Многофункциональное пособие "Логопедические ромашки"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Многофункциональное пособие "Логопедические ромашки" для фронтальной и индивидуальной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пособие "Логопедические ромашки" | 793.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 42 «Аленький цветочек» Зеленодольского района
Республики Татарстан
Методическое пособие
по логопедии
«Логопедические ромашки»
Учитель-логопед Малашкова И.Н.
2011 г.
Дидактическое пособие «Логопедические ромашки».
Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Пособие состоит из пластмассовых крышек-сердцевинок и картонных лепестков. На крышке приклеен прозрачный карман для сменных кругов с символами, схемами, буквами и т.п. На обратной стороне крышки приклеен магнит для работы на магнитной доске. На картонных лепестках приклеены картинки.
Задача детей – собрать ромашку, т.е. подобрать лепестки с картинками в соответствии с заданием.
Основные достоинства пособия:
- многофункциональная направленность, которая позволяет решать задачи различного характера, в зависимости от возраста детей, логопедического заключения и поставленной педагогом цели;
- участвовать в игре может как один ребенок, так и группа детей;
- удобство при хранении, т.к. занимают очень мало места;
- удобство в использовании: можно использовать на магнитной доске и как настольную игру.
«Логопедические ромашки» могут использоваться:
- при автоматизации и дифференциации звуков;
- при формировании фонетико-фонематических представлений;
- в работе над слоговой структурой слова;
- при подготовке к обучению грамоте;
- при развитии словарного запаса;
- в работе над развитием лексико-грамматического строя речи;
- при формировании связной речи;
- при формировании познавательных процессов.
Приведем некоторые варианты игр.
«Найди свою картинку»
Цель: дифференциация звуков Л – Р в словах.
На сердцевинах буквы или символы дифференцируемых звуков. Логопед раскладывает лепестки с картинками, в названии которых есть звуки Л или Р. Затем логопед распределяет детей на две команды. Одна команда подбирает картинки со звуком Л, другая – со звуком Р.
Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, твердых – мягких звуков.
«Определи первый звук в слове»
Цель: упражнение в выделении первого звука в слове.
Логопед раздает детям лепестки с картинками, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука А ( У, И и т.д.). Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет лепесток к сердцевине с соответствующим символом или буквой.
«Мы ромашку собираем – слова с нужным звуком подбираем».
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие умения подбирать слова с нужным звуком.
На сердцевине изображен символ автоматизируемого звука или буква. Детям предлагается подобрать лепестки с картинками, в названии которых есть нужный звук.
«Раздели слово»
Цель: формирование умения делить слова на слоги.
В игре используются несколько сердцевин, на которых изображены схемы односложных, двухсложных, трехсложных слов. К каждой сердцевине нужно подобрать лепестки, в названии которых есть слова с нужным количеством слогов.
«Прочитай слоги»
Цель: закреплять навыки чтения слогов.
В кармашке сердцевины буква. На лепестках находятся буквы, обозначающие гласные звуки. Дети читают прямые и обратные слоги. Игру можно провести с символами звуков.
«Где находится звук?»
Цель: закреплять умение определять позицию звука в слове.
В игре используются три сердцевины, на которых изображены схематично позиции звука в слове. Дети подбирают лепестки, в названии которых звук находится в начале (конце, середине) слова.
«Кто где живет?»
Цель: учить различать домашних и диких животных.
На сердцевинах изображения домика и елки. На лепестках изображения диких и домашних животных. Логопед предлагает детям прикрепить картинки с дикими животными к елке, а с домашними – к домику.
Так же, подобрав подходящие символы, можно провести игру на дифференциацию овощей – фруктов, животных – птиц и т.п.
«Раскрась предметы»
Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
На сердцевинах изображены цветовые пятна. На лепестках – контурные изображения предметов. Дети называют предметы, согласуя названия с прилагательным в роде и числе, например, красный мяч, красная машина, красное ведро, красные сапоги.
«Посчитай-ка»
Цель: согласование числительных с существительными.
На сердцевине цифры 1, 2, 5, 9. Дети называют картинки на лепестках, согласуя названия с числительными.
«Чего не стало?»
Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания, памяти.
Логопед предлагает детям посмотреть на ромашку и запомнить картинки на ее лепестках. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос логопеда «Чего не стало?». Ответы должны быть полными: «Не стало груши».
«Чей хвост (голова, лапы)?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
На сердцевине находится схематичное изображение хвоста (головы, лап). На лепестках – картинки с изображением животных или птиц. Дети прикрепляют лепестки и называют притяжательные прилагательные, например, лисий хвост ( лошадиная голова, медвежьи лапы).
«Поможем повару»
Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
На лепестках находятся картинки с изображением фруктов, овощей, продуктов. На сердцевинах изображения стакана с соком, кастрюли, банки с вареньем и т.п. Дети образуют относительные прилагательные, например, «Я сварю картофельный суп (клубничное варенье), сделаю вишневый сок».
«Где что находится»
Цель: упражнять детей в употреблении предлогов.
На сердцевинах изображены схемы предлогов. На лепестках – сюжетные картинки. Детям предлагается подобрать к схеме предлога подходящие картинки. Эту игру можно провести как на закрепление в речи одного предлога, так и на дифференциацию предлогов.
«Составь предложение»
Цель: развитие связной речи, логического мышления.
Логопед прикрепляет к ромашке лепестки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу, например, река, ослик, книга. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи и использовать другие слова. Например, «Ослик уронил в речку книгу», «Ослик на берегу реки читает книгу».
«Расскажи по порядку»
Цель: развитие связной речи, умения составлять описательный рассказ, опираясь на схему.
На лепестках находятся символы схемы для составления описательного рассказа. На сердцевину прикрепляется изображение описываемого предмета. Дети берут по одному лепестку в соответствии с порядком описания и составляют предложения.
«Что лишнее?»
Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.
Логопед прикрепляет лепестки с картинками к сердцевине таким образом, чтобы одна из них не соответствовала данной квалификационной группе. Задача детей найти картинку с изображением предмета, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.
Литература
- Т.Б.Уварова. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Н.В.Киселева, Н.Ю.Никитина. Нетрадиционное логопедическое пособие «Логокуб» //Дошкольная педагогика.- № 4. – 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий музыкального праздника "Ромашка-ромашка"
это веселый летний праздник,деткам очень понравился....
" Раз ромашка, два ромашка ..."
Аппликация выполнена ладошками детьми 3-х лет....
Многофункциональное учебно-методическое пособие по познавательно-речевому развитию «Звуковая ромашка»
laquo;Дети охотно всегда чем - нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».Я. Коменский...
Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи»
Сценарий развлечения, посвященного дню Семьи в младшей группе «Ромашки» тема: «Ромашка – символ нашей семьи» Подготовила воспитатель младшей группы Сидякова Людмила Константиновна Задачи. ...
Многофункциональный маркер развивающей предметно-пространственной среды ДОО «Многофункциональный дом»
laquo;Многофункциональный дом» рассчитан на все возрастные категории детей от 3 до 7 лет, занимает мало места при хранении, легко трансформируется, многофункционален, вариативен, что позволяет ...
Сценарий развлечения "Ромашка, ромашка - семейный цветок"
Развлечение посвящённое дню семьи, любви и верности....
АКЦИЯ "РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА..."
АКЦИЯ "РАЗ РОМАШКА, ДВА РОМАШКА..."#любовьиверность#ДетскийсадСолнышкоЧто такое семья для ребенка?Семья – это как маленькая Вселенная, это великий дар. Великий дар, который мы несем вс...