Конспект НОД по правовому воспитанию "Право ребёнка жить в семье".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
"Право ребенка жить в семье"
Актуальность: Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. Первой школой становления личности является семья. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой я начала с изучения роли семьи в жизни ребенка. Содержание занятия ориентировала на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.
Цель: - Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т.е. именем).
- Учить детей называть членов своей семьи.
- Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга.
- Понимать роль взрослых в семье.
- Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
- Способствовать проявлению форм дружеского общения друг к другу, формировать уважение, доверие, взаимопонимание.
- Воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи.
- Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи:
- дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
- совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
- развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказке “Кукушка”, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словесный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.
Применяла следующие приемы:
художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.
Для поддержания активности детей на протяжении всего занятия старалась чередовать статичные виды деятельности с игровой, с практической деятельностью.
Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.
Предварительная работа: Знакомство детей с нравственными нормами и правилами;
ознакомление с собственными правами: на отдых, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед;
беседа по “Декларации прав человека” и “ Конвенции ООН о правах ребенка”. Чтение русской народной сказки “Морозко”, ненецкой сказки “Кукушка”, “Золушка” Ш. Пьеро, “Воробьишко” М. Горького, заучивание стихотворений, просмотр мультфильма «Мамонтёнок».
Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке “Кукушка”, листы овальной формы (лепестки), 0,5 альбомного листа, восковые мелки.
Возраст: подготовительная группа.
Ход занятия
Воспитатель: Семья – родное слово!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнце сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют,
Забота родных – как солнца лучи.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.
Воспитатель: Как вы думаете: что такое семья?
(Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.) Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня,
- Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
Вика: Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Егор: Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она отвечу я: это мамочка моя!
Стас: Я и мама в целом мире –
Верно лучшие друзья.
Я у мамы на буксире,
Куда мама, туда я.
Вместе в кухне и в сарае,
В огороде и в саду,
Вместе кушаем, играем
И купаемся в пруду.
Воспитатель: Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека. А сейчас я хочу услышать, как вас зовут. (Дети называют свои имена).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали свои имена. А сейчас мы поиграем.
Игра «Знаешь ли ты свою маму (папу)». (Дети называют родителей по имени, отчеству). Я рада, что вы знаете, как зовут ваших родителей. На самом деле, приглядитесь внимательнее к своим родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка - папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. А теперь вставайте в круг, мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Ладушки, ладушки,
Где были – у бабушки. (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони,
В морщинках собраны (показ рук ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые (поглаживают ладонь об ладонь)
Все работали ладони
Долгими годами (постукивают кулачком о ладонь)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами. (подносят ладони к лицу, нюхают)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони, (гладят себя по голове)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (обнимают себя за плечи)
Ладушки, ладушки,
Где были – у бабушки. (хлопают в ладоши)
Воспитатель: - А сейчас ребята давайте вспомним пословицы о семье, о доме, о маме:
1.Родительское сердце - в детках.
2.Дети не в тягость, а в радость.
3. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
4. Без семьи нет счастья.
5. Вся семья вместе, так и душа на месте.
6. В гостях хорошо, а дома лучше.
7. Каков сам, таковы и детки.
8. Всякой матери свое дитя мило.
9. Птица рада песне, а мать – деткам.
10. Нет друга нежнее матери.
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!” Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека:
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.
Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей)
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог).
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались. (Рассуждения детей)
Не заботится о детках,
Ищет гнёздышки на ветках:
Непутёвая подружка
И зовут её (кукушка) (Показ иллюстрации к ненецкой сказке “Кукушка”, беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась “кукушкой”?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать свою семью. (Дети под мелодию из мультфильма рисуют). (Затем дети рассказывают о своей семье, кого они нарисовали в своём рисунке, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными).
Воспитатель читает стихотворение: “Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”
(Воспитатель предлагает детям из рисунков сделать альбом и показать его родителям)
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итога занятия.
Список методической литературы:
- Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР,2007.
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. "Маленьким детям – большие права": Учебно-методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Мои права: Рабочая тетрадь к учебно-методическому пособию "Маленьким детям – большие права". СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: "Азбука безопасности", конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломиец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168
- Н. Доронова «Защита прав и достоинства маленького ребёнка» - Просвящение 2006г.
- Н. Г. Зеленова «Защити меня» - Скрипторий 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребенка жить в семье"
Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни...
Конспект занятия по правовому воспитанию "Право ребёнка жить и воспитываться в семье ".
Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о своих близки...
Конспект занятия по правовому воспитатнию «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
Познакомить воспитанников с понятием семья; закрепить представление о родственных связях, о благополучной дружной семье; формировать заботливое, уважительное отношение к близким, родным людям....
Конспект занятия по правовому воспитанию в разновозрастной группе в рамках программы «Дорога к дому» «Право ребенка жить в семье»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.Задачи:· дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепит...
Занятие "Право ребёнка жить в семье".
Открытое занятие в старшей группе для курсов повышения кваллификации....
Конспект НОД по правовому воспитанию в средней группе "Право ребенка жить в семье".
Роль семьи в жизни ребенка...
Конспект занятия по правовому воспитанию "Право жить и воспитываться в семье"
Цель занятия- познакомить детей с правом жить и воспитываться в семье, вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла,....