Тренинговое занятие "Уверенное поведение педагога во взаимодействии с родителями"
методическая разработка по теме

Панкратова Надежда Николаевна

С целью  создания условий для отработки навыка уверенного поведения и выделения причин возможных или выявленных проблем неуверенного поведения педагога во взаимодействии с родителями.

Предлагаю Вашему вниманию тренинговое занятие,  адресованое педагогам. Цикл практических занятий рассчитан на два дня, продолжительностью 4-5 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ».

ТЕМА: Уверенное поведение педагога во взаимодействии с родителями.

ЦЕЛИ:

I. Создание условий для отработки навыка уверенного поведения.

II. Выделение причин возможных или выявленных проблем неуверенного поведения педагога во взаимодействии с родителями.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Тренинговое занятие адресовано педагогам. Цикл практических занятий рассчитан на два дня, продолжительностью 4-5 часов.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Задачи:

  1. Концептуальное понимание проблемы уверенности.
  2. Анализ собственного поведения через регуляционную модель.
  3. Понимание сложных взаимовлияний собственного поведения и условий окружения.
  4. Отработка приемов и навыков уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Схема работы:

I. Вводная часть.

1.1. Приветствие.

1.2. Контракт.

1.3. Информационный блок.

II. Основная часть.

2.1. Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиления чувства уверенности в себе.

2.2. Релаксация

III. Заключительная часть.

3.1. Рефлексия.

3.2. Прощание.

Ход работы:

I. Вводная часть.

1. Приветствие «Слава Богу, ты пришла, потому что…»

Психолог: Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас мы по очереди поприветствуем друг друга, начиная фразой «Слава Богу, ты пришла, потому что…» и заканчивая особенностью того, почему Вы рады видеть данного человека.

2. Контракт

Ведущий говорит о теме занятия, задачах на день, напоминает правила тренинга (прил. 1)

(Психолог: Сегодня у нас первое занятие, тема которого уверенное поведение педагога во взаимодействии с родителями. Тренинг адаптирован для вас, но так же его можно использовать для работы с педагогами. Прежде чем начать нашу работу, я вам предлагаю вспомнить правила тренинга. Для удобства работы с педагогами мы разработали правила, доступные для их понимания).

3. «Ожидания от тренинга»

Психолог: Какое настроение, самочувствие, ощущения?

4. Психолог предлагает каждому участнику взять карточку-эмоцию (прил.2) и невербально объединиться в три группы: радостных (уверенных), робких (неуверенных) и сердитых (агрессивных).

5. Ведущий предлагает каждой подгруппе выделить наиболее важные по их мнению причины неуверенного поведения педагогов во взаимодействии с родителями, записать их и озвучить.

Группа в целом должна принять или отвергнуть каждое положение. Психолог ведет общегрупповой список причин неуверенного поведения педагогов во взаимодействии с родителями.

В заключении – ведущий обобщает дискуссию, предлагая раздаточный материал «Факторы неуверенного поведения» в современных представлениях психологов (прил.3).

6. Регуляционная модель

С целью анализа поведения предлагаем рассмотреть регуляционную модель долговременного влияния определенного поведения, составленную на основе теории коммуникации Ватцлавика и Манделя и теории регуляции действия Хакера.

На примере неуверенного поведения (прил.7) видно, какое влияние имеет данное поведение на партнера, на собственные оценки и на будущее поведение. Самое важное в неуверенном поведении - это когниции, которые возникают в связи с ним. Применительно к собственному поведению часто можно встретить следующие мысли: "Опять сплошные неудачи"; "Этого я вообще не должен был говорить". А ожидая от партнера определенного поведения, часто и ему приписывают ложные установки: "От него ничего не добьешься"; "Он просто не хочет меня слушать".

Эти когниции вызывают соответствующие чувства, такие, как неудовлетворенность, разочарование, страх и т.п. В физиологической плоскости эти чувства описываются как нервное возбуждение, дрожь, пот, сердцебиение, покраснение, что, в свою очередь, не может не заметить партнер.

Негативные реакции социального партнера, в свою очередь, вновь когнитивно перерабатываются и затем закрепляются в качестве части образа себя, в утверждениях типа: "Я неудачник..." и подобных этому. Такие оценки становятся толчком к негативному чувству собственной неценности.

Такого рода долговременные последствия неуверенного поведения, в свою очередь, определяют неуверенность поведения в будущих социальных ситуациях.

Из этой схемы регуляции поведения можно сделать вывод, что любая форма неуверенного поведения подкрепляет сама себя.

7. Практическая проработка регуляционной модели

Психолог: Рассчитаемся на «Люля» и «Кебаб». Соедините слово «Люля-кебаб» вместе. Пусть «Люля» найдет свою «Кебабу».

Теперь наша «Люля» превращается в родителя, а кебаба в педагога.

На основе схемы уверенного поведения (прил.6) проиграйте следующую ситуацию:

«Воспитатель привлекает родителя к участию в субботнике по подготовке участка к летне-оздоровительной работе» (для психологов – «Родитель приходит к психологу и говорит: «Сделайте что-нибудь с моим ребенком, я с ним не справляюсь!»).

Рефлексия: Какие ощущения от выполнения упражнения?

В конце ведущий делает вывод: Исходя из данной ситуации можно говорить о том, что отсутствие уверенности педагога в общении с родителями рождает своеобразный психологический барьер, отчужденность, неприязнь, препятствует комфортному взаимному общению. Что, естественно, негативно влияет на всех участников образовательного пространства, в том числе и на детей. Не последнее место во взаимодействии педагога и родителя занимает этика общения (прил.4 – раздат. материал)

I. Основная часть.

1. Упражнение «Гусеница»

Психолог: Сейчас мы с вами превратимся в одну большую гусеницу, и будем передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки прижмите к телу по бокам. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите мяч. Дотрагиваться руками до него строго запрещено. Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках, он «голова». Последний в цепочке – «хвост». Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, "голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело «гусеницы» неразрывно. Как только "голова" дотронулась до "хвоста", игра заканчивается.

2. Упражнение «Отношения»

Ведущий: Так как главным в регуляционной модели поведения являются чувства, когниции, мысли, мы предлагаем следующее упражнение:

Пожалуйста, начните ходить по комнате. Почувствуйте свои ступни, ноги, позвоночник… Почувствуйте свои руки и кисти, свое лицо и глаза. Дважды сильно моргните, приготовьтесь очень внимательно смотреть. Вы должны внимательно наблюдать за другими членами группы и по-разному реагировать на тех, кто вам встречается.

  • Сначала, проходя мимо других, приветствуйте их дружеской улыбкой (15 сек.).
  • А сейчас представьте себе, что люди, с которыми вы встречаетесь, вас сильно обидели. Проходя мимо них выразите свои оскорбленные чувства (15 сек.).
  • Когда теперь вы с кем-нибудь встретитесь, представьте себе, что вы всех здесь «держите за дураков». Выразите это вашей походкой (15 сек.).
  • Когда вы снова встретите кого-то, представьте себе, что он ваш ровесник и очень располагает к себе людей. Выразите ваши чувства, проходя мимо него (15 сек.).
  • И наконец, поприветствуйте того, с кем вы сейчас встретитесь, так, чтобы это отражало ваше реальное настроение. Вы можете подать ему руку и сказать то, что вам хочется (20 сек.).

Рефлексия: что вы испытывали при выполнении данного упражнения?

3. Упражнение «Разноуровневое общение»

Психолог предлагает группе собраться в тройки:

В каждой тройке участники занимают следующие положения: 1- стоя на стуле, 2- стоя на полу, 3- сидя на корточках.

Задача подгрупп – организовать дискуссию по теме: «Кто везет – на том и едут в пед.процессе», причем по сигналу ведущего «тройки» осуществляют переход по кругу – смену положения: первый на место второго, второй на место третьего, третий на место первого.

Рефлексия: какие чувства испытывали, в каком положении было комфортнее?

4. Упражнение «Построй с закрытыми глазами»

Ведущий: Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Закройте глаза. Постарайтесь выстроить квадрат…откройте глаза, посмотрите, какая фигура у вас получилась, закройте глаза, постройте треугольник… звезду… прямоугольник…не стандартную фигуру… круг…

Рефлексия: что вы испытывали во время выполнения данного упражнения?

5. Медитация «Музыка завтрашнего дня»

Психолог: Встаньте кто где захочет. Закройте глаза. Опустошите себя – пускай внутри будет пусто и тихо, пусть подвывает ветер. Отпустите свое тело. Наблюдайте, как оно сливается с музыкой,  будто наблюдаете за ребенком, который вышел погулять.

Если тело не хочет танцевать, стоит и ждет чего-то, то волевым усилием запустите его в танец. Раскачайте. Оживите его. А потом отпустите.

Не нужно делать заученные танцевальные движения, стараться быть красивой. Не нужен танец самолюбования. Нужен необычный, рваный, непривычный танец. Просто двигайся, пресекая все привычные манеры и уводя себя в сторону необычного. Трек 1.

Трек 2: Музыка проникает в твое тело и где-то внутри, в пустоте зарождается ритм внутренней музыки… Он становится все отчетливее, все ритмичнее, все необычнее и тело начинает ему отвечать, а ты просто наблюдаешь.

Трек 3: Возможно возникают какие-то видения, образы в твоем воображении. Наблюдай их. Будь ими… Возможно развернется какая-то история… Но как бы не было, ты получаешь приятные эмоции, внутренне успокаиваешься… Найди свой ритм, ритм завтрашнего дня… И твой завтрашний день будет заведомо лучше, чем предыдущий.

По окончании мелодии: Всем спасибо! (7-8мин.)

 

III. Заключительная часть.

1. Прощание «Свеча»

Ведущий: На этом наша встреча заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.

А сейчас я зажгу свечу. Посмотрите на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое, теплое, доброе, чистое. Сейчас мы по очереди будем передавать эту свечу друг другу. Возьмите себе часть ее тепла, почувствуйте очищающий огонь и отрефлексируйте нашу встречу.


ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Задачи:

1. Развитие коммуникативных умений уверенного поведения.

2. Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции.

3..Получение обратной связи для укрепления самооценки и активизации личностных ресурсов.

Схема работы:

I. Вводная часть.

1.1. Приветствие.

1.2. «Погорим о прошлом занятии».

II. Основная часть.

2.1. Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиления чувства уверенности в себе.

2.2. Арттерапевтические приемы рефлексии.

III. Заключительная часть.

3.1. Рефлексия.

3.2. Поведение итогов двух встреч.

3.3. Прощание.

Ход работы:

I. Вводная часть.

1. Приветствие «Я тебя помню, ты вчера…»

Психолог: Здравствуйте, я рада видеть каждого из вас и надеюсь на творческую и конструктивную работу.

Сейчас мы по очереди поприветствуем друг друга, начиная фразой «Здравствуй, я тебя помню, ты вчера …» и заканчивая особенностью поведения на прошлой встрече того, кого вы приветствуете.

2. Упражнение «Разговор о прошлом занятии»

Психолог: для эффективной работы группы нам необходимо обязательно анализировать то, что происходит во время занятий. Прошу вас поделиться своими впечатлениями о прошлом занятии.

Вспоминая о прошлом занятии, мы бы хотели поделиться с вами небольшим руководством по уверенному поведению (прил.7). А нашими задачами на сегодня будут… (см.выше)

II. Основная часть.

1. Упражнение «Поиск сокровищ»

Ведущий предлагает участникам взять карточки с перечнем «сокровищ». Задача – найти среди собравшихся свое «сокровище». (5-7мин.)

Рефлексия: Какие чувства возникали при выполнении задания? Нашли ли свое «сокровище»? Что интересного узнали друг о друге?

2. Упражнение «Рисунок на двоих»

Ведущий предлагает участникам карточки с названием животных. Нужно невербально найти свою пару. (прил.8)

Каждой паре дается 1 лист бумаги и 1 ручка. Предлагается взять ручку вдвоем и не договариваясь что-либо нарисовать (1-3мин.).  Затем перевернуть лист и нарисовать что-то другое предварительно договорившись между собой.

Рефлексия: Что вы испытывали, выполняя задание по первой и по второй инструкции? Какой рисунок получился лучше? Кто вел? Когда вам было комфортнее?

3. Упражнение «Реклама»

Психолог: Рассчитайтесь на яблоко – грушу – апельсин. Объединитесь в три группы. Просим подойти представителя каждой подгруппы. В нашем детском саду необходимо провести рекламную акцию. Ваша задача – убедить родителей приобрести в детский сад необходимое оборудование. Сейчас каждый из вас достанет тот предмет, который необходимо прорекламировать (волшебный мешок).

(Для психологов: Задача – провести работу по увеличению посещаемости родительских собраний. В качестве экспресс-рефлексии предлагаем вам оценить успешность вашей рекламной акции по величине предметов: большой – удалось, средний – не все удалось, маленький – мало удалось).

Рефлексия: какие ощущения от выполнения упражнения?

4. Упражнение «Кенгуру»

Создайте пару с тем человеком, с кем вы меньше всего контактировали за эти два дня.

Один из вас мама, второй – кенгуренок. Посадите кенгуренка в сумку, для этого встаньте за ним и обнимите за пояс. Попрыгайте как кенгуру. Походите. Поменяйтесь местами. Снова посадите кенгуренка в сумку. Попрыгайте. Походите. Поменяйтесь местами.

Посадите кенгуренка за спину. Попрыгайте, походите, поменяйтесь ролями.

Встаньте друг к другу спинками. Попрыгайте, походите,

Рефлексия: Легко ли вам было? Кто вел? Какие чувства возникали?

5. Упражнение «Письмо»

Участникам предлагается макет письма (прил.10).

Психолог: Сейчас с помощью знаков, пиктограмм нужно написать письмо себе любимой (под муз). Если вы почувствуете себя неуверенной, беспомощной, вспомните это письмо, вспомните, что вы любите себя, разрешите себе это, осознайте свою любовь.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Психолог: На этом наш тренинг заканчивается и я предлагаю подвести итоги всего тренинга.

2. Прощание «Подари сердечко»

Ведущий предлагает участникам рукой нащупать свое сердце и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его теплоту ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть и попытаться сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Подойти друг к другу и подарить на память частичку своего сердца всем участникам (прикоснуться "сердцем" к плечу, спине, руке).


Использованная литература.

  1. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения./Пер. с нем.-3-е изд.-М.:Генезис, 2005
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего./Пер. с нем.-5-е изд.-М.:Генезис, 2005
  3. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование.- Ростов-на-Дону, 1998
  4. Здоровье и гармония личности ребенка/ под ред.Михеевой О.В.- Н.Новгород, 2000
  5. Средства ИНТЕРНЕТ:
  • http://www.romek.ru  сайт «Психология уверенности в себе»
  • http://psylist.net/pedagog/d03.htm
  • А.Я. Психология >> Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинг уверенности в себе) по книге К.Э.Рудестама «Групповая психотерапия»
  • Материалы №7 Немецкого общества терапии поведения (DGVT), Тюбинген, Германия. ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ И КОНТАКТА В ГРУППЕ  Авторы: Габи Аннекен, Лиц Эгельмайер и Ева Кесслер /Перевод и редакция: В. Ромек (www.romek.ru)
  • http://www.sydba.ru/press.php?did=49 Psy-упражнения, медитации по книге С.Ковалева «Перепрограммирование собственной судьбы»
  1. Школьный психолог №15 2006г., стр.22-27
  2. Школьный психолог №15 2007г.


Приложение 1.

ПРАВИЛА

комфортной работы в группе

Нужно

Нельзя

  • Смотреть на того, к кому ты обращаешься
  • Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»
  • Внимательно слушать, что говорят другие
  • Уважать чужое мнение
  • Говорить искренне
  • Шутить и улыбаться
  • Начинать и заканчивать занятия вовремя

  • Угрожать, обзывать, передразнивать, гримасничать
  • Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, они, мы»
  • Сплетничать (рассказывать о чувствах, поступках другого человека за пределами группы)
  • Шуметь, когда кто-то говорит
  • Врать
  • Ставить другим оценки, давать определения, критиковать
  • Перебивать
  • Опаздывать


Приложение 2.

КАРТОЧКИ - ЭМОЦИИ

 


Приложение 3.

Факторы неуверенного поведения.

Личностные.

  • Общая неуверенность
  • Страх критики
  • Страх сказать «нет» в ответ на требования
  • Страх контакта
  • Страх потребовать и настоять на своем
  • Чувство вины за уверенное поведение
  • Чрезмерная комформность и осторожность

Социальные:

  • Использование только стандартных форм работы
  • Неумение поставить конкретные задачи и наполнить их соответствующим содержанием
  • Использование специализированных формулировок, сокращений, терминов, которые могут быть непонятны родителю
  • Отсутствие индивидуального подхода во взаимодействии с родителями
  • Использование слишком длинных фраз, предложений, где каждая последующая информация «забивает» предыдущую. Не внимание к реакции слушателя.


Приложение 4.

ЭТИКА  ОБЩЕНИЯ  ПЕДАГОГА

С  РОДИТЕЛЯМИ

  1. Фундаментальной основой взаимодействия является Уважение. Оно не исключается никакими обстоятельствами.

  1. Правильно стройте свое взаимодействие с семьей. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка родителям.

  1. Умейте войти в положение родителей.

  1. Избегайте чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения.

  1. Умейте выслушать критические замечания родителей в свой адрес, в адрес своих коллег.

  1. Избегайте сравнения с другими детьми и другими семьями.

  1. Начинайте беседу с родителями с освещения положительных моментов.

  1. Не стоит жаловаться родителям на различные мелочи д/садовской жизни ребенка, постоянно упрекать родителей за то, что они изменить не могут (например, повышенную двигательную активность ребенка). Помните, что жалоба педагога всегда провоцирует психотравмирующую ситуацию (наказание, нередко физическое).

  1. Обязательно поощряйте родителей. Активизируйте их сопричастность к делам группы, д/сада, воспитанию детей. Важно, чтобы родители осознавали свою ответственность за воспитание ребенка, не перекладывали это на плечи воспитателя и д/сада. Доброжелательные отношения с семьей способствуют поддержанию психологического здоровья всех участников образовательного процесса.


Приложение 5.

РЕГУЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ


Приложение 6.

РЕГУЛЯЦИОННАЯ МОДЕЛЬ НЕУВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ


Приложение 7.

РУКОВОДСТВО ПО УСПЕШНОМУ УВЕРЕННОМУ ПОВЕДЕНИЮ

  1. Если Вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно "нет"; кратко и четко объясните, почему Вы отказываете, однако, не извиняйтесь слишком долго.
  2. Отвечайте без паузы - так быстро, как только это вообще возможно.
  3. Речь должна быть эмоциональна, подчеркивая открытое, спонтанное и подлинное выражение всех испытываемых чувств.
  4. Не забывайте про экспрессивность речи, через ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.
  5. Настаивайте на том, чтобы с Вами говорили честно и откровенно.
  6. Просите пояснить, почему Вас просят о чем-либо, чего Вы не хотите делать.
  7. Смотрите на человека, с которым Вы говорите. Следите за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности (агрессии) в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.).
  8. Если Вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает его или ее как личность.
  9. Если Вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица - местоимение "Я".: "Если ты ведешь себя таким образом,, то я чувствую себя так-то и так-то...". Пусть это будет выражение того факта, что за человек стоит за словами, а также отсутствием попыток спрятаться за неопределенными формулировками. По возможности предлагайте альтернативные способы поведения, которые, по Вашему мнению, будут лучше Вами восприняты.
  10. Умейте противостоять и атаковать оперируя прямым и честным выражением собственного мнения, без оглядки на окружающих.
  11. Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по Вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет). Умейте принимать похвалу, это будет отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.
  12. Не упрекайте себя, если вы были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент Вы "соскользнули" с правильного пути, и как Вы можете поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.

Приложение 8.

Карточки к игре «Поиск сокровищ».


Приложение 8.

Карточки - животные.


Приложение 8.

                                                                                                                                        

«Письмо себе любимой».

                                                                                                                                        

«Письмо себе любимой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.

Предлагаемый материал призван способствовать овладению основами речевой культуры диалога, умению применять их к различным аспектам прфессиональной деятельности....

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

"Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфичес...

Консультация для педагогов «Организация взаимодействия с родителями в работе с детьми с ОВЗ по коррекции поведения»

Материал по взаимодействию педагогв групп компенсирующей направленности с родителями ....

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»...

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтн...