ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_oed.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Первомайского района
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение -
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Боровиха
Рассмотрено: « УТВЕРЖДАЮ»
Протокол №
от _______________ 2015г. Заведующий МБДОУ -
Боровихинский д/с о/в «Солнышко»
________________ Л.А. Колчанова
Приказ № от _________2015г.
Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста
на 2015 - 2016 учебный год
Составлена воспитателями
МБДОУ - Боровихинский д/с о/в «Солнышко»
Семёнова И. В.,
Жигулина А. А.
с. Боровиха
Пояснительная записка.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель данной программы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
- формирование способности планировать свои действия и предвидеть результат;
- формирование умения работать в команде.
4. Социально-личностное развитие ребёнка.
Принципы и подходы
- Принцип развивающего образования
- Принцип научной обоснованности и практической применимости
- Принцип интеграции содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Формы и методы работы
- специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
- решение проблемных ситуаций;
- беседы и рассказ воспитателя;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- экспериментирование;
- чтение литературы;
- наблюдения;
- опытная деятельность;
Предполагаемый результат
- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- Ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета; способен наблюдать и экспериментировать.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста 20-25 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
сентябрь
дата | Тема | Цель | Оборудование | Примечания | Работа с родителями |
Воздушный океан 1.Встреча с воздушным шариком. 2.Свойства воздуха (опыты). 3.Чистый и грязный воздух. 4. Ветер. | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе. Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. | полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изображением ветра, бури камешек стакан с водой весы | Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу. | Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. | |
5. Воздух при нагревании расширяется | Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. | вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча | Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн. Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе. | Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. | |
октябрь | Песок. Глина. Почва
| Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений | стакан с песком, с глиной, водой лист бумаги ложечки лупы песочные часы. образцы почвы в железной баночке стакан с водой палочка влажные бумажные салфетки почва | Лепка из глины Рисование картин песком Посадка растений в почву | Консультация на тему: «Игра и экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников |
ноябрь | Царица-Водица
| Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру. | Глобус Схема с изображением круговорота воды в природе Иллюстрации, изображающие использование воды человеком Оборудование для проведения опытов | Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков «+» и «-» | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. |
декабрь | Царица-Водица (продолжение)
| Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. | Образцы снежинок Пульверизатор Термос с горячей водой репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями | Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
январь | Магнит
| Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка. Глобус, энциклопедия « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса. компас, различные предметы. Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу. | Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. Консультация на тему: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» |
февраль | Волшебница соль
| Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления. | Слайдовая презентация на тему: «Где и как добывают соль», увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола), стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца. | Выращивание кристалликов соли | Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников». |
март | Наш мини огород
| Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Луковицы Семена помидор Миски с увлажненной просеянной землей Лейка Палочки | Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой | Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! » |
апрель | Космос. Вселенная. Звезды.
| Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу. | Макет Солнечной системы Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд Фотографии космонавтов Цветная бумага, ножницы, клей | Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой | Совместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей |
май | Человек. 1. Проверим слух. 2. Сколько ушей? | Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | музыкальные инструменты, стетоскоп, фанендоскоп Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. | Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши» | Памятка: «Береги уши» |
3. Наши помощники - глаза | Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. | линзы разных размеров, фонарики | Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами» | Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза» | |
4. Взаимосвязь органов вкуса и запаха | Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | продукты питания, поднос, вата, духи, веер. | Дидактическая игра: «Определи на вкус», «Определи по запаху» | Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии». |
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Перспективное планирование составлено на основании программ:
• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
• О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Рабочая программа опытно-экспериментальной деятельности « Юный исследователь» (для детей от 5 до 7 лет)
Пояснительная запискаНа сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КРУЖКА «МИР ПОД МИКРОСКОПОМ»
Дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных дошкольников интересует определенно все: из чего ...
Программа " Опытно экспериментальная деятельность в детском саду"
В программе описана актуальность, диагностический материал и перспективное планирование по эксперементированию с детьми подготовительной группы....