Тренинг для аттестующихся педагогов
проект на тему
Содержание работы педагога-психолога с аттестующимися педагогами+тренинг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_attestuyushchihsya_pedagogov.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг
для аттестующихся
педагогов
Подготовила: педагог-психолог
Маркелова С.В.
Пояснительная записка
Обновление и совершенствование системы образования определяет востребованность непрерывного профессионального роста педагога (аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образованием — это процесс стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина); управленческий инструмент оценивания (С.Г. Молчанов); механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В.Эмануилова); кадровый ресурс обеспечения системы образования). Условия, направленные на оптимизацию прогрессивного профессионального развития, создаются в системе повышения квалификации, переподготовки, а также аттестации педагогических кадров. Вместе с тем
аттестация создает определенную напряженность в образовательном учреждении, так
как сопряжена с оценочными процессами. Ее результаты являются очень важными для
личности, во многом определяют дальнейшую профессиональную реальность.
Анализ готовности педагогических кадров к аттестации (в течение 2014-2015 года аттестовалось …педагогов детского сада) позволил выявить ряд проблем, в том числе носящих и психологический характер. Были определены разные группы педагогов: одни самостоятельно способны оценить свой потенциал и претендовать на адекватную ему категорию; другие – достойны более высокой квалификационной категории, чем та, на которую претендуют, но неуверенны в себе и сами сдерживают свой профессиональный рост; третьи не соответствуют заявленной категории, но проявляют определенные амбиции; четвертые - вообще стараются избежать аттестационной процедуры. Наблюдалось также психологическое отторжение процедуры аттестации у опытных педагогов с большим педагогическим стажем. Педагоги отмечали, что испытывают чрезмерное напряжение и сильные негативные эмоции, неуверенность в себе, страх, растерянность при прохождении аттестации, затрудняются самостоятельно решать возникающие проблемы. У части педагогов наблюдалось ухудшение физического состояния (бессонница, отсутствие аппетита, частые головные боли, головокружения, обострение хронических заболеваний, не проходящее состояние усталости даже в начале рабочего дня, снижение внимания и памяти, низкая продуктивность деятельности).
Таким образом, была определена необходимость сопровождения аттестующихся педагогов, целью которого является повышение уровня психологической готовности педагогов к прохождению квалификационных испытаний.
Изучение информационных источников по данной теме позволило определить, что под психологической готовностью к аттестации подразумевается внутренняя психологическая настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации аттестации.
Модель психологической готовности педагога к аттестации:
Познавательный компонент (профессиональная компетентность: знания, умения, навыки; определённый уровень развития психических процессов, самоорганизация, самоконтроль, планирование).
Поведенческий компонент (знание и понимание процедуры аттестации, наличие стратегии деятельности)
Личностный компонент (наличие личностно-значимой цели аттестации, адекватная самооценка: понимание личностных особенностей, своих сильных и слабых сторон, наличие адекватного отношения к процедуре аттестации, аттестационной комиссии, принятие на себя ответственности за подготовку к аттестации и её результат, владение способами управления своим эмоциональным состоянием)
Психологическое сопровождение аттестующихся педагогов было реализовано в следующих мероприятиях:
- Тренинг для аттестующихся педагогов
- Индивидуальные консультации по методическим и организационным вопросам, Индивидуальные консультации по запросам оптимизации эмоционального состояния
- Рефлексивный анализ подготовки и процедуры аттестации.
Эффективность психологического сопровождения : результаты самой аттестации педагогических работников детского сада и анализ опроса педагогов.
Тренинг для аттестующихся педагогов
Цель: формирование психологической готовности к процедуре аттестации
Задачи:
- Создать представления об аттестации как о возможности профессиональной и личностной трансформации.
- Способствовать снижению психического напряжения педагогов перед процедурой аттестации, мобилизации личностных и профессиональных ресурсов для реализации профессиональных планов.
- Актуализировать знания и навыки педагогов о методах психофизической саморегуляции.
Ход:
Игра «Ветер дует на…»
Вывод : всех присутствующих объединяет предстоящий процесс аттестации
Упражнение – визуализация «Моё эмоциональное состояние» (с преобразованием)
Упражнение «Чудесный мешочек»
Участник вынимает из мешочка предмет и объясняет «через» него, что такое аттестация. «Аттестация похожа на … , потому что…»
Если сравнить нашу жизнь со сказкой, то аттестацию можно сравнить с прохождением испытания, преодолением трудностей. Есть такое выражение «Трудностями растём…».
Преодолевая трудности, проходя испытания, мы вырастаем: развиваем свою компетентность, приобретаем знания, умения и навыки, которые пригодятся в будущем, начинаем более чётко видеть перспективу своего развития…
Если посмотреть на процесс подготовки и процедуру аттестации с этой стороны, то …
Упражнение «Аттестация-это…Аттестационная комиссия – это…»
Упражнение «Мои сильные /слабые стороны…»
Мои сильные стороны (Что мне может помочь) | Мои слабые стороны (Что мне может помешать) |
|
Упражнение «Превращаем проблемы в цели» (на основе предыдущего упражнения)
Упражнение «Преодолей препятствие»
Участники стоят в кругу, плотно прижавшись друг к другу плечами. Внутри круга –цель. С «прорывающимся» обговаривается то, к чему он стремится (формулируется как свершившееся событие без частицы «не»).
Релаксация+визуализация «Место покоя»
Вручение памяток.
Рефлексия.
Изменилось ли Ваше эмоциональное состояние сейчас? (По сравнению с началом мероприятия). Каким образом?
Было ли полезным для Вас участие в сегодняшнем мероприятии? Чем именно?
Информационные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
- «Антистресс». (Режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru)
- «Психея» (Режим доступа: http://www.psycheya.ru)
- «Каталог психологической литературы» (Режим доступа: http://www.psycataiog.ru)
- AQUARUN. (Режим доступа: http://www.aquarun.ru)
- Имидж. (Режим доступа: 1) http://garderobchik.com/category-women_figure.html
2) http://www.beautynet.ru/stylearticles/181.html
http://cyberleninka.ru/ ШАХМАТОВА О.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ
Литература:
Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. — М.: Книголюб, 2004.
Галанова А.С. «Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. Методические рекомендации», Айрис – Пресс 2006г.
Майер А.А., Богословец Л.Г. Сопровождение профессиональной деятельности педагога ДОУ. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012 г.
Приложение
Памятка для аттестующихся педагогов.
- Определите «фронт работы»: что нужно сделать и за какое время.
- Если есть необходимость, обратитесь за консультацией к методисту, старшему воспитателю, педагогу-психологу.
- Во время подготовки соблюдайте режим. Лучше всего отдохнуть после умственной нагрузки помогает физический труд или физические упражнения.
- Постарайтесь подготовиться заранее, не оставляйте на последний день «кучу» недоделок.
- В своём воображении стремитесь ярко и чётко представить картину успешной аттестации.
В день аттестации…
- Важно хорошо выглядеть (с учётом пожеланий к внешнему виду педагога)
- Сильные эмоции, а также их полное отсутствие дезорганизуют умственную деятельность. Постарайтесь быть в активном бодром состоянии.
- Если волнение нарастает, выполните дыхательную гимнастику, минутную релаксацию, выпейте стакан воды (можно стакан зелёного чая), помассируйте уши, используйте приём самовнушения.
- Будьте «здесь и сейчас». Сосредоточьтесь только на том, что Вы делаете или о чём говорите. (Постарайтесь не отвлекаться на мысли о том, как вас оценивают или другие посторонние мысли)
Успеха!
Рефлексивный анализ подготовки и процедуры аттестации.
Задача: способствовать формированию направленности на дальнейшую реализацию профессионально-педагогического потенциала аттестующихся педагогов.
Вопросы:
- Какие положительные стороны Вашей работы, профессиональные качества личности были отмечены комиссией?
- Какие замечания (пожелания) были сделаны Вам комиссией?
- Как Вы сами оцениваете прохождение аттестации?
- Насколько Вы удовлетворены процессом подготовки к аттестации?
-полностью удовлетворена
-испытываю частичную удовлетворённость
- не удовлетворена (с чем это связано)
- Насколько Вы были готовы к самой процедуре аттестации?
-полностью удовлетворена
-испытываю частичную удовлетворённость
- не удовлетворена (с чем это связано)
- Было ли эффективным психологическое сопровождение прохождения аттестации?
- Определите перспективы своего профессионального и личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"
В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ
В данном документе - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
В помощь аттестующемуся педагогу. Годовой отчет.
В помощь аттестующемуся педагогу. Годовой отчет....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...
Тренинг для аттестующихся педагогов
Тренингдля аттестующихсяпедагогов...
Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».
Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....