Конспект НОД по правовому воспитанию "Право ребёнка жить в семье".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Скворцова Светлана Владимировна

Правовое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pravo_zhit_v_seme.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

                      "Право ребенка жить в семье"

Актуальность: Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка.  Содержание занятия ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.

Цель: - Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т.е. именем).

- Учить детей называть членов своей семьи.

- Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга.

- Понимать роль взрослых в семье.

- Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

- Способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу, формировать уважение, доверие, взаимопонимание.

- Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.

- Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.                             Задачи:

- дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;

- совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

- развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.

Применяла следующие приемы:

художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.

Для поддержания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.

Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.

Предварительная работа: Знакомство детей с нравственными нормами и правилами;

ознакомление с собственными правами: на отдых, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед;

беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о правах ребенка”. Чтение русской народной сказки “Морозко”, ненецкой сказки “Кукушка”, “Золушка” Ш. Пьеро, “Воробьишко” М. Горького, заучивание стихотворений, просмотр мультфильма «Мамонтёнок».

Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки.

Возраст: подготовительная группа.

                                       

Ход занятия

Воспитатель: Семья – родное слово!                                                                                                                            

Сколько в нем света, добра и тепла!                                                                                                              

Как мы гордимся своими родными,                                                                                                                          

За все их заслуги, за все их дела!                                                                                                                  

Глаза материнские нас согревают,                                                                                                            

Как солнце сиянье, они горячи.                                                                                                                          

А руки отца от беды заслоняют,                                                                                                                      

Забота родных – как солнца лучи.

  Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.                  

 

Воспитатель: Как вы думаете: что такое семья? 

(Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.) Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня,                                                                                                                            

- Для чего люди создают семью? (Ответы детей)                                                                                                    

- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.                                                                                                                                            

Вика: Не терпит мой папа безделья и скуки,                                                                                                      

У папы умелые сильные руки!                                                                                                                      

И если кому-нибудь надо помочь,                                                                                                        

Мой папа всегда поработать не прочь.                              

Егор: Много мам на белом свете,                                                                                                                

Всей душой их любят дети.                                                                                                                      

Только мама есть одна,                                                                                                                                    

Всех дороже мне она.                                                                                                                                          

Кто она отвечу я: это мамочка моя!  

Стас: Я и мама в целом мире –                                                                                                        

Верно лучшие друзья.                                                                                                                          

Я у мамы на буксире,                                                                                                                      

Куда мама, туда я.                                                                                                                                          

Вместе в кухне и в сарае,                                                                                                                      

В огороде и в саду,                                                                                                                      

Вместе кушаем, играем                                                                                                                        

И купаемся в пруду.

Воспитатель: Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. А сейчас я хочу услышать, как вас зовут. (Дети называют свои имена).              

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали свои имена. А сейчас мы поиграем.

Игра «Знаешь ли ты свою маму (папу)».                                                                                       (Дети называют родителей по имени, отчеству). Я рада, что вы знаете, как зовут ваших родителей. На самом деле, приглядитесь внимательнее к своим родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

 

Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. А теперь вставайте в круг, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Ладушки, ладушки,                                                                                                                                        

Где были – у бабушки.                     (хлопают в ладоши)                                                                                        

А у бабушки ладони,                                                                                                                                        

В морщинках собраны                    (показ рук ладонями вверх)                                                                              

А у бабушки ладони                                                                                                                                

Добрые – предобрые                    (поглаживают ладонь об ладонь)                                                    

Все работали ладони                                                                                                                              

Долгими годами                         (постукивают кулачком о ладонь)                                                  

Пахнут добрые ладони                                                                                                                      

Щами, пирогами.                       (подносят ладони к лицу, нюхают)                                                            

По кудрям тебя погладят                                                                                                                        

Добрые ладони,                       (гладят себя по голове)                                                                                    

И с любой печалью сладят                                                                                                                          

Теплые ладони.                        (обнимают себя за плечи)                                                                    

Ладушки, ладушки,                                                                                                                                              

Где были – у бабушки.                     (хлопают в ладоши)

 Воспитатель: - А сейчас ребята давайте вспомним пословицы о семье, о доме, о маме:                                                    

1.Родительское сердце - в детках.                                                                                                              

2.Дети не в тягость, а в радость.                                                                                                                

3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.                                                                                                      

4. Без семьи нет счастья.                                                                                                                                    

5. Вся семья вместе, так и душа на месте.                                                                                                    

6. В гостях хорошо, а дома лучше.                                                                                                                                    

7. Каков сам, таковы и детки.                                                                                                                              

8. Всякой матери свое дитя мило.                                                                                                                

9. Птица рада песне, а мать – деткам.                                                                                                                

10. Нет друга нежнее матери.

Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!”                                                                                                              
Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека:

Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)                              

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.                                              

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.      

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.        

Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.      

Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.                                                                                                                                              

Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?                                    

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог).

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.                      

Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались. (Рассуждения детей)

Не заботится о детках, 
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка)
(Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)

- Ребята, назовите, как называется сказка?                                                                                                  

- Почему мама обернулась “кукушкой”?                                                                                                    

- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?                                                                

- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?                                                            

- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)                                                  

- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?                                          

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.                                                  

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.

Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать свою семью. (Дети под мелодию из мультфильма рисуют).                                                                                      (Затем дети рассказывают о своей семье, кого они нарисовали в своём рисунке, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными).

Воспитатель читает стихотворение:                                                                                                                                     “Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”

 (Воспитатель предлагает детям из рисунков сделать альбом и показать его родителям)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

Список методической литературы: 

  1. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР,2007.
  2. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. "Маленьким детям – большие права": Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  3. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию "Маленьким детям – большие права". СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: "Азбука безопасности", конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломиец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168                                                                                                          
  6. Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка» - Просвящение 2006г.                                                                                                                     
  7. Н. Г. Зеленова «Защити меня» - Скрипторий 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"

Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребёнка жить и воспитываться в семье ".

Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о своих близки...

Конспект занятия по правовому воспитатнию «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

Познакомить воспитанников с понятием семья; закрепить представление о родственных связях, о благополучной дружной семье; формировать заботливое, уважительное отношение к близким, родным людям....

Конспект занятия по правовому воспитанию в разновозрастной группе в рамках программы «Дорога к дому» «Право ребенка жить в семье»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.Задачи:·         дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепит...

Занятие "Право ребёнка жить в семье".

Открытое занятие в старшей группе для курсов повышения кваллификации....

Конспект занятия по правовому воспитанию "Право жить и воспитываться в семье"

Цель занятия- познакомить детей с правом жить и воспитываться в семье, вызвать у детей интерес  к занятиям данного цикла,....