ПОРТФОЛИО
методическая разработка по теме

Методические темы (темы для самообразования) по реализации воспитательных,                                                                                                           коррекционных, исследовательских задач (перечень тем по годам)

«Эффективность времени перед сном в   изучении сложного  материала»                                                                                                                      Разработка темы для самообразования

«Классическая  музыка как  способ  расширения  представлений о мире»                                                                                                                    Разработка темы для самообразования    

Эссе "Большие победы маленгьких детей"                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

воспитателя Матвиенко Светланы Анатольевны

по реализации

воспитательных, коррекционных и исследовательских  задач

 в работе с детьми группы № 1 нейродистрофического отделения

                                             «Стремление к успеху без напряженной работы все равно,

                                         что ожидание урожая, который не был посажен"

                                                                                                                       Дэвид Блейн

 п/п

 

 Методическая тема

   

Задачи

   

 Сроки

реализации

1.

 

 «Индивидуальная

программа развития –

главный    принцип   в

реабилитации    детей

нейродистрофического

отделения»

Изучение возможностей детей,

обнаружение эффективных

реабилитационных     мероприятий.

Разработка  индивидуальных  Программ,

работа над их реализацией.

 2005-2006

  учебный

     год

2.

«Эмоциональный канал  обще-      ния, как способ  расширения

границ   восприятия мира

детьми с ограниченными возможностями»

Поиск  и  использование   способов эмоциональ-   ного воздействия на детей для  фокуса

 внимания  и  создания  эффективной    

 обучающей   атмосферы

2006-2007

  учебный

      год

3.

«Развитие движений  как спо-

соб  активизации физической

и  мыслительной активности

детей  с   ограниченными

возможностями»

 

 Разработка программы развития движений

  на год применительно к группе №1.

  Разработка индивидуальных комплексов    

  физических упражнений для детей,    

  закреплённых  за воспитателями.

  Речевые провокации и индивидуальные

  занятия по развитию речи с детьми,

  которые начинают ходить с ходунками,

  либо    самостоятельно.

2007-2008

 учебный

      год

4.

«Формирование ритма  жизне- деятельности   группы   для     становления      коллектива  и подготовки детей  к групповой работе»

Включение всех воспитательных, реабилитационных  и гигиенических меро-

приятий в режим дня. Разработка циклограммы группы. Внедрение понятий и

принципов дисциплины, взаимопомощи   и взаимоуважения.

2008-2009

 учебный

      год

5.

 

« Роль  сказки  в формирова-

нии активного и  пассивного  

 словаря    умственно     отста-

лых детей,   и   передаче        

информации  о миропорядке

через  язык     метафор   и  

 образов»

Активное и системное использование

русских народных сказок в течение дня.  

Включение  чтения,  просмотра  и

проигрывания сказок в  циклограмму

группы.

Провоцирование детей на использование

слов, фраз  и простых речевых оборотов из

сказок в общении.

2009-2010

 учебный

      год

6.

   

 «Детские спортивные

адаптированные игры  как    

способ  стимулирования

двигательной активности де-

тей с ограниченными возмож-

ностями   и    их социальной    адаптации  через   следование

 правилам    игры»

Адаптация   детских   спортивных  игр

к   детям  гр. №1   и     включение   их  

в  Программу   развития   движений.

Знакомство с  правилами игры и  форми-

рование у детей способности соблюдать

правила.

2010-2011

 учебный

     год

7.

«Эффективность времени

перед сном в   изучении трудноусвояемого

 материала»

Формирование ритуала отхода ко сну для

 глубокого отдыха.

Включение в процесс отхода ко сну 15-ти

 минутных бесед обучающего характера.

2011-2012

 учебный

       год

8.

 «Экскурсии и    культпоходы

в системе воспитательных мероприятий по  расширению представлений о мире»

 

Коррекция, соотнесение полученных ранее

 знаний   с  реальными   предметами   и

явлениями.      Темы: «Город и село»,

«Времена года»,   «Кафе»,    «Зоопарк»,

«Театр» и др.

2012-2013

 учебный

      год

9.

Развития       мелкой моторики

 и творческой переработки

 понятий и представлений  о

 мире через рисование кистью

и акварелью»

Развитие мелкой моторики.

Развитие цветоощущений и творческая

работа   по преобразованию   цвета.

Знакомство   с  персонажами   сказок,

предметами и явлениями через раскраши-

вание.

2013-2014

 учебный

     год

10.

«Мировая музыкальная культура

как  способ  расширения  

восприятия  мира  через

аудиальный     канал»

Обучение слушанию классической музыки.

Знакомство  с    композиторами   и  

музыкальными   инструментами.

Релаксация, слушание музыки в тихий час.

Подготовка детей к восприятию балета.

2014-2016

  учебные

        года



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Эффективность времени перед сном в изучении трудноусвояемого материала»

Рассказывая  детям сказки перед сном, я обнаружила не только невероятную потребность детей в слушании сказок, но и чудеса запоминания ими используемых педагогом ритмических рисунков, слов, фраз и коротких сказок. С неговорящими  детьми стали вырабатываться способы общения, понятные на первых порах только нам двоим: мне и ребёнку. Всё то, что не укладывалось в головках моих детей в дневное время, удивительным образом усваивалось в спальных комнатах детей. Я заинтересовалась возможностями  человеческого восприятия информации во время сна и перед сном, чтобы использовать это  в работе с детьми с ограниченными возможностями, что  вполне осуществимо  в условиях детского дома.

Мои дети – это группа  №1 нейродистрофического отделения ДДДИ, в кото- рой вот уже 6 лет ведётся непрерывная исследовательская работа по расши- рению возможностей детей с тяжёлой и средней степенью умственной отста- лости.  Результаты кропотливой работы превзошли первоначальные ожида- ния. Принцип работы с зоной ближайшего развития заставил лежачих детей двигаться, неговорящих – говорить, запустились мыслительные процессы.  Но  неуклонное движение по освоению новых  способов передвижения и развитию речи,  перешло в плоскость  бытового использования и,   несмотря на расшире- ние словарного запаса,  остановилось, не в силах преодолеть барьер под названием  абстрактное мышление.  

«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина,  понятия строения человеческого организма и принципы его функционирования, беседы о вкусной и здоровой пище  оказались   недоступными   для восприятия и осознания детей.   Метод повторений и постепенной,   настойчивой передачи знаний     перестал давать результат.  Появилась потребность в скачке, рывке на пути к абстрактному мышлению.  Тема, выбранная в качестве методической  - «Эффективность времени перед сном в изучении трудноусвояемого материала» -  направлена на решение    этой        педагогической задачи.     

Тема самообразования:

  • Эффективность времени перед сном в изучении трудноусвояемого материала

Цель:

  • Повышение профессионального мастерства педагога;
  • Совершенствование работы с детьми  с ограниченными возможностями в освоении новых знаний.

 Задачи:

Продолжение исследовательской и экспериментальной работы в новых аспектах педагогического воздействия  на  детей группы (гр.№1 нейродистрофического отделения).

  • Совершенствование  своих знаний в области новых  научных изысканий;
  • Изучение и внедрение новых  технологий в процесс воспитания и обучения детей;

Срок реализации:   2011 -2012 учебный год

Предполагаемый результат:

  • Выработка системы работы с детьми в выбранном направлении;
  • Формирование у детей абстрактного мышления.          
  • Усвоение детьми нового материала по темам:

         -  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

            могучем богатыре князе Гвидоне  и о прекрасной царевне

            Лебеди»

         -  Беседы о строении человеческого тела и функционировании

            отдельных органов (пищеварение, сердце, кровеносная система

            и др.)

         -  Беседы о здоровом питании;

                                     

  1. План самообразования

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Теоретический

1. Изучение научной и научно-    

    публицистической литературы по теме «Сон

    и память»;

2. Поиск и изучение интернет ресурсов    по

     изучаемой теме;

3. Выбор методов работы и формирование

    их  в систему по практическому применению

3. Консультирование  с врачом,   заведующей

    отделения.

Сентябрь-

Октябрь

2011 г.

Практический

1. Формирование условий  для     глубокого    

    отдыха;

2. Работа в выбранной методике по освоению

    детьми  следующих тем:

  • Беседы о здоровом питании;
  • Слушание сказки А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане,  о сыне его славном  и     могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне

Лебеди»;

  • Беседы о строении человеческого тела   и   функционировании            отдельных  органов   (пищеварение,    сердце, кровеносная система   и др.)

3.  Формирование эффективных стимулов для

     активизации процесса запоминания.

В течение учебного года

Октябрь-

декабрь

Январь-

март

Апрель-

май

В течение учебного года

Аналитический

1. Обобщение и анализ  полученных  

     результатов  экспериментальной   работы;

2. Выступление с опытом работы по теме

    самообразования     на малом

    педагогическом совете отделения.

 

Май 2012 г.

Июнь 2012г.

                 

II. Обзор литературы

При изучении литературы по теме я остановилась на 2-х аспектах:

  1. Обучение во время сна (гипнопедия);
  2. Обучение непосредственно перед сном  с обеспечением условий для эффективного запоминания во время естественного сна.

О ГИПНОПЕДИИ

Сон — явление всеобщее. Все живые организмы нуждаются в нем. Сколько нужно спать, чтобы мозг полностью мог восстановить свои силы? Большинство медицинских руководств советуют для взрослых 6—8-часовой сон. Для детей – то 18 до 9 часов. Время, необходимое для сна, отчасти обусловлено привычкой. Человек может «научить» нейроны быстрее восстанавливать силы. Известно, что выдающиеся деятели науки и искусства (Бехтерев, Гете, Шиллер, Наполеон) отводили для сна не более пяти часов в сутки. Утверждают, что Эдисон спал всего один — три часа. Перед учеными встал вопрос, можно ли использовать время сна для улучшения памяти и запоминания.

Использование сна для приобретения знаний применялось еще в древности. В храмах древней Индии буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Впоследствии этот метод получил название гипнопедия (от греческого hypnos — сон и paideia — обучение, воспитание). Гипнопедия — обучение во время естественного сна. Этот метод не применяется по отношению к процессу приобретения знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна.

Первая попытка практического применения гипнопедии была предпринята в 1923 году. Преподаватель радиодела американской морской школы обучал офицеров телеграфному коду во время сна. Обучающиеся слушали передаваемую информацию через телефонные наушники. Подобных сообщений было много, но все они носили любительский характер. Только в 1936 году советский ученый А. М. Свядош вскрыл физиологический механизм усвоения информации во время естественного сна. Он доказал, что во время сна человек может не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Полученная информация не подвергается искажению и может быть воспроизведена после пробуждения. Сам процесс восприятия во время сна не осознается, информация воспринимается в виде мыслей, появившихся неожиданно. Иногда,  воспринятое во время сна,  вплетается в сновидение.

В 1958 году метод обучения во сне был развит французом Ж. Женеве. Он предложил магнитофон с программным устройством. Это был своего рода самоучитель для обучения во сне. В 1960 году в США была сделана первая попытка разработать методику обучения во сне. Д. Кэртис опубликовал книгу «Учитесь во сне». В книге были даны методические указания по обучению во сне, но в целом методика была несовершенной.

В настоящее время в области гипнопедии проводятся большие научно-исследовательские работы, как у нас в стране, так и за рубежом. Особый интерес представляют опыты по изучению иностранного языка во время естественного сна, которые проводились под руководством профессора Л.А.Близниченко. В основу своей работы Л.А. Близниченко положил изучение языковых особенностей гипнопедической речи с целью получения наилучших показателей при обучении иностранному языку. Обычная разговорная речь, по мнению Л. А. Близниченко, не годится для обучения во сне. Больше всего подходит шепот. Имеют значение также особенности произношения, тембр и громкость речи. Вначале перед засыпанием должна звучать громкая речь, затем спустя 5 минут после засыпания громкость речи снижается, далее речь едва слышна и перед окончанием сеанса громкость речи немного повышается. Тембр речи диктора должен быть приятным, это способствует более хорошему восприятию информации. Скорость произношения слов должна быть увеличена на 10—15 процентов по сравнению с обычной. Слова следует произносить без особой интонации.

 Следует сразу отметить, что использовать гипнопедию следует лишь в том случае, когда хорошо известны методы обучения. Для общего представления о гипнопедическом сеансе обучения во сне приводим методику его проведения в целом. Более подробное описание можно найти в специальной литературе. Методика гипнопедии включает следующие моменты при подготовке к обучению: 1) организация рабочего места и оснащение его специальной аппаратурой; 2) программирование материала; 3) правильная запись на магнитофон учебного материала и проведение контроля сна во время обучения; 5) контроль за усвоением материала после занятий; 6) врачебный контроль за общим состоянием обучающегося до и после занятия.

Рассмотрим подробнее каждый метод. Учебное место оборудуется с учетом особенностей изучаемых дисциплин, а также в зависимости от того, сколько человек одновременно занимаются. Помещение для обучения должно быть изолировано от внешних шумов и иметь благоприятные условия для нормального сна (удобную кровать, соответствующую температуру) . При обучении в одном помещении нескольких человек между каждыми двумя кроватями на расстоянии 90—100 сантиметров от головы спящего устанавливается динамик. При программировании учебный материал готовится в двух вариантах — печатном

и звучащем. Между печатным и звучащим материалом не должно быть расхождений. Днем на лекциях учащийся получает первичное осмысленное представление по какому-то вопросу, а ночью во время сна запоминает этот материал. Программирование учебного материала должно вестись по степени его трудности от простого к сложному. Весь процесс обучения во сне в течение ночи разбивается на четыре фазы. В первой фазе обучающийся не спит: работает его зрительная, слуховая и моторная память. Он видит программу на специальном листе, слышит через динамик и повторяет вслух. Этот период длится около 15 минут. Наступает вторая фаза обучения, во время которой отключаются зрительная и моторная память, остается только слуховая: обучающийся слышит материал. Вторая фаза длится 45 минут. На третьей стадии обучающийся спит под передаваемую через динамик программу (речь едва слышна). Длительность этой стадии 15 минут, после чего магнитофон выключается и обучающийся спит. Четвертая фаза начинается утром за 30 минут до пробуждения. Вначале дается почти неслышный звук, который длится около 5 минут, затем он постепенно увеличивается. В течение всего периода ночного обучения материал для запоминания записан на диске и повторяется в первой фазе — три-четыре раза, во второй — семь-восемь, в третьей и четвертой — по три-четыре раза.

sleep stages

Рис1. Фазы быстрого и медленного сна

МИФЫ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЛЕНИВОГО ОБУЧЕНИЯ ВО СНЕ

Интернет и желтая пресса буквально ломится от рекламы разных кассет с программой обучения иностранных языков во сне. Включил, уснул и выучил! Но это миф!  Причем двойной. Во сне мозг отключается от всех портов ввода/вывода и перестает воспринимать новую информацию, переключаясь на обработку полученной ранее. Текст диктора превращается в раздражитель, высаживающий нас на неглубокий, неспокойный, прерывистый сон, так что эффект от такого обучения обратный и оно приносит только вред. Обучение во сне без учёта фаз быстрого и медленного сна не имеет смысла.              

Другой распространенный миф связан с тем, что во сне голова якобы отдыхает, но это не подтверждается ни опытами, ни различными методами измерения активности мозга, которая во сне зачастую повыше, чем во время бодрствования. Отключенный от каналов восприятия информации и освобожденный от необходимости решения текущих задач, мозг активно работает над переработкой ранее полученной информации, а так же занимается оптимизацией нейросети, выбрасывая оттуда весь мусор и создавая новые ассоциативные цепочки, связывающие разрозненные данные и рождая новые знания.

Известно, что дети проводят во сне в среднем до 18 часов и это ведь неспроста. Во время бодрствования они познают мир, а во сне переваривают обрушившийся на них шквал данных. По мере сокращения поступления свежего материала (картина мира близка к завершению, чего там еще осваивать) время сна постепенно сокращается, достигая к 5 годам 9 часов, затем и менее того.

Вывод: чем больше объем поступающей информации, тем дольше рекомендуется спать для повышения эффективности ее усвоения. Вся трудность в том, что большинство из нас совершенно не умеют спать, а без правильного сна эффективное обучение невозможно.

ФИЗИОЛОГИЯ СНА  -  ДОМЫСЛЫ ИЛИ ФАКТЫ?

Что представляет собой сон и какие процессы протекают у нас в голове — доподлинно не знает никто. Десятки конкурирующих теорий противоречат друг другу, поэтому не будем вдаваться в дебри, ограничившись тем фундаментом, на базе которого большинство ученых строят свои гипотезы.

Существует две разновидности сна циклически сменяющие друг друга: быстрый (rapid eye movement REM) и медленный (non-rapid eye movement NREM) сон. Процесс засыпания начинается с медленного сна (проходя через четыре специфичных стадии в следующей последовательности: 1 > 2 > 3 > 4 > 3 > 2 ), затем мозг переключается в режим быстро сна, после чего вновь наступает медленный сон, сменяющийся быстрым и такая "свистопляска" продолжается всю ночь, при средней длительности одного цикла в 90 — 110 минут, то есть за ночь мы имеем порядка 2х - 4х фаз быстрого и медленного сна.

Переработка накопленной информации происходит именно во время медленно сна, что прослеживается по активности декларативной (declarative) и семантической (semantic) памяти. Декларативная память, как и следует из ее названия, обеспечивает хранение данных в виде фактов, что превращает ее в некоторое подобие жесткого диска, вращающегося в нашей голове. Семантическая память отвечает за осмысление данных, превращая совокупность "голых" фактов в то, что мы называем "знанием", где под знанием понимается обобщение фактов — на вход поступает a1, a2, a3… an, а на выходе — генерируется функция f(k). Другими словами, во время медленного сна происходит запоминание данных и их первичная обработка.

Но вот наступает фаза быстрого сна и голова буквально "взрывается" — именно в это время мы видим сновидения, являющиеся следствием "перетряски" нейросети, грубо говоря, "дефрагментации" нашего жесткого диска, сопровождающейся удалением (забыванием) ненужных данных — тех что не удалось обобщить,  это естественный защитный механизм, спасающий жесткий диск от переполнения. Быстрый сон необходим для оптимизации нейросети и создания новых ассоциативных цепочек, встраивающих только что обработанные данные в общую информационную базу.

Подведем итог: обучение не только продолжается во сне, можно даже сказать, что оно там главным образом и происходит, а во время бодрствования мы всего лишь собираем данные, подготавливая их для последующей обработки. Так что корпеть над учебниками все равно придется, иначе мозг, оставленный без пищи, будет главным образом забывать уже заученное, удаляя огромные массивы ненужных (с его точки зрения) данных. Однако, просто зубрежка без правильного сна чрезвычайно малоэффективна, а правильно спать еще надо уметь!

Литература для самообразования:

  1. Л.А. Близниченко «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» . – М.,  2007. -  146 стр.
  2. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем / Перевод с английского В. Рогова.— М., 2001.— 256 стр.
  3. Лаберж Стивен - Исследование мира осознанных сновидений Перевод и оформление. Изд-во Трансперсонального Института. – М., 1995. – 216 стр.
  4. Райков В.Л. Формирование сновидений естественного сна в гипнозе. - Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 6. С. 69-78.
  5. Елена Наймарк. «Что такое сон?»«Зачем нужен сон?»«ЭЭГ — замочная скважина для сомнологов» // Что нового в науке и технике. — 2005. — № 7-8.

III.  Выбор методов работы и формирование их  в систему для практического применения

Итак, для работы с детьми  был исключён метод работы во время сна, как неэкологичный, затратный  и требующий квалификации метод. Мной был выбран  ( и рекомендован врачом)  метод работы с детьми по изучению трудноусвояемого материала       непосредственно перед сном.

Здесь выделяется 4 главных компонента:

  • Активное бодрствование – 15 минут.
  • Эмоциональные стимулы  для запоминания
  • Глубокий сон – 1.5 – 2 часа
  • Повторение материала после сна.

Активное бодрствование

Материал для запоминания должен быть компактным и изложенным  за 15 минут.  Он должен быть ритмичным по структуре и удобен для многократных повторений и проигрываний. Приветствуется наличие иллюстраций. В ходе занятия используются все традиционные методы активизации знаний.

Темы определены следующие:

  • Беседы о здоровом питании;
  • Слушание сказки А.С.Пушкина

«Сказка о царе Салтане,  о сыне его славном  и     могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»;

  • Беседы о строении человеческого тела   и   функционировании            отдельных  органов и систем  (пищеварение,    сердце, кровеносная система   и др.)

Литература для занятий

  1. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане,  о сыне его славном  и     могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди». – М., изд-во «Детская литература», 2005г. -  64 стр.
  2.  «Школа здорового питания».  Учебное пособие для младших школьников.- Алма-Ата,  2010г. -  52 стр.
  3. Памела Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Изд-во «Синдбад», 2009г. -  264 стр.
  4. Бийон Ле «Французские дети едят всё». Переводчик: Змеева Ю. Издательство: Синдбад, 2008 г. – 384 стр.
  5. Детская энциклопедия: Строение человека. Обучающая видеопрограмма. Кинокомпания: Espresso Education Limited.  Режиссер: Джон Вудс. – Великобритания, 2008 г., 56 мин.
  6. Миранда Смит « Тело человека». Детская энциклопедия. Изд-во: Росмэн, 2010г. -  48 стр.

Эмоциональные стимулы  для запоминания.

В ходе работы над усвоением нового материала в фазе активного бодрствования, необходимо активно использовать  эмоциональные стимулы. Стимулы вырабатываются с опорой на интересы детей.

Такими стимулами могут служить любые каналы восприятия в самой различной форме: словесное общение, мимика, жесты, даже подарки и многое другое. Однако выбор стимула очень важно совершать с учетом того, на кого именно он будет направлен, учитывать его  особенности. Универсальных рецептов, одинаково действующих на всех людей, не существует, но есть отдельные  высоковероятностные.  Это похвала, радостная, весёлая  атмосфера при подаче материала,  ориентирование детей на то, что изученный материал впоследствии можно будет использовать в желаемых для детей ситуациях: посещениях кафе и кинотеатров, выступлениях на праздниках,  общении со значимыми для ребёнка людьми и героями (Дед Мороз, гости, родители и др.).

Глубокий сон

Итак, сон должен быть глубоким и долгим для переработки полученной информации. Для этого необходимо выработать ритм действий по отходу ко сну,  ежедневно повторяющихся и располагающих к релаксации  действий.                                                            Это могут быть: чтение сказок перед сном, колыбельная, слушание музыки для релаксации, мытьё ножек, массаж и самомассаж и т.д. Важно, чтобы эти действия имели постоянный характер и сформировали привычку к быстрому и глубокому засыпанию.  Это и станет базой для эффективного запоминания сложного для восприятия наших детей материала.      Врачом было рекомендовано 2 часа сна с дифференцированным подъёмом.

Повторение материала после сна.

Повторение изучаемого материала после сна – не менее важный элемент в системе запоминания  знаний. Он несёт в себе высокий эмоциональный стимулирующий эффект, поскольку  та информация, которая упорно не осваивалась   ребёнком   до   засыпания,     вдруг,     достаточно легко,  воспроизводится.  Дети,  в надежде на похвалу, признание их  успехов, с радостью делятся своими  результатами.  Эффект  усиливается тем, что  учебный процесс идёт в коллективе.  И дети, выдавая свой запомнившийся фрагмент знаний,  в группе  коллективно воспроизводят всё полотно знаний, выданное педагогом.  Восторг от  полученного  результата  даёт новый толчок к освоению знаний, формирует  удовлетворение  и радость от процесса обучения, что само по себе является сильнейшим стимулом к учению.

Учитывая особенности восприятия учебного материала детьми с отставанием в интеллектуальном развитии,  одну и ту же тему в разной подаче необходимо прорабатывать до полного усвоения темы  детьми.

 

IV.  Обобщение и анализ  полученных

результатов  экспериментальной   работы

В результате работы  по выработанной системе с использованием сна в изучении трудноусвояемого материала:

  • детьми успешно освоены знания по запланированным  темам;
  • сформировался интерес детей к получению новых знаний;
  • апробированный метод включён в копилку новых педагогических технологий для дальнейшего использования в педагогической работе с детьми.

Как это было? Во-первых, была подготовлена почва для длительного  и глубокого сна. Чтобы сон был глубоким, необходим был  режим-ритуал, который способствовал бы  быстрому засыпанию. У нас такой режим был уже сформирован в предыдущие годы, так как дети лежачего отделения в тихий час не спали вовсе. Ибо прежде, до появления в отделении воспитателя, весь день дети  проводили  в постели, и границы между сном и бодрствованием были сбиты. Поэтому, формируя режим дня и организуя тихий час, я  выработала свой стиль работы с детьми по организации отхода ко сну.

Поначалу это была колыбельная песня  и поглаживания каждого ребёнка. Реакция детей на песню, поглаживания и поправление одеяла была удивительной:  дети млели от удовольствия и как заворожённые смотрели на воспитателя в ожидании, когда подойдёшь к ним. И засыпали стремительно и надолго. Палатные санитарки так и говорили: «Дети у тебя спят как загипнотизированные».  Со временем перед колыбельной песней я стала рассказывать  сказки насыщенные песнями и разного рода действиями (постукиванием, пританцовками, дуделками).  Пришло время, когда дети пробовали говорить сами и научились  слушать сказки, читаемые из книг,  более сложные по сюжету.  

Когда  я решилась на эксперимент  по усвоению детьми  более сложного материала, требующего  абстрактного мышления,  у детей уже сложился рефлекс  на быстрое  и глубокое засыпание. Важно было только подать  до этого важный для запоминания материал эмоционально, ритмично с неоднократными повторениями.  Кроме того, на каждую тему  нужен был эффективный стимул.  Так,  для  эмоционального освоения  бесед «О здоровом питании»  с детьми проигрывались ролевые ситуации в кафе с заказами блюд и беседами (вопросами-ответами) с официантами и другими посетителями. Главным же стимулом  было обещание, что все, кто освоит  эти темы поедут в кафе и  смогут  продемонстрировать свои знания там.

«Сказку о царе Салтане…»  я  читала, «примеряя» сказочных героев к самим детям, а интерес к новым  понятиям активизировала с помощью персонифицированных и эмоционально окрашенных вопросов.   Позже  вместе с детьми просматривали с комментариями воспитателя фильм-сказку и мультфильм,  и снова читали перед сном  сказку, многократно возвращаясь  к тому, что уже не раз было прочитано.

К апрелю 2012-го года  уже закрепилась система освоения знаний перед сном  и у детей. Поэтому беседы по анатомии человека уже давались легче. У детей сформировался интерес к получению новых знаний, они наперегонки участвовали в процессе обучения.  Главным стимулом к запоминанию в этих занятиях, было слушание детьми, с помощью фонендоскопа и стетоскопа,   как работают внутренние органы .

После таких 15-тиминутных занятий  - всё тот же ритуал: колыбельная, поглаживание, укрывание детей. Только колыбельная стала короче, но этого  было достаточно, чтобы дети уснули, а проснувшись,  наперебой  пересказывали и использовали освоенную ими новую информацию. Стоит заметить, что  за период эксперимента, я неоднократно предпринимала попытки    перенести занятия, которые проводились перед сном,  в утренние часы. Но такого  фокуса внимания на теме, такого «прилипчивого» интереса к процессу обучения  получить в игровой комнате пока не удавалось.

Разум детей открылся для более содержательной интеллектуальной деятельности. Дети интересуются не только темой текущего занятия, но и тем, что в планах на следующие занятия.  Пробуют заводить «умные» беседы, рассуждать. И,  несмотря на улыбки взрослых, которые вызывает детская рефлексия,  перед детьми открылся новый интересный мир,  осознаваемый ими.



Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на тему:

«МИРОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

как способ расширения восприятия мира

 через аудиальный канал»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Музыка роднит, объединяет людей, наполняется пространство некой единой атмосферой. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль. Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.  А  академик Б.В. Асафьев рассматривал колокольный звон и его типы как особую сферу народной музыки. Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя, облегчает боль. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.

Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Эта музыка влияет не только на здоровье, но и на интеллект.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает, наряду с фитотерапией и арттерапией, музыкотерапия.

   Дети с ограниченными возможностями 

Первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория по изучению психологии аномального ребенка была создана в 1935 году в Экспериментальном дефектологическом институте, ее возглавил Л. В. Занков. Тщательные исследования умственно-отсталых детей показали,  что несмотря на значительные недостатки, у этих детей есть возможности развития "Русская физиология" (школа И. П. Павлова) доказала, что кора мозга человека пластична, что в случаях поражений мозга - при соответствующем образом организованных благоприятных воздействиях среды - происходит перестройка корковой деятельности, мобилизуются ее большие возможности.

Всех советских психологов, изучающих умственно отсталых детей объединяло принципиально важное положение, высказанное в свое время профессором Выготским Л. С. и заключающееся в том, что при коррекционном обучении у детей-олигофренов развиваются такие виды сложной психической деятельности, как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения, обобщения. Это положение в дальнейшем получило подтверждение и уточнение в экспериментальных исследованиях. В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие таких детей, при всём своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Выявление конкретных сторон умственной деятельности позволяет понять, на что должна быть направлена, в первую очередь, коррекционная работа.

Главной особенностью для умственно отсталых детей является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире. Первой ступенью познания окружающего мира являются ощущения и восприятия. Эта ступень остается важной на протяжении всей жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает влияние на весь ход психического развития.

Это объясняется состоянием участка коры головного мозга, на который падает раздражение, идущее от предмета. Раздражение, падающее на участок, облада-ющий оптимальной возбудимостью, вызывает ясное восприятие предмета; раздражение, упавшее на заторможенные области, не вызовет отчетливого восприятия, при этом очаг оптимального возбуждения может быть довольно широк.

А что же музыка?                                                                                                             Музыка оказалась одним из лучших каналов восприятия окружающего мира для детей с отклонениями в умственном развитии. Музыкотерапевты Е. П. Дединская и К. А. Щербинин пишут: «Музыка является информационным каналом, недоступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово». Особен-но восприимчивы к музыкотерапии маленькие дети и люди с психическими заболе-ваниями.

А ученый Орнстейн обнаружил удивительный факт управления восприятием и интеллектом  с помощью музыки. Это эффект качественного нейронного мостика между полушариями: когда «более слабое» из двух полушарий  стимулируется и привлекается к работе вместе с более сильным. Конечным результатом этого свойства музыки является огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека.

Это увеличение было больше, чем предполагал учёный. Он ожидал, что привлекая к деятельности «слабое» полушарие  вместе с «сильным», он получит результат: 1 полушарие + 1 полушарие = 2, т.е. двойное улучшение. Но результаты опытов показали, что когда одно полушарие добавляется к другому, то эффект увеличивается в 5-10 раз!

Другое открытие Орнстейна состоит в том, что восприятие музыки постоянно тренирует мозг, улавливая разные ноты и взаимосвязь между нотами. Одно время исследователи считали, что клетки, настроенные на определённую частоту, «услышав её», всегда реагируют одинаково. Но оказалось, что нет. Каждая клетка реагирует на частоту звука в зависимости от значимости звука для слушающего. То есть первоначальная настройка изменяется – происходит ПЕРЕНАСТРОЙКА МОЗГА. В результате, в процессе слушания  участвует более обширная область мозга. Обучение музыке вызывает перенастройку мозга, в результате которой увеличивается число нейронов, отвечающими максимальными реакциями на значимые звуки. Процесс охватывает всю слуховую кору, переиначивая частотную карту так, чтобы переработкой информации о значимых звуках занимались более обширные её участки.

Это  всё привлекло моё внимание к теме музыки, которую очень любим мы: я и дети.  Я  увидела в музыке потенциал для преодоления врождённых ограничений в головках моих деток и решила использовать в педагогической работе музыку более глубоко и более эффективно, используя новейшие научные изыскания в области музыки и её влияния на здоровье и интеллект детей.

Тема самообразования:  Мировая музыкальная культура  как способ расширения восприятия мира через аудиальный канал.

Цель: разностороннее формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

  • развивать музыкальный слух детей;
  • дать новые знания о разных жанрах в музыке, композиторах и музыкальных инструментах;
  • использовать музыку в коррекционной, реабилитационной, воспитательной  и образовательной  деятельности;
  • приобщать детей к мировой музыкальной культуре.

Предполагаемый результат: 

ДЕТИ:

К  концу года 2014-2015 учебного года  дети должны научиться слушать классическую музыку, иметь представление о музыкальных инструментах, о композиторах, узнавать  яркие шедевры классической музыки: «Три чуда», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане…» Римского-Корсакова,  «Лунная соната» Л.Бетховена, «Танец маленьких лебедей»,  «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

      К концу 2015-1016 учебного года дети должны ориентироваться в жанрах мировой музыкальной культуры.  Отличать джаз, блюз и соул  от классичес-ких музыкальных произведений, узнавать этнические мелодии. Различать кантри, рэп, поп и рок музыку.

      Программой предусмотрены погружения в мир музыки через слушание музыки,  посещение балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И. Чайковского,  «Шурале»  Яруллина ,  непосредственное участие в представлениях на музыкальные темы.

ПЕДАГОГ:

Педагог к концу 2014-2015 учебного года  формирует фонотеку шедевров мировой классической музыки;

К концу 2015-2016 учебного года  формирует:

1) фонотеку шедевров мировой музыкальной культуры по жанрам:  Джаз, блюз, соул; кантри, рэп, поп, рок;

2) фонотеку «Музыка-доктор» из музыкальных  произведений разных жанров  с классификатором  по воздействию на психическое и физическое состояние человека, на активизацию и расслабление мыслительных и двигательных процессов;

3)Вырабатывает систему  включения мировой музыкальной культуры  в жизненный ритм группы.

В основе программы лежат следующие принципы психолого-педагогического воздействия:

  • Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью. Принцип системности развивающих, профилак-тических заданий;
  • Принцип гармонизации, как главный принцип музыкального воздействия;
  • Принцип гуманизации (ценностное отношение к ребенку, максимально учитывающее его потребности,  интересы, установки, взгляды  и возможности);
  • Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности;
  • Партнерство, обратная связь – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств  и мыслей;
  • Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности; интеграция музыкальных занятий и музыкального воздействия в жизненный ритм   группы.

I.План работы по самообразованию

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

1.

Подбор научной и ме-тодической литературы по теме

Сентябрь 2014г.

Подобрать научную   литературу для изучения влияния классической музыки на детей (в том числе, с умственной отсталостью)

2.

Изучение научной и методической лите-ратуры

Октябрь 2014г.

Изучить научную и  методическую литературу по теме.

3.

Подбор классических произведений с учётом научных изысканий и  ме-тодических рекомендаций

Ноябрь  2014г.

Формирование  фонотеки классической музыки «Тихий час»

4.

Слушание классической музыки детьми в конце занятий и во время тихого часа

С декабря 2014 года

 

Формирование у детей способности к восприятию классической музыки

5.

«Вживание в музыку» - изучение сказки Гофмана «Щелкунчик» и музыки П.И.Чайковского к одно-имённому балету.

Репетиция «домашнего» спектакля.

Декабрь

2014 г.

Постановка силами детей новогод-него представления «Щелкунчик» на музыку   П.И. Чайковского

6.

Трансляция знаний о  классической музыке, композиторах и музы-кальных инструментах

Январь –

апрель 2015г.

Формирование знаний о классических музыкальных произведениях, компо-зиторах и музыкальных инстру-ментах 

2015-2016 учебный год

7.

Слушание живой  музыки со зрительными образами (балет) и оркестром.

2015 год

Посещение  балетов:  «Щелкун-чик», «Лебединое озеро», «Шурале». Кор-рекция представлений об оркестре и музыкальных инструментах.

8.

Подбор научной и методической литерату-ры для  изучения влияния разных жанров музыки на  психику и мыслительные про-цессы детей( в том числе и с умственной отсталостью).

Сентябрь 2015

Подборка научной информации о влиянии разных жанров музыки на психические и мыслительные процессы детей.

9

Работа над  картотекой музыки по жанрам

Октябрь 2015г.

Составление картотеки «Шедевры музыкальной культуры по жанрам»

10.

Сбор музыкальных фоно-грамм по жанрам

Ноябрь

     2015г

Формирование фонотеки шедевров мировой музыкальной культуры по жанрам:   джаз, блюз, соул; кантри, рэп, поп, рок

11.

«Вживание в музыку»- изучение сказки Ш.Перро «Золушка» и произведений  Моцарта, Штрауса и  Чайковского, используе-мые в новогоднем пред-ставлении.Репетиции «домашнего» спектакля.

  Декабрь 2015г.

Постановка силами детей ново-годнего представления  «Золушка» на музыку  Чайковског, Моцарта, Штрауса.

12.

Трансляция знаний о  разножанровой  музыке на узнавание и различение музыкальных направлений.

     Январь – май

   2016г.

Свободная  ориентация детей  в жанрах мировой музыкальной культуры.  Умение отличать джаз, блюз и соул  от классических музыкальных произведений, узнавать этнические мелодии, различать кантри, рэп, поп и рок музыку.

13.

Подбор научной и методической литера-туры для  изучения дифференцированного влияния музыкальных произведений на  физи-ческое и психическое  состояние человека.

      Февраль

        2016г.

Создание картотеки «Музыка-док-тор» » из музыкальных  произведений разных жанров  с классификатором  по воздействию на психическое и физи-ческое состояние человека, на акти-визацию и расслабление мыслитель-ных и двигательных процессов;

14.

Сбор фонограмм по картотеке «Музыка-доктор»

        Март

        2016г.

Формирование фонотеки «Музыка-доктор»

15.

В Внедрение полученных знаний в повседневную работу

        Апрель-

          май                    

        2016г.

Выработка системы включения музыки в жизненный ритм детей

II. Обзор литературы

    О музыкотерапии


Музыкотерапия — наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства.

Любое музыкальное произведение — это предмет для работы с детьми, страдающими аутическими расстройствами, так как восприятие музыки активизирует эмоциональное воздействие, является регулятором эмоционального состояния, помогает становлению личности.

Музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию личностного развития. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции. 

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером такой деятельности в детском доме  может служить  игра на свирели, которая вызывает положительные эмоции. Благодаря игре на свирели ребенок может представить определенную картину либо образ, стимулируя свои умственные способности, развивая музыкальную память. В процессе игры ребенок массирует кончики пальцев, а поскольку там находятся нервные окончания, в мозг поступают импульсы, в конечном итоге улучшается работа всех центров.        Слушание музыки по специально подобранной тематике. 

В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная танцевальная музыка.

                                                                       
Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее — не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнета- ющих его чувств. Как показывает опыт, чем раньше начинается работа с детьми с  с ограниченными возможностями, тем скорее они достигают результатов. У таких детей круг представлений о внешнем мире узок, им свойственны плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Осуществление музыкального воспитания с такими воспитанниками крайне сложно. Дети практически не испытывают
интереса к окружающему миру, часто погружены в себя, некоторые из них не идут на контакты с людьми. Музыкальная работа в этом случае имеет свою специфику. В связи с их эмоциональной неустойчивостью необходимо менять виды музыкальной деятельности. Восприятие музыки у детей с ограниченными особенностями формируется очень медленно, средний показатель запоминания музыкальных произведений на 40% ниже, чем у нормально развивающихся детей. Скорость реагирования на музыку замедленна, видна эмоциональная незрелость, объем изучаемого материала находится также на низком уровне. 
Но у этих детей есть одно свойство, помогающее им, — подражательность, которая проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и в пении. Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как  раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот. Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм

Пение. Один из самых эффективных методов музыкальной терапии. Когда человек поет, происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы. Звуки стимулируют работу внутренних органов. Потому что, когда человек поет, во внешнее пространство уходит лишь 20% звука, 80% - как бы «отдается» во внутренние органы. Песни, которые нас трогают, наполняют нас радостью и силой.

Начальное обучение пению в детском возрасте следует начинать с фальцета, пение тихое и в то же время звонкое, как звучание колокольчика, пение птички. К этому дети часто не готовы, они волнуются, порой доходят до стрессового напряжения. Педагогу нужно искать различные приемы воздействия на таких детей с целью достижения интонационно чистого пения и т. д. 
В  этой связи известный педагог В. А. Шереметьев полагает: «Правильное пение фальцетом на относительно высоких звуках требует от вокального аппарата 
 больших энергетических затрат, чем пение в разговорной манере и низкой тесситуре. Педагог должен сознательно повышать накал, интенсивность, темп занятий, чтобы включать детей в работу»

Известно, что все люди рождаются с разными возможностями и способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шан-сов быть счастливыми у людей и детей с ограниченными возможностям нет. Именно здесь на помощь приходит музыкотерапия, способствующая развитию музыкальных способностей

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Эффект воздействия классической музыки на интеллект, психическое и физическое здоровье переоценить невозможно.Правильно подобранная музыка помогает сконцентрироваться, а также, если верить многочисленным исследованиям, повышает уровень IQ и осуществляет стимулирующее воздействие на подсознание. Что же это за музыка?

В результате многочисленных исследований ученых было выявлено — прослушивание музыки Моцарта стимулирует мозговую активность и вызывает кратковременное повышение интеллекта. Эта теория была названа «Эффектом Моцарта». Обнаружена интересная закономерность. Прослушивание музыки В.А.Моцарта улучшает математические и логические способности. Даже крысы находят выход из лабиринта быстрее, если давать им предварительно прослушать музыку Моцарта. Такая музыка позволяет победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов. При прослушивании произведений Моцарта меняется состав желудочного сока, значит, этой музыкой можно лечить язву и гастрит.

Таким же эффектом обладает музыка баррокко. Ритм музыки барокко составляет примерно от 60 до 64 ударов в минуту. Это идеальный ритм работы человеческого сердца во время отдыха: работа вашего тела и разума синхронизируется, и такой ритм помогает снять стресс. Обучение под музыку барокко также получило свое собственное называние — «Суперобучение».

Как это работает?

Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов — это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс  – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.»

Секрет в Альфа волнах!

Альфа волны - это звуки с частотой от 5000 до 8000 Гц. Исследования в многочисленных биологических институтах изучают взаимосвязь альфа-волн на психику и сознание человека. Сейчас известно, что альфа-ритмы мозга человека соответствуют электромагнитной частоте планеты Земля. Состояние Альфа признано оптимальным для эффективного и приятного процесса обучения, без особых усилий. Это состояние устойчивой работоспособности и концентрации, сопровождающееся ощущением энергетического подъема. Прослушивание музыки с преобладающими альфа волнами гарантирует полное погружение в дело и успех в процессе выполнения.

В какой музыке преобладают альфа-волны? Опять же, музыка Барокко и музыка Моцарта в изобилии содержат эти чудо-вибрации. А также огромное количество музыки для медитации и релаксации, грегорианские песнопения, настраивающие мозг на продуктивную волну.

33

Благотворно воздействуют на сознание и тело  также различные звуки природы: пение птиц, шум прибоя, журчание ручья, разговоры дельфинов.

Исполнение и прослушивание музыки не только способствует "прокладке мостов" между различными полюсами мозга (гармонизирует полушария), но и развивает воображение. Ученые Монреальского неврологического института, исследуя томограммы воздействия на мозг музыки различных жанров, доказали, что, когда начинает звучать музыка, кровь направляется не только в правой височной области мозга, участвующей в слушании, но и в область правого полушария, которая управляет зрением.

РАЗНОЖАНРОВАЯ МУЗЫКА

Больше всего разговоров о благотворном влиянии музыки ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена помогут снять мигрень. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса, Грига и Чайковского. А периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди помогает тем, кто обладает плохой памятью.

В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал.  Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.

Культурная и национальная принадлежность человека тоже является фактором восприятия той или иной мелодии. Скажем, для европейца звучание восточных мотивов не всегда приятно, а длительное воздействие подобной музыки является не просто раздражителем, а может привести к серьезным психическим расстройствам. Это же касается и азиатов, влияние западной музыки на психику человека с востока вряд ли окажется полезным. Поэтому-то ученые и рекомендуют людям слушать композиции своих народностей. Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.

Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести  из депрессивного состояния; музыка в стиле поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок, наоборот, введет в ступор. Джаз - музыка творческих, неординарных личностей, умеющих мыслить нестандартно, сочетать, казалось бы, на первый взгляд, не сочетаемые вещи  

Музыка-убийца или звуковой яд

. А вот что касается некоторых современных направлений в музыке, они воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные музыкальные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию. Если на концерте солист в состоянии экстаза, например, порезал себя стеклом, то некоторые считают это высшим проявлением “искусства” энной группы

. Другая не менее значимая проблема звуковой зашумленности - проблема громкой, быстрой и диссонансной музыки, так популярной в настоящее время у молодежи. Едва ли не все исследования современных ученых разных стран обязательно указывают на разрушительное воздействие сверхгромких звуков на организм человека. Подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом". Швейцарские ученые доказали, что очень громкие звуки вызывают существенное торможение деятельности коры головного мозга и "растормаживание" подкорковых центров, -состояние сродни опьянению. Их американские коллеги утверждают, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге; ученый Р.Ларсен доказал, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и, как следствие, на функционирование желез, регулирующих секрецию гормонов, человеческий организм в целом ослабляется; к тому же значительно снижается уровень нравственного торможения и контроля. Особо опасна музыка с аритмией, с частыми диссонансами, отсутствием формы. Раздражающая музыка учащает пульс, уменьшает силу сердечных сокращений, сужает сосуды и повышает артериальное давление. Шумовые призвуки и дисгармоничные обертоны в музыкально-звуковом спектре серьезно вредят нервной системе: у человека при этом дрожат руки, теряется острота зрения и слуха. Музыка с преобладанием в ней диссонансов, а также резко и одновременно звучащих сочетаний разнородных звуков вызывает и у исполнителей, и у слушателей сильное психоэмоциональное напряжение, в конечном итоге это может привести к серьезной травме психики, вплоть до сумасшествия. Данным приемом широко пользуются кинематографисты, особенно в детективах, "боевиках", триллерах и рекламных роликах. Но почему же так притягательны для молодежи дискотеки? Дело в том, что преобладающая ритмическая частота эстрадной музыки - 120 и более ударов в минуту, - именно эта частота активизирует сексуальный энергетический центр человека, расположенный в районе 4 позвонка, что стимулирует быстрое образование эндорфина - гормона, отвечающий за сексуальное удовольствие. Эндорфин по сути - естественный наркотик, который вырабатывает сам организм человека для себя.                             Голландские ученые утверждают, что рок-музыка убивает живые клетки и  может стимулировать рост патологических клеток, в том числе раковых.

В современной психологии существует понятие "темпомир личности" (собственный темп, ритм жизненной энергии, сознания, личной жизни и т.д. каждого конкретного человека). Этот темпомир вырабатывает сам человек под влиянием внутренних биоритмов и внешних ритмов, задаваемых обществом (социумом). "Клиповая" эстетика, клубная "dance- культура", которая сегодня буквально навязывается молодежи, основана на музыкальных ритмах, демобилизующих мыслительную активность, разрушающих способность человека к личностному общению. И здесь неизбежно возникает так называемый "эффект толпы", при котором человек легко теряет свой культурный облик, формируется зависимый тип личности (Г.Г.Декер-Фойт): группа людей, (даже небольшая!), достигших творческого резонанса, способна буквально сворачивать горы и совершать невозможное (Главное, какое направление и какую цель имеет такое сотворчество). Не вызывает сомнения, что музыка - это один из самых действенных способов обретения человеком собственного индивидуального или навязывания ему внешнего (чужого) темпомира личности. Отсюда справедливы предостережения: заимствования чужих музыкальных ритмов отнюдь не безобидны. Сформированные веками национальные мелодии, скорее всего, отвечают оригинальным биопульсациям каждого этноса. Агрессия чужого ритма может разрушить стереотип поведения человека, лишить его самоидентификации, гармонии с окружающей средой.

Музыкальные направления и IQ

Рок повышает интеллект, правда, если звучит негромко. К такому выводу  пришли физиологи из Института высшей  нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, изучив влияние музыки на  работу мозга. Выяснилось, что под влиянием одних музы-кальных произведений работа мозга у людей улучшалась, а от других —ухудшалась.  Значение имела  даже громкость  звучания. Оказалось, что на классические    про-изведения мозг реагирует так же,  как на решение задач или прослушивание текстов. Мыслительный процесс улучшается, если такая музыка звучит громко — в диапазоне  от 40 до 60  децибел.  Рок  же  стимулирует  умственную деятельность и память при тихом звучании — не более 30 децибел. Если же включить его громко, то он усилива-ет эмоциональное напряжение и тревожность, а также подавляет интеллект. 

Ученые уже много лет исследуют взаимосвязь музыкальных предпочтений человека с его характером, интеллектом и настроением. Оказалось, что рокеры - это утонченные натуры с высоким IQ..  А те, кто слушают поп-музыку, трудолюбивы и исполнительны. Наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки… и рок-н-ролла!. Неудивительно, что характеристики поклонников обоих жанров оказались схожи. «И те, и другие — личности творческие, непринужденные, но не очень общительные. Любители рока оказались тихими, тонко чувствующими интровертами.

Самыми недалекими  были признаны поклонники рэпа, хип-хопа и R’n'B. Они показа-ли самые низкие результаты IQ-тестов.

Еще одно расхожее мнение гласило, что веселая музыка поднимает настроение, а печальные и мрачные мелодии, напротив, вгоняют в депрессию. То, что музыка действительно влияет на настроение, вряд ли кого-то удивит. Но не все знают о том, что в плохом настроении не рекомендуется слушать мажорные мелодии. Существует, конечно, определенная категория людей, которым это и правда помогает – но таких немного. Дело в том, что диссонанс между настроением исполнителя и слушателя способен вогнать в еще большую депрессию. А вот надрывные песни, как ни странно, в таком состоянии дают ощущение сопереживания.

 КАРТОТЕКА

классических произведений*

Для снятия усталости необходимо слушать:

- Э. Григ. "Утро";

- П. Чайковский. "Времена года";

- А. Вивальди. "Времена года" (лето, зима);

- И. С. Бах. Концерт ре-минор для клавесина с оркестром, ч. II;

- И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 4, соль-мажор, ч. II (Andantino);

- И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 5, peмажор (Affetuoso);

- Й.С. Бах. Бранденбургский концерт № 6, си-бемоль мажор (Adagio по поп Тгорро).

Творческий импульс стимулируют:

- М. Равель. "Болеро";

- В. А. Моцарт. "Турецкий марш";

- Д. Хачатурян. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ".

Пережить стресс, успокоить нервы:                                                                                      "Романс" или "Вальса" Д. Д. Шостаковича.

Против волнения и тревоги:

- Ф. Шопен. Мазурки и прелюдии;

- И. Штраус. Вальсы;

- А. Рубинштейн. Мелодии;

- Л.  Бетховен. "Лунная соната";

- А. Прокофьев. Соната "Ре";

- С. Франк. Симфония "Ре-минор".

Для успокоения:

- К. Глюк;

- И. Брамс. Гавот, ля мажор;

- К. Дебюсси. "Лунный свет";

- М. Бах. Ларго из органного концерта ре-минор;

- И. С. Бах. "Сицилиана".

Для снятия озлобленности, зависти:

- И. С. Бах. Итальянский концерт;

- Й. Гайдн. Симфония;

- Ф. Сибелиус. "Финляндия".

*. Если ритм композиции будет быстрее пульса, звук оказывает возбуждающий эффект, если нет – успокаивающий. Особенно хорошо сказывается прослушивание классической музыки на группе людей, страдающих психическими расстройствами

КАРТОТЕКА

Влияния музыкальных инструментов на здоровье человека

Некоторые специалисты убеждены, что не только жанр, ритм и тональность произведения имеют значение, а и то, на каком именно музыкальном инструменте было сыграна мелодия. Звучание отдельно взятого музыкального инструмента влияет на определённый орган человеческого организма. Так, например струнные инструменты (скрипка, гитара, арфа и виолончель) – оказывают оздоровительный эффект на работу сердечнососудистой системы. Помимо этого, звучание струнных вызывает у человека чувство благодарности,  сострадания и жертвенность.Игра на пианино и рояле гармонизирует психику, очищает щитовидную железу, приводит в норму работу мочеполовой системы. Звуки органа нормализуют энергетические потоки в позвоночнике и стимулируют мозговую активность. Духовые инструменты очищают бронхи и улучшают работу дыхательной системы, а также положительно влияют на кровообращение. В свою очередь ударные инструменты лечат печень и кровеносную систему.

Стоит отметить, что в разной литературе о воздействии музыкальных инструментов  на организм человека, информация несколько расходится. Единственное, что не подлежит сомнению, то, что звучание этих инструментов, в любом случае, действует на организм благотворно.

http://constructorus.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D0%92%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg

КАРТОТЕКА

 «Музыка-доктор»*

Избавиться от сильного нервного раздражения, и просто успокоиться после тяжелого трудового дня, помогут:

«Аве Мария» Шуберта,

«Колыбельная» Иоганна Брамса,

 «Свет луны» Клода Дебюсси.

От неврозов и сильной раздражительности:

«Итальянский концерт» Баха

«Лунную сонату» Бетховена,

«Полонез» Огинского

Симфонии Гайдна,

Венгерские рапсодии Франца Листа

 «Славянский марш» Петра Ильича Чайковского.

При очень сильном утомлении

«История любви» Лея

«Утро» Грига,

«Голубой Дунай» Штрауса

«Танец с саблями» Хачатуряна.

От сильной головной боли

«Полонеза» Огинского

Венгерские рапсодии Листа

«Американец в Париже» Гершвина

«Юморески» Дворжака

Страдающим бессонницей:

«Грезы» Роберта Шумана.

Для нормализации кровяного давления и сердечно-сосудистой системы :

«Ноктюрн ре-минор» Фридриха Шопена,

«Свадебный марш» Мендельсона

«Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

Для снятия болей при гастрите

Соната №7 Бетховена

При язве желудка,

«Вальс цветов» Петра Ильича Чайковского.

Для лечения курения, алкоголизма, других вредных привычек подойдут:

«Лунная соната» Бетховена и

«Аве Мария» Шуберта.

«Метель» Свиридова

«Лебедь» Сен-Санса.

* Слушать классическую музыку рекомендуется при многих заболеваниях сердечнососудистой системы, гастрите и холецистите, мигрени, астме и бронхите, диабете, эпилепсии, склерозе и др. Военные марши поднимают тонус мышц, а некоторая симфоническая музыка даже изменяет кислотность желудка! Классика значительно повышает и мозговую активность 

 ЛИТЕРАТУРА:

1.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,  Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001
2. Бурно М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражении. М., 2002. С. 25. 
3. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск, 1998. С. 105. 
4. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научнопрактической конференции / Под ред. А. С. Клюева. СПб., 2008. С. 4, 108. 
5. НазайкинскийЕ. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974.                                                                                                                                 6.Педагогическое образование. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под. Ред. Е.А.Медведевой.- М., 2002.
7.Шереметьев В. А. Хоровое пение в детском саду. Челябинск, 2001. С.9. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация портфолио

Презентация портфолио воспитателя...

Электронное портфолио, как форма представления педагога

 Профессиональное развитие пе­дагога дошкольного учреждения — это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.Не секрет, что сов...

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...

«Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...