Занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия на тему

Мамонтова Ольга Ивановна

«Путешествие в страну  Красивой речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.docx144.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «А»

Воспитатель: Мамонтова О.И.

Тема: «Путешествие в страну  Красивой речи»

Программное содержание.

Выявить уровень следующих показателей у детей на конец учебного года по обучению грамоте:

  1. Построение модели звукового состава слова звуковой анализ слова
  2. Различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.
  3. Вычленение слов ударных, называние ударного гласного звука.
  4.  Называние слов с заданным звуком.
  5. Воспитание самостоятельности, усидчивости.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня в детском саду отменили все занятия, а чтобы нам не  скучать я приглашаю вас в путешествие в страну Красивой речи.

А в страну Красивой речи  вы попадёте, если пару звуку назовёте.

Игра « Назови пару» в кругу с мячом.

Дети называют твёрдую или мягкую пару к заданному звуку.(д-дь,

рь-р)

Воспитатель: Вот мы и попали в страну Красивой речи. Но что- то никого не видно. А вот письмо. Давайте посмотрим, что там.

«Дорогие ребята! Я королева страны Красивой речи. В моей стране случилась беда. Меня и моих жителей заколдовала  колдунья, и теперь мы  не можем говорить. Чтобы победить  колдунью, нужно выполнить некоторые задания. Я уверена – вы сможете нам помочь, потому что вы много знаете, умеете слушать, думать и красиво отвечать на вопросы. Задания вы найдете в группе если умеете считать»

Воспитатель: Ну что ребята, поможем королеве страны Красивой речи и ее жителям?

Первое задания

Воспитатель: Нужно ответить на некоторые вопросы.

- Что такое речь?

-Из чего состоит наша речь? (из слов)

- Какие бывают слова? (длинные и короткие)

Игра «Поищи слова»

Воспитатель: Найдите в длинных словах короткие слова.

Уточка, столб, хлев, зубр, коса, полк, крот, песок, кулак, пирог.

Воспитатель: Ребята,  из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

-Какие  бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными звуками называем звуки, которые поются)

Второе задание

Воспитатель: На картинку посмотри гласный в слове назови?

-На какие две группы делятся согласные звуки? (согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие)

Третье задание

- Какие бывают согласные звуки? (тв., и мяг.)

-Фишками  какого цвета обозначаются гласные звуки? (фишками красного цвета)

-Фишками какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки? (фишками синего цвета)

-Фишками какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки? (фишками зелёного цвета)

Игра «Кто внимательный?»

Воспитатель называет разные звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные ), а дети в ответ поднимают  соответствующую фишку.

Четвертое задание

Воспитатель: Ребята, а теперь, чтобы выполнить следующее задание нам нужно пройти по узенькой дорожке.

Цвет вашей фишки должен соответствовать первому звуку в слове, по ним вы найдете свои места за столами.

Воспитатель: Почему сел за этот стол? (ответы детей)

Воспитатель: Заполните схему соответствующими фишками, проговаривая слова, последовательно выделяя нужные звуки.

ЗАС

Дети, пользуясь интонационным выделением звука в слове, последовательно вычленяют 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й звуки и каждый раз фиксируют их на картинках-схемах фишками соответствующего цвета.

Ск-ко звуков в этом слове?

-Как ты думаешь? Почему

- назови в слове мягкие согласные,

Тв., согл,

Гл.

-Поставьте ударение

-Назовите ударный гласный звук

Назови слово с тв. Сог.

 С мяг. Сог.

С гл.

Пятое задание

Воспитатель: Сделай столько хлопков, сколько в слове слогов (картинки)?

Шестое задание

Игра «Угадайка»

Воспитатель: Определите сколько звуков в вашем  слове, и отнесите в домики, где столько же окошечек.

Воспитатель: Почему ты, поставил свою картинку в этот домик?

Воспитатель: Молодцы ребята! Больше не осталось заданий. Вы их все выполнили. Вы расколдовали  королеву и её жителей.

Воспитатель: Ну что ребята, нам пора возвращается в детский сад, а вернемся мы, если назовем слова со звуком т, ть.

 (Игра «Назови слова». Дети придумывают слова со звуками  т, ть. За каждое правильное слово дети получают фишку-игрушку.

Анализ и итог

Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь какая-то коробочка.

Воспитатель: Открыть крышку можно лишь вспомнив, какие испытания мы прошли. Открываем коробочку, в которой лежат…(Медали)

Воспитатель: - Почему мы смогли справиться с заданиями? (работали дружно, много думали и хорошо занимались весь год). Молодцы! Я вам успехов, и быть настоящей командой и тогда вы вместе справитесь со всеми трудностями.

  1. Игра « Назови пару» в кругу с мячом.

- Что такое речь?

-Из чего состоит наша речь? (из слов)

- Какие бывают слова? (длинные и короткие)

  1. Игра «Поищи слова»

Найдите в длинных словах короткие слова.

Уточка, столб, хлев, зубр, коса, полк, крот, песок, кулак, пирог.

- А из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

-Какие звуки есть в русском языке? (гласные и согласные)

-Какие звуки мы называем гласными? (Гласными звуками называем звуки, которые поются)

  1. Игра  «Гласный звук назови». (Показываются картинки – схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит, дети называют «Гласные звуки поочередно: А,О,Ы,У,Е,И)
  2. - Какие бывают согласные звуки? (тв., и мяг.)

-Фишками  какого цвета обозначаются гласные звуки? (фишками красного цвета)

-Фишками какого цвета обозначаются твёрдые согласные звуки? (фишками синего цвета)

-Фишками какого цвета обозначаются мягкие согласные звуки? (фишками зелёного цвета)

  1. Игра «Кто внимательный?»

Воспитатель называет разные звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные ), а дети в ответ поднимают  соответствующую фишку.

  1.  «Найди место за столом»

Дети определяют на картинках первый звук, и обозначают соответствующей фишкой)

  1. ЗАС

Ск-ко звуков в этом слове?

-Как ты думаешь? Почему

- назови в слове мягкие согласные,

Тв., согл,

Гл.

-Поставьте ударение

-Назовите ударный гласный звук

ФИЗМИНУТКА

Мы - веселые ребята, Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)

Спортом занимаемся, С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз, Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз) Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай! Вместе с нами приседай! (приседания) и картинку выбирай

  1. Игра «Угадайка»

Определите сколько звуков в вашем  слове, и отнесите в домики, где столько же окошечек.

  1. Игра «Назови слова со звуком т, ть

Детские иллюстрации Ю. Щетинкиной БЕБИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...