Коллекция в жизни детей
занимательные факты на тему

Данный материал посвящен познавательно-исследовательской деятельности, коллекционированию и направлен на организацию совместной, непосредственной работы с детьми, в частности - на создание условий для поддержания интереса к коллекционированию, что позволит разрешит задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.В работе предлагается познакомить детей с понятием и видами коллекционирования, развить предпосылки наблюдательности, познавательной активности. Воспитать умение работать в группе, привить бережное отношение к коллекциям, стимулировать ребенка на общение с педагогом и со сверстниками, учить ребенка работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsiya_v_zhizni_detey.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллекция в жизни детей»

Говорят: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Перефразировав эту народную мудрость, позволю себе утверждать – «чем бы родители и дети не занимались, главное, чтобы во время своей деятельности они получали удовольствие от общения друг с другом, внимательно и бережно относились к увлечениям детей, всячески поддерживали и развивали их.

Эту цель я преследую, работая над темой «Коллекция в жизни детей».

Согласно словарям, коллекция – систематическое собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный или исторический интерес.

Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем.

В работе по созданию коллекции я использовала принципы:

  • Доступность
  • Эстетичность
  • Динамичность (расширение тематики)
  • Право на самостоятельный выбор.

Мои наблюдения показали, что до 4-х лет дети собирают значимое и ценное для себя («сокровища») хаотично, без определенной направленности. Они с удовольствием их рассматривают, рассказывают по мере желания, дополняют новыми предметами. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь. Но уже к концу второй младшей группы дети интересуются всем, что связано со следующей тематикой:

  • Герои сказок и мультфильмов
  • Звери и плицы
  • Игрушки
  • Бантики

В дальнейшем тематика может быть расширена, например:

Звери

Птицы

Насекомые

Растительный мир

Наших лесов                 Холодных стран           жарких стран

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.

        Работая над данной темой в средней группе, я составила план коллекционирования под названием «Рукотворный мир», который формирует представления о трудовой деятельности человека, его свойствах (бумага, такни) и бережного отношения к предметам. Так при работе с коллекцией «Ткани» я провела занятие, на котором познакомила детей с рукотворным материалом – тканями; продемонстрировала разнообразие тканей по качеству и расцветке; рассказала об их использовании. В дальнейшем коллекция пополняется новыми образцами, которые дети приносят из дома. Дети, работая с коллекцией, постепенно узнают о разных свойствах тканей (мнется, если её скомкать; намокает в воде и т.д.) и на основе полученных представлений формируют правила обращения с вещами и предметами, сделанными из ткани. При работе с коллекцией «Ткани», создали «дочернюю» коллекцию «Нитки». Рассмотрели нитки, выяснили их качество, свойства (из толстых ниток получаются толстые ткани, из тонких – тонкие, легкие). Большое внимание уделялось объяснению значения ниток в жизни человека, использовав рассказ Е.Пермякова «Пропавшие нитки».

        При создании коллекции бумаги, дети отбирали различные образцы бумаги. Я объяснила детям, что бумагу делают из древесины. Долгий путь проходит дерево, прежде чем превратиться в бумагу. Дерево распиливают на чурбаки, чурбаки разбивают на щепки, щепки варят в специальных растворах, получается бумажная масса. Специальные машины перемешивают её, отжимают, разглаживают горячими валиками (как утюгом) и сматывают в огромные рулоны. Коллекция «Бумага» пополняется за счет образцов бумаги, из которых делаем подделки для украшения группы.

В апреле и в мае у нас пройдет коллекционирование пуговиц. Для этого мы объявим детям и родителям конкурс «Удивительная пуговица», который будет проходить по нескольким номинациям:

  • Пуговица самой необычной формы
  • Подборка пуговиц по определенному принципу
  • Историческая пуговица
  • Лучшая подделка из пуговиц.

Затем оформим выставку «О чем рассказала пуговица».

Очень интересно происходило коллекционирование «Детские сокровища». Вместе с родителями обсудили вопросы: как должна выглядеть сокровищница? Из чего её можно сделать? Сокровища можно хранить в картонных и пластмассовых коробках, косметичках, кошельках, сумках-рюкзаках, деревянных и пластмассовых шкатулках. Главное, чтобы она была яркой, красочной, небольшого размера и прочной. Работу свою по созданию детских сокровищниц я начала с того, что принесла в группу свою сокровищницу, объяснила, для чего она нужна, продемонстрировала и назвала каждое «сокровище».  Рассказала, почему эти предметы попали в сокровищницу и каково их назначение. Например, это брелок для ключей. Его мне подарила подруга,  он тяжелее ключей  и в темноте светится. Поэтому, если я ночью потеряю ключи, я могу их найти и т.д.

Затем провела беседу с детьми, какие у них есть сокровища. Почему они хотели сохранить именно эти предметы? Есть ли у ребят желания показывать свои сокровища товарищам? Сокровищницы используются в любое свободное от занятий и прогулок время.

Известное детям правило «Нельзя без спроса брать чужое» не всегда срабатывает относительно сокровищниц, ведь там, в чужих «коллекциях», часто содержаться предметы, интересующие ребенка. Эту проблему удается решить, прививая детям навыки общения друг с другом, показывая, как можно договориться с «хозяином сокровищницы».

В перспективе я хочу познакомить детей с коллекциями, связанными с краеведением, историей России, мировой историей. Это могут быть собрания монет, камней и минералов, изображение героев.

Большим достоинством раздела «Моя коллекция» можно считать его интегрированность, т.е. связь с математикой, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира.

Таким образом, в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знания, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекция опытов для детей

Коллекция опытов...

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»

Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - коллекция "Насекомые" (для детей дошкольного возраста).

   История возникновения этой игрушечной коллекции: «Работу по ознакомлению с окружающим миром природы веду давно и коллекции собирать – очень мне нравится. Изображения насекомых были...

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «НАШИ ДРУЗЬЯ - КОЛОКОЛЬЧИКИ».

способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тих...

Коллекция игр для детей дошкольного возраста

Игры для детей на музыкальном занятии...

Коллекция костюмов для детей и взрослых

Коллекция костюмов для детей и взрослых...