Тренинг для аттестующихся педагогов
проект на тему

Маркелова Светлана Владимировна

Содержание работы педагога-психолога с аттестующимися педагогами+тренинг

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_attestuyushchihsya_pedagogov.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

для аттестующихся

педагогов

Подготовила: педагог-психолог

                                               Маркелова С.В.

Пояснительная записка

             Обновление и совершенствование системы образования определяет востребованность непрерывного профессионального  роста педагога (аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образованием — это процесс стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина); управленческий инструмент оценивания (С.Г. Молчанов); механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В.Эмануилова); кадровый ресурс обеспечения системы образования). Условия, направленные на оптимизацию  прогрессивного профессионального развития, создаются в системе  повышения квалификации, переподготовки, а также аттестации педагогических кадров. Вместе с тем           

аттестация создает определенную напряженность в образовательном учреждении, так

как сопряжена с оценочными процессами.  Ее результаты являются очень важными для

личности, во многом  определяют дальнейшую профессиональную реальность.

            Анализ готовности педагогических кадров к аттестации (в течение 2014-2015 года аттестовалось …педагогов детского сада) позволил выявить ряд проблем, в том числе носящих и психологический характер. Были  определены разные группы педагогов: одни самостоятельно способны оценить  свой потенциал и претендовать на адекватную ему категорию; другие – достойны более высокой квалификационной категории, чем та, на которую претендуют, но неуверенны в себе и сами сдерживают свой профессиональный рост; третьи не соответствуют заявленной  категории, но проявляют определенные амбиции; четвертые - вообще стараются избежать аттестационной процедуры. Наблюдалось  также  психологическое отторжение процедуры аттестации у опытных педагогов с большим педагогическим стажем. Педагоги отмечали, что испытывают чрезмерное напряжение и сильные негативные эмоции, неуверенность в себе, страх, растерянность  при прохождении аттестации, затрудняются самостоятельно  решать возникающие проблемы. У части педагогов наблюдалось ухудшение физического состояния (бессонница, отсутствие аппетита, частые головные боли, головокружения, обострение хронических заболеваний, не проходящее состояние усталости даже в начале рабочего дня, снижение внимания и памяти, низкая продуктивность деятельности).        

             Таким образом, была определена необходимость сопровождения аттестующихся педагогов, целью которого является  повышение уровня психологической готовности педагогов к прохождению квалификационных испытаний.

              Изучение информационных источников по данной теме позволило определить, что под психологической готовностью к аттестации подразумевается внутренняя психологическая настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации аттестации.

Модель психологической готовности педагога к аттестации:

Познавательный компонент (профессиональная компетентность: знания, умения, навыки; определённый уровень развития психических процессов, самоорганизация, самоконтроль, планирование).

Поведенческий компонент (знание и понимание процедуры аттестации, наличие стратегии деятельности)

Личностный компонент (наличие личностно-значимой цели аттестации, адекватная самооценка: понимание личностных особенностей, своих сильных и слабых сторон, наличие адекватного отношения к процедуре аттестации, аттестационной комиссии, принятие на себя ответственности за подготовку к аттестации и её результат, владение способами управления своим эмоциональным состоянием)

Психологическое сопровождение аттестующихся педагогов было реализовано в следующих мероприятиях:

  • Тренинг для аттестующихся педагогов
  • Индивидуальные консультации по методическим и организационным вопросам, Индивидуальные консультации по запросам оптимизации эмоционального состояния
  • Рефлексивный анализ подготовки и процедуры аттестации.

Эффективность психологического сопровождения : результаты самой аттестации педагогических работников детского сада и анализ опроса педагогов.

Тренинг для аттестующихся педагогов

Цель: формирование психологической готовности к процедуре аттестации

Задачи:

  1. Создать представления об аттестации как о возможности профессиональной и личностной трансформации.
  2. Способствовать снижению психического напряжения педагогов перед процедурой аттестации, мобилизации  личностных и профессиональных ресурсов для реализации профессиональных планов.
  3. Актуализировать знания и навыки педагогов о методах психофизической саморегуляции.

Ход:

Игра «Ветер дует на…»

Вывод : всех присутствующих объединяет предстоящий процесс аттестации

Упражнение – визуализация «Моё эмоциональное состояние» (с преобразованием)

Упражнение «Чудесный мешочек»

Участник вынимает из мешочка предмет и объясняет «через» него, что такое аттестация. «Аттестация похожа на … , потому что…»

Если сравнить нашу жизнь со  сказкой, то аттестацию можно сравнить с прохождением испытания, преодолением трудностей. Есть такое выражение «Трудностями растём…».

Преодолевая трудности, проходя испытания, мы вырастаем: развиваем свою компетентность, приобретаем знания, умения и навыки, которые пригодятся в будущем, начинаем более чётко видеть перспективу своего развития…

Если посмотреть на процесс подготовки и процедуру аттестации с этой стороны, то …

Упражнение «Аттестация-это…Аттестационная комиссия – это…»

Упражнение «Мои сильные /слабые стороны…»

Мои сильные стороны (Что мне может помочь)

Мои слабые стороны (Что мне может помешать)

  1. Сомнение в своей профессиональной компетентности, своих способностях
  2. Стресс незнакомой ситуации
  3. Стресс ответственности перед ДОУ, родственниками
  4. Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность

Упражнение «Превращаем проблемы в цели» (на основе предыдущего упражнения)

Упражнение «Преодолей препятствие»

Участники стоят в кругу, плотно прижавшись друг к другу плечами. Внутри круга –цель. С «прорывающимся» обговаривается то, к чему он стремится (формулируется как свершившееся событие без частицы «не»).

Релаксация+визуализация «Место покоя»

Вручение памяток.

Рефлексия.

Изменилось ли Ваше эмоциональное состояние сейчас? (По сравнению с началом мероприятия). Каким образом?

Было ли полезным для Вас участие в сегодняшнем мероприятии?  Чем именно?

Информационные ресурсы:

Интернет-ресурсы:

- «Антистресс». (Режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru)

- «Психея» (Режим доступа: http://www.psycheya.ru)

- «Каталог психологической литературы» (Режим доступа: http://www.psycataiog.ru)

- AQUARUN. (Режим доступа: http://www.aquarun.ru)

- Имидж. (Режим доступа: 1) http://garderobchik.com/category-women_figure.html

2) http://www.beautynet.ru/stylearticles/181.html

http://cyberleninka.ru/ ШАХМАТОВА О.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Литература:

Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. — М.: Книголюб, 2004.

Галанова А.С. «Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. Методические рекомендации», Айрис – Пресс 2006г.

Майер А.А., Богословец Л.Г. Сопровождение профессиональной деятельности педагога ДОУ. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012 г.

                                                                                Приложение

Памятка для аттестующихся педагогов.

  • Определите «фронт работы»: что нужно сделать и за какое время.
  • Если есть необходимость, обратитесь за консультацией к методисту, старшему воспитателю, педагогу-психологу.
  • Во время подготовки соблюдайте режим. Лучше всего отдохнуть после умственной нагрузки помогает физический труд или физические упражнения.
  • Постарайтесь подготовиться заранее, не оставляйте на последний день «кучу» недоделок.
  • В своём воображении стремитесь ярко и  чётко представить картину успешной аттестации.

В день  аттестации…

  • Важно хорошо выглядеть (с учётом пожеланий к внешнему виду педагога)
  • Сильные эмоции, а также их полное отсутствие  дезорганизуют умственную деятельность. Постарайтесь  быть в активном бодром состоянии.
  • Если волнение нарастает, выполните дыхательную гимнастику, минутную релаксацию, выпейте стакан воды (можно стакан зелёного чая), помассируйте уши, используйте приём самовнушения.
  • Будьте «здесь и сейчас». Сосредоточьтесь только на  том, что Вы делаете или о чём говорите. (Постарайтесь не отвлекаться на мысли о том, как вас оценивают или другие посторонние мысли)

Успеха!

Рефлексивный анализ подготовки и процедуры аттестации.

Задача: способствовать формированию направленности на дальнейшую реализацию   профессионально-педагогического потенциала аттестующихся педагогов.

Вопросы:

  1. Какие положительные стороны Вашей работы, профессиональные качества личности были отмечены комиссией?

  1. Какие замечания (пожелания) были сделаны Вам комиссией?

  1. Как Вы сами оцениваете прохождение аттестации?

  1. Насколько Вы удовлетворены процессом  подготовки  к аттестации?

-полностью удовлетворена

-испытываю частичную удовлетворённость

- не удовлетворена (с чем это связано)

  1. Насколько Вы были готовы к самой процедуре  аттестации?

-полностью удовлетворена

-испытываю частичную удовлетворённость

- не удовлетворена (с чем это связано)

  1. Было ли эффективным психологическое сопровождение прохождения аттестации?

  1. Определите перспективы своего профессионального и личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ

В данном документе  - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

В помощь аттестующемуся педагогу. Годовой отчет.

В помощь аттестующемуся педагогу. Годовой отчет....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

  Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

Тренинг для аттестующихся педагогов

Тренингдля аттестующихсяпедагогов...

Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».

Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....