Проект «Поиграйка»
проект (старшая группа) на тему
Проект
«Поиграйка»
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соревновательно-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Поиграйка» | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 40»
Проект
«Поиграйка»
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соревновательно-игровой деятельности.
Разработала:
Педагог – психолог
Слипаченко Г.В.
Введение в вопрос
В педагогической науке активность определяется:
- как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения цели);
- как формирование личности в целом, её основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Один из видов такой активности – это познавательная активность. Её предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности,противоречивость.
Характерными чертами познавательной активности являются:
- многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений;
- динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности;
- действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели.
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Это:
- интерес к предмету;
- эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, озабоченность, т. е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
- действия, направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального назначения.
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Познавательная активность выступает предпосылкой психофизического развития ребенка. Чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.
Проблема:
Результаты мониторинга интеллектуальной активности детей 5-6 лет в сентябре 2015 года выявили интеллектуальную пассивность у детей. Следствием снижения познавательной активности стало снижение уровня сформированности познавательных психических процессов. Возникла необходимость создания системы работы по развитию познавательной активности у детей. В процессе изучения материала, выяснились возможные причины снижения интеллектуальной активности.
Исследования Н.Н.Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Причина в раннем интеллектуальном развитии детей, нарушающем принцип природосообразности и ведущем к перенапряжению структур мозга. Забегая вперед, заставляя ребенка интересоваться теми вещами, которые в силу возраста бывают ему недоступны, взрослые не стимулируют, а наоборот, не развивают детскую любознательность.
Причиной может стать ограничение физической активности детей («не бегай», « не мешай», «не вертись по сторонам», «помолчи» и т. д.) и излишнее увлечение учебной деятельностью в ущерб ведущему виду деятельности дошкольников – игре.
Учитывая возрастные психологические особенности старших дошкольников, целесообразно будет развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в играх-соревнованиях.
Данная тема легла в основу проекта «Поиграйка».
Тип проекта: долгосрочный психолого-педагогический.
Продолжительность проекта: сентябрь – май 2015-2016 учебного года.
Участники:
- родители детей групп №10,№2;
- Воспитатели: старших групп №10,№2.
- Педагог-психолог: Слипаченко Г.В.
Целевая группа:
- Дети старших группы № 10 ,№2.
Цель проекта:
Развитие познавательной активности детей 5-6 лет, посещающих ДОУ, посредством соревновательно-игровой деятельности.
Задачи :
- Развивать познавательную активность детей в играх. Учить детей работать в команде, формировать навыки сотрудничества.
- Разработать цикл интеллектуальных викторин, конкурсов, для детей старших групп.
- На основе мониторингового исследования уровня развития познавательной активности, проанализировать динамику развития познавательного интереса у детей данных группы.
- Пополнить и модернизировать развивающую среду, способствующую преодолению интеллектуальной пассивности у детей.
- Повышать компетенцию родителей и педагогов в вопросах организации игровой деятельности.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (сентябрь - октябрь):
- изучение литературы;
- выбор диагностического инструментария, проведение пробной диагностики;
- составление картотек игр, упражнений, конспектов;
- определение тем консультаций для родителей и форм работы с ними;
- создание уголка развивающих игр в группе;
- Презентация реализации проекта на педсовете.
II этап – реализационный:
Реализация проекта.
III этап – заключительный:
- Мониторинг результатов проекта.
- Трансляция результатов проекта.
План реализации проекта «Поиграйка».
Этапы реализации проекта | мероприятия | срок | ответственные |
I | Диагностика уровня развития познавательной активности | сентябрь, май | Педагог-психолог |
I | Презентация реализации проекта «Поиграйка» | октябрь | Педагог-психолог |
I | Составление картотек игр, упражнений, конспектов; | ноябрь | Воспитатели старших групп, психолог |
I | Создание уголка развивающих игр в группах | ноябрь | воспитатели |
I | Анкетирование родителей: «Любит ли играть ваш ребёнок?» | ноябрь | психолог |
II | Информационный бюллетень для педагогов «Игровая деятельность, как один из этапов методов проектирования» | октябрь | психолог |
II | Интерактив для родителей « Мама, поиграй-ка» | ноябрь | Воспитатели, психолог |
II | Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка» «Вот как мы играем! » | декабрь | Воспитатели, психолог |
II | Выпуск памятки для родителей «Как играть с детьми» | декабрь | психолог |
II | Вечер игр «Игроград» | январь | психолог |
II | Фоторепортаж «С папой я люблю играть» | февраль | Воспитатели, родители, психолог |
II | Участие в ММО (из опыта работы) презентация проекта | март | психолог |
II | Интерактив для родителей « Мама, поиграй-ка» | март | психолог |
II | Информационный буклет «Игры на внимание» для родителей | апрель | Воспитатели, психолог |
II | Марафон знаний «Поиграйка» | апрель | Воспитатели, психолог |
III | Презентация итогов реализации проекта на педсовете | май | психолог |
Обеспечение проекта
Техническое обеспечение
- Компьютер; Принтер;
- Музыкальный центр; фотоаппарат;
- Музыкальный зал.
Методическое обеспечение
- Подборка литературы.
Финансовое обеспечение
- Призовой фонд, обеспечиваемый родителями.
Кадровое обеспечение
- Педагог-психолог;
- Воспитатели групп №10,№2.
Диагностический инструментарий:
- Н.В. Пророк Методика «Выбор учебных заданий» Уровень развития познавательной активности.
- Н.Б.Шумакова Методика « Вопрошайка». Вопросительно-исследовательская активность детей дошкольного возраста.
- Е.А.Лобанова Анкета для оценки качества работы воспитателя по развитию познавательной активности воспитанников.
Список литературы:
- Л.А.Венгер и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва, «Просвещение», 1989г.
- Н.И.Касабутский и др. Давайте поиграем. Москва, «Просвещение», 1991г.
- Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина И учеба, и игра: математика. Ярославль, «Академия развития», 1997г.
Предполагаемые результаты
- Повышение уровня познавательной активности у старших дошкольников.
- Сформированность навыков работы в команде(умение договориться, выбрать лидера, координировать свои действия с действиями товарищей по команде).
- Диагностический инструментарий оценки развития познавательной активности старших дошкольников.
- Пополненная и модернизированная развивающая среда в группах.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов вопросах технологии проектирования, в вопросах формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Повышение компетентности родителей в вопросах организации игровой деятельности.
Трансляция проекта
- Контроль над реализацией проекта осуществляется старшим воспитателем ДОУ.
- Презентация проекта (октябрь).
- Марафон знаний «Поиграйка» (апрель)
- Презентация итогов реализации проекта на педсовете(май)
- Участие во всероссийском конкурсе педагогических проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие «Путешествие по городу Поиграйка» Для старшего возраста
Цель: сформировать у детей представление о том, что движение - это жизнь. Задачи: 1. Воспитывать у детей осознанного отношения к собственному здоровью, желание заниматься физкультурой для укрепле...
Программа кружка "Поиграйка" в первой младшей группе
1. Пояснительная запискаКружок «Поиграйка» проводится на баз первой младшей группы МБДОУ в свободное от образовательной деятельности время 1 раз в неделю, в пятницу, в 15.25 – 15.55 ...
"Поиграйка"
Картотека утренней гимнастики для малышей...
Конспект занятия для младшей группы "Кот Васька с нами поиграйка"
в конспекте описан ход занятия, методические рекомендации и другое...
динамический час "Поиграйка"
Кружок подвижных игр в старшей группе, разработан с учетом возрастных особенностей детей и направлен на укрепление и оздоровление ребят....
Поиграйка
Программа дополнительного развития по физической культуре. «Поиграйка» - форма организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комп...
Цикл знакомств с русскими народными инструментами "Балалайка поиграйка"
quot;Балалайка поиграйка" цикл занятий знакомство с русскими народными инструментами.ссылка: https://www.instagram.com/tv/B-t22FdnjnA/?igshid=YmMyMTA2M2Y=...