«Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного построения»
материал (средняя группа) на тему
«Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного построения»В возрасте 4 лет вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом»- склонность к романтическому обожанию, и настоящей влюбленности.В поведении девочек появляется кокетство- излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале.
Девочки охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Мальчики больше склонны играть в подвижные игры. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтения большим компаниям.
У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного построения»
Воспитатель дошкольной группы «Непоседы»
Гора –Подольская СОШ
Лаврова Светлана Николаевна
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
СЛАЙД2. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .
Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Воспитание детей с учетом полоролевых особенностей задача сложная, но посильная.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
СЛАЙД3. Актуальность гендерного воспитания
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик .
Все это приводит к тому, чтобы организовать воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом.
СЛАЙД4. В возрасте 4 лет вначале у девочек, а несколько позже у мальчиков встречается явление называемое «детским романтизмом»- склонность к романтическому обожанию, и настоящей влюбленности.
СЛАЙД5. В поведении девочек появляется кокетство- излюбленным занятием становится рассматривание себя в зеркале.
Девочки охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой.
СЛАЙД6. Мальчики больше склонны играть в подвижные игры. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтения большим компаниям.
У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
СЛАЙД7. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какое у нас следующее занятие?), а девочки для установления контакта со взрослыми (А вы к нам еще прийдете?).
Мальчики нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах.
Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики раскачиваются долго.
СЛАЙД8. Девочки все прекрасно воспринимают и во второй, и в пятый раз. Мальчику меньше подходит прием «повторения и закрепления» материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически «выключается».
Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата.
СЛАЙД9. Три направления работы в ДОУ по осуществлению гендерного воспитания:
1.Учет полоролевой принадлежности при осуществлении непосредственно
образовательной деятельности.
2. Организация предметно-развивающей среды.
3.Работа с родителями.
СЛАЙД10 1.Образовательный процесс.
Модель педагогического процесса осуществляет дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При осуществлении совместной деятельности мною учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам- ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения. Цели образовательной деятельности формулируются с учетом половой принадлежности детей .
- (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений;
СЛАЙД11.
на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)
СЛАЙД12.2.Организация предметно-
развивающей среды.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками женского, мужского туалета.
Уголок ряженья располагает как нарядами для девочек, так и костюмами для мальчиков разных мужских профессий и т.д.
• Режимные моменты: утренняя гимнастика,
одевание: мальчики одеваются медленнее, поэтому они одеваются
первые, а потом помогают девочкам.
дежурство: девочки раздают вилки, а мальчики ложки.
СЛАЙД13. Конспект непосредственной образовательной деятельности «Социализация» в группе на тему: "Мальчики и девочки«
Программное содержание:
1. Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.
2. Формировать представления о социальных функциях мужчин и женщин, воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения.
3. Продолжать формирование представлений о родственных связях, понимания роли мужчины и женщины в семье. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра.
4. Развивать классификационные умения, умение сравнивать и различать индивидуальные особенности других детей.
5. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения.
6. Воспитывать доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, учить быть внимательными друг к другу.
7. Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
СЛАЙД14.Проводим беседы: с мальчиками «Мальчики – защитники слабых»;
.беседа с девочками: «Девочки – маленькие хранительницы и утешительницы»;
.рассматривание картин с изображением женщин и мужчин, мальчиков и девочек;
.знакомство с мужскими и женскими профессиями;
Дидактические игры: «Одежда», «Дом добрых дел», «Пожелание», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Портрет», «Благородные поступки», «Волшебный цветок», «За что нам нравятся мальчики (девочки)?», «Как я дома помогаю?», «Вежливые слова», «Отгадай профессию», «Назови имена мальчиков», «Назови имена девочек», «Подарки», «Море любви», «Карусель».( слайд 15)
И девочкам и мальчикам очень нравится дидактическая игра
«Одень куклу-мальчика и куклу-девочку»(бумажные и деревянные) (Слайд 16)
СЛАЙД17.Так же играем в подвижные игры. совместные игры: «Поездка в магазин» - девочки - пассажиры, мальчики – шоферы, «Отправляемся в путешествие» - сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол. Организация игр с учетом гендерного воспитания.
Например: «Дружная карусель». Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). Девочки стоят спиной в круг, лицом к мальчикам. По сигналу воспитателя под музыку оба круга начинают движение в противоположные стороны. По следующему сигналу (когда музыка остановится) дети останавливаются и образуют пары. Детям нужно подружиться так, как скажет ведущий (коленками, щечками, носочками, плечами, носиками и др.). Упражнение проводится несколько раз подряд, чтобы каждый мальчик поприветствовал каждую девочку.
СЛАЙД18. 3этап моей работы- это работа с родителями.
- В первую очередь ответственность за воспитание будущего мужчины или будущей женщины лежит на семье.
- Созерцая гармоничную семью, ребёнок учится уважать индивидуальность каждого родителя. Мама почитаема и уважаема как женщина; она не повышает голос и не критикует мужа в присутствии детей; она внимательна к старшим, а детей окружает теплом и заботой. Папа же авторитетен и силён; уверен и спокоен; преисполнен ответственности и в меру строг с домочадцами. И если семья - это модель мира, то папа - это воплощение бога: справедливого и несущего ответственность за семью.
- Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего ориентированы на равенство полов. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих детей гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.
СЛАЙД19.Отец занимает важную роль в воспитании сына,повышает социальную активность, приобщает к мужской субкультуре, Формирует сексуально-ролевую ориентацию ,дает свою оценку важных для сына ситуаций.
Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов.
СЛАЙД20. И конечно очень важна роль отца в воспитании дочери- создает эталон будущего мужа ,дает уверенность в ее привлекательности, значимости, позволяет усвоить способы поведения мужа и жены, любящий отец дает чувство защищенности. Поэтому образцом поведения для девочки служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т. е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.
К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин.
Поэтому важной неотъемлемой частью работы воспитателей в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное - мужчин!
Проводим также родительские собрания по данной теме и анкетирование родителей. При проведение анкетирования, я выяснила, что некоторые родители даже не понимают что такое полоролевое воспитание и не придают этому значение, в связи с этим я разработала планы работы с родителями через участие в различных выставках, разработках различных буклетов, через различные виды деятельности.
Не смотря на проделанную мною работу и повышения уровня компетентности у родителей, остаётся процент отцов и матерей, которые попрежнему не проявляют заинтересованности в полоролевом воспитании ребёнка.
Слайд21. Для того чтобы привлечь этих родителей к сотрудничеству мною была разработан проект –«Семейное проектирование»
Мною Скорректирован план дальнейшей работы с детьми с учётом гендерного подхода. Также планирую в подготовительной группе использовать элементы гендерного подхода к воспитанию и обучению в каждой НОД по мере возможности.
Работая по данной теме, я надеюсь найти подход к родителям и детям, создать атмосферу доверия, изучить их запросы и ожидания, определить проблемы детей и родителей.
СЛАЙД22. Подвести итог своей работы я хотела бы словами:
«Ребенок – это зеркало семьи;
как капля воды отражается в солнце,
Так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца»
В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приходите к нам в гости!» Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды в группе.
Мы двери в сказку открываем,...
Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного построения (часть1)
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Создание развивающей среды в группе с учетом гендерного построения (часть2)
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...
Консультация для воспитателей организация предметно-развивающей среды в группах с учетом ФГОС
Консультация для воспитателей...
Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС В ДОУ
Образовательная среда- часть совокупность условий целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. ...
Организация предметно-развивающей среды в группах с учетом ФГОС, условий для театрализованной деятельности.
Условия для театрализованной деятельности...
Презентация "Предметно-развивающая среда в группе с учетом календарно-тематического планирования"
Презентация "Предметно-развивающая среда в группе с учетом календарно-тематического планирования"...