Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности
консультация (средняя группа) на тему

Александрова Людмила Александровна

Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет отставание данной категории детей от нормально развивающихся сверстников по многим показателям, в том числе и по развитию тонкой моторики пальцев рук. Наиболее ярко это проявляется в процессе изучения и развития их продуктивной деятельности - конструирования и аппликации, рисования и лепки. По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Работа по развитию тонкой моторики рук у детей 3-4 лет, имеющих отклонения в развитии, начинается с обучения тому, как правильно держать в руках карандаш и кисть, брать в руки пластилин и разделять его на части, дети учатся пользоваться другими материалами и инструментами.

Постепенно малыш должен научиться выполнять разные действия одной рукой независимо от другой.

Научные исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что дети с ОНР нуждаются в специальной помощи, неоднократном повто­рении действий, инструкций, более частом стимулировании похвалой в процессе деятельности.

Работа по развитию тонкой моторики организуется как в форме заня­тий и совместной деятельности педагога с детьми, так и в свободной са­мостоятельной деятельности детей.

На занятиях используются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Удобно использовать при этом специально составленную картотеку разнообразных подобранных и разработанных «пальчиковых» игр.

Сначала целесообразно использовать упражнения без речевого сопро­вождения (например, «пальчики здороваются»), постепенно дети узнают названия пальцев и используют их в процессе выполнения заданий. Затем педагоги знакомят детей с известными народными «пальчиковыми» играми и предлагают детям выполнять их в течение 4-5 минут в контексте каждого занятия подготовительного периода.

Весьма интересными и полезными для детей являются занятия по лепке с использованием природного материала - составление узоров камешками, семенами растений, полосками, тонкими короткими палочками (спичками). Для ребенка с ОНР этот вид деятельности представляет собой кропотливый труд, в результате которого развивается внимание, совершенствуются возможности согласованной работы глаз и рук, улучшается координация и точность движений.

Важно использовать в процессе организации продуктивной деятель­ности (конструирования, аппликации, рисования) с детьми разнообразные виды бумаги - универсальный и доступный материал для ребенка. На занятиях с применением мозаичной аппликации используют сначала несложные рисунки, которые выкладывают разными геометрическими формами: треугольниками, квадратами, кругами. В занятия по аппликации включают приемы обрывания бумаги, с помощью которых могут создаваться сначала простейшие (например, «падающий снег»), затем все более сложные образы и сложные сюжетные картины («цыпленок», «на птичьем дворе» и др)

Особое место в плане развития тонкой моторики рук занимает прием обведения предметов или фигур по трафарету с использованием графитных и цветных карандашей, штриховка контурных изображений. В ходе работы используются трафареты предметов (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные), связанных с изучаемыми детьми темами на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Одновременно трафареты должны постепенно усложняться по силуэту. Для штриховки

используются материалы книг для раскрашивания или специально под­готовленные контурные изображения предметов. Формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы развивают глазомер и точность движений кисти.

По мере освоения детьми различных видов движений пальцев рук полученные навыки используются с различными методическими целями на коррекционно-развивающих занятиях. К примеру, рисование рыб (в воздухе и на бумаге) может быть использовано при закреплении соответствующего лексического материала занятий по ознакомлению с окружающим.

Выполнение пальцами последовательных «прижимающих» движений к поверхности стола может быть использовано для выяснения слоговой структуры предложенных педагогом слов (количества слогов) на занятиях по развитию речи.

Многолетний практический опыт развития тонкой моторики рук у де­тей дошкольного возраста с ОНР показывает, что наиболее эффективными являются следующие приемы и задания:

-   массаж отдельных пальцев рук и кисти;

-   разминание пальцами глины или пластилина;

-   многократное прокатывание каждым пальцем шариков, мелких бусинок по поверхности стола;

-   выполнение самомассажа посредством «раскатывания» круговыми движениями фасоли, гороха, гречневой крупы между ладонями;

-   выполнение имитационных движений («ходьба по столу») двумя пальцами руки (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным), при этом дети отображают различные способы передвижения «пешком» — «крадучись», «бегом», «на коленках» и т.п.;

-   постукивание пальцами (одновременно и поочередно) обеих рук по столу («барабан»);

-   махи в воздухе только пальцами;

-   хлопки в ладоши разной громкости (тихо и громко) в разном темпе;

-   завязывание и развязывание узлов на толстой веревке или шнурке;

-   нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинок на нитку;

-   застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков;

-   закручивание и раскручивание крышек, шурупов, гаек;

-   рисование в воздухе различных фигур всей рукой и одной только кистью руки (правой и левой);

-   сминание пальцами поролоновых игрушек, губок;

-   выполнение действий рисования (линий, геометрических фигур, предметов), раскрашивания, штрихования;

-   рисование цветными мелками, карандашами, акварелью, ручкой;

-   вырезание различных фигур ножницами;

-   прокатывание между ладонями и выпрямленными пальцами двух шариков (или двух грецких орехов), перекатывание этих предметов пальцами одной руки с выполнением вращения в одну и другую сторону.

-   работа с различными видами конструкторов и мозаики, кубиков.

При использовании этих и других коррекционных приемов следует учитывать различные возможности двигательного развития детей в целом и движений кистей и пальцев рук, в частности. В связи с этим при плани­ровании занятий выбор приемов осуществляется дифференцированно и индивидуализировано.

Таким образом, основной задачей взрослых, развивающих тонкую моторику ребенка, является оказание помощи малышу в овладении пол­ноценными способами движений кистей рук и пальцев. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности в достижении успеха в направлении развития речевой и в целом познавательной деятельности ребенка с нарушением развития.

 

Литература                                                                                      

Дедюхин Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Изд. центр «Техинформ» МАИ, 1997. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1979.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). -М, 1997.

Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность»

Методическая разработка: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность»...

Презентация опыта "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"

«Раскрыть ребенка, как цветок, развить способности, талант, умения. И сохранить при этом все свое терпение. Для творчества открыть ему пути, и с ним по жизни радостно идти».Современному ребёнку за пор...

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов продуктивной деятельности" 2019г

quot;В чем больше уверенности в движениях детской руки,тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума.А чем больше мастерства в детской руке, т...

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС"

Презентация призвана показать родителям общую характеристику и значение мелкой моторики, а так же различные способы и средства её развития для детей раннего возраста....