Консультация для педагогов "Особенности речевого поведения педагогов в общении с родителями"
консультация
Материал будет интересен педагогам ДОУ и не только...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Особенности речевого поведения педагогов в общении с родителями" | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»
Педагогическая деятельность имеет коммуникативную природу и строится по законам общения. Задачи обучения и воспитания решаются в процессе общения и через общение как специфический вид деятельности. Диалог воспитателя и родителя – основа успешного развития ребенка, а сфера профессионального педагогического общения в школьной среде, в условиях детского сада имеет свою специфику. В отличие от педагогического общения в школьной среде, в условиях детского сада кроме педагога и воспитанника активным участником педагогического процесса является еще и родитель. Педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо владеть широким арсеналом средств эффективного речевого взаимодействия, как с дошкольниками, так и с родителями своих воспитанников.
Специфика актуальных форм диалога взрослых в дошкольном образовании предопределена целью дошкольного воспитания. На современном этапе развития общества это всестороннее, гармоничное развитие ребенка, которое предусматривает охрану и укрепление его здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психического развития и формирование личности ребенка. Многочисленные исследования убедительно показывают, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е.Коротаева, относятся:
- соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве;
- наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
- разделение процесса деятельности между участниками;
- совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в совместной деятельности, которая определена единой целью – создание оптимальных условий для развития и воспитания ребенка;
- получение единого конечного результата – формирование функционально грамотной, гармоничной личности дошкольников и др.
Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога.
Диалогическая позиция – это еще не сам диалог, а готовность к нему, своего рода позиция, содержащая или порождающая вопрос, позиция, «открытая для встречи». Диалогизм только возможен только в ситуации психологического равенства партнеров, общности их интересов, взаимодоверия и открытости, свободы вхождение в контакт и выхода из него.
Так, важнейшим критерием успешности диалога Ж. Пиаже считал наличие в речевом взаимодействием общающихся не менее трех взаимосвязанных высказываний: инициативного высказывания, ответа на него и встречной реакции. При таком взаимодействии каждый из коммуникантов получает возможность откликнутся на высказывания, проявить диалогическое активное ответное отношение (М.М.Бахтин).
Наше понимание диалога совпадает с традиционной трактовкой этого понятия как вида устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог – вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация; для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы – восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.
Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный или непосредственный контакт участников педагогического процесса, индивидуальный подход к решению ежедневно возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий для развития ребенка, наличие каждодневной «обратной связи» в отличие от профессионального педагогического общения с родителями на других ступенях образования (школа, колледж).
Обратная связь – для получения информации о партнере для коррекции собственного поведения в процессе общения, которая, в свою очередь, состоит из сознательного контроля коммуникативных действий; оценки реакции партнера и изменения собственного поведения; умение видеть себя со стороны, т.е. правильно судить о том, как тебя воспринимает собеседник. Наличие обратной связи свидетельствует об уровне коммуникативных умений, способностей, от которых зависит успешность профессионального общения. В условиях ДОУ особенно ярко проявляется следующие характеристики диалога взрослых:
- ситуативность (участники лишь намечают общую стратегию, коммуникативную цель будущего разговора: обсудить что-то, проинформировать, побудить к речевому или какому-либо действию, выразить одобрение или несогласие и т.д.);
- непроизвольность (нередко случайно возникшая мысль тут же высказывается в разговоре) и реактивность (речевые действия коммуникантов оказываются прямой и незамедлительной реакции на высказывании партнера по общению);
- дискурсивность (участника диалога знают, о чем идет речь, но предмет разговора, не всегда понятен постороннему);
- непредсказуемость речевого поведения общающихся, т.к. в ходе разговора могут возникнуть положительные и отрицательные реакции собеседников.
Специфика профессионального педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников состоит в диалогических отношениях между всеми участниками педагогического процесса.
Диалогические отношения – это самоподстраивающаяся система, гибко реагирующая на ситуативные изменения. Диалогические отношения выстраиваются из открытости позиций партнеров и готовности желания контактировать.
Таким образом, диалогическое взаимодействие воспитателя и родителя в условиях ДОУ представляет собой:
- диалогическую ситуацию, включающую диалогическую позицию педагога и родителя;
- непосредственный вербальный контакт, единицей которого являются диалогические высказывания;
- последствия диалога – продолжение действия импульса, заданного диалогом, в определенных внутренних и внешних реакциях участников общения.
Для диалога как коммуникативно-функциональной системы исходным фактором выступает результат, имеющий межличностный характер. Результат организует взаимодействие подсистем, составляющих функциональную архитектуру, а «архитектура может быть заполнена разным содержанием».
Результат общения – складывающие отношения с другими людьми. Результатом взаимодействия педагога и родителя можно считать создание оптимальных условий для развития ребенка в детском саду и дома, обеспечение тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, которая реализует через речевую деятельность всех участников педагогического процесса – детей, родителей и педагогов.
В процессе взаимодействия воспитателя и родителя в условиях детского сада присутствуют сущностные признаки диалога, к которым относятся:
- эмпантийность, т.е. способность сопереживать, чувствовать, понимать собеседника, мир его ценностей;
- толерантность, т.е. принятие других культур – осознание прав другого «иметь право»;
- конгруэнтность, основу которой, по К.Роджерсу, составляет умение настроится на актуальное состояние собеседника, «его приятие» и «безусловное положительное отношение» к нему;
- конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий; причем имеется не уход от конфликтов, а умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя разрушительную энергию в созидательную;
- рефлексивность, т.е. опыт самоанализа и анализа процесса взаимоотражения личностей и контактов, окружающих личность; преодоления монологичности в объяснении происходящих событий и явлений.
Диалогическое высказывание мы считаем конструктивно-содержательной единицей диалога. Реализация эффективного речевого взаимодействия воспитателя и родителя осуществляется с помощью профессионально значимых типов высказываний, которые по существу являются диалогическими.
Под профессионально значимым типом высказывания педагога ДОУ мы понимаем эллиптическое (реже монологическое) высказывание, обладающее смысловой целостностью, подчиненное условиям конкретной ситуации и реализующее эффективное взаимодействие участников общения.
Успешность педагогического общения в значительной степени определятся не только умением педагога говорить правильно и выразительно, но и его способностью выразить свои чувства и отношение к собеседнику взглядом, жестом, а также умение управлять своим психологическим состоянием, а также видеть себя со стороны. Практика взаимодействия с родителями воспитанников показывает, что для установления контакта в диалоге, педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям , что их внимательно слушают и слышат. Это возможно при помощи разных способов коммуникации (активное слушание, визуальный контакт, уместный комплимент, улыбка и пр.) с целью создания положительной атмосферы заинтересованного разговора, совместного решения проблем, а не ради того что бы произвести хорошие впечатления или утвердить свою позицию в соответствии с ожиданиями семьи. Воспитатель детского сада ежедневно стоит перед необходимостью решения не простых педагогических задач, и надо признать, что он не всегда является желанным партнером по общению, поэтому редко диалог с родителями воспитанников складывается благополучно. На практике педагог часто не знает, как достойно выйти из конфликтной ситуации, как решить те или иные проблемы, являющиеся следствием непонимания друг друга.
Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнёров по общению, зависящей от их характера, способностей, которые организованны определенным образом.
Коммуникативная установка – интеллектуальная предрасположенность настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам, событиям, с которой индивид вступает в коммуникацию или, напротив, стремление избегать вербальных контактов, т.е. установка – это эмоционально-волевая готовность индивида к определенному действию. Таким образом, коммуникативная установка есть направленность общения, настроенность на определенный тип взаимодействия.
Главная задача взаимодействия педагога с родителями –установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому важным критерием, определяющим характер речевого общения в детском саду, выступает в первую очередь уровень сформированности профессиональной речевой личности педагога: его индивидуальные и профессиональные качества, особенности его профессиональной речи, отношение к родителям как партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями (сообщение о достижениях ребенка, о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и сообщения административного характера), его содержательность должны способствовать оптимальному общению.
Оптимальное общение - такое взаимодействие, которое создает наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнеров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого.
Участники образовательного процесса в ДОУ принципиально отличаются друг от друга не только своими формальными ролями, но и уровнем личной зрелости, жизненным опытом, особенностями мироощущения, поэтому возможные противоречия, возникающие между ними в диалоге, вполне оправданны и естественны.
Столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия определяется понятием «конфликт».
Деструктивный конфликт это конфликт, не приводящий к оптимальному результату. Оппоненты не желают слушать мнение друг друга и упорно стремятся настоять на своей точки зрения, тем самым подавляя желания партнера.
Конструктивный конфликт – это конфликт, приводящий к решению проблемы инцидента. Инцидент - действия или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
К.Ф.Седов определяет коммуникативный конфликт как речевое столкновение, которое основано на агрессии, выраженное языковыми средствами. По его словам, в основе коммуникативного конфликта обычно лежит стремление одного или обоих участников общения снять психологическое напряжение за счет собеседника.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, имеющие свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, жизненный опыт, уровень культуры, нравственную позицию и собственное видение проблем, связанных с процессом развития их ребенка. Эффективность образовательного процесса во многом определяется тем, насколько удается педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада.
Томас Килменн выделяет пять стилей поведения в конфликте:
- конкуренция («я активно отстаиваю собственную позицию»);
- уклонение («я стараюсь уклониться от участия в конфликте»);
- приспособление («я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны»);
- сотрудничество («я ищу решение, основанное на взаимных интересах»);
- соперничество (конфронтация) («я и только я, прав в этой ситуации»).
Обозначенные стили поведения коммуникантов в конфликтной ситуации напрямую связаны со стилями педагогического общения:
- авторитарным, при котором позиция общения – «сверху»;
- демократическим, т.е. «на равных»;
- либеральный – позиция «снизу»;
- игнорирующим, позиция «неучастия».
Данные позиции во многом отражают основные стратегии, реализуемые педагогом в процессе педагогического общения:
а) содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей совместной работы;
б) препятствование достижению целей другими участниками совместной работы, совершение несогласованных с ними действий или действий, идущих вразрез с раннее достигнутой договорённостью;
в) уклонение от сотрудничества, т.е. активный уход от взаимодействия с партнерами, даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют, но и требуют совместной деятельности для достижения общих целей. Стратегии выражаются различными способами общения: поддержка, понимание, требование, наставление, поучение, совет и т.п.
Таким образом, для конкретного педагога характерен свой стиль общения, т.е. индивидуальная, устойчивая форма поведения человека, проявляющая в любых условиях его взаимодействия с окружающими.
Речевое поведение педагога – определенный стиль общения с участниками педагогического процесса, коммуникативная стратегия и тактика. Как уже отмечали, специфика профессионального общения педагога с родителями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения проявляется в своеобразии речевых ситуаций общения взрослых, в направленности педагогического общения воспитателя на достижение оптимального результата профессиональной деятельности, несмотря на различное отношение к нему родителей. Эта направленность есть в установках, речевых предпочтениях и, безусловно, в речевом поведении педагога.
Слово является важнейшим инструментом профессиональной педагогической деятельности, оно служит основой для реализации ее целей и решение педагогических задач.
Доминирующей установкой в речевом поведении педагога по отношению к участникам общения должна быть способность к кооперации. Именно поэтому, рассматривая различные классификации типов языковой личности, за основу берем классификацию по наличию конфликтный, центрированный и кооперативный типы языковой личности.
Конфликтный тип, по его мнению, демонстрирует установку на себя и одновременно против партнера по коммуникации; центрированный тип характеризуется установкой на себя при игнорировании партнера по коммуникации, а кооперативный тип в качестве доминирующей установки общения демонстрирует установку на партнера по коммуникации. Безусловно, наиболее предпочтительным типом языковой личности педагога является кооперативный тип, который явно соотносится с демократическим стилем поведения. Характерными чертами кооперативного типа языковой личности педагога являются:
- стремление к двусторонним, субъект-субъектным отношениям с адресатом, отказ от авторитарного стиля речевого поведения, которому свойственны субъект-объектные отношения;
- стремление к достижению коммуникативного согласия, к конструктивному диалогу, широкой дискуссии, цель которых – принятие взаимоприемлемых решений, направленных на общее благо;
- стремление к гармонизирующему диалогу на основе учета как общих закономерностей общения, так и индивидуальных особенностей адресата речи.
Характеристики каждого типа языковой личности, данные К.Ф.Седовым, основаны на особенностях речевого поведения участника общения в трех аспектах: перцептивном, поведенческом, рефлексивном.
При выявлении стратегий речевого поведения каждого педагога, что обеспечивает новые возможности в целенаправленной работе по повышению педагогического мастерства в условиях образовательного учреждения, а также помогает педагогам корректировать свое речевое поведение в общении с участниками педагогического процесса и самостоятельно совершенствовать коммуникативно-речевые умения. Совершенствование коммуникативно-речевых умений педагога заключается в усилении факторов осознанности и самоконтроля в его профессиональной речевой деятельности и должно осуществляться на основе характеристики особенностей речевого поведения определенного типа языковой личности, к которому он относится.
Особенности речевого поведения педагогов различного типа языковой личности (в стандартах для дошкольного образовательного учреждения ситуациях общения взрослых) представлены в таблице №1.
Таблица №1
«Стереотипы речевого поведения педагогов в диалоге с родителями (типы личности по К.Ф.Седову)»
Кооперативный тип личности педагога | ||||
Кооперативный актуализатор | Кооперативный конформист | |||
Краткая характеристика речевого поведения педагога | Позиция в общении: «рядом» и «на равных». Демонстрирует установку на себя и партнера по коммуникации. Идеальный тип речевого поведения педагога, способного понять и принять точку зрения собеседника, владеющего коммуникативно-речевыми умениями, которые способствуют зффективному общению с родителями. Проявляется в доброжелательном отношении к собеседнику и стремлении найти точки соприкосновения интересов каждого. Способы общения: диалог, поддержка, понимание, неподдельный интерес к собеседнику. | Позиция в общении: «на равных», но не вместе. Демонстрирует установку на партнера, которая подавляет его собственную точку зрения, что выступает следствием боязни возникновения конфликта. Проявляется в неуверенном речевом поведении, приспособлении к действительности, растерянности в речевых ситуациях, постоянно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, коллег, администрации. Способы общения: Диалог, вопросы, проявления сочувствия, интереса к собеседнику, отстраненность, беспомощность. | ||
Ролевая позиция в общении | «Взрослый» | «Ребенок» | ||
Тактика речевого поведения | Сотрудничество | Уклонение | ||
Речевые клише | «Вы всегда можете на меня рассчитывать!» | «Если бы я могла вам чем-то помочь!» | ||
Типичный пример речевой ситуации профессионального общения | Мама обещала забрать ребенка после обеда, но пришла только вечером. Девочка легла спать и была весь день грустной. Воспитатель обращает внимание мамы на настроение дочери и спрашивает: - Вы обещали забрать дочку сегодня пораньше? - Да, я сказала это, чтобы она не капризничала утром. - Вы понимаете, что обманули своего ребенка? Вам нужно попросить у нее прощения и постараться выполнять свои обещания в будущем. Вы же не хотите, чтобы она, когда вырастит поступала с вами так, как вы сейчас, - обещала и не сделала? - Просить прощение у ребенка? Зачем? - Да, она такой же человек, как и вы, только маленький. Посмотрите на нее, она переживает до сих пор! - Я полностью с вами согласна. Спасибо. Я бы не подумала, что ее настроение связано с моим поступком. - Вы всегда можете на меня рассчитывать! (Мама подошла к дочке, обняла ее и попросила прощения.) | Воспитатель интересуется у мамы: - Скажите, пожалуйста, как Женя ведет себя дома и во дворе? В детском саду он часто обижает детей. - Дома он чаще всего с бабушкой, но не слушается ее, тоже обижает. - Тяжело вам с ним, наверное? А какой вы используете подход к ребенку, когда он не слушается? Как справляетесь с ним дома? - Ну, чаще всего обижаюсь и не разговариваю, или же пляшу под его дудку. Бить бесполезно – я пробовала! Как раз с вами хотела поговорить об этом, ведь я уже не могу справиться с ним сама. - Вот и в группе он вех обижает, никого не слушает, говорит, что хочет. Если бы я могла вам помочь! Сама не знаю иногда, как поступить. Если с ним не договориться с утра, что «он большой и сегодня будет в группе за главного отвечать за порядок», то ничего поделать нельзя. - Ой, я тоже уже замучилась! | ||
Центрированный тип личности | ||||
Активный эгоцентрик | Пассивный эгоцентрик | |||
Краткая характеристика речевого поведения педагога | Позиция общения: «над собеседником» Демонстрирует установку на себя при игнорировании партнера по коммуникации. Самоутверждается за счет собеседника, считая себя умнее, образованнее и воспитаннее. Характеризуется отсутствием гибкости речевого поведения и неспособносью встать на точку зрения партнера. Способы общения: наставления, советы, запрет, требование, педантичность, снобизм | Позиция общения «рядом с собеседником», но не вместе. Демонстрирует характерную «зацикленность на себе», проявляет нежелание общаться с родителями, редко выступает инициатором общения и делает это лишь в случае крайней необходимости и очень кратко. Соблюдает позицию пассивного созерцателя, перекладывая ответственность на плечи родителей. Способы общения: пассивный собеседник | ||
Ролевая позиция в общении | «Родитель» | «Ребенок» | ||
Тактика речевого поведения | Соперничество | Приспособление (уступка) | ||
Речевые клише | « Учишь вас, учишь, а вы все как дети!» | « Вы сами все знаете!» | ||
Типичный пример речевой ситуации профессионального общения | Родитель обращается к пяедагогу с просьбой не брать ребенка сегодня на прогулку, объясняя это тем, что он немного приболел. Воспитатель назидательным тоном: -Сколько раз я уже говорила, что, если болеет, оставайтесь дома и лечите ребенка! Вы знаете, сколько детей у меня в группе? Что, если все будут просить делать что-то, что не входит в наши планы? Мне что разорваться, что ли тогда? Учишь вас, учишь, а вы все как дети! Неужели вы не понимаете, что я отвечаю за детей! -Не давая родителю вставить хоть слово, продолжает: Кто будет следить за ним, если я его оставлю? Няня? Так у нее своих дел полно, и она не отвечает за детей как воспитатель. Вам что дороже – работа или здоровье ребенка? Советую вам хорошенько подумать! | Вечером, забирая ребенка, мама спрашивает у воспитателя: - Так, что там сегодня было на обед? (Смотрит меню.) Мясо не ел, наверное. - Нет, вы же сами знаете, не ел. - Так я и думала! Мама Влада интерисуется у воспитателя: - Как он на занятии себя ведет? Отвечает хоть? - Да, конечно. - А что вы сегодня проходили? Чем нам заняться дома? - Вон там все написано! – Показывает на стенд «Вести с занятий». – Читайте! | ||
Конфликтный тип личности педагога | ||||
Конфликтный агрессор | Конфликтный манипулятор | |||
Краткая характеристика речевого поведения педагога | Позиция общения: «над собеседником» Демонстрирует в отношении коммуникативного партнера агрессию, которая выражена стремление видеть в его поведении враждебную или конкурирующую интенцию и проявляется в прямых в оскорблениях, колкостях, упреках, насмешках и т.д.; может демонстрировать в тематическом развитии жанрового взаимодействия такие черты, как коммуникативный саботаж (часто это проявляется в ответе на вопрос) Способы общения: требование, запрет, угроза, оскорбление | Позиция общения : «над собеседником» Демонстрирует характерную «зацикленность на себе», проявляет нежелание общаться с родителями, редко выступает инициатором общения и делает это лишь в случае крайней необходимости и очень кратко. Соблюдает позицию пассивного созерцателя, перекладывая ответственность на плечи родителей. Способы общения: пассивный собеседник | ||
Ролевая позиция в общении | «Родитель» | «Родитель» | ||
Тактика речевого поведения | Соперничество, противоборство, диктат, контроль | Соперничество, высокомерие, надменность | ||
Речевые клише | «Что вы за родители такие!» | « Знаете ли вы, что ваш ребенок!» | ||
Типичный пример речевой ситуации профессионального общения | Воспитатель интерисуется у мамы двойняшек (4,5 года): - Почему так долго не ходили в детский сад? С кем были ваши дети? - Одни, они же самостоятельные. Мне было некогда их отводить и приводить сюда. Я им во всем доверяю! Дверь никому не открывают, кушают самостоятельно. А что в этом плохого? - Да вы что?! Как вы могли?! Знаете ли вы, сколько опасностей подстерегает их дома! Что за родители такие пошли! Им просто лень привести ребенка в детский сад, и они оставляют детей дома. Как по-вашему это нормально? Безусловно, нет, это только говорит о вашей материнской позиции. Вы плохая мать, если подвергаете детей такой опасности и оставляете их дома одних | Воспитатель в дверях группы встречает маму Саши, который сегодня нашалил, и начинает разговор: - Ваш ребенок обидел девочку, ударил ее за то, что она не хотела с ним играть. Знаете ли вы, чем чревато такое поведение ребенка? Я бы вам советовала обратить внимание на его поведение и поговорила бы с ним сегодня же. Вот из таких мальчишек вырастают грубые мужчины! Ваш муж так себя ведет? – Не дожидаясь ответа, сама же отвечает: - Скорее всего… Поэтому и Саша не просит прощения у девочки ни за что! Что ж, яблоко от яблони недалеко падает. Затем обращается к ребенку: - Иди домой, Саша, за тобой пришли. Уходит в группу |
Необходимо отметить, что профессиональная речевая личность педагога способна овладеть коммуникативными формами речевого поведения, помогающими успешному профессиональному общению, и конструктивными способами построения социально-коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.
Характер межличностных взаимоотношений, их диалогичность можно определить по применяемым тактикам, способам общения собеседников, речевым клише и по типичным примерам речевого поведения участников диалога в ДОУ.
Несмотря на то что последипломном образовании научить диалогу нелегко, т.к. личность уже сформирована, педагог, выступая активатором процесса профессионально-педагогического общения, должен и может регулировать свое речевое поведение, для того чтобы соответствовать той социальной роли, которую он играет в условиях дошкольного учреждения в речевом взаимодействии с участниками педагогического процесса.
Используемая литература:
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социалогия науки и техники/ Под ред. И.Т.Фролова.М.: Наука, 1986
- Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога. М.: Академия АПК и ПРО, 2002
- Коротаева Е. Основы диалогических взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения и родителей // Детский от А до Я. 2008. №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.
Предлагаемый материал призван способствовать овладению основами речевой культуры диалога, умению применять их к различным аспектам прфессиональной деятельности....
"Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"
Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфичес...
презентация "Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"
Получение единого конечного результата – формирование гармоничной личности ребёнка...
«Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"
Данный материал знакомит педагогов с понятиями "коммуникативная грамотность", "речевое поведение", а также как правильно и эффективно построить диалог с родителями воспитатнников....
Тема самообразования "Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников"
Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, други...
Диалог взрослых в детском саду. Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями
для педагогов...
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»...