Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".
статья на тему
Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_m_o.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.
Овладение речью – одна из основных проблем детской психологии. До сих пор не понятно как маленький ребенок овладевает такой сложной звуковой системой – как речь.
Вот ситуация:
В коллективе появился новый ребенок. К нему подходят дети, спрашивают имя, предлагают игрушки и другими различными способами пытаются привлечь внимание. Ребенок молчит. В чем дело? Оказывается, он почти не умеет разговаривать.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошею речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок
Театр так же используются в интересах развития речи детей. Его эмоциональное воздействие стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризует основные особенности нервно – психической организации детей. У детей раннего возраста подражание может быть и примитивным, и точным, ярким.
Таким образом, театр для ребенка становится удивительным, особым миром, где исполняется любое его желание (он преображается в сказочного героя, помогает героям своими подсказками, говорит вместо них, поет вместе с героями).
Эту особенность детей можно использовать в развитии речи детей с помощью театрализованных представлений.
Работу по развитию речи можно разделить на следующие этапы:
1 этап.
Выявление уровня развития речи детей.
Для этого используется диагностика по четырем показателям.
- формирование словаря
- звуковая культура речи
- грамматический строй речи
- связная речь
2этап.
Использование игр и упражнений на развитие речи детей.
Их можно использовать на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, развлечениях, в утренние часы, на прогулке.
- артикуляционная гимнастика
- дыхательные упражнения
- зарядка для губ, языка
- пальчиковые игры
- упражнения на звукопроизношения, звукоподражания
- словесные игры
3 этап
Использование театрализованных представлений в развитии речи детей.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театральной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждаю думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизирует словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного, как наиболее близкого к детям. Показывая мини – пьески в театре кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию и по возможности через внешние действия героя. Воспитатель должен обращать внимание на четкость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем чтобы дети могли следить за действием.
На начальных этапах лучше использовать знакомые произведения: сказки: «Репка», «Курочка Ряба». Для этих произведений можно использовать, помимо кукольного театра, фланелеграф, а за тем, эти же сказки можно показывать с использование настольного театра, конусного театра.
Далее произведения усложняются и можно использовать другие виды театров. Например: «Колобок», «Маша и Медведь» можно показывать также в настольном театре, конусном театре, а еще при использовании пальчикового театра с привлечением наиболее активных детей.
К концу года с более старшими детьми можно использовать театр игрушек с привлечением детей, а так же игру – драматизацию на основе сказок: «Репка», «Курочка Ряба».
Используя театрализованные постановки можно привлекать детей в любой момент, даже на начальном этапе. Дети сначала могут просто договаривать слова, помогать Колобку петь песню. В дальнейшем необходимо привлекать детей к активному участию.
Следовательно, использование театрализованных представлений удовлетворяет потребность ребенка в подражании, активных действиях, способствует эмоциональному удовлетворению.
В результате развиваются все психические процессы, в том числе и речь.
Приложение.
- формирование словаря
Задание № 1.
Цель: учить находить предметы по словесному указанию педагога.
Ответы ребенка фиксируются.
Инструкция: Я даю тебе поручения, а ты, внимательно слушаешь и выполняешь.
- принеси мне куклу,
-принеси кукле красный карандаш,
-принеси кукле маленького мишку.
Задание № 2.
Цель: на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, а ты подумав, ответишь мне на них: - где лежит кукла? ( кукла лежит на полке в игровом уголке),
- где лежат карандаши? ( в уголке изо).
Задание № 3.
Цель: учить по словесному указанию педагога имитировать действия людей и движения животных.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: Сейчас ты станешь артистом и будешь выступать:
- покажи как мама усыпляет Катю
- как поливают цветы из леечки
- как ходит медвежонок
- как прыгает зайка.
Задание № 4.
Цель: обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: Назови предметы которые я тебе покажу:
- существительные обозначающие названия игрушек ( машина, кукла, кубик, мишка);
-существительные обозначающие предметы личной гигиены (зубная щетка, полотенце, мыло, расческа);
- другие предметы (одеяло подушка, автобус, морковка, яблоко, ложка, кружка, ботинки, шапка, рубашка, кошка с котятами);
- глаголы обозначающие трудовые действия (стирать, гладить, поливать, лечить);
- действия противоположные по значению (открыть – закрыть, снять – одеть);
- действия характеризующие отношения людей (обнять, подарить, пожалеть);
- эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться);
- прилагательные обозначающие цвет, вкус, величину, температуру (красный, сладкий, большой, холодный);
- наречия (темно, тихо, далеко, близко, жарко, холодно);
Оценка результатов, то есть, способность отвечать на вопросы и выполнять предложенные действия, оценивалась по следующим критериям:
Критерии оценки заданий:
+ знает, дает полный, развернутый ответ, задание выполнил верно без наводящих вопросов;
+ - ответил после наводящих вопросов, дал неполный ответ, задание выполнил с погрешностями;
- затрудняется отвечать, с заданием не справился.
- звуковая культура речи
Задание № 1.
Цель: упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: Я тебе буду давать задание, а ты будешь мне помогать его выполнять.
Ответы ребенка фиксируются.
Произноси вместе со мной:
- летит пчела – ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж –ж
- пищит комар з- з- з- з- з- з- з- з-з
- кошка сердится –ф – ф- ф – ф – ф –ф – ф – ф
- как кричит лошадка – и – и – и – и – и – и – и- и
- как стонет Ляля когда у нее болят зубки –о –о –о – о- о- о- о- о
- как паровоз гудит –у –у –у –у –у –у –у –у
- как кукла плачет – а – а –а –а –а –а –а –а.
Задание № 2.
Цель: упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: давай вместе поиграем, я буду рассказывать, а ты за мной повторять.
«На птичьем дворе».
Наши уточки с утра:
-Кря – кря –кря!
-Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда:
-Га – га – аг!
-Га – га –га!
А индюк среди двора:
-Бал – бал – бал!
-Бал –бал –бал!
Наши гуленьки вверху:
-Грру –грру – у!
-Грру – грру –у!
Наши курочки в окно:
-Ко – ко –ко!
-Ко – ко – ко!
А как Петя – петушок
Рано – рано поутру
Нам поет «Ку – ка – ре – ку!»
Задание № 3.
Цель: развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слухового внимания.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: я буду рассказывать стихотворении, а ты показывать как кричат животные.
«Песня – песенка»:
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
-Теперь ты, Петушок пой!
-Ку –ка –реку! – пропел петушок.
-Ты спой, Мурка!
-Мяу – мяу! – спела кошка.
-Твоя очередь, уточка!
-Кря –кря – кря, - затянула утка.
-А ты Мишка?
-Ряв –ряв –ряв, - закричал медведь.
-Ты, лягушка, спой!
-Квак – квак – квак, - проквакала лягушка.
-А ты, кукла, Что споешь?
-Ма – ма, ма – ма!
-Складная песенка !
Задание № 4.
Цель: формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: я тебе буду показывать игрушки животных, ты подумай и покажи как они разговаривают.
- покажи как лает большая собака (громко лает).
- покажи как лает маленькая собака ( тихо лает).
Оценка результатов, то есть, способность отвечать на вопросы и выполнять предложенные действия, оценивалась по следующим критериям:
Критерии оценки заданий:
+ знает, дает полный, развернутый ответ, задание выполнил верно без наводящих вопросов;
+ - ответил после наводящих вопросов, дал неполный ответ, задание выполнил с погрешностями;
- затрудняется отвечать, с заданием не справился.
- грамматический строй речи
Задание № 1.
Цель: учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: Я тебе буду показывать картинки, а ты говоришь, что там нарисовано.
Ответы ребенка фиксируются.
- что делают? ( ребенок отвечает используя словосочетания глагол + существительное, глагол + местоимение);
-куда пойдешь (ходил)? (глагол в прошедшем времени, глагол в будущем времени)
-кто, что делает? (используются местоимения: я, ты, мы, он, она, они)
-где находится? (используются предлоги: в, на, у, за, под).
Задание № 2.
Цель: упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: У меня в руках игрушка Кисоньки – мурысеньки. Я буду играть с ней, а ты спрашивай у Кисоньки и у меня, что мы делаем ( кто у меня в руках, что она делает, Кисонька – мурысенька куда пошла?)
Критерии оценки заданий:
+ знает, дает полный, развернутый ответ, задание выполнил верно без наводящих вопросов;
+ - ответил после наводящих вопросов, дал неполный ответ, задание выполнил с погрешностями;
- затрудняется отвечать, с заданием не справился.
- связная речь
Цель: учить понимать речь взрослых, слушать небольшие дидактические рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие и более сложные вопросы. Способствовать освоению диалогической формы речи. Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них.
Задание № 1.
Цель: учить понимать речь взрослых.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: я буду давать тебе поручения, а ты их выполнять.
- посмотри, что делает няня?
- принеси мне красный карандаш.
Задание № 2.
Цель: учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: Послушай сказку «Репка» и ответь на вопросы (что посадил Дед? Кто помогал ему репку тянуть?).
Задание № 3.
Цель: учить отвечать на простейшие вопросы.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: я буду показывать предметы и задавать вопросы, а ты на них отвечать.
- что – стол;
- кто – девочка;
- что делает – играет.
Задание № 4.
Цель: учить отвечать на более сложные вопросы.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: я буду задавать тебе вопросы, а ты, подумав, отвечай.
- Во что ты одет?
- Где в группе стоят машинки?
Задание № 5.
Цель: по просьбе воспитателя, рассказать об изображенном на картинке.
Ответы детей фиксируются.
Инструкция: рассматриваем картинки из книжки «Курочка Ряба» (для детей старше 2лет 6 месяцев). Расскажи, что здесь нарисовано, назови персонажей сказки.
Критерии оценки заданий:
+ знает, дает полный, развернутый ответ, задание выполнил верно без наводящих вопросов;
+ - ответил после наводящих вопросов, дал неполный ответ, задание выполнил с погрешностями;
- затрудняется отвечать, с заданием не справился.
Уровни:
Высокий: если ребенок имеет активный словарный запас, может поделиться информацией, пожаловаться на неудобства и действия сверстника, сопровождать речью игровые и бытовые действия, пользоваться речью как средством общения со сверстниками, слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Средний: если ребенок может повторять за взрослым небольшое предложение, ответить на понятный вопрос взрослого, пожаловаться на неудобства и действия сверстника, сопровождать речью игровые действия («приборматывать»).
Низкий: если ребенок может повторять за взрослым небольшое предложении, ответить на понятный вопрос взрослого, пожаловаться на неудобства.
Результат диагностики отражается в гистограмме.
Сравнительные результаты диагностики развития речи детей раннего возраста
- артикуляционная гимнастика
гимнастика «Звуки»
Работа с гласными буквами и, э, а, о, у, ы. дети должны сначала беззвучно проговорить звуки, а затем, когда они правильно научатся ставить губы, проговорить их громко. Упражнение со звуками повторяется два раза.
Теперь давайте поиграем звуками. Повторите их за мной. Девочка просит у подружки куклу: «М – м – ми – м – м – ми –м – м – ми – м – м – ми – м – м – м». подружка ей отказывает: «М – м – мэ – м – м – мэ –м – м – мэ – м – м – мэ – м – м – м». девочка умоляет подружку: «М – м – ма –м – м – мА – м – м – мА – м – м – мА – м – м – м». подружка снова отказывает девочке: «М – м – мо – м – м – мо – м – м – мо – м – м – мо – м – м – м». девочка с сожалением произносит: «М – м –му – м- м – му – м – м – му - м – м – му –м – м – м». подружка все же согласилась дать куклу девочке: «М – м – мы – м – м – мы – м – м – мы – м – м – мы – м – м – м».
- дыхательные упражнения
Свистит ветер – с – с – с – с – с – с – с – с – с – с…
Шумят деревья – ш –ш – ш – ш – ш – ш – ш – ш …
Летит пчела – ж- ж –ж – ж –ж -ж – ж – ж…
Пищит комар – з – з – з – з – з – з – з – з…
Работает насос – с – с – с –с! С- с – с – с! С – с – с – с!
Метет метель – ш – ш – ш – ш! ш – ш – ш – ш! ш – ш – ш – ш! Сверлит дрель – з – з – з – з! з – з – з – з! з – з – з – з!
Кошка сердится – ф! ф! ф! ф! ф!
Пила пилит –с! С! С! С! С!
- зарядка для губ, языка
: «Веселый пятачок».
На счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» - губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов. Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево. «Пятачок» делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, дети должны полностью освободить мышцы губ, фыркнув, «как лошадка».
- жало змеи ( рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо - влево).
- Конфетка ( губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» - вправо – влево, вверх – вниз, по кругу).
- Колокольчик ( рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика).
- Уколы ( острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна).
- Самый длинный язычок ( высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа и подбородка).
- пальчиковые игры
Утро настало, солнышко встало. Ладони скрещены, пальцы растопырены – «солнышко с лучиками».
- Эй, братец, Федя, разбуди соседа! Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
Вставай Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка – Митрошка! Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по очереди по кончикам пальцев левой, начиная с большого.
Привет, ладошка! Щелчок в центр ладони.
«Цветок».
(кисти руки, пальцы – лепестки).
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик –
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
- упражнения на звукопроизношения, звукоподражание
« НА птичьем дворе»
Наши уточки с утра:
Кря – кря – кря!
Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда:
Га –га –га!
Га –га –га!
А индюк среди двора:
Бал – бал – бал!
Бал – бал – бал!
Наши гуленьки вверху:
Грру – грру – у!
Грру – грру – у!
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко!
Ко – ко – ко!
А как Петя – петушок
Рано – рано поутру
Нам поет: «Ку – кА – ре – ку!»
«Осьминог». (пальцы сжаты в кулаки и развернуты к себе)
Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляются все пальцы).
Все они ему нужны (сгибаются в обратном порядке).
Заменяют ему руки (выпрямляются).
Очень ловкие они.
- словесные игры
Игра «Птичий двор».
Педагог. Ребята, мы попали на большой деревенский двор. Вы должны позвать и покормить всех его обитателей.
Дети хором или по одному зовут уток (уть – уть – уть – уть), петушка (петь – петь – петь – петь), цыплят (цып – цып – цып – цып), гусей (тега – тега – тега – тега), голубей (гуль – гуль – гуль – гуль), появилась кошка(кис – кис – кис – кис), она пыталась поймать цыпленка (брысь! Брысь!). курица зовет разбежавшихся цыплят (куд – куда, куд – куда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка...
«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
сообщение из опыта работы...
Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»
Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности
В нашей группе собраны разнообразные виды театра, которые мы создаём своими руками....
Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность и развитие связной рени детей...
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности
Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности...