Организация форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям современных детей при реализации ОО «Физическое развитие»
статья на тему

Жукене Вера Владимировна

Выступление из опыта работы в рамках городского семинара для воспитателей ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_seminara.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация форм и методов работы,

соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям современных детей при реализации

ОО «Физическое развитие»

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).

Сегодня мы поговорим об этом документе лишь в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое развитие».

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Реализация образовательной области «Физическое развитие» направлена на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Содержание образовательной области «Физическое  развитие» предусматривает решение ряда специфических задач:

  • развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
  • формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации и включает следующие компоненты:

  • непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в семье.

Физкультурные занятия остаются основной формой организационного систематического обучения физическим упражнениям для выработки правильных двигательных умений и навыков.

Чтобы повысить интерес детей к выполнению физических упражнений, используются разнообразные формы проведения физкультурных занятий в соответствии с возрастом детей: традиционные, игровые, сюжетные, тренировочные, тематические, занятия-соревнования, с использованием тренажеров.

Также совместная образовательная деятельность педагогов и детей осуществляется при проведении общеразвивающих упражнений (с предметами, без предметов, сюжетные, имитационные), игр с элементами спорта, спортивных упражнений.

При проведении совместной образовательной деятельности с детьми в режиме дня педагог использует следующие формы и методы:

  • подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
  • оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия (оздоровительный бег, дыхательная гимнастика,  физические упражнения с элементами Хатха-йоги, игровой стретчинг, самомассаж, СУ-ДЖОК-терапия, фитбол, релаксация), тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
  • комплексы закаливающих процедур (солнечные ванны, хождение босиком, аппликации водой, метод солевого закаливания, душ и воздушный душ, оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  • объяснение, показ, иллюстративный материал;
  • дидактические игры;
  • чтение художественных произведений;
  • личный пример.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (подвижные игры, игровые упражнения, имитационные движения, спортивные игры (катание на санках, лыжах, велосипеде и др.), сюжетно-ролевые игры) в режиме дня должно отводится не менее трех часов.

Образовательная деятельность в семье может осуществляться в таких формах, как:

  • экскурсии в природу;
  • пешие прогулки;
  • беседы;
  • совместные игры;
  • походы;
  • занятия в спортивных секциях;
  • посещение бассейна;
  • чтение художественных произведений.

В последнее время, в работе детских дошкольных учреждений, получило большое распространение такая форма работы, как проектная деятельность, и в области физического развития в том числе. В нашем детском саду с успехом были реализованы два проекта. Первый проект – «Спорт и я – друзья!». Цель которого – создание у дошкольников мотивации заниматься физической культурой и спортом. Задачи:

  • Ознакомление детей с различными видами спорта; развитие интереса у детей к выбранному виду спорта.
  • Привитие потребности к здоровому образу жизни, через занятость в спортивных кружках и секциях.
  • Расширение двигательных умений и навыков ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством профессиональных тренеров-преподавателей и действующих спортсменов.
  • Использование социокультурного пространства города Губкина с целью привлечения детей к занятиям спортом.

Второй проект – «Вместе с папой» был направлен на повышение статуса отца и ответственности родителей (отцов) за сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи:

  • Повысить компетентность отцов по вопросам здоровьясбережения дошкольников.
  • Обеспечить практическое активное участие пап в спортивной жизни воспитанников и детского сада.
  • Использовать социокультурное пространство города Губкина с целью привлечения детей и их родителей к занятиям спортом.

В этом учебном году у нас стартовал новый проект под названием «Горняшка» - обучение детей элементам скалолазанья. Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • расширить двигательные умения и навыки детей за счет освоения новых доступных движений с использованием мини-скалодрома;
  • формировать осознанную потребность в  систематических занятиях физической культурой и спортом;
  • способствовать выполнению всех видов испытаний (тестов) для получения знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...

«Современные подходы к проектированию и организации коммуникативной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей»

Коммуникативная деятельность в детском саду предполагает работу по развитию речи и обучению родному языку детей, формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения л...

Методические рекомендации "Эффективное использование в образовательной деятельности форм и методов работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям"

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различн...

Семинар "Эффективное использование в образовательной деятельности методов и форм работы по развитию речи с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальных особенностям."

  Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности ребенка, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В презентации представленна развивающая предметно-пространственная среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детейПолную версию презентации можно скачать и  просмотреть пройдя по сс...