Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс.
статья (старшая группа) на тему

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс. Игры и упражнения для развития речи и словарного запаса призваны подключить воображение, самостоятельно  интерпретировать слова и понятия, через зрительные образы запоминать значения слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovladenie_rodnym_yazykom_v_doshkolnom_detstve.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Развитие связной речи ребенка – это творческий процесс. Игры и упражнения для развития речи и словарного запаса призваны подключить воображение, самостоятельно  интерпретировать слова и понятия, через зрительные образы запоминать значения слов. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Работая по проблеме развития речи детей через театрализованную деятельность, поставила задачи:

 Развивать устойчивый интерес к театру, театрализованной деятельности, последовательно знакомить с видами театра.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, используя мимику, жесты, выразительность голоса.

 Развивать коммуникативные умения детей в публичных выступлениях.

 Развивать речь детей.

 Воспитывать культуру общения, речевой этикет.

Для решения этих задач были изготовлены различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый театр, конусный, настольный театр), декорации, костюмы; подобраны иллюстрации к сказкам; собрана библиотека сказок: книжки-малышки, сборники русских народных сказок, сказки народов мира, сказки мультимедийные.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. У малышей от непроизвольной эмоциональной, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                    При обучении детей средствам речевой выразительности, мы используем знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Знакомство детей с театрализованной игрой происходит с раннего возраста: это просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, рассказывание сказок с элементами драматизации, игры-драматизации, дикционные упражнения, знакомство с костюмом, декорацией, мизансценой.

Встреча с театральной куклой создаёт радостную атмосферу, вызывает положительные эмоции, желание общаться с куклой, что служит началом театрализованной игры.

Куклы помогают детям адаптироваться в детском саду. Ребенок утром капризничает, трудно расстаётся с мамой, но появляется Карлсон и предлагает ему полететь, поискать, где же спрятался Капризка, которого нужно найти и прогнать. Ребёнок включается в игру и забывает о своих переживаниях.

Творческая содержательная игра способствует совершенствованию диалогической речи, развитию монологической речи. Игры-драматизации ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. Речь становится более связной, выразительной, изменяется качественная характеристика речи, так как в ней проявляется индивидуальность ребёнка-исполнителя. По выражению психолога и философа С.Л. Руинштейна, «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».

В игре ребёнок анализирует речь педагога, поэтому речь воспитателя должна быть грамматически правильной. Педагог принимает участие в детских играх, обсуждает с детьми замысел и ход игры, привлекает внимание детей к слову, даёт образец лаконичной и точной речи, применяет систему упражнений, характеризующих того или иного персонажа сказки (попросись в теремок ,как лягушка, лиса, медведь; покажи, как ходят эти герои, как они говорят), беседует о проведенных и будущих играх.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Научно доказано, что развитие речи связано с качественной стороной общения. Характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей: меткие жесты помогают детям усвоить значение слов; мимика и фонация уточняют значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный ); выполняют воспитывающую роль.

Вовлекая детей в театрализованную деятельность, стремлюсь к созданию атмосферы, способствующей каждому ребёнку почувствовать свою значимость в творческом процессе, направляю внимание детей на позитивное общение. Проектируя театрализованный центр, размещаю оборудование и материалы так, чтобы они отвечали интересам и мальчиков, и девочек, организовываю центры уединения, где ребенок может побыть наедине с любимым героем, осуществить эксперимент, рассмотреть схему моделирования сказки. Всё это способствует созданию условий для творческой активности детей, предоставляет каждому ребёнку право свободы выбора средств предметно-развивающей среды. Элементы театрализации присутствуют и в других видах образовательной деятельности детей: экологической, математической, музыкальной, изобразительной. Например, весёлый Гном приглашает детей на экологическую прогулку, Буратино зовет их помочь расколдовать заколдованных героев сказок, Лисичка-сестричка просит правильно выложить иллюстрации к сказкам, чтобы по ним можно было пересказать сказку в соответствии с сюжетом; добрый Зайка приглашает на сказочную поляну, где дети попадают в сказку, становятся участниками театрализованного представления. В театрализованных играх, играх-драматизациях дети бывают и артистами, и зрителями, что помогает им вырабатывать определённые нормы поведения; воспитывать силу воли, уважение к сверстникам, стремление принимать активное участие в театрализованных представлениях.

Театрализованные игры делают жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, развивают речь детей, дают возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной; мимика и жесты-артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...

"Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказыванием и рассказом" (подготовительная группа)

Актуальность:Эта тема для меня очень важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют ус...