диагностика
материал (старшая группа) на тему

Агафонова Наталья Валерьевна

примерные результаты диагностики по рисованию. Диагностика  детей старшего дошкольного возраста 2-ая логопедическая гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  детей старшего дошкольного возраста

2-ая логопедическая

Обследование детей старшей группы проводилось с помощью диагностического задания, предложенного Комаровой Т.С.. Cроки проведения диагностики октябрь – ноябрь  2014 года.

Детям в качестве тестового задания, предлагалось задание на дорисовывание шести кругов. Оно состоит в следующем: детям даётся стандартный альбомный лист бумаги формата (А4) с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см), на одинаковом расстоянии от верхнего и нижнего края листа. Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги и подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их так, чтобы получилось красиво.

Выбор данного диагностического задания продиктован следующими соображениями: оно является частью продуманной программы тренинга реактивности, направленной на развитие детского изобразительного творчества, и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и даёт им возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Все задания должны иметь в совокупности изображенных образов, общую основу (круг), отражать уровень богатства впечатлений, сложность творческого процесса и уровень развития воображения у детей.12

Выполнение этого диагностического задания оцениваем следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляет тот балл, который выставляется. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставляется оценка 6, если 5, то оценка была 5 и т. д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания всей группы в целом.

По результатам диагностического задания по критерию «Продуктивность» (таблица № 1)  определяем процент продуктивности выполнения задания всей группы.

Таблица № 1.

Сводная таблица «Продуктивности»

№ п\п

Фамилия имя ребёнка

Баллы

Процент продуктивности

1

Аристархов Илья

5

2,8%

2

Арутюнов Пётр

5

2,8%

3

Контарёва Ариша

4

2,24%

4

Кошелева Лиза

4

2,24%

5

Краснов Матвей

4

2,24%

6

Кутенкова Аня

5

2,8%

7

Макаров Максим

4

2,24%

8

Макушин Илья

5

2,8%

9

Матияш Настя

4

2,24%

10

Мишенина Вика

5

2,8%

11

Руденко Аня

5

2,8%

12

Сергеев Вадим

4

2,24%

13

Серенков Арсений

5

2,8%

14

Скотников Павел

4

2,24%

15

Смирнова Кристина

5

2,8%

16

Соколенко Лиза

4

2,24%

17

Саломова  Соня

4

2,24%

18

Фролова Алёна

5

2,8%

19

Чижиков Слава

6

3,36%

20

Чунихина Аня

4

2,24%

Итого;

48,72 %

По полученным результатам определим продуктивность выполнения диагностического задания, всей старшей группой - что составляет 49%.

Следующий критерий - «Разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл - дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла - дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла - дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Оценка «3» - высокий уровень - ставится тем детям, которые наделили предмет образным содержанием преимущественно без повторения одного, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п.), или близкого образа.

Оценка «2» - средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги в изображении очень простых, часто встречающихся в жизни предметов (шарик, мяч, яблоко и т. п.).

Оценка «1» - низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Определяем критерий «Разработанность образа», при выполнении диагностического задания у детей старшего дошкольного возраста, и выделяем уровни сформированности умений,  у детей  при выполнении данного тестового задания.

Результаты обследования представлены в (таблица № 2. «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшей группы»).

Таблица № 2.

 «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшей группы»

Фамилия и имя ребёнка

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

Аристархов Илья

-

+

-

2

Арутюнов Пётр

-

+

-

3

Контарёва Ариша

+

-

-

4

Кошелева Лиза

-

+

-

5

Краснов Матвей

+

-

-

6

Кутенкова Аня

-

+

-

7

Макаров Максим

+

-

-

8

Макушин Илья

-

+

-

9

Матияш Настя

-

+

-

10

Мишенина Вика

+

-

-

11

Руденко Аня

+

-

-

12

Сергеев Вадим

-

+

-

13

Серенков Арсений

-

+

-

14

Скотников Павел

-

+

-

15

Смирнова Кристина

-

-

+

16

Соколенко Лиза

-

+

-

17

Саломова  Соня

+

-

-

18

Фролова Алёна

+

-

-

19

Чижиков Слава

-

-

+

20

Чунихина Аня

-

+

-

Проанализировав  полученные данные по результатам выполнения диагностического задания детьми по критерию «Разработанности образа», можно отметить следующее:

  •  у пяти детей при обследовании выявлен высокий уровень «разработанности образа», а это значит, что они наделили предметы (круги) оригинальными образами;
  • у шестнадцати детей при обследовании выявлен средний уровень «разработанности образа», а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 2-3 признака предмета, и их работах имеются повторы;
  • у девяти детей при обследовании выявлен низкий уровень «разработанности образа», а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 1 признак предмета, и их работах образы закрашены.

Диаграмма № 1.

Повторное обследование детей старшей группы проводилось с помощью диагностического задания, также предложенного Комаровой Т.С. по критериям «Продуктивность» и «Разработанность образа». Cроки проведения повторной диагностики апрель – май  2015 года.

По результатам диагностического задания по критерию «Продуктивность» (таблица № 3.)  определяем процент продуктивности выполнения задания всей группы.

Таблица № 3.

Сводная таблица «Продуктивность»

№ п\п

Фамилия имя ребёнка

Баллы

Процент продуктивности

1

Аристархов Илья

6

3,36%

2

Арутюнов Пётр

5

2,8%

3

Контарёва Ариша

4

2,24%

4

Кошелева Лиза

6

3,36%

5

Краснов Матвей

5

2,8%

6

Кутенкова Аня

5

2,8%

7

Макаров Максим

4

2,24%

8

Макушин Илья

6

3,36%

9

Матияш Настя

5

2,8%

10

Мишенина Вика

5

2,8%

11

Руденко Аня

4

2,24%

12

Сергеев Вадим

6

3,36%

13

Серенков Арсений

4

2,24%

14

Скотников Павел

4

2,24%

15

Смирнова Кристина

6

3,36%

16

Соколенко Лиза

5

2,8%

17

Саломова  Соня

4

2,24%

18

Фролова Алёна

4

2,24%

19

Чижиков Слава

5

2,8%

20

Чунихина Аня

5

2,8%

Итого;

54,88 %

По полученным результатам определим продуктивность выполнения диагностического задания, детей старшего дошкольного возраста составляет 55%.

Следующий критерий - «Разработанность образа», этот критерий определяет полноту и разнообразие выделенных ребёнком и переданных в рисунке признаков, деталей изображаемых предметов и оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл – дорисовывание с передачей одного признака (либо дорисовывание, либо закрашивание);

2 балла – дорисовывание с передачей нескольких (2-3) признаков;

3 балла – дорисовывание с передачей более трех признаков.

К общему баллу может быть добавлен 1 балл, если переданы детали, наиболее ярко характеризующие образ.

Оценка «3» - высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет образным содержанием преимущественно без повторения одного, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочек зверюшек (заяц, мишка и т. п.), или близкого образа.

Оценка «2» - средний уровень – ставится тем детям, которые наделяли все или почти все круги, но допустили почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформили круги в изображении очень простых, часто встречающихся в жизни предметов (шарик, мяч, яблоко и т. п.).

Оценка «1» - низкий балл – ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Определяем критерий «Разработанность образа», при выполнении диагностического задания у детей старшего дошкольного возраста, и выделяем уровни сформированности умений,  у детей  при выполнении данного тестового задания.

Результаты обследования представлены в (таблица № 4. «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшего дошкольного возраста»).

Таблица № 4.

 «Сводная таблица по определению разработанности образа у детей старшего дошкольного возраста»

Фамилия и имя ребёнка

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

1

Аристархов Илья

-

-

+

2

Арутюнов Пётр

-

+

-

3

Контарёва Ариша

-

+

-

4

Кошелева Лиза

-

-

+

5

Краснов Матвей

-

+

-

6

Кутенкова Аня

-

+

-

7

Макаров Максим

-

+

-

8

Макушин Илья

-

-

+

9

Матияш Настя

-

+

-

10

Мишенина Вика

-

-

+

11

Руденко Аня

-

+

-

12

Сергеев Вадим

-

-

+

13

Серенков Арсений

-

+

-

14

Скотников Павел

-

+

-

15

Смирнова Кристина

-

-

+

16

Соколенко Лиза

-

-

+

17

Саломова  Соня

-

+

-

18

Фролова Алёна

-

+

-

19

Чижиков Слава

-

+

-

20

Чунихина Аня

-

-

+

Проанализировав  полученные данные по результатам выполнения диагностического задания детьми двух групп контрольной и экспериментальной, по критерию «Разработанности образа», можно отметить следующее:

  • у одиннадцати детей при обследовании выявлен высокий уровень «разработанности образа», а это значит, что они наделили предметы (круги) оригинальными образами;
  • у девятнадцати детей при обследовании выявлен средний уровень «разработанности образа», а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 2-3 признака предмета, и их работах имеются повторы;
  • при обследовании детей не выявлен низкий уровень.

Ниже в диаграмме № 2., рассмотрены выявленные у детей старшего дошкольного возраста участвующих в экспериментальной работе, уровни сформированности знаний по критерию «Разработанности образа».  

Диаграмма № 2.

                

Далее проанализируем выполнение детьми  старшего дошкольного возраста диагностического задания, предложенного Комаровой Т.С.,  по критериям «Продуктивность», и «Разработанность образа».

 По полученным результатам констатирующего этапа эксперимента выполнения диагностического задания «Продуктивность», всей старшей группой детей, составило 49%, а при выполнении диагностического задания составило 55%.

Далее  сравнивая результаты проведённой диагностики по критерию «Разработанности образа», полученные на констатирующем этапе и контрольном этапе, у детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что на контрольном этапе эксперимента,  происходит значительный рост:

  • высокого уровня, а это значит, что дети наделили предметы (круги) оригинальными образами;
  • среднего уровня, а это значит, что дети при выполнении задания (дорисования кругов) выполнили 2-3 признака предмета, и их работах имеются повторы.

это отражено в диаграмме № 3. «Разработанности образа».

Диаграмма № 3. «Разработанность образа»

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...