Ознакомление детей с русским фольклорным творчеством
учебно-методический материал по теме
Цель: обогащать и расширить представления детей об устном народном творчестве;
формировать основы творческой личности.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, закреплять понятия и умение детей различать разные виды и жанры устного народного творчества;
учить понимать идеи произведения, связывать их со значением пословицы;
Образовательная область «Речевое развитие»
учить детей точно, выразительно и ясно излагать мысли;
учить детей пользоваться в своей речи пословицами, понимать и объяснять их смысл, осознавать и пониманию образные выражения;
закреплять умение загадывать и разгадывать загадки;
развивать диалогическую речь, используя в речи народные выражения, лексический и грамматический строй речи;
закреплять умение узнавать знакомые сказки по отдельным фразам из них;
развивать поэтический слух – умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, эмоциональное восприятие на основе интонационной выразительности речи;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
учить детей драматизировать сказку, используя интонации и жесты характерные для героев сказки;
развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение;
развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;
воспитывать у детей любовь и интерес к устному народному творчеству, любознательность, интерес к прошлому нашей страны, любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»
Ознакомление детей
с русским фольклорным творчеством
Цель: обогащать и расширить представления детей об устном народном творчестве;
формировать основы творческой личности.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, закреплять понятия и умение детей различать разные виды и жанры устного народного творчества;
учить понимать идеи произведения, связывать их со значением пословицы;
Образовательная область «Речевое развитие»
учить детей точно, выразительно и ясно излагать мысли;
учить детей пользоваться в своей речи пословицами, понимать и объяснять их смысл, осознавать и пониманию образные выражения;
закреплять умение загадывать и разгадывать загадки;
развивать диалогическую речь, используя в речи народные выражения, лексический и грамматический строй речи;
закреплять умение узнавать знакомые сказки по отдельным фразам из них;
развивать поэтический слух – умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, эмоциональное восприятие на основе интонационной выразительности речи;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
учить детей драматизировать сказку, используя интонации и жесты характерные для героев сказки;
развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение;
развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;
воспитывать у детей любовь и интерес к устному народному творчеству, любознательность, интерес к прошлому нашей страны, любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
г. Мегион п.г.т. Высокий 2012 г.
Перспективное планирование. Старший дошкольный возраст.
месяц | Фольклорная форма | Содержание |
сентябрь | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковая игра. 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. 10. Игра | Чтение потешки: «У нашего дядюшки четыре лошадушки: Первая лошадь, пегая, мимо двора бегала, Другая – гнедуха – ушла с голодухи, Третью – савраску – увел со двора Тараска. А четвертый – соловой. Его давит домовой. Сиди, Ерема, дома. Заучивание считалки: «Вышли мыши как-то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре, Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Убежали мыши вон». Дифференциация звука «Р» посредством скороговорок. «Сядем на пригорке, да расскажем скороговорки», «Все скороговорки, не переговоришь, не перевыговоришь». Знакомство с пословицами о труде: «Труд кормит, а лень портит», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Хочешь есть калачи – не лежи на печи». Заучивание пальчиковой игры «Пальчик-мальчик». Заучивание небылицы «Память» Э.Успенского. Знакомство с дразнилкой «Едет Ваня на быке». Знакомство с загадками: «Отыскал я их в лесу, А теперь домой несу, Видишь – полное лукошко, Будем жарить их с картошкой». (Грибы). «Шумит он в поле, и в саду, Но в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет». (Дождь). «Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала». (Туча). Чтение колыбельной «А баю-баю-баю, Не ложися на краю…» Подвижные игры: «Арина», «Бабка Ежка», «Гори, гори ясно», «Водить козла», «Узнай кто», «Игр с яйцом». |
месяц | Фольклорная форма | Содержание |
октябрь | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3.Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. 10. Игра | Чтение потешки «Сеть тяну, рыбу ловлю, Попало немало: семь окуней, Пятьдесят карасей, один ершок – И того в горшок. Ухи наварю, Деда с бабой накормлю. Заучивание считалки «Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду, И кричала: ку-ку, мак – Отжимай один кулак!». Упражнение в дифференциации звука «С». Скороговорки «Купила бабуся бусы Марусе». «Сорок сорок в короткий срок съели сырок». «У Сани и Сени в сетях сом с усами». Знакомство с пословицами об учении: «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Повторение – мать учения», «Красна птица пером, а человек умом», «Человек неученый, что топор неточеный». Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…». Чтение небылицы «Где поставить запятую?» Б.Заходера. Чтение дразнилки «Попрошайка» С.Маршака. Знакомство с загадками: «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Ставни заколочены, стены позолочены. Ходит дом ходуном, на столбе золотом». (Колос).
«Сто одежек, «Квохчет, квохчет, Все без застежек». (Капуста). Детей созывает, Всех под крыло собирает». (Курица). «Сам худ, голова с пуд» (Молоток). «Три братца пошли Два братца купаются, На речку купаться, А третий на берегу валяется.» (Коромысло и ведра). Чтение колыбельной песенки «Ночь пришла, темноту привела…» Чтение русской народной песенки «Скок-поскок, молодой дроздок». Словесные игры: «Бабушка Маланья», «Огородник», «Почта», «Кузовок», «Черного» и «белого» не говорить «да» и «нет» не повторять». |
месяц | Фольклорная форма | Содержание |
ноябрь |
1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора. 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. 10. Игра | Чтение потешки: «Уж, ты, водичка-вода, беги быстренько, Крути мельницу-веретенницу. Я на меленку приду, я муку намелю, Пирогов напеку, всех детей угощу». Заучивание считалки: «Шла кукушка мимо леса За каким-то интересом. Инти-инти-интерес, Выходи на букву «С». Дифференциация звуков «Ш», «К». Скороговорки: «Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон Как в капюшоне он смешон». «У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку, И накормила кошку» «Шапкой Мишка шишки сшиб». Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, о друзьях. «Нет друга – ищи, а найдешь – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому». Заучивание небылицы «Небылицы в лицах». Заучивание дразнилки «Ваня-Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста! Сел задом наперед, И поехал в огород». Знакомство с загадками: «В брюхе баня, в носу решето, На голове пупок, Всего одна рука, И та на спине». (Чайник). «Нос стальной, Стеклянный домик на окне Хвост льняной» С прозрачною водой. (Иголка и нитка). С камнями и песком на дне, И с рыбкой золотой. (Аквариум) Чтение колыбельной песенки «Ой, люли-люли-люли, Прилетели журавли». Чтение русской народной песенки «Как у нашего соседа, Весела была беседа…» Подвижные игры: «Баба Яга», «В углы», «Гуськи», «Краски», «Горелки», «Солнышко-ведрышко», «Салки». |
месяц | Фольклорная форма | Содержание | ||
декабрь | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. | Чтение потешки: «Ух, ты, зимушка-зима, Ветер воет, вьюга вьет Ты с морозами пришла. Вдоль по улице метет». Заучивание считалки «Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора…» Упражнение в дифференциации звуков «Р», «К», «Г». Скороговорки: «Ехал грека через реку. Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за руку грека – цап». «Краб крабу сделал грабли, «В броню закован рыцарь-рак, Подал грабли крабу краб, Но раку рак совсем не рад». - Грабь граблями, гравий, краб». Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Человек без друзей, что сокол без крыльев», «Птица сильна крыльями, а человек друзьями». Пальчиковая игра: «Палец толстый и большой В сад за сливами пошел…» Чтение небылицы: «Богат Ермошка – У него собака да кошка, Петушок да курочка, Селезень да уточка. Вот так кошка – на окошке Шьет рубашонку для Ермошки». Заучивание дразнилки: «Вова-Вова карапуз, Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается: - Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя». Знакомство с загадками: «Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда словно каменная! (Коньки). «Красавица какая Стоит, светло сверкая. «Какой это мастер на стекла нанес Как пышно убрана… И листья, и травы, и заросли роз». Скажите, кто она?» (Мороз). (Новогодняя елка). «Под новый год пришел он в дом, Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес, И наконец совсем исчез». (Календарь). Чтение колыбельной песенки: «Ой, баиньки-баиньки – Купим сыну валенки…». | ||
месяц | Фольклорная форма | Содержание | ||
январь | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора 6. Дразнилки. 7. Небылицы. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. 10. Игра | Чтение прибаутки: «Ой, сердит мороз! Ветки снегом занес. Хватает за нос, Щиплет до слез. Ребятишки не пугаются, На саночках катаются. Заучивание считалки: «Эй, Иван! Полезай в стакан, Отрежь лимон и выйди вон». Дифференциация звука «Щ». Скороговорки: «Этой щеткой чищу брюки, Этой щеткой башмаки. Этой щеткой чищу зубы, Все три щетки мне нужны». «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке» «Щуки недаром щенок опасается, Щука не щиплет, а сразу кусается». Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе: «Хлеб – всему голова», «Худ обед, когда хлеба нет», «Слава миру на земле, слава хлебу на столе», «Хлеб на стол, и стол – престол». Пальчиковая игра «По грибы». Знакомство с дразнилкой «Жадина». Знакомство с небылицей: «Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабою в руке, И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез». Заучивание загадок: «Гость гостил, золотой мост мостил – Без топора, без ножа, без железного долота». (Мороз). «Его весной и летом «В воде живет, Мы видели одетым, Там ест и спит, А осенью с бедняжки И никогда не говорит». Сорвали все рубашки. (Рыба).
Но зимние метели «Рассыпала Лукерья В меха его одели». (Дерево). Серебряные перья Закрутила, замела, Стала улица бела» (Зима).
Чтение колыбельной песенки «Баю-баю-баинька, Прибежал заинька…» Словесные игры: «Полетушки», « Заинька», «Король», «Коршун». «Как тебя зовут?», «Маковое зернышко». |
месяц | Фольклорная форма | Содержание |
февраль | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. | Чтение прибаутки: «Я на камушке сижу, Я все колышки тешу.и Да топор в руке держу, Огород свой горожу, Да все колышки тешу. Я капустку посажу». Заучивание потешки: «Ты мороз, мороз, мороз, А мы саночки возьмем, Не показывай свой нос, Мы на улицу пойдем Уходи скорей домой, Сядем в саночки-самокаточки Стужу уводи с собой. А с горы-то – ух! В снег пушистый – бух! Заучивание считалки: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела, И тебе водить велела». Дифференциация звука «С», «Р». Скороговорки: «Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок – Сразу поссорились сорок сорок». «Соболь – зверек совершенно особый, Соболь гордится своею особой!». «Хитрую сороку поймать – морока, А сорок сорок – сорок морок». Знакомство с пословицами и поговорками, высмеивающих лентяев: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда», «Лень лени за ложку взяться, не лень лени обедать». «Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки». Пальчиковая игра: «Семья могучая». Чтение небылицы «Повар» О.Григорьева. Заучивание дразнилки: «Неряшка». «Коля, маленький лентяй, Под столом ремень и брюки, За собою убирай! На полу рубашка, У тебя ленивы руки: Николай – неряшка!» Знакомство с загадками. «Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она и умрет». (Сосулька). «Что за звездочки сквозные «В дверь, в окно На пальто и на платке? Стучать не будет Все сквозные, вырезные, А взойдет А возьмешь – вода в руке?» И всех разбудит» (Снежинка). (Солнце.). Чтение русской народной песенки «Совушка». |
месяц | Фольклорная форма | Содержание |
март | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора. 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. 10. Игра | Чтение прибаутки: «Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косынька, не путайся, Дочка, маму слушайся. Заучивание считалки: «Где ты сон? Дома. Кто с тобой? Дрема. Рядом с ней угомон. Кто не спит, выйди вон». Упражнение в дифференциации звука «Ш». Скороговорки: «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь – не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». «Шесть мышей в камыше шуршат». «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше, несли по два гроша». Знакомство с пословицами и поговорками о матери, материнской любви: «От солнышка тепло, от матушки добро», «Без матери пропадут и детки», «У мамы теплое сердечко и ласковое словечко», «Материнская ласка конца не знает». Пальчиковая игра «Боровики». Заучивание небылицы: «Хохотальная путаница». Ю.Мориц. Чтение дразнилки: «Хвастун Илья, Где же храбрость твоя? Ты от мошки-комара Под крыльцо залез вчера, Паучишку увидал – И со страху в грязь упал!» Знакомство с загадками: «Ходит полем из края в край Режет черный каравай (плуг). Черный конь Прыгает в огонь (кочерга). Маленький шарик все обшарит, Обежит теремок и опять в уголок (веник). Чтение колыбельной песенки: «Люли, люли, люли Прилетели гули, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять: «Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай!». Подвижные игры: «Башмачник», «Жмурки», «Два мороза» «Дедушка - рожок», «Прялица», «Салки - догонялки». |
месяц | Фольклорная форма | Содержание |
апрель | 1. Потешки, прибаутки. 2. Считалки. 3. Скороговорки. 4. Пословицы, поговорки. 5. Пальчиковые игры на основе фольклора. 6. Небылицы. 7. Дразнилки. 8. Загадки. 9. Колыбельные песенки. 10. Игра | Чтение прибаутки: «Дождь, дождь, дождень». Заучивание считалки: «Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей». Дифференциация звука «Ж». Скороговорки: «Уж ужу ужасно рад: Уж они поговорят!». «Испугались медвежата, Еж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком». «Встретил в чаще еж ежа: - Как погода, еж? - Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, сьежась два ежа». Знакомство с пословицами и поговорками о храбрости, смелости: «Смелый там найдет, где робкий потеряет», «Смелость города берет», «Волков бояться – в лес не ходить». Пальчиковая игра «Ладушки». Чтение небылицы: «Рано утром, вечерком, Волк старался переплыть Поздно на рассвете Миску с пирогами. Бабка ехала верхом Кто-то на небо взглянул – В нанковой карете. Там землетрясенье. А за нею во всю прыть, Отчего-то кот чихнул, - Тихими шагами Завтра воскресенье». Заучивание дразнилки «Малоежка». Знакомство с загадками: «Стоит ствол, на стволе кол. На колу дворец, во дворце певец». (Скворец). «Два рога – не бык, Шесть ног без копыт. «Кто первый Летит – так воет, Землю пашет». Сядет – землю роет» (Жук). (Червяк). Чтение русской народной песенки «Лунь». Словесные игры: «Корчага», «Смешинка», «Горшки», «Что ты делаешь?», «Кузовок». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины "В гостях у Сороки - белобоки"
Знакомство детей с русским народным творчеством и предметами старины....
Конспект открытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины «В гостях у Сороки - белобоки».
Конспектоткрытого занятия для районного методического объединения детей младшего возраста по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины...
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»
Мои педагогические исследования....
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей по средствам ознакомления с русским народным творчеством
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14342790","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»
Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...
Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет
Конспект занятия по ознакомлению с русским народным творчеством для детей дошкольников 5-7 лет «Шутку шутить – людей насмешить»...
Статья "Освоение русского языка в поликультурной среде в ДОУ посредством ознакомления с русским народным творчеством".
Статья раскрывает актуальность и важность ознакомления дошкольников с русским народным творчеством для полного освоения ими русского языка....