Тематическая структура этнографического музея "Русская изба"
методическая разработка на тему
Тематическая структура музейной экспозиции «Русская изба».
Музей «Русская изба» представлен в виде трех экспозиционных комплексов устройства избы : печь, красный угол, бабий кут. При входе в музей имеется макет «Внутреннее строение избы», с объяснением основных зон.
Печь. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывалась из кирпича, обмазывалась глиной. Печью не только обогревали избу. В ней пекли хлеб, готовили еду. На печи можно было сушить одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу. Также можно спать.
- Печное место (опечек)– основание печи. Это деревянный сруб из толстых бревен, разделенный пополам. В его верхней части хранилась вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки.
- Устье – выходное отверстие печи.
- Шесток – около устья толстая доска, на которую ставили все то, что в печь идет и что из печи вытаскивают.
Печь дополнена атрибутикой быта того времени: чугунок большой и малый, ухваты, утюги угольный большой и малый, рубель. На печи создана лежанка, с подушками и лоскутным одеялом. Имеется вспомогательный материал по истории предметов: «От рубеля к утюгу», «От лучины к лампе».
Красный угол (красивый).
Здесь стоял стол, скамейки, висели иконы. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол. Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям.
В нашем музее красный угол представлен иконой, украшенным вышитым рушником, большим столом, празднично украшенным, лавкой.
Бабий кут (печно́й угол) — пространство избы между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы. Здесь командовала хозяйка дома, все служило для приготовления пищи. Рядом стояла прялка.
Представлены в шкафу разные виды посуды, который расположены по материалу из которого сделаны : глина, металл, дерево. Также представлен труд хозяина дома плетение из бересты, прутьев: различные корзинки, тарелочки.
Рядом с представленными видами посуды находится выставка народных промыслов «Хохлома» и «Гжель», «Жостово». В музее представлен труд женщины не только приготовлении пищи, но и ткачество и прядение. Имеется прялка, представлены веретена, макет ткацкого станка, антикварные портяжные ножницы, шкатулки для ниток. Стены музея украшены расшитыми рушниками (полотенцами).
От прялки переходим к экспозиции русский народный костюм. Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Часто парни и девушки еще в девятнадцатом веке до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня "руб" - кусок ткани, ведь слово "рубить" когда-то имело значение "резать". Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В нашем фонде три рубахи женских и кокошник. Также имеются лапти большие и малые. В рамках проекта «Кукла в народном костюме» создана выставка кукол в русских народных костюмах разных губерний. Имеется вспомогательный материал по русскому костюму, где добавлены виды головных уборов и обуви женщин и мужчин.
В музее можно хорошо показать основы народной педагогики. Детям читаем фольклор, заучиваем потешки, пестушки, отгадываем загадки. Главным экспонатом здесь является люлька. Дети знакомятся, с тем, как воспитывали, как оберегали малышей и вообще свое жилище обрядовыми куклами, выставка которых имеется. Собран вспомогательный материал по изготовлению кукол оберегов. Также в рамках проекта «Народная игрушка» собрана коллекция игрушек-забав: матрешки, дудочки, погремушка из бересты, качалки, дергунчики, свистульки. Весь материал нашего музея позволяет детям узнать интересное о прошлом, познакомиться с произведениями фольклора в созданной среде музея, изучить подробнее народные промыслы.
Темы для совместных досугов и экскурсий с семьей: «Устройство русской избы», «Народная педагогика», «Знакомство с русским народным мужским и женским ремеслом», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники».
Темы экскурсий для детей младшего дошкольного возраста:
- «Что такое музей?» (сентябрь)
- «Хозяюшкины помощники» (октябрь)
- «Народные игрушки – забавы» (ноябрь)
- «К нам гости пришли. Коляда» (январь)
- «Кукла в народном сарафане» (март)
Темы экскурсий для детей среднего дошкольного возраста:
- «в гостях у хозяюшки» (сентябрь)
- «В мире старинных вещей» (октябрь)
- «Народные игрушки-забавы» (ноябрь)
- «Женское ремесло» (декабрь)
- «Коляда» (январь)
- «Мужское ремесло» (февраль)
- «Масленица»
- «Народный фольклор» (апрель)
- «Кукла в народном костюме» (май)
Темы экскурсий для детей старшего дошкольного возраста:
- «Знакомство с устройством избы» (сентябрь)
- « В гостях у хозяюшки» (октябрь)
- «Народные игрушки забавы» (ноябрь)
- «Женское ремесло» (декабрь)
- «Знакомство с фольклором. Коляда» (январь)
- «Мужское ремесло», «Масленица» (февраль)
- «Народный костюм», «Праздник Сороки» (март)
- «Обрядовые куклы» (апрель)
- «Народные промыслы» (май)
В темы экскурсии включены народные праздники, они проводятся в досуговой форме. По желанию педагогов музей используется как часть непосредственно организованной деятельности при знакомстве с миром предметов, народными промыслами, фольклором. Дети проводят вместе с педагогами исследовательскую работу, готовят проекты. В соответсвии с запланированными методическими мероприятиями проводятся мастер-классы, консультации, выставки рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы этнографического музея "Русская изба".
Формирование у детей патриотических чувств и развития духовности является одним из направлений работы детского сада. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим...
Перспективный план в старшей группе этнографического музея "Русская изба"
План этнографического музея...
Фольклорные тематические вечера "В русской избе"
Знакомство старших дошкольников с традициями русского фольклора....
Комплексно – тематическое планирование кружка « Русская изба» в средней группе
Цель кружка: Познакомить детей среднего дошкольного возраста с историей, культурой и бытом русского народа.Задачи: Познакомить детей с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в пр...
Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...
Презентация на тему : "Этнографические музеи. Русская изба"
Цель: познакомить детей с особенностями быта русских крестьян...
Занятие по окружающему и предметному миру с использованием ИКТ технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этнографический музей. Русская изба».
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи:⦁ Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.⦁ Развивать связную речь, образное мы...