Обмен опытом
статья по теме
Человек должен обладать качествами,позволяющие творчески и продуктивно подходить к любым нововедениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_opyta_triz.docx | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях человек должен обладать качествами, позволяющими творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни. Узнав о технологии ТРИЗ, я решила, что это именно то, что мне нужно. Изучив материалы, методы и приемы, прочитав методики Г. С. Альтшуллера –основателя этой теории, ознакомилась с работами А. Н. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изо деятельности», Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.».Системно-функциональный подход и комплекс методов, применяемых в ТРИЗ- технологии, способствуют развитию познавательных и творческих способностей дошкольников решила, что детям будет не только полезно, но и интересно. Думаю, что педагогу, неравнодушному к судьбе своих воспитанников нужно думать о том, как донести знания. Составляя план занятия я продумываю все до мелочей. Если вижу на занятии глаза детей блестят, а активность превышает 100%- занятие удалось – такую возможность дает ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Целью технологии является не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитание творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основой работы с детьми по этой технологии является педагогический поиск, т. е. мы не даем готовые знания, и не раскрываем истину, ребенок должен находить ее сам. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Чему я и учу своих детей. Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все», поэтому дети раскрепощаются, свободно и смело общаются со сверстниками, педагогами, что немаловажно для дальнейшей педагогической деятельности и не только. В своих занятиях я использую методы: поиска истины и сути, выявление противоречий в объекте, разрешение противоречий, изобретательство, решение сказочных задач, выход из сложных ситуаций, мозговой штурм, фокальных объектов, символическая аналогия и т. д. ТРИЗовские игры: «3 лишний», «Хорошо- плохо», «Данетки».,круги Лиллуя.
Дошкольное детство – это тот особый возраст,когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной,эмоциональной,волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммукативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем ,возникающих в той или иной ситуации жизни ребёнка (креативность).Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ(теории решения изобретательских задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей,а научить их мыслить, системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию качеств творческой личности ,способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребёнка педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
В своей работе с дошкольниками я часто использую нетрадиционные техники. В рисовании экспериментально проверена их эффективность, для создания и выразительных образов, т.е. для проявления детской одарённости.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой ,обрывание бумаги и т.д., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных, ниткографии, кляксографии, монотипии, скатывание бумаги, обрывание, тиснение и т.д.
Элементы ТРИЗ и РТВ удачно использую в развитии связной речи. Мы в своей группе поставили себе цель: найти новые методы и приёмы интересные для детей, развивающие их речь. В этом мне помогло изучение методической литературы таких педагогов, как Страунинг А.М. «Росток»и «Методы активизации творческого мышления», Ценниковой В.И. «Чудеса которые рядом или волшебный телевизор»,Ляшко Г.В.,Синицына Г.Н. «Через игру к творчеству»,Сидорчук Т.А. ОООВолга ТРИЗ и другие.
Поставив перед собой задачи:
- Учить детей высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументировано отстаивая собственное мнение.
- Добиваться эмоциональности, выразительности речи,
- Развивать относительную непринужденность, не ускорять, не спешить давать правильные ответы.
Следующим этапом была разработка плана непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ. Согласно плану мы стали оформлять дидактические игры. На занятиях и в свободной деятельности использую игры: «Что герой расскажет о себе», «Поможем друзьям - лоскутками», «Чёрное- белое», «Хорошо-плохо», «Горячий стул», «Придумай новый конец сказке», «Волшебный бинокль», «Круги Луллия» , «Рифмовочка» и т.д.
Очень эффективным в работе оказался такой метод, как составление сказок по схемам . В своей работе стараемся использовать метод эмпатии.
Тризовские приёмы и методы помогают проводить нам наблюдения на прогулках. Например: во время наблюдения за снегопадом, представить себя снежинкой. Что она видела, пока летела на землю.?
В своей работе я использую такой метод ТРИЗ – придумывание начала или конца сюжета.(как например вы смогли это наблюдать на просмотре занятия, когда дети с помощью карточек придумывали новый конец сказке «Колобок».). Скучные описательные рассказы принимают новые творческие формы, дети придумывают продолжение с большим интересом.
В ходе данной работы я пришла к выводу ,что дети начинают более открыто высказывать свои мысли, своё мнение, самые невероятные суждения, необыкновенные идеи, не боясь , что над ними будут смеяться. Считаю, что методы и приёмы ТРИЗ снимают комплекс зажатости, пассивности. У детей сохраняется уверенность в своих способностях, улучшается речь детей. Она стала более выразительной, эмоциональной, логической. Дети стали легче прослеживать последовательность событий, улавливать причинно- следственные связи.
В перспективе я думаю, продолжить и углубить свою работу по развитию речи детей с использованием элементов ТРИЗ и РТВ.(например включить в свою работу метод человечков),а также познакомиться с работой системного оператора более углубленно.
Великие педагоги прошлого доказали, что обучение и воспитание идет во сто крат эффективнее, если оно затрагивает сокровенные уголки сердца ребенка и тесно связано с игрой и творчеством. Решая свои проблемы он учится жить, а не только получает знания. Когда малыш творит, он растет в самом высоком смысле слова. Нам бы очень хотелось, чтобы наши игры помогли развить в детях их творческие способности.
Особенности использования кругов Луллия с детьми
Описание метода.
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
Методические рекомендации по построению системы тренингов.
Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Чтобы поиграть с детьми, необходимо подготовить пособие (вырезать круги, стрелку, картинки. Диаметр кругов (например: 20 – 30 – 40 см). Стрелка вырезается одна .Расположить картинки на кругах. Раскрутить круги, посмотреть на какое сочетание картинок указывает стрелка.
Предлагаем четыре типа заданий:
1 тип: найди реальное сочетание. При объединении картинок под стрелкой формируется реальная картина мира. Составляются предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делаются выводы.
2 тип: объясни необычное сочетание. При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и как можно более достоверно объясняется необычность их взаимодействия.
3 тип: придумай фантастическую историю или сказку. При раскручивании кругов рассматривается случайное совпадение объектов, которое служит основой для фантазирования.
4 тип: реши проблему. В фантастических сказках с героями происходят разные истории, необходимо формулировать проблемы, предлагается выдвигать идеи по их решению
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
Коллаж из сказок .
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Методы ТРИЗ и РТВ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
I. МЕТОДЫ ТРИЗ:
- метод «мозгового штурма»
- метод маленьких человечков
- метод «вепольного анализа»
- метод ассоциаций
- метод синектики
- метод нахождения и разрешение противоречий и сходства (непосредственно изобретательские задачи, которые делят на
а) задачи с недостатком данных (на сужение поля деятельности)
б) задачи прогностического характера
в) собственно изобретательские)
^ II. Методы РТВ:
- круги Луллия
- метод морфологического анализа
- метод фокальных объектов
- метод эмпатии
- типовые приемы фантазирования
(уменьшение – увеличение
изменение строения
изменение подвижности
преобразование свойств времени
прием «Наоборот»)
- метод проектирования и метод получения ИКР
III. Модели составления сказок:
- модель составления сказки с помощью метода "Каталога",
- модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа",
- модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",
- модель составления сказки с помощью ТПФ,
- модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" (вепольного анализа).
Основная форма работы по развитию речи дошкольников методами ТРИЗ и РТВ – систематические творческие задания, задачи и занятия.
Главной задачей развития речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи и освоение форм речи – рассуждения: объяснительной, речи – доказательства, речи – планирования. В помощь для решения этой задачи выберем технологию ТРИЗ, которая была создана Г. Альтшуллером еще в 1946 году (в дошкольное образование она, конечно, пришла намного позже: 1984 год, стартовая площадка – г. Норильск). Почему именно эта методика? Понятно, что любое умение решать задачи связано с умением освобождаться от фрейм, рамок, границ, стереотипов мышления (А. Эйнштейн говорил: «Вы не решите проблему, если будете решать ее таким же способом мышления, которым пришли к ней!»). При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями, поиском выхода из различных ситуаций, а продуктом этой деятельности является мыслительный процесс, в ходе которого дети учатся словами передавать все мыслительные операции, происходящие в процессе решения творческой задачи. Все это и стимулирует развитие речи – рассуждения и ее форм, т.е. решается основная задача развития речи старших дошкольников.
Вот методы ТРИЗ и РТВ, которые используем в работе:
- «Мозговой штурм». Для развития связной речи широко используем этот метод, т.к. он позволяет детям высказывать свое мнение, аргументировать его, учит детей выслушивать других, давать оценку другим. Предлагаем детям разные темы: по хорошо известным сказкам (спасение Колобка от Лисы, Красной Шапочки от Волка), по бытовым проблемам (как выбраться из комнаты, если тебя закрыли, чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши). Одна из задач предлагается для обсуждения и решения воспитателям. Проводим занятия «Дом для Жирафа», «Рыбаки и море», «Мяч и лужа», «Почему моряки в тельняшках ходят» (воспитателям на рассмотрение предлагается один из конспектов). Этот метод тесно работает в паре с
- Методом проектирования и получения ИКР. Метод проектирования позволяет изменять предмет или явления приемами фантастического сложения и вычитания: например: к дому прибавить колеса, из детского сада убрать кухню. При использовании метода ИКР (идеальный конечный результат) сначала формулируется сам ИКР, т.е. ставится задача, например: как спасти Колобка от Лисы? И формулируется ИКР: Лиса сама не захотела его есть. А затем идет рассуждение и выбор способов, которые помогают этого достичь. Предложенный детьми ИКР: убедить Лису, что пение полезно, они останутся с Колобком друзьями, Лиса будет его ото всех защищать, а он ей будет каждый день песни петь. Воспитателям предлагается найти и сформулировать ИКР по одной из проблем. Если метод ИКР расширить, то мы получим
- Метод фокальных объектов. При этом методе мы с детьми экспериментируем с тем, что получится, а затем совершенствуем объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом, в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах. С помощью этого метода мы учим детей придумывать сравнения, загадки, метафоры. Используем его как индивидуально, в свободное время с подгруппой детей, так и как отдельный элемент на занятиях (все модели составления загадок и метафор). Предлагается применить данный метод на конкретном объекте, обсудить результат. При сочинении сказок или историй применяем
- «Типовые приемы фантазирования». Сначала анализируем сказки, где они используются («Репка», «Дюймовочка», «По Щучьему велению», «Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем ситуации на основе этих приемов: например – в детском саду время ушло на 10 лет вперед. Вечером родители пришли за детьми. Что они увидели, почувствовали, спросили? Как дети пойдут домой? Куда придут завтра? – в садик нельзя, а в школу можно? А на работу? Так хорошо это или плохо? Игра «Хорошо – плохо» - очень распространенный прием. Стараемся использовать его практически ежедневно. Эта игра вытекает из еще одного метода ТРИЗ:
- Метода нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на линейные, прогностические и собственно изобретательские. Самая распространенная игра для решения задач с недостатком данных – игра «Данетка». Чтобы решать такие задачи, необходимо научить детей выбирать из всей известной информации ту, которая нужна для решения, т.е. научить детей сужать поле поиска решения. Игры «Да – нет» условно делят на объектные (поиск заданного объекта в линейном, плоскостном или объемном пространстве) и ситуационные (сюжетные). Воспитателям предлагается решить одну из задач «Да – нет». Примером линейной игры является игра «Волшебные поясок», с помощью которой мы не только учим детей задавать вопросы, рассуждать, но и отрабатываем употребление понятий «между, после, перед, слева – справа» и других. Поиски объекта в плоскостных играх помогают нам учить детей оперировать понятиями «верхний левый угол, нижний правый, над, под, центр, справа от…» и т.д. В работе используем картины с пейзажами, иллюстрации к сказкам и рассказам, учебные картины. Этот прием используем на занятиях по развитию речи, экологии, познавательному развитию. Дети хорошо справляются с такими играми, затем используем и объемные игры – поиск объекта в пространстве. Воспитателям предлагается алгоритм сужения поля поиска для детей при отгадывании объекта по набору разнообразных признаков. Он помогает детям быстрее усвоить принципы формулировки вопросов. Ситуационные задачи – игры – это ситуации, для понимания которых не хватает информации. Демонстрируется картотека таких задач, разработанные «Рекомендации по проведению ситуационных задач – игр». Задачи прогностического характера помогают сформировать у детей полноценное системное мышление, обучить умению на основании представлений об объекте и его истории определить линию его развития (делать прогнозы). Решать прогностические задачи помогает «Волшебный экран» (системный оператор). Проводим занятия по книге Цыпенниковой «Чудеса рядом или Волшебный телевизор» (книга предлагается для знакомства и работы). На основе этого метода мы учим детей составлять союзные предложения, используя союзы и, а, но (табуретка твердая, а кресло – мягкое, груша фрукт и яблоко фрукт).
- Метод маленьких человечков. Этот метод позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. На занятиях по экологическому воспитанию используем этот метод, чтобы научить детей анализировать агрегатное состояние вещества и помочь им понять причины такого состояния.
- Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. В детском саду этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз? Что думает звездочка, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? Почему он не спит? Как его успокоить? и т.д. Также широко используем приемы ТРИЗа и РТВ (например, прием наоборот) для проведения творческих игр со словами: «Скажи наоборот» - подбор антонимов, «Скажи по – другому» - подбор синонимов, «что еще значит это слово» - подбор омонимов (предлагается для дальнейшей работы картотека таких игр).
Для того, чтобы начать работу по направлению ТРИЗ И РТВ я составила план работы на первый период:
№ | План работы | срок |
1 | Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей. | сентябрь |
2 | Изучение методической и педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме. Просмотр литературы: Лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации. Составление плана полученных при изучении материалов. | октябрь |
3 | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий. Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми старшей группы в форме свободного общения, в виде диалогов. Показ НОД «Необыкновенные приключения Веселинки и её друзей в королевстве Добра и Справедливости» | ноябрь |
4 | Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Игрушки, дидактические игры. Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей. | декабрь |
5 | Консультация для родителей «Методика ТРИЗ» | январь |
6 | Обмен опытом по использованию ТРИЗ и РТВ в образовательном процессе.(педсовет ДОУ) | январь |
7 | Родительское собрание по использованию технологий ТРИЗ в образовательном процессе: «Что? Где? Когда?» | февраль |
Ожидаемый результат:
В процессе работы вижу, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ожидания.
Используемая литература:
1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:
№ 8 (1988 г.) ;
№ 5, 6 (1989 г.) ;
№ 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;
№ 4 (1993г.) ;
№ 1 (1994 г.) ;
№ 5 (1996 г.) ;
№ 11 (1997 г.) ;
№ 5, 9 (1998 г.) .
4. Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.) .
5. Начальная школа: № 8 (1981 г.) ; №6 (1988 г.) .
6. Статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991. Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ».
7.Посещение курсов – лекций ООО ВОЛГА «ТРИЗ» Т.А. Сидорчук.
8.Страунинг А.М. «Росток»и «Методы активизации творческого мышления»,
9.Ценниковой В.И. «Чудеса которые рядом или волшебный телевизор»,
10.Ляшко Г.В.,Синицына Г.Н. «Через игру к творчеству».
Обмен опыта
воспитателя Поликарповой Ирины Борисовны
по использованию ТРИЗа и РТВ
в образовательном процессе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обмен опытом "Роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка"
Нравсттвенное вопитание детей...
Обмен опытом Тазиной Г.А. по теме " Двигательная активность - средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
Распространение опыта работы воспитателя Тазиной Г.А....
Обмен опытом работы. Сервировка стола. Дежурство детей 6-7 лет.
Показаны навыки и умения детей 6-7 лет дежурить во время обеда, умение сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, воспитание дружеских отношений друг к другу....
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» /ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТЕАТРАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»/ОБМЕН ОПЫТОМ РАБОТЫ/....
Обмен опытом по теме:ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:...
Консультация по обмену опытом "Проведение поэтических вечеров в детском саду"
Консультация по обмену опытом...
Обмен опытом по познавательно-речевому развитию
Учить детей изображать героев знакомой уже сказки.Развивать у детей речь, интерес к художественной литературе, к устному народному творчеству.Воспитывать у детей умение слушать и понимать содержание с...