Использование различных видов театра на ООД по татарскому языку
консультация по теме
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: это татарские и русские народные сказки, стихотворения татарских писателей Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, Айдара Халима, Роберта Миннуллина и др. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. А театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, обогащается словарь образными выражениями, такими как, сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: это татарские и русские народные сказки, стихотворения татарских писателей Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, Айдара Халима, Роберта Миннуллина и др. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Задачи театрализованной деятельности по развитию речи.
Средняя группа.
- Пополнять и активизировать словарь детей.
- Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля.
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
- Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
- Формировать интонацию и выразительность речи.
- Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
Старшая группа.
- Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму.
- Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
Подготовительная группа.
- Продолжать активизировать и уточнять словарь детей.
- Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков.
- Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
- Воспитывать культуру речевого общения.
В кабинете татарского языка созданы все условия для ведения театрализованной деятельности детей. Имеется музыкальный центр, ноутбук, аудиодиски с татарскими народными сказками для прослушивания и видеодиски для просмотра мультипликационных фильмов на татарском языке.
В кабинете татарского языка для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:
- Иллюстрации народных сказок
- Маски-шапочки
- Костюмы
- Пальчиковый театр
- Настольный театр
- Плоскостной театр
- Тростниковый театр
- Театр варежек
- Театр конусов
- Кукольный театр.
Театрализованные игры организуем, органично включая в различные занятия по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В учебно-методическом комплекте, который мы получили в этом году, есть несколько видов театров. Это маски для сказок «Репка», «Теремок», плоскостной театр «Курочка Ряба», театр конусов «Три медведя», «Репка», «Колобок». К УМК так же прилагаются аудиодиски с татарскими народными сказками, видеодиски с переводами на татарский язык советских мультфильмов и иллюстрации к народным сказкам. Так же снято 28 мультфильмов по татарским народным сказкам и произведениям татарских писателей.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы помогает решать использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое, то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – методическое пособие "Театрализованная деятельность в раннем возрасте с использованием различных видов театра"
Пособия, используемые на занятиях с детьми. Фотографии и их описание....
Использование различных видов театра на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграф...
Использование различных видов театра в работе с детьми
Использование различных видов театра в работе с детьми...
Использование различных видов театров в работе с дошкольниками с целью художественно-эстетического и речевого развития
Статья опубликована в сборнике «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО» (региональный сем...
Использование различных видов театра для решения задачи на развитие творческих способностей ребенка по ФГОС ДО
меняем среду в соответствии с ФГОС. Театральный уголок....
Занятие по развитию речи с использованием различных видов театров во 2 мл. группе. Тема: "Домашние животные"
Тема: «Домашние животные».Цель:Продолжать закреплять и расширять знания детей о домашних животных, о том какую пользу они приносят человеку.Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими...
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА « В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей старшего дошкольного возраста
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА « В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»для детей старшего дошкольного возраста...