Консультация на тему«Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития»
консультация по теме
Критерии конкурсной исследовательской деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему
«Познавательно-исследовательская деятельность
как средство амплификации детского развития»
Воспитатель
Аксененко С. В.
2014 -2015 уч. г.
Одной из стратегических задач ФГОС ДО можно считать преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Среди ведущих принципов дошкольного образования, заложенных в Стандарте, обращает на себя внимание принцип обогащения (амплификации) детского развития в процессе полноценного проживания ребенком всех этапов детства, а также принцип формирования его познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Как показывает практика, одним из сложных видов деятельности в дошкольном детстве является познавательно-исследовательская деятельность.
Для реализации познавательно-исследовательского вида деятельности рекомендованы такие формы работы с детьми, как наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проектирование. Они могут быть представлены и в конкурсной исследовательской деятельности дошкольников.
Можно выделить следующие основные составляющие результата детского исследования, оцениваемые конкурсной комиссией:
- текст работы;
- текст выступления конкурсанта;
- дубликат выступления;
- мильтимедийная презентация работы;
- наглядный материал исследования;
- защита работы конкурсантом;
- активность конкурсанта до и после выступления;
- наличие буклета.
К каждой из составляющих предъявляются требования.
Требования к тексту работы:
- соответствие выбранной темы исследования направлению конкурса;
- оформление работы в соответствии с положением о конкурсном мероприятии;
- наличие в исследовательской работе соответствующих структурных частей;
- точность, выигрышность и актуальность формулировки темы работы;
- соответствие материала работы возрасту участника;
- научность стиля изложения работы;
- новизна полученных результатов;
- перспективы развития исследуемой темы;
- содержательное раскрытие темы;
- конкретность полученных результатов и выводов, соотнесенных с задачами исследования;
- адекватность выбранных методов исследования для конкретной темы;
- проверка работы на уникальность текста.
Текст выступления конкурсанта является другой составляющей результата исследования, от которой зависит успех публичной защиты работы ребенком. К тексту выступления предъявляются следующие требования:
- соответствие текста временным рамкам по конкурсному положению;
- краткое описание всех структурных частей проведенного исследования;
- гармоничное соотнесение текста выступления с наглядностью и мультимедийной презентацией исследования;
- свободная форма текстового изложения доклада.
Еще одной составляющей результата исследования, от которой также зависит успех публичной защиты, является дубликат выступления. Он должен соответствовать следующим условиям:
- полностью копирует текст выступления;
- текст последовательно соотнесен с пронумерованными слайдами презентации для технического работника в аудитории, где будет проходить защита работы;
- в тексте делаются пометки на случай использования во время защиты наглядного материала.
Исходя из содержания многих положений о детских исследовательских конкурсах, необходимо в отдельную составляющую результата исследования вывести мультимедийную презентацию, которая соответствует таким условиям, как:
- наглядность и привлекательность;
- рациональное число слайдов (не более 15, по рекомендациям психологов);
- четкое отражение эксперимента работы на случай его наличия;
- использование на слайде не более 4 фотографий: большее их количество будет мешать целостному восприятию слайда;
- красочность и гармоничность оформления (соотношение цвета, фона презентации с цветом текста, соотношение размера и расположения текста с размером и размещением фотографий);
- текстовый и графический материал презентации должен отличаться от доклада конкурсанта.
Во время защиты работы достаточно часто конкурсанты обращаются к наглядности, поэтому в качестве еще одной составляющей результата исследования необходимо признать наличие наглядного материала, к которому предъявляются следующие требования:
- иллюстрация или демонстрация должны отражать основные результаты исследования (макеты, опыты, таблицы, графики, фотографии, рисунки и т.п.);
- текстовый и графический материал наглядности гармонично оформляется по примеру оформления слайдов мультимедийной презентации;
- размеры и количество наглядных материалов должны находиться в умеренных пределах;
- заранее продумывается, как наглядный материал будет располагаться, крепиться, висеть и т.д. в процессе проведения конкурса.
Поскольку конкурсы детских исследований в большинстве своем носят соревновательный характер, конкурсная комиссия кроме текста работы оценивает еще и понимание ее участником, поэтому в качестве очередной составляющей результата исследования необходимо выделить защиту работы конкурсантом, которой присущи свои условия:
- выразительность выступления;
- речевая культура конкурсанта;
- владение материалом без текста (наизусть, заучивая или рассказывая с расстановкой акцентов, пауз по ходу выступления);
- понимание работы конкурсантом;
- свободное владение мимикой и жестикуляцией;
- умение чувствовать аудиторию;
- соблюдение временных рамок выступления (регламент по положению конкурса);
- гармоничное соотнесение содержания презентации и наглядности с текстом выступления;
- эрудиция конкурсанта в исследуемой теме;
- психологическая устойчивость конкурсанта;
- привлекательность конкурсанта (эстетика костюма, опрятность и яркость образа ребенка).
Еще одной составляющей, по которой можно понять глубину проникновения конкурсанта в исследуемую им тему и уровень подготовленности к исследовательскому формату мероприятия, является активность конкурсанта до и после выступления, которой, как и другим составляющим, рассмотренным выше, присущи свои условия:
- умение слушать другие выступления;
- возможность грамотно отвечать на вопросы жюри и конкурсантов;
- убедительно отвечать на вопросы аудитории;
- возможность задавать вопросы конкурсантам;
- проявление активности в дискуссиях по обсуждению собственного исследования и работ конкурсантов.
К необязательной составляющей результата исследования следует отнести наличие буклета. Буклету присущи такие условия, как:
- свободно-креативная форма;
- краткое описание основных результатов работы;
- краткая характеристика деятельности научного руководителя детской работы;
- описание результатов и достижений образовательной организации, если таковые имеются.
Все изложенное выше является убедительным подтверждением высказанного вначале тезиса о том, что познавательно-исследовательская деятельность, реализующаяся в дошкольных организациях в конкурсной форме, способствует амплификации детского развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в развитии детского творчества»
Рассматривая детское экспериментирование как самоценную для ребенка, творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых...
Методическая тема "Познавательно-исследовательская деятельность, как средство интеллектуального развития" 2010-2015
Методическая тема "Познавательно-исследовательская деятельность, как средство интеллектуального развития"...
Консультация на тему: «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников»
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Это связано с динамичным развитием общества, проникновением на новые уровни познания природы, изменением с...
Методическая разработка на тему: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»(старший возраст)...
Презентация "ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ"
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ....
Презентация "Познавательное развитие как средство амплификации детского развития"
quot;Познавательное развитие как средство амплификации детского развития"...