Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!
статья по теме

Сосновских Татьяна Валентиновна

Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него. Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Читая Сухомлинского...14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!

Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к бесценным трудам одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского. Обобщая огромное педагогическое наследие прошлого, опираясь на собственный многолетний опыт учительской практики, Василий Александрович убедился в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы».

Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

«На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»  так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистейшая правда.

Книга состоит из двух глав: «Школа радости» и «Годы детства». Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Однако автор предупреждает, что это не универсальное пособие по обучению. Содержание книги он формулирует так: труд посвящен сердцу педагога. Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? Без раздумий отвечает: любовь к детям.

Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него. Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке? В своей книге педагог дает ответы на все вопросы.

Книга посвящена миру детства. И Сухомлинский помогает найти ключ к этому сказочному дворцу. Он видит этот путь, прежде всего, через доброе сердце.

Сухомлинский советует воспитателям: воздействуйте на чувства, воображение, фантазии детей. Педагогическая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. По мнению Василия Александровича, воспитание необходимо выстроить так, чтобы ребенок гордился сам собой, своими поступками оберегал свою честь, достоинство.

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Педагог все больше убеждается, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом – это душа и сердце детского мышления. Детское мышление – художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребенок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира.

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъектно-субъектном характере, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму.

Василий Александрович поистине созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности.

Сухомлинскому были присущи убежденность в отстаивании гуманистических идеалов воспитания, органичное сочетание глубины содержания с художественным стилем изложения, обоснование теоретических концепций собственной каждодневной педагогической практикой. Все это придавало его педагогическому наследию прогностический характер, идеям и педагогическим технологиям – актуальность. Сам Сухомлинский представлял идеал народного учителя, «отдавшего сердце детям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Консультация для родителей "ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА"

ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА...

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....

Выступление на методическом объединении "Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!"

Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника! Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к бесценным трудам одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – ...

Взаимодействие с семьями воспитанников для развития инициативы и творческих способностей каждого ребенка

Каждый современный педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в детском саду, их интересами и заботами, старается вызвать желание к познанию самих себя и детей. Тем более ч...