Из опыта работы по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников.
статья по теме

Нестерова Светлана Сергеевна

К вопросу о современных требованиях к реализации социально – педагогических условий взаимодействия детский сад – семья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о современных требованиях к реализации социально – педагогических условий взаимодействия детский сад – семья.

                                        СС Нестерова

ГБДОУ №73 комбинированного вида, Приморского района,              Санкт – Петербург.

Главные задачи в работе любого дошкольного образовательного  учреждения: это сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье своих воспитанников, их творческое  и , конечно же, интеллектуальное развитие, обеспечить условия для гармоничного роста личности ребенка. Для достижения высоких результатов воспитательно – педагогического процесса в ДОУ существенное значение имеет работа с родителями воспитанников.

Очень часто нам приходится сталкиваться с проблемой недостаточного взаимодействия дошкольных и образовательных учреждений с семьями воспитанников. Вследствие этого происходит непонимание и жалобы, которые часто выходят за  пределы дошкольного учреждения. Если отсутствует это взаимодействие, следовательно, не будет плодотворной деятельности, которая позволит увидеть, понять и помочь решить поблемы воспитания детей.

Существенным показателем эффективности педагогического процесса является характер морально – психологической атмосферы в педагогическом и детском коллективах, уровень педагогической культуры родителей воспитанников. Но для современного состояния общества характерен процесс изменения основ, на которых базируется семья: материальное положение, социальный статус, осуществляемые многообразные функции, взаимоотношения между поколениями. Как указывает Ю.В.Гладкова (2008), институт семьи испытывает много трудностей, проявляющихся в различных сферах ее жизнедеятельности, особенно в воспитании детей. Она отмечает следующие тенденции в развитии семьи и внутрисемейных отношений:

  1. В силу своей традиционности (а часто консервативности  и инертности) институт семьи не может гибко, в соответствии с  требованиями социума, перестроить воспитательную среду.
  2. Семья не готова к динамичному приспособлению к существующей объективной реальности, а процесс длительной адаптации отрицательно сказывается на качестве семейного воспитания.

Правомерно считать, что корректировка воспитания ребенка в современном обществе является одним из аспектов адаптации семьи к изменяющимся условиям. Рассматривая указанные особенные, Ю.В.Глотова (2008) делает вывод, что семьи к этому не готовы. По приводимым ею данным воспитательное воздействие современных родителей не отличается высоким уровнем, складываясь в основном стихийно, под влиянием средств массовой информации, опыта старших поколений, реже путем самообразования и консультативной формы помощи специалистов. Организация педагогического просвещения семьи – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Что же мы, со стороны педагогического коллектива можем предложить для решения этой проблемы?  Представляем несколько вариантов для возможного разрешения данной проблемы:

  • Знакомство с семьями воспитанников с целью выявить интересы и потребности родителей, а так же совместно согласовать воспитательные воздействия на ребенка.
  • Психолого – педагогическое обучение родителей с целью повысить уровень из знаний в педагогической и правовой сферах.
  • Консультативное знакомство родителей с индивидуальностью развития детей, режимом работы детского сада, с программой и методикой учебно – воспитательного процесса, привлечение их к совместным мероприятиям и досугам.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности: участие в организации развивающей среды и воспитательно – образовательного процесса, помощь в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.

К ведущим средствам развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями является методическая работа, в ходе которой педагогу общаться в квалифицированной среде дается возможность, немедленно использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности и получать поддержку коллег и наставников (Т.В.Кротова, 2005). О необходимости осуществления методической поддержки заявляет Е.А.Кудрявцева (2010), Г.И.Пигуль (2003).

В результате этих взаимодействий детский сад не только воспитывает детей, но и активно консультирует семьи по вопросам воспитания. Следовательно, активно набирает опыт организации сотрудничества с родителями.

Для выявления наиболее актуальных проблем в воспитании ребенка педагогами было проведено анкетирование. В опросе принимали участие 30 человек: из них 25 матерей и 5 отцов. Возраст детей на момент анкетирования составлял 6-7лет (подготовительная группа):

  • 39% - испытывают трудности при подготовке ребенка к школе (проведена консультация «Как подготовить ребенка к школе»);
  • 27% - испытывают трудности при формировании у ребенка самостоятельности (педагогами рекомендовано родителям разделить домашние обязанности на всех членов семьи, включая детей);
  • 31% - не знают, какие действия предпринимать, чтобы воспитывать здорового ребенка (привлечение семьи к участию в спортивных соревнованиях);
  • 33% - как правильно развить речь у ребенка ( родителям было предложено посетить открытые занятия в группе);
  • 26% - как развить творческие способности у ребенка (предложено записать ребенка на дополнительные кружки по ИЗО деятельности, кружок хореографии и др.).

Из них только 19% обращаются за помощью к педагогам детского сада.

Воспитатели детского сада беспрерывно улучшают характер и содержание этой работы. Из традиционных форм нами были выбраны такие формы работы, как:

  1. Родительские собрания (в начале, конце года и по мере необходимости).
  2. Привлечение родителей к обсуждению организационных моментов по проведению праздников ДОУ (при подготовке к благотворительному концерту «Белый цветок», обсуждались выбор репертуара, сценарий и единообразие в выборе одежды).
  3. Проведение консультаций для родителей. («Психологическая готовность ребенка к школе» и др.).
  4. Совместные экскурсии по выходным дням («Кидбург», «Планетарий» и др.)
  5. Показ открытых занятий для родителей по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
  6. Проведение совместных мероприятий (конкурсы «А вам слабо?», «Самый лучший фартук для дежурного»; викторины: «Столица нашей Родины», «Кулинарный поединок»; спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.).
  7. Анкетирование родителей (каждый квартал для выявления новых вопросов и предложений для дальнейшего сотрудничества).
  8. Ознакомительные беседы с родителями воспитанников («Выбор игрушек для снижения агрессивности у ребенка»).

Сформированные открытые и доверительные отношения с родителями воспитанников имеют ряд преимуществ:

  1. Выявляется положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместное взаимодействие по воспитанию детей. Родители убеждены в том, что детский сад всегда сможет им помочь в решении многих вопросов и педагогических проблем, а также не навредит, так как будут учитываться интересы семьи, используемые в домашних условиях по взаимодействию с ребенком. Педагогический коллектив в ответ, получает понимание со стороны родителей в решении проблем (материальных, хозяйственных, воспитательно – образовательных).
  2. Учитываются личностные особенности каждого ребенка. Педагог беспрерывно поддерживает общение с семьями, знает индивидуальные особенности, интересы своего воспитанника и старается учитывать их в своей деятельности. В результате всех этих действий повышается эффективность педагогического процесса.

Большое число семей испытывают некоторые трудности в воспитании детей. Это происходит в большей степени из-за отсутствия необходимых знаний и навыков в воспитании. Для разрешения всех вышеперечисленных вопросов в детском саду проводится регулярная работа, направленная на достижение поставленной цели. Используются различные способы организации, ведется консультирование родителей с целью повышения их знаний в правовой и педагогической культуры. Из всего выше перечисленного можно сделать выводы:

  1. Задачи воспитания, обучения и развития будут успешными только тогда, когда дошкольное учреждение будет активно поддерживать контакт с семьей и привлекать ее в свою работу. Много лет система дошкольного образования держала дистанцию и была крайне изолирована от семьи, но в настоящее время детские сады проводят активную работу по взаимодействию с семьями.
  2. Семья и детский сад никак не могут заменить друг друга; у  каждого из них свои задачи, а также свои методы воспитания. Поэтому нужно учиться взаимодействовать друг с другом в интересах детей. Самое основное, что мы со своей стороны можем сделать – это установить доверительные отношения между семьей и детским садом, в результате это позволит корректировать воспитательные позиции родителей и педагогов[3].

Литература

  1. АнтоноваТ. ВолковаЕ, МишинаН. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание.-1998.-№6-С.66-70.
  2. Закон Российской федерации «Об образовании».-М.:АСТ,2003.
  3. КозловаА, ДешеулинаР. Работа ДОУ с семьей.-М.:Сфера,2004-112с.
  4. КротоваТ. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников: дис…канд.пед.наук.-М.,2005.-254с.
  5. КудрявцеваЕ. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями: дис…канд.пед.наук.-Волгоград,2010.-174с.
  6. ЛеонтьеваА, ЛушпарьТ. Родители являются первыми педагогами своих детей//Дошкольное воспитание.-2001.-№8-с.57-59.
  7. ПигульГ. Организационно-педагогическая поддержка личностно- профессионального саморазвития педагогов школы-сада:дис…канд.пед.наук.-Хабаровск,2003.-255с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку....

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе

laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...