Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения.
картотека
Способствуют эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения.
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и мышечной релаксации.
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная подушка. Можно сделать ее более плотной, набив плотный чехол песком или ватой. Такую подушку ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
Иногда и взрослому хочется пнуть такую подушку. Не стесняйтесь сделать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.
Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положительных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплеснуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. Возможны самые разные варианты проведения подушечных боев, один из них - на гимнастической скамейке, перевернутой узкой частью вверх. В бое принимает участие двое детей.
Цель игроков - с помощью подушки сбить своего противника со скамейки.
«Падающая башня». Автор Кряжева Н. Л.
Цель: осознание эффективных форм поведения.
Каждый участник строит из подушек высокую башню, а затем пытается штурмовать ее, залезая на самый верх. Побеждает тот, кто первый «возьмет» башню, не разрушив ее.
Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака».
Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрессия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной рукой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бадминтон, рукой или бейсбольной битой. В нанесение удара включается все тело, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».
Цель: укреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие.
Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.
Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.
Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывание цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему этоудалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет - сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носочки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыбаются.
Цель; снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.
Музыкальное сопровождение занятия аудиокассеты «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоциональному настрою)
Цель: повышение уверенности.
Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не боишься».
Цель: повышение уверенности.
«Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытяни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к груди, отдай ему свою ласку, доброту»
Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.
Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.
«Я рад знакомству с тобой, потому что ты...»
Цель: способствует сплочению группы.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
• подняться и сойти со стула;
• проползти под столом;
• обогнуть озеро;
• перепрыгнуть канаву;
• идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего в берлоге злого медведя;
• прятаться от диких животных
«Волшебные шарики»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят на стульчиках в кругу,
«Сделайте из ладошек лодочку и закройте глаза».
Ведущий каждому в ладошки кладет стеклянный шарик.
«Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки, покатай его, подыши на него, согревая своим дыханием, отдай ему свою ласку, доброту.
Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о своих чувствах».
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Используем детские пластмассовые сабли или подушки. Даем разрешение, тем самым снимаем запрет на агрессию.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации
Кочки - это обручи. Лягушки прыгают с кочки на кочку. Если лягушкам тесно, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет новую кочку. Если между детьми возникает конфликт, то ведущий помогает найти выход.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Время выполнения упражнения 3 минуты.
Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.
Цель: Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.
Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:
- «Попади в кеглю».
- «Пролезь через руки».
- «Бой петухов».
- «Сядь - встань».
Цель: Для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.
Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
Цель: Игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры: Дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т. Волиной «Два друга». Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.
Цель: Эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать, какое поведение, какой черте характера соответствует и как оно оценивается.
Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев. "Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушу. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
- Почему ты стал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама. Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.
- Ведь это я придумал кидаться подушками.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев".
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительные движения.
Ход этюда: Психолог рассказывает детям историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал на юг с родителями. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.
Цель: Игра на сопоставление различных характеров. Коррекция, эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры: Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: "Злюка", "Плакса", "Ревушка"; вместе с психологом дают моральную оценку злости к плаксивости, сравнивают состояния с хорошим настроением рёвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.
Цель: Отражение внутреннего негативного эмоционального напряжения.
Ход игры: Давайте поиграем, я буду Карабасом, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы будете от меня убегать и кричать: «Карабас-Барабас, не боимся мы вас!». Ведущий, страшно рыча и крича: «Догоню, схвачу, на одну ладонь положу, другой прихлопну», - бегает за детьми, а они его поддразнивают. Потом меняются ролями 2-3 раза. Дети становятся после тренингра то бабками-ёжками, то бармалеями, то карабасами или предлагают психологу быть героем, злым, которого они боятся, не любят: волка, крокодила, дракона. В завершение полька «Старый добрый жук».
Цель: Учить детей различать эмоции, показывать выразительные движения.
Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. Вопросы к детям аналогичны вопросам игры «Баба-Яга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Злой и агрессивный ребенок - огорчение родителей, угроза детского коллектива. Обнаружив у своего ребенка признаки агрессии, можно поиграть с ним в игры, предложенные в статье....
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста
Статья содержит примеры и описание игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
Игрыи упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций...
Картотека игр для детей на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций
В данной картотеке представлены игры для детей дошкольного возраста на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций...
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей/
Современные дети испытывают постоянный стресс и напряжение. Как помочь ребёнку в сложные минуты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с играми и упражнени...
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей...