Из опыта работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.
статья по теме
К вопросу о современных требованиях к реализации социально – педагогических условий взаимодействия детский сад – семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_o_sovremennyh_trebovaniyah_k_realizatsii_sotsialno.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о современных требованиях к реализации социально – педагогических условий взаимодействия детский сад – семья.
СС Нестерова
ГБДОУ №73 комбинированного вида, Приморского района, Санкт – Петербург.
Главные задачи в работе любого дошкольного образовательного учреждения: это сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье своих воспитанников, их творческое и , конечно же, интеллектуальное развитие, обеспечить условия для гармоничного роста личности ребенка. Для достижения высоких результатов воспитательно – педагогического процесса в ДОУ существенное значение имеет работа с родителями воспитанников.
Очень часто нам приходится сталкиваться с проблемой недостаточного взаимодействия дошкольных и образовательных учреждений с семьями воспитанников. Вследствие этого происходит непонимание и жалобы, которые часто выходят за пределы дошкольного учреждения. Если отсутствует это взаимодействие, следовательно, не будет плодотворной деятельности, которая позволит увидеть, понять и помочь решить поблемы воспитания детей.
Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально – психологической атмосферы в педагогическом и детском коллективах, уровень педагогической культуры родителей воспитанников. Но для современного состояния общества характерен процесс изменения основ, на которых базируется семья: материальное положение, социальный статус, осуществляемые многообразные функции, взаимоотношения между поколениями. Как указывает Ю.В.Гладкова (2008), институт семьи испытывает много трудностей, проявляющихся в различных сферах ее жизнедеятельности, особенно в воспитании детей. Она отмечает следующие тенденции в развитии семьи и внутрисемейных отношений:
- В силу своей традиционности (а часто консервативности и инертности) институт семьи не может гибко, в соответствии с требованиями социума, перестроить воспитательную среду.
- Семья не готова к динамичному приспособлению к существующей объективной реальности, а процесс длительной адаптации отрицательно сказывается на качестве семейного воспитания.
Правомерно считать, что корректировка воспитания ребенка в современном обществе является одним из аспектов адаптации семьи к изменяющимся условиям. Рассматривая указанные особенные, Ю.В.Глотова (2008) делает вывод, что семьи к этому не готовы. По приводимым ею данным воспитательное воздействие современных родителей не отличается высоким уровнем, складываясь в основном стихийно, под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений, реже путем самообразования и консультативной формы помощи специалистов. Организация педагогического просвещения семьи – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.
Что же мы, со стороны педагогического коллектива можем предложить для решения этой проблемы? Представляем несколько вариантов для возможного разрешения данной проблемы:
- Знакомство с семьями воспитанников с целью выявить интересы и потребности родителей, а так же совместно согласовать воспитательные воздействия на ребенка.
- Психолого – педагогическое обучение родителей с целью повысить уровень из знаний в педагогической и правовой сферах.
- Консультативное знакомство родителей с индивидуальностью развития детей, режимом работы детского сада, с программой и методикой учебно – воспитательного процесса, привлечение их к совместным мероприятиям и досугам.
- Приобщение родителей к совместной деятельности: участие в организации развивающей среды и воспитательно – образовательного процесса, помощь в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.
К ведущим средствам развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями является методическая работа, в ходе которой педагогу общаться в квалифицированной среде дается возможность, немедленно использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и получать поддержку коллег и наставников (Т.В.Кротова, 2005). О необходимости осуществления методической поддержки заявляет Е.А.Кудрявцева (2010), Г.И.Пигуль (2003).
В результате этих взаимодействий детский сад не только воспитывает детей, но и активно консультирует семьи по вопросам воспитания. Следовательно, активно набирает опыт организации сотрудничества с родителями.
Для выявления наиболее актуальных проблем в воспитании ребенка педагогами было проведено анкетирование. В опросе принимали участие 30 человек: из них 25 матерей и 5 отцов. Возраст детей на момент анкетирования составлял 6-7лет (подготовительная группа):
- 39% - испытывают трудности при подготовке ребенка к школе (проведена консультация «Как подготовить ребенка к школе»);
- 27% - испытывают трудности при формировании у ребенка самостоятельности (педагогами рекомендовано родителям разделить домашние обязанности на всех членов семьи, включая детей);
- 31% - не знают, какие действия предпринимать, чтобы воспитывать здорового ребенка (привлечение семьи к участию в спортивных соревнованиях);
- 33% - как правильно развить речь у ребенка ( родителям было предложено посетить открытые занятия в группе);
- 26% - как развить творческие способности у ребенка (предложено записать ребенка на дополнительные кружки по ИЗО деятельности, кружок хореографии и др.).
Из них только 19% обращаются за помощью к педагогам детского сада.
Воспитатели детского сада беспрерывно улучшают характер и содержание этой работы. Из традиционных форм нами были выбраны такие формы работы, как:
- Родительские собрания (в начале, конце года и по мере необходимости).
- Привлечение родителей к обсуждению организационных моментов по проведению праздников ДОУ (при подготовке к благотворительному концерту «Белый цветок», обсуждались выбор репертуара, сценарий и единообразие в выборе одежды).
- Проведение консультаций для родителей. («Психологическая готовность ребенка к школе» и др.).
- Совместные экскурсии по выходным дням («Кидбург», «Планетарий» и др.)
- Показ открытых занятий для родителей по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
- Проведение совместных мероприятий (конкурсы «А вам слабо?», «Самый лучший фартук для дежурного»; викторины: «Столица нашей Родины», «Кулинарный поединок»; спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.).
- Анкетирование родителей (каждый квартал для выявления новых вопросов и предложений для дальнейшего сотрудничества).
- Ознакомительные беседы с родителями воспитанников («Выбор игрушек для снижения агрессивности у ребенка»).
Сформированные открытые и доверительные отношения с родителями воспитанников имеют ряд преимуществ:
- Выявляется положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместное взаимодействие по воспитанию детей. Родители убеждены в том, что детский сад всегда сможет им помочь в решении многих вопросов и педагогических проблем, а также не навредит, так как будут учитываться интересы семьи, используемые в домашних условиях по взаимодействию с ребенком. Педагогический коллектив в ответ, получает понимание со стороны родителей в решении проблем (материальных, хозяйственных, воспитательно – образовательных).
- Учитываются личностные особенности каждого ребенка. Педагог беспрерывно поддерживает общение с семьями, знает индивидуальные особенности, интересы своего воспитанника и старается учитывать их в своей деятельности. В результате всех этих действий повышается эффективность педагогического процесса.
Большое число семей испытывают некоторые трудности в воспитании детей. Это происходит в большей степени из-за отсутствия необходимых знаний и навыков в воспитании. Для разрешения всех вышеперечисленных вопросов в детском саду проводится регулярная работа, направленная на достижение поставленной цели. Используются различные способы организации, ведется консультирование родителей с целью повышения их знаний в правовой и педагогической культуры. Из всего выше перечисленного можно сделать выводы:
- Задачи воспитания, обучения и развития будут успешными только тогда, когда дошкольное учреждение будет активно поддерживать контакт с семьей и привлекать ее в свою работу. Много лет система дошкольного образования держала дистанцию и была крайне изолирована от семьи, но в настоящее время детские сады проводят активную работу по взаимодействию с семьями.
- Семья и детский сад никак не могут заменить друг друга; у каждого из них свои задачи, а также свои методы воспитания. Поэтому нужно учиться взаимодействовать друг с другом в интересах детей. Самое основное, что мы со своей стороны можем сделать – это установить доверительные отношения между семьей и детским садом, в результате это позволит корректировать воспитательные позиции родителей и педагогов[3].
Литература
- АнтоноваТ. ВолковаЕ, МишинаН. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание.-1998.-№6-С.66-70.
- Закон Российской федерации «Об образовании».-М.:АСТ,2003.
- КозловаА, ДешеулинаР. Работа ДОУ с семьей.-М.:Сфера,2004-112с.
- КротоваТ. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дис…канд.пед.наук.-М.,2005.-254с.
- КудрявцеваЕ. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: дис…канд.пед.наук.-Волгоград,2010.-174с.
- ЛеонтьеваА, ЛушпарьТ. Родители являются первыми педагогами своих детей//Дошкольное воспитание.-2001.-№8-с.57-59.
- ПигульГ. Организационно-педагогическая поддержка личностно- профессионального саморазвития педагогов школы-сада:дис…канд.пед.наук.-Хабаровск,2003.-255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
Описание системы взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Вторая младшая группа.Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен познакомиться с семьёй воспит...
Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...
Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку....
«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе
laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе....
«Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. Использование эффективных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников»
В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. ...