Литературная гостиная "Жить, любить и верить!", посвященная жизни и творчеству Р.Рождественского
классный час (средняя, старшая группа) на тему

Приказчикова Татьяна Владимировна

Литературная гостиная предназначена для подростков от 12 лет и старше. В сценарии гостиной нашли отражение не только биографический рассказ о поэте и его стихи, но и небольшие инсценировки, песни, музыкальная викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskiy.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Быть, любить и верить»

(Литературная гостиная по творчеству Роберта Ивановича Рождественского)

Цель: приобщить воспитанников к чтению поэзии.

Задачи:

  • расширить знания воспитанников о поэзии Р. Рождественского.

  • способствовать развитию творческой деятельности воспитанников по овладению знаниями, связанными с мыслительной, коммуникативной деятельностью;
  • способствовать развитию памяти, речи, обогащению эмоционального мира;
  • воспитывать у ребят  нравственные качества на примере жизни и творчества Р.Рождественского

         Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

(Вся композиция проходит на фоне мультимедийной презентации)

(1 слайд. Заставка с названием литературной гостиной)

Ведущий 1: Если сегодня кому-нибудь рассказать, что поэты Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина во второй половине ХХ века были ничуть не менее, а даже более популярны, чем эстрадные певцы, нас просто засмеют. Но ведь было именно так!

Ведущий 2:   Было время, когда люди, осаждали Политехнический музей, спорткомплекс Лужники, центральный дом литераторов ради встречи с ними (на экране отрывок из к/ф «Застава Ильича»).

Ведущий 1: А это (на экране появляется портрет поэта) Роберт Иванович Рождественский, о котором мы сегодня вам расскажем.

(Ведущий 1: Роберт Рождественский – удивительный поэт, подкупающий своей искренностью. Все у него получалось талантливо. Поэт умел говорить о великом просто. О любви, о стране, о человеке.

Чтец 1

Человеку надо мало...

Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг -
один
и враг -
один...

Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей -
жила…

Человеку надо мало:
после грома -
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну.
И смерть -
одну.

Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.

И -
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.

Человеку
мало
надо.

Лишь бы дома кто-то
ждал.

Ведущий 2:   Дома у Роберта поначалу немного было счастья. Родился  будущий поэт Роберт Петкевич 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. Родители развелись, когда будущему поэту было всего 5  лет.

Ведущий 1: Потом грянула  Великая Отечественная война.

Чтец 2

Родился я

в селе Косиха.

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом синело поле

и пахло

ливнем переспелым…

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

И жесткий голос Левитана

был колыбельною моею.

Меня война в себя впитала.

Я — сын ее.

Я полон ею...

Мама Вера Павловна – директор начальной школы - к тому времени окончила медицинский институт,  ушла на фронт, оставив сына Роберта на попечение бабушки, которая вскоре умерла.

Ведущий 2: Мать выпросила отпуск, чтобы забрать Роберта с собой и оформить его как сына полка. Перешили на мальчика военную форму, поехали на фронт.

Поэт:  «Две недели ехали, -  воспоминает Роберт Рождественский. -  Я был дико горд - проехать полстраны в военной форме! На каждой станции ходил вдоль вагона. Но в Москве матери знакомые сказали, что фронт готовится к наступлению. Она была военным врачом, ее место - у операционного стола. А я куда? Испугалась и оставила меня в детдоме. Обидно было до смерти, что на фронт не попал. Потом пришел дяденька, стал звать в военно-музыкальное училище.  Опять же - форма. Так я стал воспитанником Красной Армии. Дудели в трубу до посинения».

 (исполняет соло на трубе)

Чтецы 3, 4, 5 (чтение по ролям)

Концерт

Ведущий 1: Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

Ведущий 2: «Господи!

До чего же артисты

                   маленькие…»

Чтец 3: Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

              с мандолинами

и большими пачками книг.

Ведущий 2: Что в программе?

Чтец 4: В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Чтец 5: Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

                  под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

           до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

                над Ростовом.

Чтец 3: Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

                о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

                  в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Чтец 4: Мы поём.

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

Ведущий 2:  Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

    майор… -

Ведущий 1: Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

…Вот и всё

           о концерте в госпитале

в том году.

Ведущий 2: Первое стихотворение Роберт написал в 1942 году, в начале войны, когда родители ушли на фронт. Потрясённый всем происходящим, он сочинил стихи, которые увидел учитель. Стихи были опубликованы в газете:

Ведущий 1:

 С винтовкой мой папа уходит в поход.

Желаю, любимый, побед!

И мама зеленую сумку берет,

Уходит  сестрой в лазарет.

Ведущий 2: Пламя войны навсегда останется в стихах Роберта Рождественского, как навсегда в истории останется подвиг советских воинов, победивших фашизм, отстоявших свою страну.

Чтец 6

На Земле

     безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды —

прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую —

по размерам —

шинель.

...А когда он упал —

              некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

            не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

Ведущий 1: Война не отпускала поэта всю жизнь. Да разве можно это забыть?! На  письменном столе Рождественского  старая фотография. На ней шесть очень молодых, красивых  парней.

Ведущий 2: Это — шесть братьев матери поэта. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29.

Ведущий 1: Все они в  сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели стать только солдатами. И погибнуть.
Ведущий 2: Поэму «Реквием», по признанию  Роберта Рождественского, он написал и для этих шестерых. Писал и, по его словам, чувствовал свой долг перед ними, вину. Хотя, конечно, виноват только в том, что поздно родился и не успел  повоевать.

Чтец 7

Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!

Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!

Ведущий 1: После Победы летом сорок пятого приехали родители (мама к тому времени вышла замуж во второй раз за офицера). Роберт был усыновлен отчимом.

Ведущий 2: Так у него появился отец, которого он сразу полюбил, и новая фамилия – Рождественский.

Ведущий 1: Семье часто приходилось переезжать с места на место по службе отца: Кёнигсберг, Каунас, Таганрог, Вена, Петрозаводск. Заканчивать школьное обучение Роберту пришлось в Ленинграде.

Ведущий 2: Самое сложное, для поэта, было менять школы, а значит, друзей, компании. Нелегко было этому застенчивому, с дефектом речи парню, знакомиться с товарищами, быть вечным новичком. Он заикался (друг попал в детстве под машину на глазах у Роберта, и он испугался, получается - на всю жизнь)

Ведущий 1: Стихи писал всё это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее читал их на школьных вечерах к умилению учителей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нём. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал всё это в Москву.

Ведущий  2: Отказали. Причина: «творческая несостоятельность»…

Ведущий 1: Махнул  рукой на поэзию! Поступил учиться в университет города Петрозаводска. С головой ушёл в спорт: бокс, баскетбол, волейбол, играл за сборную Карелии.   Казалось, всё идёт прекрасно, но....


Ведущий 2: Махнуть рукой на стихи не удалось. В 1951 году со второй попытки Роберту удалось поступить в Литинститут.

Ведущий 1: Жизнь в институте кипела. На лестнице читали друг другу стихи, тут же оценивали. То и дело было слышно: «Старик, ты – гений!» Тогда здесь учились Евгений Евтушенко, Расул Гамзатов, Григорий Бакланов, Владимир Соколов. С ними будущий поэт познакомился, подружился.

Ведущий 2: Все студенты были абсолютно нищими, ребята ходили в вытертых, выгоревших лыжных костюмах, в застиранных рубашках, приходилось подрабатывать.

Ведущий 1: Роберт был плохо одет даже на  литинститутском фоне… Но выделялся своей добротой и внимательностью,  полным неприятием бездуховности, пошлости, фальши.

Чтец 8

Над головой

            созвездия мигают.

И руки сами тянутся

                    к огню...

Как страшно мне,

                что люди привыкают,

открыв глаза,

не удивляться дню.

Существовать.

Не убегать за сказкой

И уходить,

          как в монастырь,

                          в стихи.

Ловить Жар-птицу

для жаркого

           с кашей.

А Золотую рыбку -

                  для ухи.

Ведущий 2: В Литературном институте в 1953 году Роберт встретил свою любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему  21 год - Алле 20.

Чтец 9

Все начинается с любви... 

Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

Ведущий 1: С Аллой Роберт Рождественский прожил в счастливом браке 41 год, жена стала музой поэта. «Алла - соавтор практически всего, что я написал», - признавался поэт.

Чтец 10

Я в глазах твоих утону, можно?

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье.
Подойду и скажу: Здравствуй,
Я люблю тебя. Это сложно...
Нет, не сложно, а трудно…
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому,
Стану падать, поймать успеешь?
Ну а если уеду - напишешь?
Я хочу быть с тобой долго
Очень долго…
Всю жизнь, понимаешь?
Я ответа боюсь, знаешь....
Ты ответь мне, но только молча,
Ты глазами ответь, любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь,
Если нет, то тебя умоляю -
Не кори своим взглядом ,
Не тяни своим взглядом в омут.
Пусть другую ты любишь, ладно…
А меня хоть немного помнишь?
Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!

Ведущий 2: В этом счастливом браке у Роберта и Аллы родились две дочери. Одна из них - Екатерина Робертовна, стала переводчиком, журналистом и известным фотографом. Другая  - Ксения Робертовна  журналистом.

Чтецы 11, 12

ПОДСЛУШАННЫЙ РАЗГОВОР (сценка)(дочка и мама)

- Снова дралась во дворе?

- Ага.

Мама,

    но я не плакала

Вырасту -

        выучусь на моряка

Я уже в ванне

плавала!

- Боже!

Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету.

- Мама,

а вырасту я когда?

- Вырастешь!

Ешь котлету.

- Мама,

купим живого коня?

- Коня?!

Да что ж это делается?

- Мама,

а в летчики примут меня?

- Примут.

Куда они денутся?!

     Ты же из каждого,

                  сатана,

душу

сумеешь вытрясти!

- Мама,

а правда, что будет

                война,

и я не успею

вырасти?..

Ведущий 1: Дочери поэта, а потом  внук Алеша стали героями его  стихов. Алёша в цикле  «Алешкины мысли» похож на всех мальчишек, он весёлый, озорной фантазёр. Как  и все дети, мечтает поскорее вырасти.

 Из цикла «Алешкины мысли»

Чтец 13

Значит, так:

Завтра нужно ежа отыскать,

До калитки на левой ноге проскакать,

И обратно - на правой ноге - до крыльца,

Макаронину спрятать в карман (для скворца!),

С лягушонком по-ихнему поговорить,

Дверь в сарай самому попытаться открыть,

Повстречаться, побыть с дождевым червяком,-

Он под камнем живет, я давно с ним знаком...

Нужно столько узнать,
нужно столько успеть!

А еще - покричать, посмеяться, попеть!

После вылепить из пластилина коня...

Так что вы разбудите пораньше меня!

 Ведущий 2: Рождественский не был детским поэтом, но многие его стихи понятны ребятам. Например, стихи о собаках.  

Чтец 14

СТИХИ О СОБАКАХ  

Дворовых собак

по-особому холят

за то, что они,

на луну подвывая,

от будки до дома

все ходят и ходят

под гулкою проволокой.

Как трамваи...

Я их не тревожу.

Я с ними не знаюсь.

За это

они меня вправе облаивать...

Но жарко читать мне

спокойную надпись:

"Собак без ошейников

будут вылавливать".

За что их?

За внешность?

За клочья репейника?

За пыльную шерсть?

За неясность породы?

За то, что щенками

доплыли до берега?

Доплыли

и стали ошибкой природы?..

Собаки-изгои.

Собаки-отшельники.

Надрывней поминок.

Ребенка добрее.

Они бы надели

любые ошейники, надели бы!

Если б ошейники грели.

За что их?

У них же -

душа нараспашку.

Они ж

в Человечество верят

отчаянно!..

И детское:

"Мама, купи мне собачку..." -

в собачьих глазах

застывает печалинкой...

Песня на стихи Рождественского «Просьба» (раненая птица)

           

Ведущий 1: Каким был Роберт Рождественский? Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Поэтических строк от него ждали, как ответов на многие вопросы. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Книги расхватывались, творческие вечера проводились при полных залах.

Ведущий 1: Стихи Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века.

Ведущий 2: Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения.

Чтец 15

Риск

Если ты

ни разу не рисковал, -
Значит ты не жил, -

а существовал.
В озареньи дня

и ковер,

и ринг,
И в лесу лыжня

предвещают

 риск.
Налетит свежак,

закричит:

«Бодрись!..»
Даже первый шаг

человека –

риск.
То -  снега до плеч,

то - зеленый лист.
Риск

желанных встреч,

 Расставаний – риск...
Риск похож на бой,

 если путь

 горист.
Быть самим собой –

это тоже

 риск!..
Ну, а ты  

решись!
Ну, а ты

 рискни!
В непростую жизнь
Широко шагни.
Если ты

ни разу не рисковал,
Значит ты не жил.
А существовал.

Ведущий 2: За многими стихами Рождественского своя реальная история. Так, песня «Огромное небо» была написана поэтом по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии.

Ведущий 1:Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина.

Ведущий 2: Однако советские летчики сумели увести самолет за черту города, и он упал в озеро. Оба летчика погибли.  

Песня «Огромное небо»

Ведущий 1: На стихи Роберта Рождественского написаны сотни песен! Мы предлагаем вам послушать музыкальные отрывки и угадать песню.

(проводится музыкальная викторина, звучит 10 музыкальных фрагментов без слов)

Ведущий 1: Во всем, что  пишет поэт Роберт Рождественский, он остается верен самому себе, своим убеждениям.

Чтец 16

Так хочется…

Кто мал, 

того не унижать,

А кто велик —

 не поклоняться.

Страсть за любовь

 не принимать,

И над убогим

не смеяться.

Остановиться,

 помолчать,

И не ломать с замками двери,

Глухому в ухо не кричать…

А просто

 Быть, 

Любить и

 Верить!

Чтец 17

Мы выучили фразу,-
легко за нею
скрыться:
"Нельзя всё делать сразу...
Не надо торопиться..."
Дороги, как запевы,
бегут
по белу-свету.
Но я ещё успею...
Но я потом
поеду...
Я после
домечтаю...
Потом
увижу море.
Дострою.
Дочитаю.
Додумаю.
Доспорю...
Смогу и не сробею,
не слушая укоры.
Я всё ещё успею,-
пусть даже
и не скоро...
Живёшь и забываешь,
что жизнь
имеет сроки...
Успеть бы нам,
товарищ,
сказать в конце дороги:
"Не так, наверно,
жили
мы с самой колыбели.
Как жаль,
что не спешили.
Как жаль,
что не успели.

Ведущий 2: Поэт много и легко печатался. Благосклонностью власти поэт пользовался в хороших целях. Именно Рождественский возглавил комиссию по литературному наследию опального Владимира Высоцкого, поэтессы-эмигрантки, вернувшейся в страну перед войной Марины Цветаевой и расстрелянного в годы сталинских репрессий Осипа Мандельштама.

Ведущий 1: В конце 1980-х годов Рождественский стал часто падать в обмороки. Поначалу врачи думали проблемы в сосудах. Позже у поэта обнаружили опухоль.

Ведущий 2: Специалисты посоветовали отправить его на лечение в иностранную клинику. Но Внешторгбанк, где хранились зарубежные гонорары Рождественского, все счета советских граждан блокировал. Государство приближалось к банкротству.

И родные Рождественского вынуждены были ходить в поисках средств для лечения по всем инстанциям.

Ведущий 1: Во Францию поэта перевозили уже на носилках. Он перенёс две операции. Это помогло продлить ему жизнь на целых пять лет.

Ведущий 2:  Рождественский знал, что времени у него осталось в обрез.  Уединившись в Переделкине, поэт создал лирику, которая впоследствии составила редкий по своей пронзительности и жизнелюбию сборник «Последние стихи Роберта Рождественского»…

Чтец 18

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле…

Что-то я делал не так?

Извините:

жил я впервые на этой Земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю.

И ею клянусь.

И по-другому прожить обещаю,

если вернусь…

Но ведь я не вернусь.

Ведущий 1: Утром 19 августа 1994 года Рождественскому вновь стало плохо. Его старшая дочь Екатерина позвонила другу семьи – врачу Рошалю. Поэта увезли в больницу. На следующий день поэта не стало. Было ему шестьдесят два года.

Ведущий 2: Есть поэты, которых забывают ещё при жизни.

Ведущий 1: Есть поэты, со смертью которых уходит в небытие их творчество.

Ведущий 2: Но есть и такие, стихи которых продолжают жить и звучать после их ухода.

Ведущий 1: Таким поэтом является Роберт Иванович Рождественский.

Его стихи замечательны! Каждый может найти в них то, что созвучно его душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для педагогов, посвященная жизни и творчеству великого татарского поэта, публициста и общественного деятеля Габдуллы Тукая

Материал для проведения мероприятия, посвященного жизни и творчеству знаменитого татарского поэта Г.Тукая...

Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"

В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....

«Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчеству замечательного писателя Николая Носова

К 110-летнему юбилею писателя Николая Носова Камышлинская детская библиотека проводит ряд мероприятий по теме «Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчест...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...

Литературный досуг в средней группе, посвященный творчеству С. Я. Маршака

Конспект досуговой деятельности в средней группе посвященный творчеству С. Я. Маршака. Дети не только познакомились с творчеством известного поэта, но и поучаствовали в театрализованной деятельности п...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина для детей подготовительной группы «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству А. С. Пушкина для детей подготовительной группы "И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь..."...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Г.Н. Волкова

Патриотизм необходимо прививать через любовь к своей малой Родине  и известныхлюдей республики. Тема этнапедагогики чрезвычайно актуальна в современном обществе....