Литературная гостиная "Жить, любить и верить!", посвященная жизни и творчеству Р.Рождественского
классный час (средняя, старшая группа) на тему
Литературная гостиная предназначена для подростков от 12 лет и старше. В сценарии гостиной нашли отражение не только биографический рассказ о поэте и его стихи, но и небольшие инсценировки, песни, музыкальная викторина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskiy.docx | 45.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Быть, любить и верить»
(Литературная гостиная по творчеству Роберта Ивановича Рождественского)
Цель: приобщить воспитанников к чтению поэзии.
Задачи:
- расширить знания воспитанников о поэзии Р. Рождественского.
- способствовать развитию творческой деятельности воспитанников по овладению знаниями, связанными с мыслительной, коммуникативной деятельностью;
- способствовать развитию памяти, речи, обогащению эмоционального мира;
- воспитывать у ребят нравственные качества на примере жизни и творчества Р.Рождественского
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
(Вся композиция проходит на фоне мультимедийной презентации)
(1 слайд. Заставка с названием литературной гостиной)
Ведущий 1: Если сегодня кому-нибудь рассказать, что поэты Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина во второй половине ХХ века были ничуть не менее, а даже более популярны, чем эстрадные певцы, нас просто засмеют. Но ведь было именно так!
Ведущий 2: Было время, когда люди, осаждали Политехнический музей, спорткомплекс Лужники, центральный дом литераторов ради встречи с ними (на экране отрывок из к/ф «Застава Ильича»).
Ведущий 1: А это (на экране появляется портрет поэта) Роберт Иванович Рождественский, о котором мы сегодня вам расскажем.
(Ведущий 1: Роберт Рождественский – удивительный поэт, подкупающий своей искренностью. Все у него получалось талантливо. Поэт умел говорить о великом просто. О любви, о стране, о человеке.
Чтец 1
Человеку надо мало...
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила…
Человеку надо мало:
после грома -
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну.
И смерть -
одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И -
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
Ведущий 2: Дома у Роберта поначалу немного было счастья. Родился будущий поэт Роберт Петкевич 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. Родители развелись, когда будущему поэту было всего 5 лет.
Ведущий 1: Потом грянула Великая Отечественная война.
Чтец 2
Родился я
в селе Косиха.
Дождливым летом.
На Алтае.
А за селом синело поле
и пахло
ливнем переспелым…
Нет!
Я родился много позже.
Потом.
В июне.
В сорок первом.
И жесткий голос Левитана
был колыбельною моею.
Меня война в себя впитала.
Я — сын ее.
Я полон ею...
Мама Вера Павловна – директор начальной школы - к тому времени окончила медицинский институт, ушла на фронт, оставив сына Роберта на попечение бабушки, которая вскоре умерла.
Ведущий 2: Мать выпросила отпуск, чтобы забрать Роберта с собой и оформить его как сына полка. Перешили на мальчика военную форму, поехали на фронт.
Поэт: «Две недели ехали, - воспоминает Роберт Рождественский. - Я был дико горд - проехать полстраны в военной форме! На каждой станции ходил вдоль вагона. Но в Москве матери знакомые сказали, что фронт готовится к наступлению. Она была военным врачом, ее место - у операционного стола. А я куда? Испугалась и оставила меня в детдоме. Обидно было до смерти, что на фронт не попал. Потом пришел дяденька, стал звать в военно-музыкальное училище. Опять же - форма. Так я стал воспитанником Красной Армии. Дудели в трубу до посинения».
(исполняет соло на трубе)
Чтецы 3, 4, 5 (чтение по ролям)
Концерт
Ведущий 1: Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
Ведущий 2: «Господи!
До чего же артисты
маленькие…»
Чтец 3: Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
с балалайками,
с мандолинами
и большими пачками книг.
Ведущий 2: Что в программе?
Чтец 4: В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением.
Чтец 5: Двое здесь.
Майор артиллерии
с ампутированной ногой,
в сумасшедшем бою
под Ельней
на себя принявший огонь.
На пришельцев глядит он весело…
И другой –
до бровей забинтован, -
капитан,
таранивший «мессера»
три недели назад
над Ростовом.
Чтец 3: Мы вошли.
Мы стоим в молчании.
Вдруг
срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
объявляет начало концерта.
А за ним,
не вполне совершенно,
но вовсю запевале внимая,
о народной поём,
о священной
так,
как мы её понимаем.
В ней Чапаев сражается заново,
краснозвёздные мчатся танки.
В ней шагают наши
в атаки,
а фашисты падают замертво.
В ней чужое железо плавится,
в ней и смерть отступать должна.
Если честно признаться,
нравится
нам
такая война!
Чтец 4: Мы поём.
Только голос лётчика
раздаётся.
А в нём – укор:
Ведущий 2: Погодите…
Постойте, хлопчики…
Погодите…
Умер
майор… -
Ведущий 1: Балалайка всплеснула горестно.
Торопливо,
будто в бреду…
…Вот и всё
о концерте в госпитале
в том году.
Ведущий 2: Первое стихотворение Роберт написал в 1942 году, в начале войны, когда родители ушли на фронт. Потрясённый всем происходящим, он сочинил стихи, которые увидел учитель. Стихи были опубликованы в газете:
Ведущий 1:
С винтовкой мой папа уходит в поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берет,
Уходит сестрой в лазарет.
Ведущий 2: Пламя войны навсегда останется в стихах Роберта Рождественского, как навсегда в истории останется подвиг советских воинов, победивших фашизм, отстоявших свою страну.
Чтец 6
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
Ведущий 1: Война не отпускала поэта всю жизнь. Да разве можно это забыть?! На письменном столе Рождественского старая фотография. На ней шесть очень молодых, красивых парней.
Ведущий 2: Это — шесть братьев матери поэта. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29.
Ведущий 1: Все они в сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели стать только солдатами. И погибнуть.
Ведущий 2: Поэму «Реквием», по признанию Роберта Рождественского, он написал и для этих шестерых. Писал и, по его словам, чувствовал свой долг перед ними, вину. Хотя, конечно, виноват только в том, что поздно родился и не успел повоевать.
Чтец 7
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Ведущий 1: После Победы летом сорок пятого приехали родители (мама к тому времени вышла замуж во второй раз за офицера). Роберт был усыновлен отчимом.
Ведущий 2: Так у него появился отец, которого он сразу полюбил, и новая фамилия – Рождественский.
Ведущий 1: Семье часто приходилось переезжать с места на место по службе отца: Кёнигсберг, Каунас, Таганрог, Вена, Петрозаводск. Заканчивать школьное обучение Роберту пришлось в Ленинграде.
Ведущий 2: Самое сложное, для поэта, было менять школы, а значит, друзей, компании. Нелегко было этому застенчивому, с дефектом речи парню, знакомиться с товарищами, быть вечным новичком. Он заикался (друг попал в детстве под машину на глазах у Роберта, и он испугался, получается - на всю жизнь)
Ведущий 1: Стихи писал всё это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее читал их на школьных вечерах к умилению учителей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нём. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал всё это в Москву.
Ведущий 2: Отказали. Причина: «творческая несостоятельность»…
Ведущий 1: Махнул рукой на поэзию! Поступил учиться в университет города Петрозаводска. С головой ушёл в спорт: бокс, баскетбол, волейбол, играл за сборную Карелии. Казалось, всё идёт прекрасно, но....
Ведущий 2: Махнуть рукой на стихи не удалось. В 1951 году со второй попытки Роберту удалось поступить в Литинститут.
Ведущий 1: Жизнь в институте кипела. На лестнице читали друг другу стихи, тут же оценивали. То и дело было слышно: «Старик, ты – гений!» Тогда здесь учились Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Григорий Бакланов, Владимир Соколов. С ними будущий поэт познакомился, подружился.
Ведущий 2: Все студенты были абсолютно нищими, ребята ходили в вытертых, выгоревших лыжных костюмах, в застиранных рубашках, приходилось подрабатывать.
Ведущий 1: Роберт был плохо одет даже на литинститутском фоне… Но выделялся своей добротой и внимательностью, полным неприятием бездуховности, пошлости, фальши.
Чтец 8
Над головой
созвездия мигают.
И руки сами тянутся
к огню...
Как страшно мне,
что люди привыкают,
открыв глаза,
не удивляться дню.
Существовать.
Не убегать за сказкой
И уходить,
как в монастырь,
в стихи.
Ловить Жар-птицу
для жаркого
с кашей.
А Золотую рыбку -
для ухи.
Ведущий 2: В Литературном институте в 1953 году Роберт встретил свою любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему 21 год - Алле 20.
Чтец 9
Все начинается с любви...
Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!
Ведущий 1: С Аллой Роберт Рождественский прожил в счастливом браке 41 год, жена стала музой поэта. «Алла - соавтор практически всего, что я написал», - признавался поэт.
Чтец 10
Я в глазах твоих утону, можно?
Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье.
Подойду и скажу: Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно...
Нет, не сложно, а трудно…
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому,
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду - напишешь?
Я хочу быть с тобой долго
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь....
Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь,
Если нет, то тебя умоляю -
Не кори своим взглядом ,
Не тяни своим взглядом в омут.
Пусть другую ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!
Ведущий 2: В этом счастливом браке у Роберта и Аллы родились две дочери. Одна из них - Екатерина Робертовна, стала переводчиком, журналистом и известным фотографом. Другая - Ксения Робертовна журналистом.
Чтецы 11, 12
ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР (сценка)(дочка и мама)
- Снова дралась во дворе?
- Ага.
Мама,
но я не плакала
Вырасту -
выучусь на моряка
Я уже в ванне
плавала!
- Боже!
Не девочка, а беда!
Сил моих больше нету.
- Мама,
а вырасту я когда?
- Вырастешь!
Ешь котлету.
- Мама,
купим живого коня?
- Коня?!
Да что ж это делается?
- Мама,
а в летчики примут меня?
- Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого,
сатана,
душу
сумеешь вытрясти!
- Мама,
а правда, что будет
война,
и я не успею
вырасти?..
Ведущий 1: Дочери поэта, а потом внук Алеша стали героями его стихов. Алёша в цикле «Алешкины мысли» похож на всех мальчишек, он весёлый, озорной фантазёр. Как и все дети, мечтает поскорее вырасти.
Из цикла «Алешкины мысли»
Чтец 13
Значит, так:
Завтра нужно ежа отыскать,
До калитки на левой ноге проскакать,
И обратно - на правой ноге - до крыльца,
Макаронину спрятать в карман (для скворца!),
С лягушонком по-ихнему поговорить,
Дверь в сарай самому попытаться открыть,
Повстречаться, побыть с дождевым червяком,-
Он под камнем живет, я давно с ним знаком...
Нужно столько узнать,
нужно столько успеть!
А еще - покричать, посмеяться, попеть!
После вылепить из пластилина коня...
Так что вы разбудите пораньше меня!
Ведущий 2: Рождественский не был детским поэтом, но многие его стихи понятны ребятам. Например, стихи о собаках.
Чтец 14
СТИХИ О СОБАКАХ
Дворовых собак
по-особому холят
за то, что они,
на луну подвывая,
от будки до дома
все ходят и ходят
под гулкою проволокой.
Как трамваи...
Я их не тревожу.
Я с ними не знаюсь.
За это
они меня вправе облаивать...
Но жарко читать мне
спокойную надпись:
"Собак без ошейников
будут вылавливать".
За что их?
За внешность?
За клочья репейника?
За пыльную шерсть?
За неясность породы?
За то, что щенками
доплыли до берега?
Доплыли
и стали ошибкой природы?..
Собаки-изгои.
Собаки-отшельники.
Надрывней поминок.
Ребенка добрее.
Они бы надели
любые ошейники, надели бы!
Если б ошейники грели.
За что их?
У них же -
душа нараспашку.
Они ж
в Человечество верят
отчаянно!..
И детское:
"Мама, купи мне собачку..." -
в собачьих глазах
застывает печалинкой...
Песня на стихи Рождественского «Просьба» (раненая птица)
Ведущий 1: Каким был Роберт Рождественский? Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Поэтических строк от него ждали, как ответов на многие вопросы. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Книги расхватывались, творческие вечера проводились при полных залах.
Ведущий 1: Стихи Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века.
Ведущий 2: Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения.
Чтец 15
Риск
Если ты
ни разу не рисковал, -
Значит ты не жил, -
а существовал.
В озареньи дня
и ковер,
и ринг,
И в лесу лыжня
предвещают
риск.
Налетит свежак,
закричит:
«Бодрись!..»
Даже первый шаг
человека –
риск.
То - снега до плеч,
то - зеленый лист.
Риск
желанных встреч,
Расставаний – риск...
Риск похож на бой,
если путь
горист.
Быть самим собой –
это тоже
риск!..
Ну, а ты
решись!
Ну, а ты
рискни!
В непростую жизнь
Широко шагни.
Если ты
ни разу не рисковал,
Значит ты не жил.
А существовал.
Ведущий 2: За многими стихами Рождественского своя реальная история. Так, песня «Огромное небо» была написана поэтом по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии.
Ведущий 1:Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина.
Ведущий 2: Однако советские летчики сумели увести самолет за черту города, и он упал в озеро. Оба летчика погибли.
Песня «Огромное небо»
Ведущий 1: На стихи Роберта Рождественского написаны сотни песен! Мы предлагаем вам послушать музыкальные отрывки и угадать песню.
(проводится музыкальная викторина, звучит 10 музыкальных фрагментов без слов)
Ведущий 1: Во всем, что пишет поэт Роберт Рождественский, он остается верен самому себе, своим убеждениям.
Чтец 16
Так хочется…
Кто мал,
того не унижать,
А кто велик —
не поклоняться.
Страсть за любовь
не принимать,
И над убогим
не смеяться.
Остановиться,
помолчать,
И не ломать с замками двери,
Глухому в ухо не кричать…
А просто
Быть,
Любить и
Верить!
Чтец 17
Мы выучили фразу,-
легко за нею
скрыться:
"Нельзя всё делать сразу...
Не надо торопиться..."
Дороги, как запевы,
бегут
по белу-свету.
Но я ещё успею...
Но я потом
поеду...
Я после
домечтаю...
Потом
увижу море.
Дострою.
Дочитаю.
Додумаю.
Доспорю...
Смогу и не сробею,
не слушая укоры.
Я всё ещё успею,-
пусть даже
и не скоро...
Живёшь и забываешь,
что жизнь
имеет сроки...
Успеть бы нам,
товарищ,
сказать в конце дороги:
"Не так, наверно,
жили
мы с самой колыбели.
Как жаль,
что не спешили.
Как жаль,
что не успели.
Ведущий 2: Поэт много и легко печатался. Благосклонностью власти поэт пользовался в хороших целях. Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию опального Владимира Высоцкого, поэтессы-эмигрантки, вернувшейся в страну перед войной Марины Цветаевой и расстрелянного в годы сталинских репрессий Осипа Мандельштама.
Ведущий 1: В конце 1980-х годов Рождественский стал часто падать в обмороки. Поначалу врачи думали проблемы в сосудах. Позже у поэта обнаружили опухоль.
Ведущий 2: Специалисты посоветовали отправить его на лечение в иностранную клинику. Но Внешторгбанк, где хранились зарубежные гонорары Рождественского, все счета советских граждан блокировал. Государство приближалось к банкротству.
И родные Рождественского вынуждены были ходить в поисках средств для лечения по всем инстанциям.
Ведущий 1: Во Францию поэта перевозили уже на носилках. Он перенёс две операции. Это помогло продлить ему жизнь на целых пять лет.
Ведущий 2: Рождественский знал, что времени у него осталось в обрез. Уединившись в Переделкине, поэт создал лирику, которая впоследствии составила редкий по своей пронзительности и жизнелюбию сборник «Последние стихи Роберта Рождественского»…
Чтец 18
Тихо летят паутинные нити.
Солнце горит на оконном стекле…
Что-то я делал не так?
Извините:
жил я впервые на этой Земле.
Я ее только теперь ощущаю.
К ней припадаю.
И ею клянусь.
И по-другому прожить обещаю,
если вернусь…
Но ведь я не вернусь.
Ведущий 1: Утром 19 августа 1994 года Рождественскому вновь стало плохо. Его старшая дочь Екатерина позвонила другу семьи – врачу Рошалю. Поэта увезли в больницу. На следующий день поэта не стало. Было ему шестьдесят два года.
Ведущий 2: Есть поэты, которых забывают ещё при жизни.
Ведущий 1: Есть поэты, со смертью которых уходит в небытие их творчество.
Ведущий 2: Но есть и такие, стихи которых продолжают жить и звучать после их ухода.
Ведущий 1: Таким поэтом является Роберт Иванович Рождественский.
Его стихи замечательны! Каждый может найти в них то, что созвучно его душе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для педагогов, посвященная жизни и творчеству великого татарского поэта, публициста и общественного деятеля Габдуллы Тукая
Материал для проведения мероприятия, посвященного жизни и творчеству знаменитого татарского поэта Г.Тукая...
Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"
В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....
«Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчеству замечательного писателя Николая Носова
К 110-летнему юбилею писателя Николая Носова Камышлинская детская библиотека проводит ряд мероприятий по теме «Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчест...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова
Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...
Литературный досуг в средней группе, посвященный творчеству С. Я. Маршака
Конспект досуговой деятельности в средней группе посвященный творчеству С. Я. Маршака. Дети не только познакомились с творчеством известного поэта, но и поучаствовали в театрализованной деятельности п...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Г.Н. Волкова
Патриотизм необходимо прививать через любовь к своей малой Родине и известныхлюдей республики. Тема этнапедагогики чрезвычайно актуальна в современном обществе....