« Методическое сопровождение взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»
учебно-методический материал по теме
Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОУ
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Методическое сопровождение взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»
В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (Далее – ФГОС ДО) учитывается важность: … «сотрудничества
Организации с семьей» (п. 1.4, стр. 3) . В основе стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых ( родителей), педагогических и иных работников …. и детей
П. 1.6. Стандарта направлен на решение ряда задач.
Одной из которых является:
… « обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей /законных представителей / в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»,
В п. 1.7. сказано, что «Стандарт является основой для:
… 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
При организации совместной работы музыкального руководителя с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость для семьи (каждому желающему родителю предоставляется возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);
- сотрудничество в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Цель – профессиональная помощь семье в музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей, развитие активной, компетентной позиции родителей в вопросах музыкально-эстетического развития детей.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
►содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
►раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
►акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между музыкальным руководителем и семьей, являются следующие:
►ориентация педагога на работу с детьми и родителями;
►изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их взглядов на воспитание, личностных качеств;
►открытость детского сада семье;
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
- Установление первичных контактов, наблюдение, беседы с воспитателем группы, проведение экспресс-опроса , круглого стола с целью изучения их потребностей.
Важно не только сообщить родителю о том, что Вы планируете , но и узнать, чего он ждет от Вас. Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка, посредством
сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Это может быть информация о некоторых особенностях музыкального развития ребенка, его контактности в общении с Вами и со сверстниками, достижениях . Ознакомление педагога с проблемами семьи .
3. Совместное с родителями формирование творческой личности ребенка и развитие его музыкальной культуры. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, реализуются направления, формы сотрудничества.
- Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
«Интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:
- обмен опытом; выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога ,группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Основополагающей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией, которая включает в себя:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Таким образом, «интерактив» - это специальная форма организации взаимодействия с комфортными условиями , при которых каждый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Основные правила (характеристики) «интерактива»:
Все вышесказанное определяет правила интерактивных форм взаимодействия:
• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. Интерактивное общение способствует развитию личности.
• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией /учебной, воспитательной/. Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
• Успешность применения интерактивных форм предполагает умение применять полученные знания на практике..
Наиболее распространенные формы интерактивного взаимодействия :
►Семейные клубы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .
►Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
►Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.
►Тематические акции помогают активизировать сотрудничество в решении актуальных вопросов развития и воспитания детей. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.
►Совместные праздники и досуги ( тема отдельного семинара)
►Организация открытых занятий
►Интернетобщение ( сайт ДОУ, сайт музыкального руководителя, соцсети), использование ИКТ ( буклеты, брошюры, журналы, диски).
Что мы имеем в итоге ?
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в него ;
- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника решений; каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение ; формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
- показателем эффективности служит удовлетворенность совместной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методический материал(Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей)
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...
Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"
Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...

«Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. ...

Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г....

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...

Педагогический проект "Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО"
Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма, когда принятие любых государственных решений связывается с детством, что нашло отражение в федеральных государственных образов...