Статья для педагогов ДОУ «Роль детского экспериментирования в развитии дошкольников»
статья по окружающему миру на тему
Данная статья поможет педагогам детских садов понять: какую роль для ребенка дошкольного возраста играет детское экспериментирование и насколько актуален данный метод в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_eksperimentirovaniya_statya.docx | 183.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль детского экспериментирования в развитии дошкольников»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».
Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельно...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познават...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что детское экспериментирование – это активная деятельность пра...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самост...
Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стре...
Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.
В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...