ВУ | 9 |
8 | Никита К. | 3 | 2 | 1 | СУ | 6 |
9 | Настя Л. | 2 | 2 | 2 | СУ | 6 |
10 | Настя П. | 3 | 3 | 3 | ВУ | 9 |
11 | Алина Р. | 2 | 2 | 2 | СУ | 6 |
12 | Лилия Р. | 2 | 2 | 2 | СУ | 6 |
13 | Ира Т. | 3 | 3 | 3 | ВУ | 9 |
14 | Даша Ф. | 3 | 3 | 3 | ВУ | 9 |
15 | Егор В. | 1 | 1 | 1 | НУ | 3 |
На начало учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 6 детей- 39,6%
Средний уровень - 7детей – 47,2 %
Низкий уровень - 2 детей- 13,2%
Полученные при обследовании детей уровни представлены на рисунке №1
Рисунок №1 показатель уровня развития изобразительных умений
Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительные умения и навыки и использование детьми средств выразительности (цвет, композиция, колорит, линия и др.) в рисовании детей находятся на разных уровнях развития. С помощью различных педагогических методов и приемов необходимо повысить уровень развития изобразительных умений и навыков детей.
Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе дети имеют разный уровень развития изобразительных умений и навыков. У 10% детей низкий уровень развития, 50% средний уровень и высокий уровень 40%.
Проведенная диагностика и её результаты говорят о необходимости проведения систематической, целенаправленной работы по развитию изобразительных умений у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
На конец учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень-10 детей-66,7%
Средний уровень-5 детей-33,3%
Рис.2 Показатель развития изобразительных умений у детей
Проделанная работа показывает, что использование художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов деятельности по изобразительной деятельности с другими областями помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности, развитию изобразительных умений. Качественный анализ результатов показал положительную динамику развития изобразительных умений детей.
Разработана программа и календарно-тематический план кружковой работы по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Перспективный план
По теме «Развитие изобразительных умений посредством нетрадиционных техник рисования» Кружок « Цветные ладошки »2013 – 2014 учебный год
подготовительная группа №8 «Радуга»
Руководители – Васюхина Тамара Ивановна, Смекаленкова Марина Владимировна
Срок реализации программы один год. Состав 15 детей. Продолжительность 25 минут. Среда 16.15
Цель: развитие изобразительных умений посредствам нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1.Знакомить детей с разными техниками изобразительной деятельности.
2.Развивать художественный вкус, чувства цвета, формы, величины.
3.Воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность, уверенность в своих умениях в изобразительном творчестве.
Методы и приемы:
• Практические: игры, показ, продуктивная деятельность (рисование).
• Наглядные: (иллюстрации картин, образцы элементов)
• Словесные: (беседа, объяснение, художественное слово)
Материал и оборудование: краски, цветные карандаши, пастель, фломастеры, гуашь, ватные палочки, трафареты, трубочки, листы бумаги разной величины и др.
Результаты внедрения системы по использованию нетрадиционных техник способствуют:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развитию уверенности в своих силах;
-зрительного восприятия и пространственной ориентировки на листе бумаги;
- развитию пространственного мышления, мелкой моторики рук.
В результате проделанной работы у детей
-сформированы знания о различных видах изобразительной деятельности, элементарные умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
-развиты творческие способности, умение выражать в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение;
-сформировано умение видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Месяц | Дата | Тема | Программные задачи | Литература | Материал | Примечание (Речевой материал) | Количество | Тема | Программные задачи | Литература | Материал | Примечание (Речевой материал) | Количество |
Сентябрь | 04.09 | «ПЛЮШКИ-ЗАВИТУШКИ» | Т.С.Комарова Казакова Р.Г Рисование с детьми дошкольного возраста. | Лист бумаги, гуашь, кисть. | Г.Лагздынь «Яблоко» | 1 | «Пальцевая живопись» Яблоко спелое, красное, сладкое. | Продолжать учить рисовать пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. | Т.С.Комарова Казакова Р.Г Рисование с детьми дошкольного возраста. | Лист бумаги, гуашь, кисть. | Г.Лагздынь «Яблоко» | 1 | |
11.09 18.09 | Печатание подручными материалами»Украсим салфетку» | Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Лист бумаги, гуашь, пробки, палочка, и др. | 2 | Печатание подручными материалами»Украсим салфетку» | Познакомить с использованием знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Лист бумаги, гуашь, пробки, палочка, и др. | 2 | |||
Октябрь | 25.09 02.10 | Рисование методом тычка. «Пушистые зверята» | Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Лист бумаги, ватные палочки, гуашь. | Е. Чарушин «Рассказы о зверях» | 2 | Рисование методом тычка. «Пушистые зверята» | Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Лист бумаги, ватные палочки, гуашь. | Е. Чарушин «Рассказы о зверях» | 2 |
09.10 16.10 23.10 | Кляксография «Чудесные превращения кляксы» | Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Жидкая гуашь, пластмассовая трубочка, лист белой бумаги | 3 | Кляксография «Чудесные превращения кляксы» | Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Жидкая гуашь, пластмассовая трубочка, лист белой бумаги | 3 | |||
Ноябрь | 06.11 | Рисование ладошкой. «Храбрый петушок» | Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Мисочки гуашь, кисть, салфетки, фотографии | В Шипунова «Бравый Петя-петушок» | 1 | Рисование ладошкой. «Храбрый петушок» | Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Мисочки гуашь, кисть, салфетки, фотографии | В Шипунова «Бравый Петя-петушок» | 1 |
13.11 20.11 | Рисование цветными ниточками. «Цветные клубочки» | Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Гуашь, квадратный лист бумаги | 2 | Рисование цветными ниточками. «Цветные клубочки» | Познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Гуашь, квадратный лист бумаги | 2 | |||
|
| ||||||||||||
27.11 04.12 | Набрызг. «Первый снег в лесу» | Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Трафареты, гуашь, стека, щетка, салфетка, лист бумаги. | В.Набоков «Зима» | 2 | Набрызг. «Первый снег в лесу» | Познакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Трафареты, гуашь, стека, щетка, салфетка, лист бумаги. | В.Набоков «Зима» | 2 | |
Декабрь | 11.12 18.12 25.12 | Монотипия. Елочка пушистая» | Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Гуашь, салфетка, кисть, лист бумаги. | С.Черный «Елочка» | 3 | Монотипия. Елочка пушистая» | Развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Гуашь, салфетка, кисть, лист бумаги. | С.Черный «Елочка» | 3 |
09.01 16.01 | Печатание подручными материалами. «Украсим елочку» | Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Пробки, краски, кисть, салфетки. | Г.Лагздынь «Елки водя хоровод» | 2 | Печатание подручными материалами. «Украсим елочку» | Формировать навыки создания несложной цветовой композиции. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Пробки, краски, кисть, салфетки. | Г.Лагздынь «Елки водя хоровод» | 2 | |
Январь | 23.01 30.01 06.02 | Граттаж «Зимняя ночь» | Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Затонированный лист бумаги, палочка, салфетка. | Плещеев «Зима» | 3 | Граттаж «Зимняя ночь» | Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Затонированный лист бумаги, палочка, салфетка. | Плещеев «Зима» | 3 |
Февраль | 13.02 20.02 | Тычкование «Шишки на ветке» коллективная работа | Совершенствовать технику рисования «тычком» | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Тонированные желтые листы бумаги, гуашь, фото и эскизы, жесткая кисть, простой карандаш | Г.Лангздынь «Зимой» | 2 | Тычкование «Шишки на ветке» коллективная работа | Совершенствовать технику рисования «тычком» | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Тонированные желтые листы бумаги, гуашь, фото и эскизы, жесткая кисть, простой карандаш | Г.Лангздынь «Зимой» | 2 |
27.02 06.03 | «Тычок жесткой сухой кистью» «Мимоза» | Продолжать учить рисовать знакомые предметы в технике «тычок жесткой кистью» | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Гуашь, фото, жесткая кисть, простой карандаш | Г.Лагздынь «Начало весны» | 2 | «Тычок жесткой сухой кистью» «Мимоза» | Продолжать учить рисовать знакомые предметы в технике «тычок жесткой кистью» | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Гуашь, фото, жесткая кисть, простой карандаш | Г.Лагздынь «Начало весны» | 2 | |
Март | 13.03 | Рисование восковыми мелками через трафареты «Разные дома» | Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Восковые мелки, лист бумаги, трафарет. | 1 | Рисование восковыми мелками через трафареты «Разные дома» | Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Восковые мелки, лист бумаги, трафарет. | 1 | ||
20.03 27.03 | Фломастеры, маркер + акварель. «Необычные машины» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Фломастеры, кисть, акварель, лист бумаги. | 2 | Фломастеры, маркер + акварель. «Необычные машины» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Фломастеры, кисть, акварель, лист бумаги. | 2 | |||
Апрель | 03.04 | Печать ластиком. «Весна пришла» | Учить детей печатками из ластика изображать природу весной. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Ластик, затонированный лист бумаги. | А.Толстой «Весна» | 1 | Печать ластиком. «Весна пришла» | Учить детей печатками из ластика изображать природу весной. | Казакова Р.Г. Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста. | Ластик, затонированный лист бумаги. | А.Толстой «Весна» | 1 |
10.04 | Граттаж «Космический пейзаж» | Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | Затонированный лист, палочка, салфетка. | Г.Лангздынь «Космонавты» | 1 | Граттаж «Космический пейзаж» | Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | Затонированный лист, палочка, салфетка. | Г.Лангздынь «Космонавты» | 1 | |
17.04 24.04 | Кляксография«Весеннее дерево» коллективная работа | Совершенствовать умение выполнять рисунок в технике «выдувания» | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | Жидкая гуашь, пластмассовая трубочка, лист белой бумаги | «Весна» | 2 | Кляксография«Весеннее дерево» коллективная работа | Совершенствовать умение выполнять рисунок в технике «выдувания» | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | Жидкая гуашь, пластмассовая трубочка, лист белой бумаги | «Весна» | 2 | |
Май | 08.05 15.05 | Знакомая форма – новый образ «Кораблики в ручейке» | Учить рисовать кораблики, используя в качестве знакомой формы шаблон ступни. Развивать воображение | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | Кисть, краски, лит бумаги, салфетка. | Д.Хармс «Кораблик» | 2 | Знакомая форма – новый образ «Кораблики в ручейке» | Учить рисовать кораблики, используя в качестве знакомой формы шаблон ступни. Развивать воображение | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | Кисть, краски, лит бумаги, салфетка. | Д.Хармс «Кораблик» | 2 |
22.05 29.05 | Тычок жесткой полусухой кистью + манка «Одуванчики в траве» | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | В Шипунова «Одуванчик» | 2 | Тычок жесткой полусухой кистью + манка «Одуванчики в траве» | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения | Т.С.Комарова Рисование с детьми дошкольного возраста | В Шипунова «Одуванчик» | 2 |
Васюхина Тамара Ивановна МДОУ детский сад №207 «комбинированного вида»
Рисование нетрадиционным способом как средство подготовки дошкольников к школе.
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности, умение слушать, понимать и выполнять поставленную задачу. Влияние занятий рисованием на ребенка, прежде всего на его умственное, эстетическое развитие, на формирование его гармонично развитой личности в целом, исключительно велико. Были поставлены следующие задачи;
- создание у детей предпосылок успешного усвоения школьной программы;
-совершенствовать художественные способности детей, умение создавать выразительные художественные образы, развивать творческие способности средствами нетрадиционных методов;
- развивать индивидуальность ребенка с учетом его склонностей, интересов;
- воспитывать гармонично развитую личность ребенка.
Чтобы убедиться в целесообразности работы, была проведена диагностика на выявление уровня знаний, умений и навыков. По результатам диагностики был разработан перспективный план работы с детьми по закреплению знаний об основных и составных, о теплых и холодных цветах, размещению объектов в соответствии с особенностями их формы и величины, совершенствованию техники рисования гуашевыми и акварельными красками, умению детьми экспериментировать с художественными материалами и инструментами, развитию творческих способностей средствами нетрадиционных методов рисования. Работа осуществлялась по следующим направлениям:
- организация и проведение занятий;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- кружковая работа;
- взаимодействие с родителями.
Первое направление работы это организация и проведение занятий по изодеятельности. В основу занятий были положены разработанные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных техник изображения. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, память, мышление, воображение) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Дети средней группы любознательны, их привлекает окружающий мир. К четырем годам координация и движения рук становятся лучше, точнее, движения свободнее. Самое время познакомить детей с «Пальцевой живописью». Малыш рисует пальчиком, ладошкой не только на листе бумаги, но и на асфальте, стекле, доске. Темы для рисования даются сказочные («Солнышко улыбается», «Веселый петушок», «Платье для принцессы»). И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкался, главное чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Используя эту технику развиваем у детей моторику рук, абстрактное мышление, наблюдательность и уверенность в себе.
На занятиях с детьми этого возраста используем еще один способ нетрадиционной техники рисования - “Монотипия”. Особенно удачно и целесообразно использование этого способа при обучении детей изображению пейзажей и сюжетному рисованию. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Ребенок может «оживить» стрекозу, мотылька, бабочку, превратить пушистый шарик в одуванчик. При помощи этой техники легко объяснить детям законы симметрии и ориентировки на листе бумаги.
Элементы театра органично входят в занятия по изодеятельности, способствуют развитию творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Дети знакомятся с театральным искусством, выбрав цветовую гамму, ребенок может передать характер сказочного героя, злой Бабы Яги или доброй Феи с помощью нетрадиционной техники «Кляксография». Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, кусты, деревья дорисовывая кляксы. У ребенка появится желание творить, если эту картину поместить в рамку она украсит интерьер группы или квартиры. На этих занятиях у детей развиваем диалогическую и монологическую речь.
Дети среднего возраста знакомятся с нетрадиционными техниками: монотипия, пальцевая живопись, рисование ватными палочками, размытый рисунок, печать растениями, припечатка. Карандаш, сангина, гуашь, акварельные краски – превосходные средства для выражения своего видения красоты окружающего мира. Дети приобщаются к миру прекрасного, открывая богатство и красоту окружающего мира.
У детей старшего возраста формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. В этом возрасте важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все. Рисование для ребенка – радостный вдохновенный труд, которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Используя нетрадиционные техники рисования, дети радуются, смеются, удивляются, фантазируют. Детям старшего возраста очень интересно использовать в своих рисунках нетрадиционные техники рисования: монотипия, кляксография, набрызг, рисование по мокрой бумаге, печать растениями, техника царапанья, волшебные нити, припечатка, рисование свечой и ластиком и другие.
Использование на занятии музыкальных произведений настраивают детей на единый лад, активизируя их внимание. Слушая музыку дети рисуют природу в разное время года, используя технику царапания «Граттаж». Ребенок палочкой процарапывает пейзажи, натюрморты под музыку П.И.Чайковского, В.А. Моцарта и др. композиторов. Тематика рисунков необычная, фантастическая («Ночь перед рождеством», «Прогулка по луне», «Волшебные облака»). Техника «Граттаж» поможет ребенку усвоить понятия (вертикаль, горизонталь, слева, справа).
Совершенствуя наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус дети часто «путешествуют». Отправляясь в путешествие на ковре-самолете малыши располагаются на ковре, слушают звуки леса, шум моря, а потом воплощают в рисунках свои впечатления и переживания. Также с детьми часто путешествуем в реальные места: на поляну, экскурсию по городу, в театр, в парк и все наблюдения переносим на лист бумаги, используя нетрадиционную технику «Набрызг». Дети изображают («Утро в лесу», «Сосны великаны», «Любимую улицу города»), основываясь на свои впечатления и рассказы воспитателя. У дошкольников совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять ошибки путем анализа.
Путешествия с детьми в лесу собираем изящные листья деревьев и растений. Собранные листья используем при ознакомлении детей с техникой «Печать растениями». Чтобы получить композицию из цветов и трав, потребуется большое терпение. Такую картину или открытку ребенок с радостью подарит маме, бабушке или другу. Юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к окружающему миру.
Предметно – развивающая среда в группе побуждает детей к активной творческой деятельности, самостоятельности, способствует интеллектуальному развитию дошкольников. В уголке изодеятельности «Мастерская художника» дети всегда найдут необходимый материал: акварельные краски, гуашь, сангина, восковые мелки, карандаши, ватные палочки, трафареты, фломастеры, листы бумаги разных размеров.
В группе организован кружок «Цветные ладошки» и разработан перспективный план с учетом поставленных задач. Дети знакомятся с многообразием художественных техник в изобразительном искусстве и развивают навыки рисования нетрадиционными техниками. В группе постоянно проводятся выставка рисунков для родителей и детей детского сада. В свободное от занятий время дети самостоятельно рисуют в уголке изодеятельности, заканчивают начатую работу, делают подарки родителям, раскрашивают рисунки в раскрасках пользуясь необходимым материалом.
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Широкое применение получили коллективные формы работы с родителями в вопросе подготовки детей к школе: родительские собрания, консультации, знакомство родителей со специалистами (психолог, логопед), регулярные “Дни открытых дверей”, на которых родители имеют возможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе. Большое внимание уделяется индивидуальным формам работы с родителями: анкетирование, тематические консультации и тематические беседы с целью обмена мнениями.
За период обучения на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у детей систематизировались знания, они научились самостоятельно пользоваться изобразительным материалом, применять полученные знания, навыки на практике. Дошкольники овладевают словесными обозначениями направлений, развивается речь, моторика рук, умение группировать фигуры, правильно называть величинные понятия. Развитие у детей познавательных интересов, любознательности, умение общаться, слушать и понимать, все это необходимо для успешного усвоения школьной программы.
Васюхина Тамара Ивановна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №207 комбинированного вида» e-mail: tamara_vasuhina@mail.
Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии
изобразительных умений у детей дошкольного возраста.
Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Именно поэтому современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Так как у детского сада и родителей одна цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Развивая с помощью воспитателей и родителей художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Устраивая различные выставки работ, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребенка за прошедшее время обучения. С помощью родителей в группе создан эстетически оформленный уголок кружка “Цветные ладошки”, где хранятся детские работы и имеется журнал со всей информацией тем и программных содержаний каждого пройденного занятия. Параллельно с занятиями детей, стала чаще проводиться работа с родителями, через выступления на групповых собраниях, где заострялось внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для правильного развития их ребёнка, через семинары- практикумы, через индивидуальные беседы, проведение анкетирования на интересующие их темы и последующие разъяснительные беседы. Родители стали откликаться на просьбы детей и руководителя кружка. Использование новых путей сотрудничества позволило создать в детском саду атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Это может быть использование традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, папок-передвижек и др. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить "заочную" консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них.
Главной целью сотрудничества педагогов нашего детского сада с семьей, является: помощь семье в создании полноценных условий для развития ребенка, с ориентацией на психологию ребенка; осознания проблем в межличностных отношениях ребенка с взрослыми и детьми дома, пути их решения. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Таким образом, развивая творческие способности и индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, способствуя гармоничному развитию личности ребенка. Я горжусь, что причастна к становлению личности, оказанию помощи родителям в адаптации детей к дальнейшей жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) в средней группе на тему: "Осеннее дерево".
Нетрадиционная техника рисования...
Конспект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника рисования) в средней группе на тему «Осенний рисунок ветра»
Задачи: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Учить детей рисовать осеннее дерево...
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности (Нетрадиционная техника рисования) и музыке на тему: "Петушок"
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельости (нетрадиционная техника рисования) и музыке на тему: "Петушок"...
"Развитие тонкой моторики у дошкольников с задержкой развития посредством использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности."
Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, не...
КОНСПЕКТ НОД по художественно-эстетическому развитию изобразительной деятельности – нетрадиционные техники рисования (игры и рисование песком) для детей старшей группы
КОНСПЕКТ НОДпо художественно-эстетическому развитиюизобразительной деятельности – нетрадиционные техники рисования(игры и рисование песком) для детей старшей группы...