Статья "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях.
статья на тему
В статье "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях" я пишу о том, как средствами сказкотерапии заинтересовать и повысить внимание детей на музыкальных занятиях. Для этого во всех музыкальных видах деятельности, а так же в театрально-игровой деятельности с детьми, я использовала методы и приёмы сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях. | 19.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: « Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях».
В последнее время термин «сказкотерапия» звучит всё чаще и чаще. Соответствуя буквальной расшифровке значение слова «Сказкотерапия» - лечение сказками, этот метод был инструментом психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии. По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию только медицинским клиническим методом нельзя, так как сказку используют не только врачи, но и психологи и педагоги.
Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, ведь через образы сказок ребёнок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребёнку психологическую защищённость: чтобы ни происходило в сказке – всё заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства.
Разнообразные и актуальные темы музыкальных занятий, затрагиваемые через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений и осмыслений детям. Этому служит современная и классическая музыка, с которой дети знакомятся на музыкальных занятиях.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад. Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует сказку. Она помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. В ходе занятий дети разучивают короткие этюды сказочного содержания. Например, «Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчёлы» и др., играем в подвижные музыкальные игры с участием сказочных героев. Например, «Колобок», «Теремок» и др.
Особое место в моей работе занимает использование театрально-игровой деятельности, по средствам которой дети, начиная с младших групп, обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др., а начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса». Дети старшего дошкольного образа выполняют более сложные характерные движения. Здесь основным приёмом является образный музыкально-двигательный этюд, - это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Особое внимание я уделяю выразительности движений. Например, этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с мёдом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, весёлые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку. Хитрая лиса ходит вокруг. Элементы этих этюдов находят своё место в играх, хороводах, в постановке спектаклей, в праздничных инсценировках сказок.
Остановлюсь именно на музыкальной сказке, как на определённом этапе работы по развитию творческих способностей.
Что такое музыкальная сказка? Это музыкальное либретто, сценические действия героев, диалоги, характерные танцы. Непосредственно работу с маленькими артистами я начинаю, знакомя их с сюжетом сказки и разучивания музыкального материала. Все желающие могут попробовать себя в разных ролях и потом, сообща, выбираем тех ребят, которые наиболее непосредственно и удачно создали образ того или иного героя сказки. Каждому ребёнку подбирается роль в соответствии с его речевыми, пластическими и актёрскими возможностями. Нет проблем в связи с тем, что кому-то достаётся роль отрицательного персонажа, кому-то только танцевальные номера. А некоторым и вовсе небольшая эпизодическая роль. Занятия над разучиванием сказки проходят в разных формах: общие, небольшими группами, индивидуальные. Репетиции идут, в основном, в форме этюдов: детям предлагается самостоятельно действовать в заданных обстоятельствах. Я им ставлю задачу, стараясь заострить внимание на мотивах поведения персонажей сказки, иногда даю советы. Действия детей часто носят импровизационный характер. Творческие находки поощряются и в дальнейшем фиксируются юными исполнителями. Дети часто что-то подсказывают друг другу, придумывая интересные интонации, жесты или мимику. Пока идёт работа над спектаклем, дети запоминают все роли и, если кто-нибудь из них вдруг заболеет, то всегда есть, кому заменить. Всё это способствует становиться нашим детям гораздо дружнее, у них возрастает чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое выступление становится для них праздничным событием. В процессе работы над спектаклем формируется творческий коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует себя талантливым и необходимым. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребёнок переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на занятиях, в семье и со сверстниками. Так, используя различные методы и приёмы сказкотерапии, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и вера в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Обобщение опыта работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цели.Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих спо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКОТЕРАПИЯ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают актвному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений....
Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях» и ее актуальность
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывал...
Использование технологии " Сказкотерапия" на музыкальных занятиях в ДОУ
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогаетразвитию кругозора и воображения ребенка, о...
музыкальное занятие "Путешествие в осенний лес"с элементами сказкотерапии.
Музыкальное занятие в старшей группе детского сада с использованием здоровьесберегающей технологии казкатерапия.Тема занятия: "Путешествие в осенний лес"Цель занятия: Развитие музыкальных сп...
Статья "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях"
Тема статьи "Применение сказкотерапии в ДОУ на музыкальных занятиях" будет интересна музыкальным руководителям, воспитателям и психологам ДОУ. Описывается, как используя различные методы и п...