проект "Почему медведь зимой спит"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
дети часто задают вопрос: "Почему медведь ложится в спячку?" ответ на этот вопрос найдете в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
в проекте собраны научне сведения о медведях, художественное слово | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципал
ьное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2».
Группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Познавательно-исследовательская деятельность детей
старшей группы
Тема: «Почему медведь зимой спит»?
Автор исследования:
Козьмина Вероника 5 лет
Научный руководитель:
Козьмина Наталья Витальевна
Воспитатель МБОУ «СОШ №2»
Югорск
2013
Участники исследовательской деятельности: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: Расширить представления об образе медведя, и найти ответ на вопрос «Почему медведь зимой спит»? на уровне восприятия старшего дошкольника.
Задачи:
- Дать представления детям о потребностях медведей для их роста и развития;
- Формировать знания детей о диких животных – медведях, их видах. Познакомить с разновидностью игрушек, изображаемых медведей;
- Закреплять умения делать элементарные выводы и умозаключения;
- Воспитывать чувство сопереживания животным;
- Формировать заинтересованное, бережное отношение к диким животным (медведям) и игрушкам;
- Привлечь родителей к созданию мини – музея в группе.
Актуальность:
Медведи – милые друзья детства. Наши дети начинают знакомиться с ними с раннего возраста. Плюшевые, резиновые, пластмассовые – они были и остаются любимыми игрушками наших детей. Кувырканье медвежат и медведей в руках скоморохов, в цирках и зоопарках всегда привлекали и привлекают большое число и юных и взрослых зрителей. Фигурки зверей, вырезанные из дерева, камня, кости, оттиснутые на монетах, гербах, на протяжении тысячелетий служили у многих племён и народов особыми амулетами, символами мощи и власти.
В центре нашей маленькой вселенной – МЕДВЕДЬ. Это и экспонат на полке отдела природы – грозный житель и самое сильное животное северного леса. И плюшевый медвежонок – лучший друг детства или гордость семейной коллекции. И созвездие Большой и Малой Медведицы на карте звёздного неба. И олимпийский мишка. И виртуальный медвежонок, который оставил разноцветные отпечатки своих лап в нашем музее, подсказывая тем самым ответы на трудные вопросы игры – путешествия «Где Мишка наследил?». Это, наконец, герой всех портретов, нарисованных юными художниками в творческой мастерской. Одна из главных особенностей медвежьего племени, которую знают все, – зимняя спячка. Этой теме посвящены сказки и детские песенки. В зимнюю спячку ложатся медведи, живущие в климатических поясах от умеренного до арктического. То есть там, где снег ложится плотно и надолго. Это связано с особенностями питания медведей. Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. В зависимости от вида, вес медведя составляет 150-350 кг, у медведей гризли и камчатских медведей этот показатель доходит до 700 кг. Длина тела от головы до кончика хвоста – 150-250 см, высота в холке – 100-130 см. Этой махине необходимо большое количество пищи, чтобы поддерживать свою роскошную форму. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи с значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев
Интеграция областей знаний в ходе проекта:
- Познавательное развитие;
- Безопасность;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое;
- Физическое развитие.
Медведи как условный образ проекта проходит через следующие направления проекта:
- Образовательно – развивающие ситуации на игровой основе;
- Совместная деятельность;
- Самостоятельная деятельность.
Перечень выбранных тем и содержание деятельности:
- Беседа о том, что они знают о медведях «Медведи бывают разные», «Что мы знаем о созвездии Большой и Малой медведицы», «Знакомство с Олимпийским мишкой», «День плюшевого медведя», интерактивная игра – путешествие «Где мишка наследил?».
- Рассказывание детей на тему «Моё любимое животное», «Моя любимая игрушка»; рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и составление по ней рассказа.
- Знакомство с памятниками, посвященных медведям, коллекциями монет, марок разных городов и государств.
- Продуктивная деятельность: лепка по сказке «Три медведя», рисование «Весёлые медвежата», «По следам русских народных сказок», аппликация «Медвежья семья».
- Чтение научно – популярной и художественной литературы: В. Драгунский «Друг детства»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Смотрины зимы», «Пора спать»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; Л. Квитко «Медведь в лесу»; А. Броцкий «Белый мишка»; Н. Сладков «Зимний запас»; Э. Шим «Медведь и сорока»; Т Нуждина «Чудо – всюду»; Е. Чарушин «Медвежонок»; В. Дуров «Мои звери»; В. Чаплина «Фомка белый медвежонок»» и т.д.
- Заучивание стихов, песен, пословиц и поговорок о медведях, пальчиковые игры.
- Просмотр мультфильмов «Машенька и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Смешарики», «Маугли», «Братец Медвежонок», «Эти забавные животные».
- Сюжетно-ролевые игры, игры с модулями: «Зоопарк», «В гостях у белого медведя»; дидактические: «Золото», «Загадки о животных», «Угадай животных», «Животное домашнее или дикое?», «Где чей домик?», «Найди медведя на глобусе и карте мира», «Что сначала, что потом?»; игровые упражнения: «Составь животное», «Дорисуй животное», «Нарисуй животное по точкам» и т.д.; игры – драматизации по сказкам «Три медведя», «Машенька и медведь».
- Знакомство с народными подвижными играми: «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору».
- Оформление фотовыставки рисунков и поделок «Медведи бывают разные».
- Выставка медвежат из семейных коллекций «Всё равно его не брошу, потому что он хороший».
- Составление книг «стихи и загадки о медведях».
Реализация этапов проекта:
1 этап – подготовительный:
- Опрос детей с целью выявить знания детей о медведе, как о представителе диких животных;
- Помощь родителей в создании мини – музея в группе;
- Подготовка материала для реализации проекта:
- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- Подготовка материалов для изобразительной деятельности: (пластилин, стеки, бумагу, креп-бумагу, различный природный материал, клей, краски, кисти и т.д.).
2 этап – основной:
- Метод – коллекция;
- Образовательные ситуации на игровой основе;
- «Играли» в мини – музей в группе: дети с интересом рассказывали о музейных экспонатах. Такая форма работы способствует формированию осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, вызывает чувство радости открытия удивительного в мире природы.
3 этап – итоговый:
- Оформление выставки рисунков и поделок по материалам проекта;
- Оформление книг: «Стихи о медведе», «Загадки про медведя»
- Оформление презентации «Почему медведь зимой спит»?
Результат проекта:
В ходе исследования, у наших детей сформировались следующие интегративные качества личности:
- Любознательность, активность;
- Эмоциональная отзывчивость;
- Интерес к окружающему миру;
- Представления дошкольников о природе;
Научные данные о медведе.
Медведи относятся к семейству млекопитающих отряда хищных. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Медведи могут достигать длины тела до 3 метров при массе до 1000 килограммов. Все медведи – мощные звери с короткими ногами и маленьким хвостом. Широкие плоские лапы снабжены пятью длинными и острыми когтями. Тело зверя покрыто густым мехом разной окраски и длины. Глаза и круглые уши небольшие.
Обычно медведь передвигается на всех четырех лапах, хотя иногда может сделать на задних лапах несколько шагов. Если нужно, он может бежать со скоростью до 60 километров в час. Медведи хорошо лазают и часто даже спят на деревьях. Все они умеют плавать, особенно преуспевает в этом белый медведь. Медведи практически не имеют врагов. Так, они даже не восприимчивы к пчелиным укусам. А вот человека медведи обычно боятся, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Активны медведи, в основном, ночью, белый же медведь – преимущественно дневное животное.
Считается, что медведи – хищники, но на самом деле, в основном, они питаются растительной пищей. Медведи едят плоды, ягоды, грибы, орехи и желуди, иногда насекомых, мед и личинки диких пчел. Исключение составляет белый медведь. На заснеженных просторах полярного круга нет достаточно пищи и медведь стал искусным охотником, особенно на тюленей.
С приходом холодов медведь отыскивает удобное местечко для берлоги, куда натаскивает сухую траву, листья и мох. Для убежища подойдет пещера или расщелина в скале, но бывает, что медведь и сам выкапывает берлогу. Зверь на долгие недели погружается в глубокий сон, но в теплый денек может проснуться и выйти на поиски пищи. Многие слышали, что медведь сосет лапу. Но на самом деле это не так. Просто кожа на лапе шелушится, и медведь всего лишь лижет лапу, чтобы смягчить её. Проспав около шести месяцев, медведь весной выбирается на поверхность. В спячку впадают бурый, гималайский медведи и медведь-барибал; остальные виды медведей зимой не спят.
Медведи достаточно сообразительны и смышлены: они успешно выступают в цирке (катаются на велосипедах, пляшут, играют на балалайке). А еще медведи бывают смелыми и не очень. Самым опасным медведем считается настоящий хищник – белый медведь. Бурый медведь не обладает большой смелостью, поэтому его легко испугать. Но по настоящему трусливым является медведь барибал.
Продолжительность жизни медведя большая, 25 – 40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе свыше 45 лет. Медведи водятся на всех континентах за исключением Австралии, Антарктиды и Африки.
Среди медведей различают несколько отдельных видов:
Бурый медведь
Белый медведь
Гималайский медведь
Малайский медведь
Барибал
Медведь-губач
Очковый медведь.
Одна из главных особенностей медвежьего племени, которую знают все, – зимняя спячка. Этой теме посвящены сказки и детские песенки. В зимнюю спячку ложатся медведи, живущие в климатических поясах от умеренного до арктического. То есть там, где снег ложится плотно и надолго. Это связано с особенностями питания медведей. Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. В зависимости от вида, вес медведя составляет 150-350 кг, у медведей гризли и камчатских медведей этот показатель доходит до 700 кг. Длина тела от головы до кончика хвоста – 150-250 см, высота в холке – 100-130 см. Этой махине необходимо большое количество пищи, чтобы поддерживать свою роскошную форму. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи с значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.
В отличие от бурых, у белых медведей в спячку уходят только медведицы с медвежатами. Самцы белых медведей обходятся без сна. Это тоже обуславливается пищевым рационом. Белый медведь, в отличие от бурого медведя, может перекрывать свою потребность в пище, питаясь рыбой и жиром тюленей (мясо тюленей они едят редко).
Сон у медведя чуткий, скорее дрема, а не сон. Это не анабиоз грызунов и других животных, которые ложатся в зимнюю спячку. Медведя очень легко побеспокоить во время сна, он быстро просыпается. Правда, бывает очень недоволен тем, что разбудили. Тогда случается такая неприятность, как медведь-шатун. Разбуженный медведь очень опасен.
Художественное слово о медведях
Р. Алдонина
К медведям, к медведям
В зеленый лес поедем,
Поедем мы к медведям
В густой зеленый лес.
Где елки, где шишки,
Где маленькие мишки,
Где мишки-шалунишки
С мамашами и без.
К медведям с корзиной
Поедем за малиной,
С корзиной за малиной
Поедем в дальний путь!
Пусть только медведи
Уйдут пока к соседям
И дружно погуляют
Подальше где-нибудь.
Л. Луканова
Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчелкой подружился
Этим лакомством разжился
Только пчелы вот беда
С ним не дружат никогда
Н. Капустюк
Мы сказали строго папе:
- Сын Ваш, Мишка, косолапит.
И давно пора понять,
Нужно что-то предпринять!"
И услышали от папы:
- В деда сын мой косолапый...
Да и прадед мой - Потап
Отродясь был косолап.
Не волнуйтесь, ребятишки,
Косолапы все мы - мишки! -
М. Пляцковский
Пчелы гонятся за Мишкой.
"Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!"
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо меда будут шишки
На носу воришки мишки.
Б. Марченко
Спит зимою великан
В тепленькой берлоге.
Ждет весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мед отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан...медведь.
В. Праздничнова
Вышел из лесу медведь,
Начал топать и реветь.
-Чем ты, мишка, огорчен?
-Мне приснился страшный сон,
Видел девочку Алину-
В роще съела всю малину!
Ю. Асаева. Медведь
Зиму он проспал в берлоге,
Он не бегал по дороге.
Лапу он свою сосал.
Жир от холода спасал.
Наверху-белым-бело,
А у мишки здесь тепло.
С боку на бок повернется,
Поворчит и улыбнется...
Av
- Ты куда ходил, медведь?
- На луну ходил смотреть.
Я с обратной стороны
Не видал еще луны!
Через гору я полез,
Шел по речке, через лес -
Но везде была видна
Та же самая луна!
В. Шардин
А ну-ка, медведь,
Скорей нам ответь,
Тебя почему называют медведь?
- Я мё-ёдом заведую,
Где спрятан он ве-едаю. -
Ответил медведь.
Здорово ведь?
Л. Храмова
Ах, какое наслажденье
Реки и леса пробужденье!
Солнце лучиком коснулось,
И они совсем проснулись.
В речке рыбки вновь играют,
Птички солнышко встречают.
Слышен звук набухших почек,
А медведь вставать не хочет!
Прибежали две сестрицы,
Две лохматые лисицы,
Стали лапками стучать,
Громко-громко так кричать:
"Ну-ка, соня, просыпайся,
На рыбалку отправляйся.
Ты ж за зиму отощал
И бессильный совсем стал.
Звери все давно в работе.
Строят домики, в заботе!"
А медведь рычит в ответ:
"Выхожу, зверью привет!"
А. Рахимов
Бурый Мишенька-медведь
Сел на пень и стал реветь.
Слышен рёв во всём лесу.
Напугал медведь лису,
Зайца, волка, кабана...
Наступила тишина.
Подошёл к медведю ёж:
-Миша, ты чего ревёшь?
Взбудоражил всех в лесу.
-Мёд к себе домой несу.
Вот, в лесу нашёл колоду,
Ароматнейшего мёда.
Как доволен я собой!!
Ёж, порадуйся со мной!!
Н. Бацанова
Кто умеет так реветь?
Лишь рассерженный медведь!
Кто ему не угодил,
Кто медведя рассердил?
Что в него, вселился бес?
Просто мишка хочет в лес!
Там раздолье и простор!
В клетке жить, какой позор!
Там, в лесу живет родня
И медвежья вся семья.
С ними мишку разлучили
Жить в вольере научили.
Только мишка не сдается,
Все равно на волю рвется.
Он по клетке мечется,
Грусть его не лечится
Френсис.
Колыбельная медведя.
Спит медведь в своей берлоге.
Он теплу, уюту, рад.
А зима, уж, на пороге.
За окошком снегопад.
Спит медведь, лежит, не тужит.
И во сне он видит мед.
Тишина стоит снаружи.
Вьюга по земле метет.
Спит медведь. Снег белый кружит.
Сладко, мягкая постель.
Ветер на дворе, и стужа.
Начинается метель.
Спит медведь. Не знает горя.
Лапу он, во сне, сосет.
И не ведает, что, вскоре,
Будет праздник - Новый год.
Спит медведь. Звезда, как свечка.
Полон зимний мир чудес.
Лед блестит, замерзла речка.
И укрыт под снегом лес.
О. Таин
Сел Медведь – живот, как глобус,
В переполненный автобус.
Стал к окошку пробираться,
И пришлось ему толкаться.
Неуклюжий, косолапый
Наступил Лисе на лапу;
Пнул Ежа нечаянно, –
Тот вопил отчаянно;
Локтем дал Волчице в спину,
Та завыла, скорчив мину.
Чуть не раздавил Ужа,
Не хотел – спугнул Чижа…
В общем, вольно иль невольно,
Многим Миша сделал больно.
Но при всей
Неуклюжести своей
Быть он вежливым старался,
Извинялся, извинялся:
– Извините, пропустите,
Вот, пожалуйста, возьмите…
Я толкнул не специально,
Извините, я случайно.
Не подвинетесь, Бобры,
Будьте, братцы, так добры.
Сторонились звери, жались,
Но, представь, не обижались.
Хоть и был Медведь упитан,
Главное – он был воспитан!
А стараться быть любезным
Знай, малыш, не бесполезно.
Вежливых всегда заметят,
Добротой тебе ответят.
Детские загадки про медведя:
Ходит по лесу Федот.
Летом лыко дерёт.
Зимой лапу сосёт.
(Медведь)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
(Медведь)
Посреди густого леса
Нет ни дома, ни навеса,
А в берлоге тесно ведь,
Вот и спит зимой … (медведь).
Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?
(Медведь)
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь).
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….( Медведь)
Он хозяин в лесу очень важный и строгий,
А зимой спит в удобной, уютной берлоге:
Ты его не тревожь, ты его не буди,
Ты и в гости, зимою, к нему не ходи.
Если вдруг он проснётся, то станет реветь, -
Так умеет реветь только мишка - ( Медведь)
Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна
И давай в лесу реветь …
Все зовут его (медведь).
Г. Таравкова
Он зимою спит в берлоге,
Не гуляет по дороге,
Любит мед и сладкоежка,
Но не прочь погрызть орешки.
Кто в берлоге спит, ответь,
Видит сны свои...(Медведь)
И. Фетисова
«Осень – сонная пора,
В спячку мне давно пора» –
Так сказал огромный зверь,
Затворив в берлогу дверь.
Кто всю зиму спит, ответь!
Это Дедушка…(Медведь)
Л. Турьева
Он любит мёд
Зимой он спит
Весной хороший аппетит.
(медведь)
В. Марахин
Он тайги хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
А когда начнёт реветь,
Знай, поблизости (Медведь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД Развитие речи. Тема: "Почему медведь зимою спит?"
Нопосредственная Образовательная Деятельность. Можно провести в форме беседы, можно с просмотром иллюстрированного материала, предназначенного для садиков РБ. Текст сказки и иллюстрации можно найти в ...
Конспект занятия "Почему медведь зимой спит?"
разучивание песни с приемами мнемотехники...
Сценарий праздника на тему: «Почему медведь зимой спит» (по сказке В. Сутеева «Дядя Миша»)
почему медведь зимой спит...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники.
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы по заучиванию стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит?» с использованием приёмов мнемотехники....
Конспект открытого занятия с использованием технологии развития памяти (мнемотехника) Тема «Почему медведь зимой спит?»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие»Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная...
Логоритмическая деятельность "Почему медведь зимой спит"
Логоритмическая деятельность "Почему медведь зимой спит"...
Фотоотчет об интегрированном занятии «Как живут звери зимой или почему медведь зимой спит»
Фотоотчет об интегрированном занятии «Как живут звери зимой или почему медведь зимой спит» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мой фотоотчетоб интегрированном занятии «Как ж...