программа работы логопедического кружка" Говоруша"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа работы логопедического кружка, упражнения, игры, артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_logopedicheskogo_kruzhka_dlya_detey_4.docx | 54.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет «Говоруша»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.
Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.
В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень актуальной.
В соответствии с «Положением о логопедическом пункте», на логопедические занятия зачисляются дети 5-7 лет, хотя многие дошкольники нуждаются в более раннем начале логокоррекционной работы. Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и запустить механизм самокоррекции.
Программа логопедического кружка «Говоруша» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-5 лет, которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия.
При составлении программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 30 занятий (с середины сентября по апрель включительно).
Продолжительность занятия: 20 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей – игрушка попугай Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Говоруша: бегемотиком Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей и др. Эти персонажи – логопедические игрушки - надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
В содержание занятий включены следующие виды работы:
- Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
- Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
- Дыхательные и фонопедические упражнения.
- Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
- Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
- Упражнения на расслабление (релаксация).
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп ипликатором Кузнецова, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Результаты: данная программа апробирована на базе МБДОУ «ДСОВ «Семицветик» п. Андра в 2013 - 2014 учебном году. Анализ результатов работы кружка показал, что систематические занятия по данной программе способствовали:
- коррекции звукопроизношения;
- развитию просодической стороны речи,
- формированию слоговой структуры слова;
- коррекции лексико-грамматической стороны речи;
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей каждого ребенка.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к логопедическим занятиям и работе над речью в целом.
Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.
Перспективный план занятий логопедического кружка «Говоруша» на учебный год
Задачи | Содержание занятий, источник. |
Сентябрь | |
3 – я неделя. Тема. Огород. Овощи. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата.
| Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Запахи» (картотека) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Готовим сок» (картотека) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8 |
7. Релаксация | Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20 |
4 – я неделя. Тема. Огород. Овощи. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека) |
2. Развитие слухового внимания и восприятия. | Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас» |
3. Развитие дыхания. | Игра «Прожорливые овощи» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Помидоры» - М. Ю. Картушина, с. 19 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека) |
Октябрь | |
1 – я неделя. Тема. Сад. Фрукты. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» (имитация жевательных движений), «Оближем губы» (облизывать по кругу верхнюю и нижнюю губу, рот открыт) (картотека) |
2. Развитие слухового и двигательного внимания. | Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 9 |
3. Развитие дыхания | Игра «Прожорливые овощи» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упражнение «Компот» (картотека) |
6. Развитие лексико-грамматических категорий. | Мультимедийная презентация «Большой – маленький» |
7. Релаксация | Упражнение «Устали овощи» |
2 – я неделя. Тема. Сад. Фрукты. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Яблоко» - «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека) |
2. Развитие слухового и внимания и восприятия. | Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек» |
3. Развитие дыхания. | Игра «Прожорливые фрукты» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «По дороге золоченой…» - М. Ю. Картушина, с. 21 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» - О. И. Крупенчук, с. 8 |
6. Развитие лексико-грамматических категорий | Игра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание) |
3 – я неделя. Тема. Дары осени. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Упражнение «Звуки осеннего леса» (фонограмма) |
3. Развитие дыхания | Упр. «Подуй на варенье через трубочку» (для выработки плавной, длительной, непрерывной воздушной струи, идущей посередине языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на ладонь, подставленную ко рту. |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Ежик», - М.Ю. Картушина, с. 6 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?» (картотека игр на описание) |
7. Релаксация | Упражнение «Листики устали» (фонограмма) |
4 – я неделя. Тема. Осень. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Улыбка», «Дождик», «Грибок», «Ветерок» (картотека) |
2. Развитие слухового восприятия и внимания. | Различение звучания музыкальных инструментов (3 – 5) (картотека) |
3. Развитие дыхания. | Дыхательное упражнение «Ветер и листья» - М.Ю. Картушина, с. 5 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Упражнение «Дождик» - В.А. Кныш, с. 11 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» (картотека) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова) |
Ноябрь | |
1 – я неделя. Тема. Как звери к зиме готовятся. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека) |
2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия | Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя») |
3. Развитие дыхания | Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей) |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26 |
2 – я неделя. Тема. Почему медведь зимой спит. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека) |
2. Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса. | Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе) |
3. Развитие дыхания. | Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамическое упражнение «Грибы» - М. Ю. Картушина, с.28 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша» |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы») |
3 – я неделя. Тема. Игрушки. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата.
| Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами…» (картотека). Упр. «Лошадка» |
2. Развитие слухового внимания, чувства ритма. | Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 14 |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Воздушный шарик» (картотека) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Массаж спины «Паровоз» - М. Ю. Картушина, с. 36 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки» (картотека) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Кокое?» (картотека) |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» («Колыбельная») |
4 – я неделя. Тема. Игрушки. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами…» (картотека). Упр. «Шарик лопнул». |
2. Развитие слухового восприятия и внимания. | Игра «Угадай, чей голосок?» (картотека игр) |
3. Развитие дыхания. | Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижнедиафрагмального дыхания) - картотека |
4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. | Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Кинезиологическое упражнение «Оладушки», О. И. Крупенчук, с.12 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Описание игрушки по мнемосхеме. |
Декабрь | |
1 – я неделя. Тема. Зима. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия. | Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3. |
3. Развитие дыхания | Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица. | Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание) |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма) |
2 – я неделя. Тема. Зимние забавы. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие фонематического восприятия, силы и высоты голоса. | Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции). |
3. Развитие дыхания. | Игра «Согреем ладошки»: «ххх» (картотека игр на дыхание) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений | Динамические упражнения «На дворе мороз и ветер» - М. Ю. Картушина , с. 38
|
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Снежки» (картотека пальчиковых игр) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Игры детей зимой» (подбор глаголов и составление простых предложений) |
7. Релаксация | Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма) |
3 – я неделя. Зимние забавы. | |
1.Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Лопатка», «Горка», «Саночки» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие слухового внимания, чувства ритма. | Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах. |
3. Развитие дыхания | Упражнение «Сдуй снежинку с носа» (картотека упражнений на дыхание) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Мы слепили снежный ком» - М. Ю. Картушина, с.41 |
5. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. | Игра «Снежки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Составление рассказа по картинке «Зимние забавы» |
7. Релаксация | Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации) |
4 – я неделя. Тема. Новый год к нам идет. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков. | Игра «Магазин подарков» («купить» подарок можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора. |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш, с. 22 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина, с.43 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Пальчиковая гимнастика «Новый год» - В. А. Кныш, с. 23 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка) |
Январь | |
2 – я неделя. Тема. Рождество. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка». |
2. Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков. | Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с. 31 |
3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики. | «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Холмик, сугроб, горка» - В. А. Кныш, с. 25 |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок») - картотека |
6. Релаксация. | «Рождественская колыбельная (фонограмма) |
3 – я неделя. Тема. Зимняя царица. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Упр. «Погреемся» - В. А. Кныш, с. 25 |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42 |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. | Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» - М. Ю. Картушина, с.52 |
4 – я неделя. Тема. Дикие животные. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27 |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко, с. 7 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» - В. А. Кныш, с. 26
|
5. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук. | Ритмическая игра «Белка» (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов) – картотека логоритмических игр. |
6. Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря | Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация) |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно отдыхать». |
Февраль | |
1 – я неделя. Тема. Как медведь сам себя напугал. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| «Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте, «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27 |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах) |
3. Развитие дыхания и голоса. | Пропевание гласных звуков с движениями рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад (картотека игр) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упр. «Про медведя» - В. А. Кныш, с. 27 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя напугал» (мультимедийная презентация) |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть - лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф. Шопена. |
2 – я неделя. Тема. Домашние животные. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» (Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой: упражнение «Пятачок») , «Индюк «болбочет», «Щенок устал» («Лопатка») |
2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков. | Интерактивная игра «Домашние животные» (Диск «Звуковой калейдоскоп», портал Мерсибо) |
3. Развитие дыхания и голоса. | Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Подвижная игра «Кот и мыши» - М. Ю. Картушина, с.59 |
5. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей животных) – картотека игр с мячом |
6. Релаксация. | Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60 |
3 – я неделя. Тема. Кто какую пользу приносит. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Бублик», «Киска сердится», «Лошадка». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков и их символов. | Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [ы], [и]) – Т. А. Ткаченко, с. |
3. Развитие дыхания и голоса. | Логоритмическая песенка «Овца» (видеоряд) |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. | Динамическое упр. «Шел козел по лесу…» - картотека динамических пауз |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Самомассаж с прищепками «Кусается больно котенок-глупыш…» - О. И. Крупенчук, с. 9 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Кто какую пользу приносит?» (Мультимедийная презентация) |
7. Релаксация. | Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60 |
4 – я неделя. Тема. Попугай Говоруша идет в армию. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»), «Танк» (многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»), «Пароход» (длительно произносить звук «ы»). |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом. |
3. Развитие дыхания и голоса. | Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»). |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных) |
7. Развитие внимания, быстрой реакции. | Игра «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с. 74 |
Март | |
1 – я неделя. Тема. Мамин праздник. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | «Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных) |
3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса. | Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с движением руки) - видеоряд |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных) |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы» |
2 – я неделя. Тема. Посуда. Продукты питания. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка». |
2. Развитие фонематического восприятия | Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека игр на фонематическое восприятие |
3. Развитие звуковысотного слуха , дыхания и голоса. | Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 30 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейн и имитирует замешивание теста, приговаривая стихотворный текст) – О. И. Крупенчук, с. 10. |
6. Развитие грамматики, обогащение словаря. | Упр. «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда» |
7. Релаксация. | Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации») |
3 – я неделя. Тема. Транспорт. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт» (картотека артикуляционных упражнений) |
2. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов. | Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 15 |
3. Развитие дыхания и голоса. | Упражнения «Сдулось колесо» - В. А. Кныш, с. 36 |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. | Упражнение «На улице» - В. А. Кныш, с. 36 |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!» (картотека пальчиковых игр) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Мультимедийная презентация. |
7. Релаксация. | Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). |
4 – я неделя. Тема. Весна. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата.
| Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка», «Лопатка», «Сосулька», «Качели». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука) |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38 |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 38 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц. |
7. Релаксация. | Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). |
Апрель. | |
1 – я неделя. Тема. Перелетные птицы. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки) |
2. Развитие фонематического восприятия. | Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие. |
3. Развитие дыхания, силы голоса. | Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34. |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40 |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали» (картотека пальчиковых игр) |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118 |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц» |
2 – я неделя. Тема. Космическое путешествие. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели». |
2. Развитие фонематического восприятия | Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие. |
3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса. | Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз) |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Упр. «Полет» (картотека логоритмических упр) |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Упр. с массажными колечками Су-джок |
6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря. | Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение). |
7. Релаксация. | Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс» |
3 – я неделя. Тема. Насекомые. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания. | Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков. | Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа |
3. Развитие дыхания и голоса. | Фонопедическое упражнения «Насекомые» (картотека логоритмических игр) |
4. Развитие темпа, ритма и координации речи и движений. | Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!» картотека логоритмических игр) |
5. Развитие мелкой моторики рук.
| Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12 |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация. |
7. Релаксация. | Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»). Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена. |
4 – я неделя. Тема. Итоговое занятие. Весенние сюрпризы от Смешариков. | |
1. Развитие артикуляционного аппарата. | Упр. «Улыбка Нюши», «Дудочка Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное варенье Совуньи», «Качели с Ежиком», «Лошадка с Крошем». |
2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков. | Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов) |
3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса. | Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений |
4. Развитие темпа и координации речи и движений. | Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений |
5. Развитие мелкой моторики рук. | Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений |
6. Развитие связной речи, обогащение словаря | Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения) |
7. Релаксация. | Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре. |
Используемая литература
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Дурова, Н.В. Фонематика. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
- Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
- Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.
Программа рассчитана на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6-7 лет.
Представлена рабочая программа логопеда, включающая целевой, содержательный и организационный раздел. Имеется подробное приложение....
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...
Программа работы логопедического кружка для детей 4-5 лет
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения и развития связной речи у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.Задачи:1. Развитие слухового в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по логопедической работе с детьми 5-6 лет, имеющими нарушения речи в условиях логопедического пункта
Данная рабочая программа предназначена для логопедического обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР (ІІІ уровень) и решает проблему интеграции коррекционной и основной общеразвивающей программы. В ...
План работы городского методического объединения на 2017-2018г.г. Консультация «Составление адаптированной программы для логопедической работы с детьми с ЗПР»
План работы городского методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений на 2017-2018 учебный год.Консультация «Составление адаптированной программы для ло...