Проект в подготовительной к школе группе "Будущий первоклассник"
проект (подготовительная группа) на тему
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект в подготовительной к школе группы "Будущий пероклассник" | 2.36 МБ |
proekt_pervoklassnik.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта : познавательно-творческий Состав участников : групповой Срок реализации : среднесрочный, январь-май 2015г. Характер содержания проекта : ребенок-взрослый
Цель проекта: Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта: Формирование у детей правильного представления о школе; Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам; Формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»; Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической); Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; Тренировка положительной школьной учебной мотивации; Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта: Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей; Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности; Единство содержания форм и методов работы; Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников; Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»; Принцип доступности; Принцип системности и последовательности.
Итоги освоения темы: Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы; Накопление большого багажа знаний о школе; Снижение тревожности и у детей, и у родителей; Изменение мотивации детей к школьному обучению. Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе; Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательно-исследовательская Коммуникативная Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации. Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ.
Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность Художественно-эстетическое развитие Игровая Восприятие художественной литературы Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения.
Образовательные области проекта Виды детской деятельности Осуществляемая детьми деятельность Продуктивная Рисуют предметы разной формы соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение.
Ход проекта 1 этап Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.
2 этап Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы будущего первоклассника».
3 этап Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.
4 этап Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.
5 этап Цель: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
6 этап Цель: развитие творческих способностей, воображения. 7 этап Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи. 8 этап Цель: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.
9 этап Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.
10 этап Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.
11 этап Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитию творческой инициативы. 12 этап Цель: обобщение полученных знаний и опыта.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Проект «Будущий первоклассник»
Подготовила:
воспитатель Евстигнеева Е.И.
г. Арзамас, 2015г.
Проект «Будущий первоклассник»
Актуальность проекта
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений - повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Цель проекта:
Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта:
- Формирование у детей правильного представления о школе;
- Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
- Формирование личностной готовности детей к школе, «внутренней позиции школьника»;
- Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
- Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
- Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
- Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
- Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
Принципы реализации проекта:
- Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
- Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
- Единство содержания форм и методов работы;
- Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
- Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
- Принцип доступности;
- Принцип системности и последовательности.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Состав участников: групповой.
Срок реализации: среднесрочный, январь-май 2015г.
Характер содержания проекта: ребенок-взрослый.
Итоги освоения темы:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
- Накопление большого багажа знаний о школе;
- Снижение тревожности и у детей, и у родителей;
- Изменение мотивации детей к школьному обучению.
- Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
- Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Образовательные области проекта | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | Познавательно-исследовательская Коммуникативная Игровая Восприятие художественной литературы Продуктивная | Знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения в школе, умеют использовать в речи некоторые школьные термины, решать конфликтные ситуации. Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме. Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим. С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. Рисуют предметы разной формы соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения. В индивидуальной и коллективной работе используют разные виды изобразительной деятельности. Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы, в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Раскрашивают, не выходя за контур рисунка, полностью закрашивают изображение. |
Ход проекта.
1 этап.
Цель: формирование интереса к выполнению проекта, уточнение задач проекта; обучение передачи в рисунке интерьера школы.
- Беседа на тему: «Что я знаю о школе?».
- Рисование на тему: «Моя школа».
2 этап
Цель: упражнение в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы будущего первоклассника».
- Творческое рассказывание «Я в «Школе будущего первоклассника».
- Конструирование «Моя школа».
3 этап
Цель: обобщение знаний о школе, развитие связной речи, умения слушать и выделять смысл произведения.
- Творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду».
- Чтение художественной литературы. Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу».
4 этап
Цель: создание условий для приобщения к устному народному творчеству, развития речи, изучения Декларации прав человека, расширения знаний об окружающем мире.
- Беседа «Зачем надо учиться?».
5 этап
Цель: развитие связной речи; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
- Творческое рассказывание на тему: «мой рюкзак».
- Чтение художественной литературы. В. Берестов «У меня в портфеле».
6 этап
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
- Чтение художественной литературы. Стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри».
- Журнал «Скоро в школу!»
7 этап
Цель: расширение знаний об окружающем мире, развитие связной речи
- Режим дня будущего первоклассника.
- Конструирование «Рабочее место ученика дома».
8 этап
Цель: развитие мелкой моторики, интереса к художественной литературе.
- Чтение художественной литературы. Стихотворения А. Барто «В школу», «Я выросла».
- Раскрашивание рисунка на школьную тематику.
9 этап
Цель: развитие пространственного мышления, расширение географических представлений.
- Загадки о школе.
- Карта «Дорога в школу».
10 этап
Цель: развитие мелкой моторики, познавательной активности; расширение знаний об окружающем мире.
- Просмотр и обсуждение презентации «Первый раз в первый класс».
- Плоскостное моделирование. Составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.
11 этап
Цель: создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; обучение составлению рассказа; развитию творческой инициативы.
- Серия сказок «Лесная школа» М.А. Панфиловой. Чтение первой сказки.
- Беседа. Составление коллективного рассказа.
- Чтение второй сказки.
- Чтение третьей сказки.
- Рисование правил (творческие задания).
12 этап
Цель: обобщение полученных знаний и опыта.
- Оформление папки проекта «Будущий первоклассник».
Папка заполняется материалами, полученными в ходе реализации проекта. (Рисунки, раскраски, все работы о школе)
- Оформление уголка «Будущий первоклассник».
В уголок помещаются:
- Журнал «Скоро в школу!»;
- Папка проекта «Будущий первоклассник»;
- Информация для родителей.
Литература:
- Гуткина К.И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.
- Солдатов Д.В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.
- Варга А.Я.»Системная семейная терапия» 2001г.
- Безруких М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе» М:1989г.
- Инбина М.Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.
- Ляшко Т.В. «Через игру к творчеству» 1994г.
- Стародубова Н.Г. «Критерии готовности ребенка к обучению в школе». 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»
Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...
Проект для подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – ш...
Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....
Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы "Школа будущего первоклассника"
Занятие направлено на развитие таких психических процессов как внимание, память, логическое мышление у детей подготовительной к школе группы, а также развитию мелкой моторики рук, эмоциональной сферы ...
Проект в подготовительной к школе группе «Смешарики» по теме: «Скоро в школу».
Проектвподготовительной к школе группе «Смешарики»по теме: «Скоро в школу»....
Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....
Методическая разработка "Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»."
Основные цели и задачи проекта:1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных кач...