Коллекция в жизни детей
занимательные факты на тему
Данный материал посвящен познавательно-исследовательской деятельности, коллекционированию и направлен на организацию совместной, непосредственной работы с детьми, в частности - на создание условий для поддержания интереса к коллекционированию, что позволит разрешит задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.В работе предлагается познакомить детей с понятием и видами коллекционирования, развить предпосылки наблюдательности, познавательной активности. Воспитать умение работать в группе, привить бережное отношение к коллекциям, стимулировать ребенка на общение с педагогом и со сверстниками, учить ребенка работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коллекция в жизни детей»
Говорят: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Перефразировав эту народную мудрость, позволю себе утверждать – «чем бы родители и дети не занимались, главное, чтобы во время своей деятельности они получали удовольствие от общения друг с другом, внимательно и бережно относились к увлечениям детей, всячески поддерживали и развивали их.
Эту цель я преследую, работая над темой «Коллекция в жизни детей».
Согласно словарям, коллекция – систематическое собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный или исторический интерес.
Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем.
В работе по созданию коллекции я использовала принципы:
- Доступность
- Эстетичность
- Динамичность (расширение тематики)
- Право на самостоятельный выбор.
Мои наблюдения показали, что до 4-х лет дети собирают значимое и ценное для себя («сокровища») хаотично, без определенной направленности. Они с удовольствием их рассматривают, рассказывают по мере желания, дополняют новыми предметами. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь. Но уже к концу второй младшей группы дети интересуются всем, что связано со следующей тематикой:
- Герои сказок и мультфильмов
- Звери и плицы
- Игрушки
- Бантики
В дальнейшем тематика может быть расширена, например:
Звери
Птицы
Насекомые
Растительный мир
Наших лесов Холодных стран жарких стран
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность.
Работая над данной темой в средней группе, я составила план коллекционирования под названием «Рукотворный мир», который формирует представления о трудовой деятельности человека, его свойствах (бумага, такни) и бережного отношения к предметам. Так при работе с коллекцией «Ткани» я провела занятие, на котором познакомила детей с рукотворным материалом – тканями; продемонстрировала разнообразие тканей по качеству и расцветке; рассказала об их использовании. В дальнейшем коллекция пополняется новыми образцами, которые дети приносят из дома. Дети, работая с коллекцией, постепенно узнают о разных свойствах тканей (мнется, если её скомкать; намокает в воде и т.д.) и на основе полученных представлений формируют правила обращения с вещами и предметами, сделанными из ткани. При работе с коллекцией «Ткани», создали «дочернюю» коллекцию «Нитки». Рассмотрели нитки, выяснили их качество, свойства (из толстых ниток получаются толстые ткани, из тонких – тонкие, легкие). Большое внимание уделялось объяснению значения ниток в жизни человека, использовав рассказ Е.Пермякова «Пропавшие нитки».
При создании коллекции бумаги, дети отбирали различные образцы бумаги. Я объяснила детям, что бумагу делают из древесины. Долгий путь проходит дерево, прежде чем превратиться в бумагу. Дерево распиливают на чурбаки, чурбаки разбивают на щепки, щепки варят в специальных растворах, получается бумажная масса. Специальные машины перемешивают её, отжимают, разглаживают горячими валиками (как утюгом) и сматывают в огромные рулоны. Коллекция «Бумага» пополняется за счет образцов бумаги, из которых делаем подделки для украшения группы.
В апреле и в мае у нас пройдет коллекционирование пуговиц. Для этого мы объявим детям и родителям конкурс «Удивительная пуговица», который будет проходить по нескольким номинациям:
- Пуговица самой необычной формы
- Подборка пуговиц по определенному принципу
- Историческая пуговица
- Лучшая подделка из пуговиц.
Затем оформим выставку «О чем рассказала пуговица».
Очень интересно происходило коллекционирование «Детские сокровища». Вместе с родителями обсудили вопросы: как должна выглядеть сокровищница? Из чего её можно сделать? Сокровища можно хранить в картонных и пластмассовых коробках, косметичках, кошельках, сумках-рюкзаках, деревянных и пластмассовых шкатулках. Главное, чтобы она была яркой, красочной, небольшого размера и прочной. Работу свою по созданию детских сокровищниц я начала с того, что принесла в группу свою сокровищницу, объяснила, для чего она нужна, продемонстрировала и назвала каждое «сокровище». Рассказала, почему эти предметы попали в сокровищницу и каково их назначение. Например, это брелок для ключей. Его мне подарила подруга, он тяжелее ключей и в темноте светится. Поэтому, если я ночью потеряю ключи, я могу их найти и т.д.
Затем провела беседу с детьми, какие у них есть сокровища. Почему они хотели сохранить именно эти предметы? Есть ли у ребят желания показывать свои сокровища товарищам? Сокровищницы используются в любое свободное от занятий и прогулок время.
Известное детям правило «Нельзя без спроса брать чужое» не всегда срабатывает относительно сокровищниц, ведь там, в чужих «коллекциях», часто содержаться предметы, интересующие ребенка. Эту проблему удается решить, прививая детям навыки общения друг с другом, показывая, как можно договориться с «хозяином сокровищницы».
В перспективе я хочу познакомить детей с коллекциями, связанными с краеведением, историей России, мировой историей. Это могут быть собрания монет, камней и минералов, изображение героев.
Большим достоинством раздела «Моя коллекция» можно считать его интегрированность, т.е. связь с математикой, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира.
Таким образом, в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знания, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности возраста и организации жизни детей пятого года жизни.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. В течение года масса тела увеличивается на 1,5-2 кг, рост — на 6-7 см. К 5 годам масса тела ребенка составляет 19,0 к...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - коллекция "Насекомые" (для детей дошкольного возраста).
История возникновения этой игрушечной коллекции: «Работу по ознакомлению с окружающим миром природы веду давно и коллекции собирать – очень мне нравится. Изображения насекомых были...

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «НАШИ ДРУЗЬЯ - КОЛОКОЛЬЧИКИ».
способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тих...
Коллекция игр для детей дошкольного возраста
Игры для детей на музыкальном занятии...
Подборка зимней коллекции книг для детей дошкольного возраста
Книга – великий учитель и друг, без неё немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует память, интеллект, воображение и нравственность человека....