Коллекция опытов для детей
по окружающему миру по теме

Васильева Дина Павловна

Коллекция опытов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №113»г.Чебоксары

Коллекция опытов

для детей

подготовила:

                                                                                                                                                  воспитатель

                                                  Васильева Д.П

Вода меняет цвет

Необходимый инвентарь: банка, вода, таблетка фенолфталеина, питьевая сода, лимонная кислота.

 Покажите ребенку, как вода в обычной банке меняет свой цвет, словно по волшебству.

 Для этого в стеклянную банку налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и больше известен под названием «пурген»). Вода останется прозрачной.

Затем добавьте в банку раствор питьевой соды — раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет.

 Насладившись таким превращением, добавьте туда ж;е уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится.

Обратите внимание ребенка на то, что все, что вы добавляли в воду, было белого цвета, а вода, тем не менее, окрашивалась.

Вулкан

Необходимый инвентарь: сода, уксус, пластилин или пластмассовая воронка с широким горлышком.

 Вылепите из пластилина вулкан или используйте воронку. Поставьте ее на блюдце, на котором лежит две столовые ложки соды.

Затем налейте в отверстие «вулкана» уксус. Начнется реакция нейтрализации — содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана». Такое зрелище малыш запомнит надолго.

Кристаллы

Необходимый инвентарь: поваренная соль, банка, проволочка или нитка.

 Вы когда-нибудь пробовали выращивать кристаллы?

Это совсем несложно, но займет несколько дней.

Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время, по мере испарения жидкости, на затравке начнут появляться кристаллы.

Желатиновые узоры и животные

Необходимый инвентарь: желатин, стакан, вода, полиэтиленовый пакет, промокашки, формочки животных.

Приготовьте коллоидный раствор: в четверть стакана холодной воды добавьте 10 г сухого желатина и дайте ему набухнуть.

Нагрейте полученный раствор до .50 градусов на водяной бане и проследите, чтобы желатин полностью растворился.

 Вылейте раствор тонким слоем на полиэтиленовую пленку и дайте высохнуть на воздухе. Из получившегося тонкого листика можно вырезать силуэты животных.

 Положите фигурки на промокашку (а если ее нет, подойдет туалетная бумага) и подышите на них. Дыхание увлажнит студень с одной стороны, он увеличится в объеме, и фигурки начнут изгибаться.

 На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Приготовьте раствор, как описано выше, но желатина возьмите в 2-3 раза меньше. Еще теплый раствор вылейте на стекло и сразу поставьте в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Дня через три достаньте стекло и дайте оттаять желатину. На нем останется четкий рисунок ледяных кристаллов.

Лакмусовая полоска

Необходимый инвентарь: набор индикаторной бумаги.

Дайте ребенку полоску универсальной индикаторной бумаги и Предложите смочить ее любой жидкостью: слюной, чаем, супом, водой — чем угодно.

 Увлажненный фрагмент полоски окрасится, и по шкале на коробке можно будет определить, кислотную или щелочную среду вы исследовали. Эта интересная и веселая игра может увлечь ребенка на несколько дней. Он будет исследовать все подряд: от компота до огуречного рассола.

Секретное письмо

Необходимый инвентарь: лист бумаги, кисточка, молоко, лимонный сок, йод.

Сделать такое письмо дома можно двумя способами:

 1.Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дать высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом.

2.Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите бумагу.

Метеостанция

Необходимый инвентарь: несколько уличных и комнатных термометров, блокнот, ручка.

Вы с ребенком метеорологи. Ваша задача — зафиксировать показания термометров в разных «климатических зонах».

Развесьте термометры в тени, на солнце, в смешанной зоне, в квартире. Проводите наблюдения и записывайте показания. Анализируйте вместе с ребенком изменения температуры в разных «климатических зонах». Обсудите вместе результаты.

Волосатое яйцо

Необходимый инвентарь: яйцо, семена люцерны, вата, вода, пустая катушка от туалетной бумаги, фломастеры.

Аккуратно разбейте сырое яйцо на две половины. Промойте скорлупу, установите ее конусной частью вниз в катушку. Внутрь скорлупы положите вату, на нее насыпьте зерна люцерны. Хорошо полейте. На яйце нарисуйте забавную рожицу.

 Готового «чудика» поставьте на подоконник на солнечное место.

 Через два - три дня у яйца начнут появляться «волосы».

Солнце-художник

Необходимый инвентарь: различные мелкие предметы (желательно плоские), листы черной бумаги.

 На солнечном месте расстелите черную бумагу, на которой разложите различные предметы (вилку, детские грабельки, висячий замок, CD, ключи и т. д.).

 Когда солнце начнет заходить, снимите предметы с бумаги. На ней останутся «рисунки Солнца».

Отпечатки пальцев  Нам  нужно снять отпечатки пальцев. Для этого вам нужно приготовить смесь из сажи и талька. Попросите ребенка подышать на палец и плотно приложить его к бумаге. Посыпьте это место смесью, стряхните ее, и вы увидите явный отпечаток пальца. Почему это происходит? Расскажите ребенку о том, что на поверхности нашего тела (в том числе и на пальцах) есть немного жира, и если мы к чему-то прикасаемся, этот жир отпечатывается на предметах. Волшебный порошок всего лишь прилип к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси сделал его видимым.

Облако в банке.

Налейте в трехлитровую банку горячую воду (уровень — 3—4 см), сверху прикройте банку противнем, на него выложите кусочки льда. Теплый воздух внутри банки начнет охлаждаться, конденсироваться и подниматься вверх в виде облака. Таким простым экспериментальным путем вы можете объяснить ребенку, как образуются облака. А еще, — почему идет дождь. Капли в облаках — пришельцы с Земли. В виде нагретого пара они поднимаются вверх, там им становится холодно, они тянутся друг к дружке, становятся тяжелыми, большими и... снова возвращаются на родину.

Умеет ли фольга плясать? 

В вашем доме наверняка найдется кусочек фольги. Разрежьте ее на тонкие полоски. Затем возьмите расческу и причешитесь, после чего приблизьте расческу к полоскам — и они начнут двигаться. Трудно объяснить что-либо детям о том, как взаимодействуют электрические заряды. Можно рассказать детям о том, что в воздухе летают частички, которые друг без друга жить не могут, они притягиваются друг к другу, хотя и разные по характеру, как «+» и «—».

Как сделать увеличительное стекло? Для этого эксперимента вам понадобится пустая трехлитровая банка и «подопытный кролик»: например, паучок, муха, муравей. Хочется рассмотреть, как маленькое существо двигается, чистит лапки, поднимает крылышки и т. д. Для этого посадите насекомое в банку, затяните горлышко банки прозрачной пищевой пленкой, только сделайте это так, чтобы в пленке было небольшое углубление. В это углубление налейте воду, которая и будет увеличительным стеклом. Не забудьте после эксперимента выпустить живность на волю. Учите ребенка относиться с любовью ко всему живому. Не важно, кто это: кошка или маленький муравьишка.

Можно пойти другим путем. Закрепите на внешней стороне банки скотчем какой-нибудь небольшой предмет. Налейте в банку воды и смотрите на предмет сквозь воду.

Два апельсина

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

РАЗНЫЙ «ХАРАКТЕР» У ЯИЦ.

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

«ВОДОПЛАВАЮЩЕЕ» ЯЙЦО. 

Возьмите две литровые банки с водой. В одну банку добавьте 2 ст. ложки соли и хорошо размешайте. Погрузите одно яйцо в банку с пресной водой, другое — с соленой. Почему в пресной воде яйцо тонет, а в соленой — поднимается на поверхность? Вопрос будет очевидным. Ответ постарайтесь сделать если не очевидным, то убедительным. Расскажите ребенку, что вода, хоть и жидкость, но тоже имеет свою плотность. Вспомните про консистенцию киселя или растворенного желатина, когда плотность можно наблюдать. А как ее почувствовать? Если вы были на море, то наверняка ребенок ощутил, как хорошо его «держит» вода. Объясните, что у соленой воды «крепче руки».

КУДА ИСЧЕЗ ЗАПАХ?

 Кукурузные палочки не только лакомство, с ними, оказывается, и эксперименты можно проводить. Возьмите банку, капните на дно немного духов или одеколона, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов? Оказывается, его поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры. Объясните также, почему нельзя есть парфюмированные палочки.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.        

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

 2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.        

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос.

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей,  3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

 1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.        

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

 4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!        

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

 1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.        

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!        

        Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.        

1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

 2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.        

4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

 Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.

1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.

2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

 3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

 Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - коллекция "Насекомые" (для детей дошкольного возраста).

   История возникновения этой игрушечной коллекции: «Работу по ознакомлению с окружающим миром природы веду давно и коллекции собирать – очень мне нравится. Изображения насекомых были...

Коллекция в жизни детей

Данный материал посвящен познавательно-исследовательской деятельности, коллекционированию и направлен на организацию совместной, непосредственной работы с детьми, в частности - на создание условий для...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КОЛЛЕКЦИЯ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «НАШИ ДРУЗЬЯ - КОЛОКОЛЬЧИКИ».

способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тих...

Коллекция игр для детей дошкольного возраста

Игры для детей на музыкальном занятии...

Рекомендации для родителей по экспериментированию «ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ» в формате #Сидим дома с пользой для детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по экспериментированию«ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ»в формате #Сидимдомаспользойдля детей дошкольного возраста...

Коллекция костюмов для детей и взрослых

Коллекция костюмов для детей и взрослых...