Перспективный план на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме

Ведищева Елена Евгеньевна

 

Младшая группа

Сентябрь

  1. Подбор фольклорного материала, оформление группы;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;
  3. Заучивание потешки «Киска, киска, киска брысь на дорожку не садись.

                                           Наша деточка пойдет через киску упадет»;

  1. Словесная игра «Коза рогатая».

Цель: позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.

  1. Тематическое занятие «Милости просим, гости дорогие».

Цель: знакомство детей с русской народной избой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/add/book-ds95 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

на тему:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Воспитателя Сосновского  МБДОУ детского сада № 3

Ведищевой Елены Евгеньевны

Младшая группа

Сентябрь

  1. Подбор фольклорного материала, оформление группы;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;
  3. Заучивание потешки «Киска, киска, киска брысь на дорожку не садись.

                                           Наша деточка пойдет через киску упадет»;

  1. Словесная игра «Коза рогатая».

Цель: позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.

  1. Тематическое занятие «Милости просим, гости дорогие».

Цель: знакомство детей с русской народной избой.

Октябрь

  1. Тематическое занятие «Чудесный сундучок».

Цель: знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок об овощах.

  1. Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» с показом настольного театра;
  2. Игра – драматизация по сказке «Волк и козлята»;
  3. Заучивание потешки «Шла лисичка по мосту»;
  4. Словесная игра «Кто позвал?» (угадывать по голосу);
  5. Словесная игра «Птички».

Цель: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.

Ноябрь

  1. Тематическое занятие «Как нашего кота».

Цель: знакомство детей с обитателями «избы» - котом Васькой.

  1. Заучивание потешки «Как у нашего кота»;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь», с показом кукольного театра;
  3. Игра-инсценировка по сказке «Снегурушка и лиса»;
  4. Словесная игра «Паровоз».

Цель: закреплять знания детей о поезде, упражнять в правильном произношении звуков.

  1. Загадывание загадок об овощах «Чудесный сундучок».

Декабрь

  1. Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде «Сундучок Деда Мороза»;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», с показом настольного театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь»;
  4. Заучивание потешки «Сидит белка на тележке»;
  5. Тематическое занятие «Котик, котик, поиграй». Повторение потешки «Как у нашего кота»;
  6. Словесная игра «У медведя во бору».

Цель: развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука.

Январь

  1. Тематическое занятие «Пришла коляда – отворяй ворота» - знакомство детей с Рождеством;
  2. Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка», с показом пальчикого театра;
  3. Игра-инсценировка по сказке «Заюшкина избушка»;
  4. Заучивание потешки «Идет петушок»;
  5. Словесная игра «Конь».

Цель: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Февраль

  1. Тематическое занятие «Гость на гость – хозяйке радость», знакомство детей с медведем Мишуткой;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Три медведя», с показом кукольного театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Рукавичка»;
  4. Заучивание потешки «Уж, ты, котенька, коток…»;
  5. Словесная игра «Еду-еду».

Цель: развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами в правильном звукопроизношении.

Март

  1. Занятие «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»;
  2. Тематическое занятие «Нет милее дружка, чем родимая матушка», этическая беседа «Моя любимая мама»;
  3. «Масляница дорогая – наша гостьюшка годовая», знакомство детей с Масляницей;
  4. Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса», с показом настольного театра;
  5. Игра-инсценировка по сказке «Три медведя»;
  6. Заучивание потешки «Тили – тили – тили – бом…»;
  7. Словесная игра «Курочка – рябушка».

Цель: развивать у детей речевую активность, упражнять в правильном звукопроизношении.

Апрель

  1. Открытое занятие «Ходит сон близ окон»;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Теремок», с показом настольного театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Кот, петух и лиса»;
  4. Заучивание потешки «Ходит конь по бережку»;
  5. Заучивание заклички «Весна, весна, красная»;
  6. Словесная игра «Пчелки».

Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношенн звука ж, учить действовать по словесному сигналу.

  1. Принять участие в празднике «1 апреля – день шутки и веселья».

Май

  1. Рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», с показом настольного театра;
  2. Игры – драматизации по любимым сказкам;
  3. Заучивание потешки про солнышко «Здравствуй, солнышко - колоколнышко»;
  4. Тематическое занятие «Прощание с избой», дидактическая игра «Чудесный сундучок»;
  5. Словесная игра «Вороны».

Цель:развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р.

Средняя группа

Сентябрь

  1. Подбор фольклорного материала, оформление группы;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца», с показом настольного театра;
  3. Заучивание потешки «Зайчишка – трусишка»;
  4. Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».

Цель: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

  1. Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде», загадывание загадок об овощах и о фруктах.

Октябрь

  1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси лебеди», с показом настольного театра;
  2. Игра-инсценировка по сказке «Бычок – черный бочок, белые копытца»;
  3. Заучивание потешки «А тари, тари, тари…»;
  4. Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья);
  5. Заучивание потешки «Гуси, вы гуси»;
  6. Словесная игра «Гуси».

Цель: развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Ноябрь

  1. Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Золотое веретено», с показом пальчикого театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Гуси – лебеди»;
  4. Знакомство с женской русской народной одеждой;
  5. Заучивание потешки «Посылали молодицу…»;
  6. Словесная игра «Кто в домике живет?».

Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Декабрь

  1. Знакомство с предметом обихода – скалкой;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», с показом кулачкового театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Золотое веретино»;
  4. Заучивание потешки «Уж, ты, зимушка – зима»;
  5. Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»;
  6. Словесная игра «Сколько».

     Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.

Январь

  1. Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка»;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», с показом пальчикого театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Лисичка со скалочкой»;
  4. Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»;
  5. Заучивание потешки «Ай, ду –ду –ду –ду –ду –ду…!»;
  6. Словесная игра «Зеркало».

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.

Февраль

  1. Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек о домашних животных;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей», с показом настольного театра;
  3. Игра-инсценировка по сказке «Петушок и бобовое зернышко»;
  4. Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных;
  5. Заучивание потешки «Тень, тень, потетень…»;
  6. Словесная игра «Коршун».

Цель: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Март

  1. Дидактическая игра «Похвали лису»;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козел», с показом пальчикого театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Зимовье зверей»;
  4. Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»;
  5. Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме;
  6. Заучивание потешки «Солнышко – колоколнышко»;
  7. Словесная игра «Какое время года?».

Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Апрель

  1. Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», с показом кукольного театра;
  3. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание закличек о весне;
  4. Игра – инсценировка по сказке «Лиса и козел»;
  5. Заучивание потешки «Иди, весна, иди, красна»;
  6. Словесная игра «А что потом?»

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Май

  1. Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками;
  2. Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка», с показом настольного театра;
  3. Игра – драматизация по сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»;
  4. Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц;
  5. Заучивание потешки «Ах, ты, радуга – дуга»;
  6. Словесная игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнить и углубить знание детей о временах года.

Старшая группа

Сентябрь

1. Подбор фольклорного материала.

2. Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

3. Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь», с показом настольного театра.

4. Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок.

5. Заучивание песенки-заклички « Приходи, летечко».

6. Словесная игра «Где был Петя?»

Октябрь

1. Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда- цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

2. Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода - деревянным копытцем, тяпкой.

3. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста», с показом настольного театра.

4. Игра-драмматизация по сказке «Мужик и медведь».

5. Заучивание песенки-заклички «Осень, осень, осень…».

6. Словесная игра «Радио».

Ноябрь

1. Дидактическая игра «Что так называется?». Рассказ о гончарном промысле.

2. Рассказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин», с показом кукольного театра.

3. Игра- драматизация по сказке «Заяц- хваста».

4. Заучивание потешки о лисе «Идет лисичка по мосту».

5. Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц.

6. Словесная игра «Да – нет».

7. Вечер – досуга «Чем богаты, тем и рады».

Декабрь

1. Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок.

2. Рассказывание русской народной сказки «Два Мороза», с показом кукольного театра.

3. Игра – драматизация по сказке «Лиса и кувшин».

4. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

5. Заучивание потешки «Ты, мороз,мороз,мороз…».

6. Словесная игра «Что это за птица?».

Январь

1.Загадывание загадок о зиме. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы».

2. Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки «Маленький хлопчик».

3. Рассказывание русской народной сказки «Морозко», с показом настольного театра.

4. Игра – драматизация по сказке «Два Мороза».

5. Словесная игра «Похож – не похож».

6. Рассказ о традициях празднования Нового года.

Пение колядок.

Февраль

1. Беседа о характерных особенностях февраля.

2. Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

3. Заучивание песни «Масленица».

4. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», с показом настольного театра.

5. Игра – драматизация по сказке «Морозко».

6. Словесная игра «Что кому нужно?».

7. Вечер –досуга «В хороводе».

Март

1. Беседа о маме. Изготовление поделок в подарок маме.

2. Рассказывание русской народной сказки «Семилетка», с показом настольного театра.

3. Игра – драматизация по сказке «Крылатый, мохнатый, да масляный».

4. Беседа о характерных признаках начало весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

5. Словесная игра «Вершки – корешки».

Апрель

1. Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной недели. Словесные игры. Пение частушек.

2. Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

3. Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», с показом настольного театра.

4. Игра – инсценировка по сказке «Семилетка».

5. Заучивание потешки «Весна, где бывала?».

6. Словесная игра «Охотник».

Май

1. Рассказ о воинах – защитниках Отечества.

2. Рассказывание русской народной сказки «Каша из топора» ,с показом кукольного театра.

3. Игра – драмматизация по сказке «У страха глаза велики».

4. Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

5. Заучивание потешки «Гречку мыли, гречку мыли…».

6. Вечер – досуга «Посиделки».

7. Словесная игра «Природа и человек».

Подготовительная группа

Сентябрь

  1. Подбор фольклорного материала, оформление группы.
  2. Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
  3. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.
  4. Беседа об уме и о глупости. Рассказывание сказки «Про Филю», с показом кукольного театра.
  5. Словесная игра «Отгадайка».

Октябрь

  1. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике  Покрове.
  2. Знакомство детей с хохломской росписью.
  3. Рассказывание русской народной сказки «Про Иванушку дурочка», с показом пальчикого театра.
  4. Игра-инсценировка по сказке  «Про Филю».
  5. Словесная игра «Магазин».
  6. Вечер – досуга «Шутку шутить – людей насмешить».

 

Ноябрь

  1. Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках. Синичкин день и Кузминки.
  2. Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», травка и т.д.).
  3. Рассказывание сказки «Царевна-лягушка», с показом кукольного театра.
  4. Игра – драматизация по сказке «Про Иванушку дурочка».
  5. Заучивание потешки «Посуда наша…»
  6. Словесная игра «Кто больше заметит небылицу».

Декабрь

  1. Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок».
  2. Загадывание загадок о морозе, зиме.
  3. Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», с показом настольного театра.
  4. Игра – драматизация по сказке «Царевна-лягушка».
  5. Словесная игра «А если бы…»

Январь

  1. Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.
  2. Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
  3. Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», с показом кукольного театра.
  4. Игра – драматизация по сказке «Мороз Иванович».
  5. Заучивание колядки «Коляда – коляда…»
  6. Словесная игра «Кто больше назовет предметов?»
  7. Вечер – досуга «Веселье и труд рядом живут».

Февраль

  1. Знакомство с гжельским художественным промыслом.
  2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
  3. Рассказывание русской народной сказки «Семь Симеонов», с показом настольного театра.
  4. Игра – драматизация по сказке «Снегурочка».
  5. Рассказ о русских богатырях.
  6. Словесная игра «Семья».

Март

  1. Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
  2. Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
  3. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
  4. Рассказывание сказки С.Л. Маршака «Двенадцать месяцев», с показом настольного театра.
  5. Игра-инсценировка по сказке «Семь Симеонов».
  6. Заучивание припевки про Масленицу.
  7. Словесная игра «И я».

Апрель

  1. Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».
  2. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
  3. Игра-инсценировка по сказке «Двенадцать месяцев».
  4. Заучивание потешки «Приди к нам, весна, с радостью».
  5. Словесная игра «Наоборот».
  6. Вечер – досуга «Девичник».

Май

  1. Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, хохломская, роспись).
  2. Русские подвижные игры на открытом воздухе.
  3. Литературная викторина по любимым сказкам.
  4. Игры – драматизации по любимым сказкам.
  5. Рисование восковыми мелками «Моя любимая сказка».
  6. Словесная игра «Добавь слог».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...

Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

- расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де...

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...

Перспективно-тематический план кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Иван да Марья»

Актуальность программы:Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мир...