Становление и развитие дошкольной педагогики как науки
учебно-методический материал на тему
Дошкольная педагогика как наука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_i_razvitie_doshk._ped.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа» Работа по самообразованию Тема: Становление и развитие дошкольной педагогики как науки Выполнил воспитатель: Попкова Анастасия Владимировна с.п. Зайцева Речка |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Становление и развитие дошкольной педагогики………………. 5
1.1. Немного истории. ………………………………………………………...….5
Глава 2. Дошкольная педагогика как наука………………………………...9
2.1. Объект, предмет и функции дошкольной педагогики………………..……9
2.2. Цели и задачи дошкольного образования на современном этапе развития общества…………………………………………………………………..……...12
2.3. Связь дошкольной педагогики с другими науками………………………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………….19
Введение
На сегодняшний день актуализируется значение воспитания с самого раннего возраста, необходимость которого обусловлена тем, что все люди включены в систему отношений.
Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям - первому звену в системе народного образования.
Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста.
В современной системе образования педагог занимает ключевую позицию, поэтому приоритетное направление в структуре его педагогической подготовки занимает проблема профессионального становления и компетенции. Общество предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов дошкольного образования: они должны не только глубоко овладеть системой наук о человеке, закономерностях его физического, нравственного, психического, умственного развития, но и научиться применять эти знания в практической деятельности.
Цель работы: изучение теоретических основ воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи заключаются в том, чтобы:
- Выявить предпосылки, обусловившие формирование дошкольной педагогики как специальной отрасли научного знания.
- Определить место дошкольной педагогики в системе научно-педагогического знания, ее предмет, методы, категории и связи со смежными науками.
Глава 1. Становление и развитие дошкольной педагогики
1.1. Немного истории
Педагогика как наука о воспитании и обучении человека уходит своими
корнями в глубокую историю. Название педагогика получила от сочетания
слов «пайдос» (paidos) «дитя» и (ago) «веду», имеющих греческое
происхождение. В дословном переводе педагогика означает «детоводство»
или «дитяведение».
Известно, что воспитатель - это человек, осуществляющий
воспитывающую деятельность и принимающий на себя ответственность за
условия жизнедеятельности другого человека. В древнерусском языке слово
«воспитывать» имело несколько близких по значению толкований:
воспитывать, т.е. заботится о вещественных и нравственных потребностях
малолетнего, «до возраста его»; воспитывать, значит вскармливать, кормить
и одевать «до возраста»; воспитывать – научать, наставлять, обучать всему,
что «для жизни нужно». В истории отечественной педагогики в отдельных
учебно-воспитательных учреждениях, таких как гимназия, институт
благородных девиц, кадетский корпус, воспитательные функции выполняли
особые должностные лица – классные дамы, классный надзиратель,
наставник. В дворянские семьи приглашались домашние воспитатели –
гувернеры, гувернантки, бонны.
В современной системе образования утверждены специальные
должности, которые реализуют воспитывающие функции. Это воспитатель
детского дома, интерната, дошкольного образовательного учреждения.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – одна из
ответственных профессий, имеющая целью формирование системы
ценностей у дошкольников, оказание помощи родителям и другим людям,
заинтересованным в воспитании, целесообразно и позитивно организовать
это процесс. Профессия воспитателя возникла в XVII – XVIII вв., когда
появились первые дошкольные учреждения.
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.
Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей английский социалист-утопист Р. Оуэн. В отдельную отрасль дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в.
В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, созданная Марией Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.
Чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике существующее уже более 80 лет - Вальдорфская педагогика. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов, необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям и народной культуре.
В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных
домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои
средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей,
которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались
грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию. В 1837
году был издан «Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном
доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для
первоначального обучения детей».
Создание детских приютов в России связано и с именем
В.Ф.Одоевского, который разработал «Положение о детских приютах» и
«Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» (1839).
Согласно данным актам детские приюты должны были: 1) доставлять
убежище бедным детям, остающимися без надзора во время дневных работ
их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им
семью; 2) внушать «чувство доброй нравственности» и к этой цели
направлять детские занятия и игры; 3) приучать детей к порядку и
опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного
изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные
знания об окружающем, навыки и рукоделия. Дети должны были находиться
в приютах с утра до позднего вечера.
Первые собственно детские сады появились в России в 60-е годы ХIХ
столетия. Они носили частный характер, и соответственно, были платными.
Дошкольные учреждения появились в Петербурге (1863), Воронеже,
Иркутске, Смоленске, Москве, Тбилиси (1866 – 1870). Основу
образовательного процесса в этих заведениях составляла система Ф.Фребеля.
В 1866 году был открыт первый бесплатный детский сад. Это было
благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир» для детей
работниц Петербурга.
В настоящее время дошкольные учреждения имеют большое
распространение в мире. Развитие системы дошкольного образования
обусловлено рядом обстоятельств: расширением мирового образовательного
пространства; разнообразием программ социального развития многих
государств; значимостью периода первых лет жизни человека для
становления его личности в последующие годы; ростом численности
профессиональных воспитателей.
Глава 2. Дошкольная педагогика как наука
2.1. Объект, предмет и функции дошкольной педагогики
Во взглядах исследователей на педагогику существуют три позиции.
Согласно первой, педагогика это междисциплинарная область человеческого
знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины,
используя знания из других наук, адаптирует их к решению образовательных
и воспитательных задач. Третья позиция обозначает самостоятельный
характер педагогики, которая имеет свой объект и предмет изучения.
Дошкольная педагогика, опираясь на основополагающие идеи
педагогической науки, является областью научного знания, практической
деятельности и искусства.
Дошкольная педагогика это наука о закономерностях развития,
воспитания и обучения детей от рождения до поступления в школу. В круг
вопросов, которые изучает современная дошкольная педагогика входят: а)
изучение процессов воспитания и обучения, их цели, задачи, содержание,
формы организации, методы, приемы и средства осуществления; б) влияние
воспитания и обучения на развитие ребенка, формирование его личности; в)
разработка образовательных программ, способов их реализации; г)
определение тенденций и перспектив развития системы дошкольного
образования; д) создание концепций воспитания, разработка на их основе
образовательных стандартов; е) исследование особенностей
образовательного процесса в дошкольных учреждениях разного типа.
Определяя объект дошкольной педагогики необходимо обратиться к
педагогическому опыту А.С.Макаренко, который в 1922 году сформулировал
мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что
большинство исследователей считают объектом педагогического науки
ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики
выступает «педагогический факт (явление)». Однако, ребенок, не
исключается из поля зрения исследователя. Напротив, являясь одной из наук
о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию
и формированию его личности. Таким образом, в качестве объекта
дошкольная педагогика имеет те явления окружающей действительности,
которые обуславливают развитие и образование дошкольника в процессе
целенаправленной деятельности педагога. Разработка теории и технологии
организации, форм и методов совершенствования деятельности педагога и
различных видов деятельности детей в дошкольном образовательном
учреждении является предметом дошкольной педагогики.
Функции дошкольной педагогики обусловлены ее объектом и предметом
исследования: теоретическая и технологическая, которые связаны между
собой.
Теоретическая функция дошкольной педагогики реализуется на трех
уровнях:
-описательный уровень, который реализуется через изучение
педагогического опыта в дошкольных образовательных учреждениях;
-диагностический уровень направлен на выявление состояния
педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и его
воспитанников, установление причинно-следственных связей, их
обеспечивающих;
-прогностический уровень обуславливает экспериментальное изучение
педагогической действительности и построение соответствующих моделей
дошкольного образования.
При реализации теоретической функции дошкольной педагогики
раскрывается сущность педагогических явлений, степень их эффективности
и обоснованность предполагаемых изменений. На данном уровне
описываются теоретические основы воспитания и обучения дошкольников,
модели дошкольного образования, их концептуальность и научная
состоятельность.
Технологическая функция дошкольной педагогики осуществляется на
следующих уровнях:
-проективный уровень связан с разработкой методически обоснованных
материалов (инновационных образовательных программ, учебных планов,
учебно-методических и наглядных пособий);
- преобразовательный уровень направлен на внедрение инноваций в
практику дошкольного образования с целью ее совершенствования и
реконструкции;
- рефлексивный уровень предполагает осмысление влияния результатов
научных исследований на практику обучения и воспитания детей
дошкольного возраста.
Технологическая функция дошкольной педагогики позволяет педагогам
дошкольных образовательных учреждений определять принципы и правила,
которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного
процесса.
2.2. Цели и задачи дошкольного образования на современном этапе развития общества
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического). Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Исходя из этого, вся работа в детском саду должна быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.
4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры,который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:
· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Комплекс соответствующих задач может определяться исходя из вида дошкольного учреждения.
2.3 Связь дошкольной педагогики с другими науками
Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие (Приложение 3).
Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущностей человека, разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.
Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования. Возрастная психология, исследуя закономерности протекания и развития психических процессов растущего человека, помогает педагогике ориентироваться в познавательных возможностях, восприимчивости детей разного возраста к тем или иным воздействиям. Социальная психология изучает особенности формирования личности, включенной в различные социальные группы, помогает педагогике разработать методы и средства воздействия коллектива на личность. Интеграция педагогических и психологических наук привела к возникновению пограничных отраслей -педагогической психологии и психо - педагогики: педагогическая психология изучает особенности протекания психических процессов у ребенка в ходе его воспитания и обучения, психологические закономерности педагогического воздействия на формирование личности.
Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания.
Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.
Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр. А также с отраслями, возникающими на стыке педагогики с точными и техническими науками -кибернетикой, математикой, компьютерной педагогикой и др. Например, с точки зрения кибернетики - науки об управлении сложными динамическими системами, - процесс обучения и воспитания можно представить как динамическую систему, которая управляется на основе обратной связи, идущей от управляемого центра (ребенка) к управляющему центру (учителю или воспитателю).
Заключение
Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.).
Становление и развитие дошкольной педагогики, актуализация ее теоретических и практических проблем определялись социально-историческими условиями. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р. Оуэн. Выделению ее в специальную отрасль из общей педагогики во 2-й половине 19 в. способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. Формирование дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
В России также существует неубывающий интерес к вопросам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, который невозможно представить вне контекста мирового педагогического процесса. Формируясь как самостоятельная, оригинальная, отвечающая национальным потребностям, русская педагогическая мысль никогда не была замкнутой, отгороженной от культуры других народов. История становления и развития дошкольного воспитания в России идет с Киевской Руси. В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, «народный детский сад» в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году, в том же году А.С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции. В 60-е гг. 19 в. огромное влияние на развитие дошкольной педагогики оказал К.Д. Ушинский. Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». Работа по созданию методических программ ведется и сейчас.
- Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
- Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. - 280 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных
заведений / Сластенин В.А, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.:
Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
- Чмелёва Е.В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX - начала XX веков: историко-педагогический очерк: монография / Е.В. Чмелёва. - Смоленск: Изд-воСмолГУ, 2008. - 220 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...
Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"
Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...
М.Монтессори вклад в развитие дошкольной педагогики.
В данной методической разработке рассматриваются основные методы и подходы М.Монтессори к развитию личности ребенка. В этом материале собраны освновные аспеты работы М.Монтессори...
Сценарий игры Что? Где? Когда? для педагогов "История развития дошкольной педагогики".
Сценарий игры Что? Где? Когда? для педагогов "История развития дошкольной педагогики"....
Дошкольная педагогика как наука. Её взаимосвязь с другими наукам.
Дошкольная педагогика является частью общей педагогики, но имеет собственный объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает ребёнок или процесс, а в качестве предмета выступают цели, зада...
История становления и развития дошкольного образования в России
Краткий доклад на тему "История становления и развития дошкольного образования в России"...
Дошкольная педагогика как наука
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА...