Проект "Родной край"
проект на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №94»
ПРОЕКТ
Составила: воспитатель Евачева Т.Н.
.
Саранск, 2014
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Симонов
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, безопасность.
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой родной край!!»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема: недостаточное сформированность у дошкольников понятий о родном городе, незнание многих достопримечательностей города.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Родники.
- Познакомить с культурой и традициями города.
- пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Пополнить знания педагогов и родителей об Ивановском крае, о своём городе.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
- Педагоги и родители пополнят знания об Ивановском крае, о своём городе.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта
- дети
- воспитатели
- специалисты ДОУ
- родители
Сроки реализации
Долгосрочный: 3 года
1 этап Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Разработка познавательных видов деятельности (беседы, оформление детских работ, рассматривание иллюстраций, картины).
- Планирование игровых видов деятельности.
- Взаимодействие с семьёй.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
- Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсии по городу.
- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города»
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Саранск – прошлое и настоящее», «Моя Родина Республика Мордовия!», «Возникновение города Саранск. Его история», «Символы России и Мордовии», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
- Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Кукла – скатка», «Народная игрушка».
- Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Продуктивная деятельность
- Декоративное рисование
- Народное творчество Мордовии
- Лепка «Животные и птицы Республики Мордовия»
- Создание папки рисунков «Саранск глазами детей и родителей»
- Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем»
- Создание альбома «Саранск – любимый город»
Развитие речи
- составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Саранска»
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
Ознакомление с художественной литературой
- знакомство с творчеством детских писателей Мордовии (библиотека)
- Разучивание стихов, песен об Мордовском крае.
Музыка
- занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек Республики Мордовия»
- «Пришла коляда накануне Рождества»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов»
- Оформление музыкального уголка в мордовских традициях
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Республики Мордовия”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
Информация для родителей «История родного города», и т.д.
4 этап. Презентационно - завершающий
- Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
- Открытое занятие “Моя Родина – Республика Мордовия”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Примерное тематическое планирование
по проекту.
Средняя группа.
Примерные темы | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
1 | 2 | 3 |
Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду | Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшем окружении | Дидактические словесные игры «Радио», «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся». Музыкальное познавательное развлечение «Поле чудес» (совместно с родителями) |
Природа на участке детского сада | Наблюдения на прогулке, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественных произведений о природе , стихов мордовских писателей и поэтов, пословиц, загадок | Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края |
Фольклор:мордовские народные сказки, пословицы, потешки, загадки | Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр | Театрализованные игры по народным сказкам «Как собака друга искала», «Девушка-березка». Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки» |
Знакомство с предметами народного быта в избе | Рассматривание экспонатов избе (по плану в свободной деятельности), рассказ воспитателя, беседа с детьми | Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время |
Знакомство с мордовской народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе | Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время | Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей |
Знакомство с мордовским народным (мокшанским, эрзянским)женским костюмом в мини-музее краеведения | Специально организованное занятие (социальный мир) | Отражение впечатлений в рисунках, играх, сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей» (экскурсовод, кассир, смотритель зала) |
1 | 2 | 3 |
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством мордовского края (мини-музей краеведения,изостудия) | Рассматривание вышивки, орнамента на посуде ,народных деревянных игрушек | Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно-ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей» |
Знакомство с деятелями культуры — земляками (Я.Пинясов,П.Макшанцев,Ф.Атянин,Т.Тимохина) | Рассказ воспитателя о детских писателях, их жизни ; чтение произведений. Рассматривание портретов. | Творческие игры по произведениям; отражение впечатлений в рисунках, лепке |
Старшая группа.
Примерные темы | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
1 | 2 | 3 |
Саранск — его улицы, площади, памятные места. Наш район —Октябрьский | Специально организованные занятия, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий с видами Саранска. Целевые прогулки по Ярославской,Волгоградской улицам | Сюжетно-ролевые игры «Строим город», «Путешествуем по городу», развивающие игры «Мой город», «Город будущего» |
Виды транспорта в городе: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный | Занятия, беседы с воспитателем, рассматривание карты города, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки | Сюжетно-ролевые игры «Путешествуем по городу», «На чем приехали к нам гости». Отражение впечатлений в рисунках,моделировании,конструирова-нии, лепке. |
Труд родителей,—дро-мышленность города | Занятия, беседы с воспитателем,рассказы родителей о месте работы,рассматривание макетов продукции, производимой предприятиями города, альбома «Саранск промышленный» | Творческая игра «Мы строители», строительные и конструктивные игры, сюжетно-ролевые игры «Торговый центр», «Салон красоты», «Больница», «Ателье» и др. |
Элементарные географические сведения о месте расположения и особенностях природы города | Занятия ,наблюдения, опыты; труд в природе и уголках природы. Рассматривание карты РМ, иллюстраций в книгах о природе Мордовии.Чтение, заучивание стихов о природе | Творческие игры «Путешествуем по реке Инсар», «Что увидели в лесу» |
Краеведческие сведения о Саранске. Город-крепость в 17 веке. | Рассказ воспитателя на занятии, посещение с родителями краеведческого музея. Сбор краеведческого и познавательного материала о городе и крае для своего музея. Рассматривание илюстраций в исторических книгах о Саранске | Творческие игры «Мы пришли в музей», «Машина времени — путешествуем в прошлое города». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд). Сюжетно-ролевая игра «Мы археологи».Дидактическая игра «Старый Саранск».Мордовские народные подвижные игры. |
Мордовское народное музыкальное творчество. | Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий на металлофоне, ложках. Знакомство с народными инструментами . Танцы, хороводы, частушки. Слушание народных музыкальных произведений в аудиозаписи. | Самостоятельное исполнение детьми песен, плясок, игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры «Артисты из мордовского села», «Концерт». |
Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности | Занятия в изостудии . Изготовление панно из соломки по мотивам сказок, аппликация из ткани совместно с воспитателем, изделия вышивки, лоскутной техники (с родителями) | Самостоятельная художественная деятельность детей. Выставки работ по темам «На просторах Мордовии», «Любим город свой родной!» (город в разные времена года, в праздники и будни) |
*Тематические вечера- развлечения с привлечением родителей, бабушек, дедушек | Ответственный за подготовку и проведение — музыкальный руководитель | «Завалинка» — досуг, основанный на фольклоре. Семейные викторины «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир «Знаете ли вы природу родного края?» |
Подготовительная к школе группа.
Примерные темы | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
1 | 2 | 3 |
Саранск — город трудовой славы | Беседа с детьми о предприятиях тяжелой и легкой промышленности, где работают их родители, рассматривание фотографий, продукции саранских предприятий | Посещение детьми мини- музея краеведения (экспозиция, посвященная современной промышленности города). Рассказы родителей, рисунки детей на тему «Кем я хочу быть, когда вырасту» |
Сельское хозяйство Мордовии,его значение для России | Рассказы воспитателя, беседы. Главные сельскохозяйственные культуры: сахарная свекла, подсолнечник, пшеница, овощи. Животноводство, птицеводство. | Развлечение «День Земли» (пение песен, хороводы, стихи) |
Места боевой славы Саранскаа. Уроженцы Саранска — герои войны | Рассказ воспитателя на занятии о мужественной борьбе русского народа в Великую Отечественную войну, о героях, чьими именами названы улицы города. Места боевой славы:площадь Победы(стела,памятник Родине-матери,Вечный огонь). Экскурсия в Музей военного и трудового подвига. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций . | Посещение музея. Творческая игра «Мы пришли в музей» (дети — экскурсоводы в своем музее). Пение детьми песен военных лет, рассматривание фотографий родных, которые были на войне |
Краткие исторические сведения об адмирале Ф.Ушакове | Рассказ воспитателя,рассматривание иллюстраций памятных мест, экспозиции будущего Храма святого Ф.Ушакова в центре Саранска. | Сюжетно-ро-левая игра «Мы моряки», отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисунки, аппликации) |
Природоохранная деятельность жителей Саранска | Занятия в экологическом уголке, рассказ воспитателя о природоохранной деятельности жителей Саранска «Растения и животные,которых надо беречь» | Тематическое развлечение «Край родной, навек любимый» |
Комплексные занятия «Центр города:Советская площадь», «Прогулка по родному городу», «Что я покажу в городе друзьям из других стран» | Творческие рассказы детей о Советской площади и районах,к ней прилегающих. Рассматривание фотографий, чтение стихов о городе. | Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фотографии, рисунки детей). Творческая игра «Машина времени» (путешествие в будущее) |
Саранск — культурный центр. | Рассказ воспитателя о с деятелях культуры и искусства современности, прославляющих город. Рассматривание фотографий ансамбля «Умарина», слушание песен В.Баркова,О.Алиевой,театра песни «Росичи» и др. | Самостоятельное художественное творчество детей; комплексное занятие,посвященное Дню города. |
Экскурсия в библиотеку им.А.Гайдара. Знакомство с произведениями современных детских писателей, живущих в Саранске | Рассказ библиотекаря о творчестве саранских современных поэтов и писателей. Осмотр выставки книг. Чтение с детьми стихов, книг о Саранске | Организация выставки книг в группах. |
Художественное творчество детей, посвященное родному городу. | Конкурсы работ на тему «Мы рисуем горд», «Мой город – мой дом» | Выставка творческих работ детей «Мы рисуем город»,«Мой город – мой дом» |
*Тематические праздники, вечера с привлечением родителей, бабушек, дедушек | Ответственный за подготовку и проведение — музыкальный руководитель | Фольклорный праздник «Играй, гармонь» (игра детей на музыкальных и шумовых инструментах, пение народных песен, исполнение танцев «Кадриль», «Прялица», хороводов, чай у самовара. Вечер русских народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» (считалки, игры, состязания в ловкости). Обобщающая викторина «Что? Где? Когда?» (в команде — дети из разных подготовительных групп), «Колесо истории» — заключительный тематический костюмированный праздник с вручением призов, дипломов (с участием родителей) |
Приложение 2.
План занятий по проекту.
Средняя группа.
Октябрь
«Мы в Мордовии живем»
(Познание)
Ноябрь
«Украшение салфетки»
(Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством)
Декабрь
«Ознакомление с игрушками родного края»
(Познание)
Январь
«Домик для матрешки»
(Конструирование)
Февраль
«Моя малая родина - Саранск»
(Развитие речи и ознакомление с окружающим миром)
Март
«Украшение полотенца»
(Аппликация)
Апрель
«Знакомство с мордовским фольклором»
(Чтение художественной литературы)
Старшая группа.
Октябрь
«Животные Красной книги Мордовии»
(Познание)
Ноябрь
«Мой край родной, Мордовия моя»
(Познание)
Декабрь
«Природа мордовского края»
(Познание)
Январь
«Путешествие по родному краю»
(Развитие речи)
Февраль
«Мой дом- Мордовия»
(Развитие речи и ознакомление с окружающим миром)
Март
«Украшение платка и тарелки элементами мордовского орнамента»
(Рисование)
Апрель
«Украшение передника»
(Рисование)
Подготовительная к школе группа.
Октябрь
«Праздники мордовского народа»
(Познание)
Ноябрь
«Рисуем мордовскую куклу»
(Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством)
Декабрь
«Государственные символы Мордовии»
(Лепка)
Январь
«В мордовской избе»
(Познание)
Февраль
«Декоративно-прикладное искусство Мордовии»
(Развитие речи и ознакомление с окружающим миром)
Март
«Украшение сороки мордовским орнаментом»
(Рисование)
Апрель
«Мордовская радуга»
(Рисование)
Приложение 3.
Работа с родителями
1.Консультация «Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника»
3.Консультация «Игрушки в жизни ребёнка»
4.Ширма «Мордовская матрёшка»
5..Акция: «Подари игрушку»
6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
7.Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Республики Мордовия”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
8. Информация для родителей «История родного города»
9. Фотовыставка «Я шагаю по Саранску»
10. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
11. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
12.Создание папки рисунков «Саранск глазами детей и родителей»
13. Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем»
14.Создание альбома «Саранск – любимый город»
15. Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
16. Информация для родителей «Родной свой край – люби и знай»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...
ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Сценарий "Край родной - Чувашский край"
Сценарий развлечения о Родном крае....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."
Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...
Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"
Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...