Перспективный план на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
Младшая группа
Сентябрь
- Подбор фольклорного материала, оформление группы;
- Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;
- Заучивание потешки «Киска, киска, киска брысь на дорожку не садись.
Наша деточка пойдет через киску упадет»;
- Словесная игра «Коза рогатая».
Цель: позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
- Тематическое занятие «Милости просим, гости дорогие».
Цель: знакомство детей с русской народной избой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/node/add/book-ds | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
на тему:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Воспитателя Сосновского МБДОУ детского сада № 3
Ведищевой Елены Евгеньевны
Младшая группа
Сентябрь
- Подбор фольклорного материала, оформление группы;
- Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята», с показом настольного театра;
- Заучивание потешки «Киска, киска, киска брысь на дорожку не садись.
Наша деточка пойдет через киску упадет»;
- Словесная игра «Коза рогатая».
Цель: позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
- Тематическое занятие «Милости просим, гости дорогие».
Цель: знакомство детей с русской народной избой.
Октябрь
- Тематическое занятие «Чудесный сундучок».
Цель: знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок об овощах.
- Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» с показом настольного театра;
- Игра – драматизация по сказке «Волк и козлята»;
- Заучивание потешки «Шла лисичка по мосту»;
- Словесная игра «Кто позвал?» (угадывать по голосу);
- Словесная игра «Птички».
Цель: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.
Ноябрь
- Тематическое занятие «Как нашего кота».
Цель: знакомство детей с обитателями «избы» - котом Васькой.
- Заучивание потешки «Как у нашего кота»;
- Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь», с показом кукольного театра;
- Игра-инсценировка по сказке «Снегурушка и лиса»;
- Словесная игра «Паровоз».
Цель: закреплять знания детей о поезде, упражнять в правильном произношении звуков.
- Загадывание загадок об овощах «Чудесный сундучок».
Декабрь
- Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде «Сундучок Деда Мороза»;
- Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», с показом настольного театра;
- Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь»;
- Заучивание потешки «Сидит белка на тележке»;
- Тематическое занятие «Котик, котик, поиграй». Повторение потешки «Как у нашего кота»;
- Словесная игра «У медведя во бору».
Цель: развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука.
Январь
- Тематическое занятие «Пришла коляда – отворяй ворота» - знакомство детей с Рождеством;
- Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка», с показом пальчикого театра;
- Игра-инсценировка по сказке «Заюшкина избушка»;
- Заучивание потешки «Идет петушок»;
- Словесная игра «Конь».
Цель: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Февраль
- Тематическое занятие «Гость на гость – хозяйке радость», знакомство детей с медведем Мишуткой;
- Рассказывание русской народной сказки «Три медведя», с показом кукольного театра;
- Игра – драматизация по сказке «Рукавичка»;
- Заучивание потешки «Уж, ты, котенька, коток…»;
- Словесная игра «Еду-еду».
Цель: развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами в правильном звукопроизношении.
Март
- Занятие «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»;
- Тематическое занятие «Нет милее дружка, чем родимая матушка», этическая беседа «Моя любимая мама»;
- «Масляница дорогая – наша гостьюшка годовая», знакомство детей с Масляницей;
- Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса», с показом настольного театра;
- Игра-инсценировка по сказке «Три медведя»;
- Заучивание потешки «Тили – тили – тили – бом…»;
- Словесная игра «Курочка – рябушка».
Цель: развивать у детей речевую активность, упражнять в правильном звукопроизношении.
Апрель
- Открытое занятие «Ходит сон близ окон»;
- Рассказывание русской народной сказки «Теремок», с показом настольного театра;
- Игра – драматизация по сказке «Кот, петух и лиса»;
- Заучивание потешки «Ходит конь по бережку»;
- Заучивание заклички «Весна, весна, красная»;
- Словесная игра «Пчелки».
Цель: упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношенн звука ж, учить действовать по словесному сигналу.
- Принять участие в празднике «1 апреля – день шутки и веселья».
Май
- Рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», с показом настольного театра;
- Игры – драматизации по любимым сказкам;
- Заучивание потешки про солнышко «Здравствуй, солнышко - колоколнышко»;
- Тематическое занятие «Прощание с избой», дидактическая игра «Чудесный сундучок»;
- Словесная игра «Вороны».
Цель:развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р.
Средняя группа
Сентябрь
- Подбор фольклорного материала, оформление группы;
- Рассказывание русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца», с показом настольного театра;
- Заучивание потешки «Зайчишка – трусишка»;
- Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем».
Цель: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
- Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде», загадывание загадок об овощах и о фруктах.
Октябрь
- Рассказывание русской народной сказки «Гуси лебеди», с показом настольного театра;
- Игра-инсценировка по сказке «Бычок – черный бочок, белые копытца»;
- Заучивание потешки «А тари, тари, тари…»;
- Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья);
- Заучивание потешки «Гуси, вы гуси»;
- Словесная игра «Гуси».
Цель: развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.
Ноябрь
- Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном;
- Рассказывание русской народной сказки «Золотое веретено», с показом пальчикого театра;
- Игра – драматизация по сказке «Гуси – лебеди»;
- Знакомство с женской русской народной одеждой;
- Заучивание потешки «Посылали молодицу…»;
- Словесная игра «Кто в домике живет?».
Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Декабрь
- Знакомство с предметом обихода – скалкой;
- Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», с показом кулачкового театра;
- Игра – драматизация по сказке «Золотое веретино»;
- Заучивание потешки «Уж, ты, зимушка – зима»;
- Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»;
- Словесная игра «Сколько».
Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.
Январь
- Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка»;
- Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко», с показом пальчикого театра;
- Игра – драматизация по сказке «Лисичка со скалочкой»;
- Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»;
- Заучивание потешки «Ай, ду –ду –ду –ду –ду –ду…!»;
- Словесная игра «Зеркало».
Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.
Февраль
- Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек о домашних животных;
- Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей», с показом настольного театра;
- Игра-инсценировка по сказке «Петушок и бобовое зернышко»;
- Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных;
- Заучивание потешки «Тень, тень, потетень…»;
- Словесная игра «Коршун».
Цель: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал.
Март
- Дидактическая игра «Похвали лису»;
- Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козел», с показом пальчикого театра;
- Игра – драматизация по сказке «Зимовье зверей»;
- Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины»;
- Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме;
- Заучивание потешки «Солнышко – колоколнышко»;
- Словесная игра «Какое время года?».
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Апрель
- Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке;
- Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», с показом кукольного театра;
- Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание закличек о весне;
- Игра – инсценировка по сказке «Лиса и козел»;
- Заучивание потешки «Иди, весна, иди, красна»;
- Словесная игра «А что потом?»
Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Май
- Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками;
- Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка», с показом настольного театра;
- Игра – драматизация по сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»;
- Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц;
- Заучивание потешки «Ах, ты, радуга – дуга»;
- Словесная игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнить и углубить знание детей о временах года.
Старшая группа
Сентябрь
1. Подбор фольклорного материала.
2. Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.
3. Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь», с показом настольного театра.
4. Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание загадок.
5. Заучивание песенки-заклички « Приходи, летечко».
6. Словесная игра «Где был Петя?»
Октябрь
1. Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда- цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
2. Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода - деревянным копытцем, тяпкой.
3. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста», с показом настольного театра.
4. Игра-драмматизация по сказке «Мужик и медведь».
5. Заучивание песенки-заклички «Осень, осень, осень…».
6. Словесная игра «Радио».
Ноябрь
1. Дидактическая игра «Что так называется?». Рассказ о гончарном промысле.
2. Рассказывание русской народной сказки «Лиса и кувшин», с показом кукольного театра.
3. Игра- драматизация по сказке «Заяц- хваста».
4. Заучивание потешки о лисе «Идет лисичка по мосту».
5. Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6. Словесная игра «Да – нет».
7. Вечер – досуга «Чем богаты, тем и рады».
Декабрь
1. Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок.
2. Рассказывание русской народной сказки «Два Мороза», с показом кукольного театра.
3. Игра – драматизация по сказке «Лиса и кувшин».
4. Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.
5. Заучивание потешки «Ты, мороз,мороз,мороз…».
6. Словесная игра «Что это за птица?».
Январь
1.Загадывание загадок о зиме. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы».
2. Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки «Маленький хлопчик».
3. Рассказывание русской народной сказки «Морозко», с показом настольного театра.
4. Игра – драматизация по сказке «Два Мороза».
5. Словесная игра «Похож – не похож».
6. Рассказ о традициях празднования Нового года.
Пение колядок.
Февраль
1. Беседа о характерных особенностях февраля.
2. Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.
3. Заучивание песни «Масленица».
4. Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», с показом настольного театра.
5. Игра – драматизация по сказке «Морозко».
6. Словесная игра «Что кому нужно?».
7. Вечер –досуга «В хороводе».
Март
1. Беседа о маме. Изготовление поделок в подарок маме.
2. Рассказывание русской народной сказки «Семилетка», с показом настольного театра.
3. Игра – драматизация по сказке «Крылатый, мохнатый, да масляный».
4. Беседа о характерных признаках начало весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».
5. Словесная игра «Вершки – корешки».
Апрель
1. Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной недели. Словесные игры. Пение частушек.
2. Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
3. Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», с показом настольного театра.
4. Игра – инсценировка по сказке «Семилетка».
5. Заучивание потешки «Весна, где бывала?».
6. Словесная игра «Охотник».
Май
1. Рассказ о воинах – защитниках Отечества.
2. Рассказывание русской народной сказки «Каша из топора» ,с показом кукольного театра.
3. Игра – драмматизация по сказке «У страха глаза велики».
4. Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.
5. Заучивание потешки «Гречку мыли, гречку мыли…».
6. Вечер – досуга «Посиделки».
7. Словесная игра «Природа и человек».
Подготовительная группа
Сентябрь
- Подбор фольклорного материала, оформление группы.
- Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
- Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.
- Беседа об уме и о глупости. Рассказывание сказки «Про Филю», с показом кукольного театра.
- Словесная игра «Отгадайка».
Октябрь
- Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
- Знакомство детей с хохломской росписью.
- Рассказывание русской народной сказки «Про Иванушку дурочка», с показом пальчикого театра.
- Игра-инсценировка по сказке «Про Филю».
- Словесная игра «Магазин».
- Вечер – досуга «Шутку шутить – людей насмешить».
Ноябрь
- Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках. Синичкин день и Кузминки.
- Рассказ о традициях хохломской росписи («Кудрина», травка и т.д.).
- Рассказывание сказки «Царевна-лягушка», с показом кукольного театра.
- Игра – драматизация по сказке «Про Иванушку дурочка».
- Заучивание потешки «Посуда наша…»
- Словесная игра «Кто больше заметит небылицу».
Декабрь
- Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок».
- Загадывание загадок о морозе, зиме.
- Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», с показом настольного театра.
- Игра – драматизация по сказке «Царевна-лягушка».
- Словесная игра «А если бы…»
Январь
- Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.
- Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
- Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», с показом кукольного театра.
- Игра – драматизация по сказке «Мороз Иванович».
- Заучивание колядки «Коляда – коляда…»
- Словесная игра «Кто больше назовет предметов?»
- Вечер – досуга «Веселье и труд рядом живут».
Февраль
- Знакомство с гжельским художественным промыслом.
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
- Рассказывание русской народной сказки «Семь Симеонов», с показом настольного театра.
- Игра – драматизация по сказке «Снегурочка».
- Рассказ о русских богатырях.
- Словесная игра «Семья».
Март
- Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
- Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
- Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
- Рассказывание сказки С.Л. Маршака «Двенадцать месяцев», с показом настольного театра.
- Игра-инсценировка по сказке «Семь Симеонов».
- Заучивание припевки про Масленицу.
- Словесная игра «И я».
Апрель
- Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько».
- Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
- Игра-инсценировка по сказке «Двенадцать месяцев».
- Заучивание потешки «Приди к нам, весна, с радостью».
- Словесная игра «Наоборот».
- Вечер – досуга «Девичник».
Май
- Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, хохломская, роспись).
- Русские подвижные игры на открытом воздухе.
- Литературная викторина по любимым сказкам.
- Игры – драматизации по любимым сказкам.
- Рисование восковыми мелками «Моя любимая сказка».
- Словесная игра «Добавь слог».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...
Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...
План работы по самообразованию Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
План по самообразованию....
Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
- расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де...
Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...
Перспективно-тематический план кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Иван да Марья»
Актуальность программы:Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мир...