Методика организации и проведения русских народных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Методика раскрывает особенность  организации и проведения русских народных игр с детьми дладшего дошкольного возраста в современном контексте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Г. Калинина, воспитатель,ГБДОУ детский сад № 50 Кировского района Санкт-Петербурга

“Методика организации и проведения русских народных игр с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ”.

Русская народная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего дошкольного возраста. Важная особенность русской народной: комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. При этом она приобщает современных детей к народному творчеству.

 Подбор игр нужно осуществлять с учетом возрастных особенностей детей, их представлениями, умениями, навыками, знаниями об окружавшем мире. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка, волк, курица, медведь, заяц…). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для использования маленькими детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают. Чтобы привлечь внимание детей младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который также подскажет детям движения и заменит в игре правила. Также важно использовать в играх разнообразные двигательные задания, с ходьбой, с прыжками, с бегом. Важно учитывать состояние детей. Если дети возбуждены, следует провести спокойную, малоподвижную игру, которая потребует от детей концентрации и внимания. Если же дети спокойны, то лучше провести игру с многообразными движениями, которые меняются в соответствии с сюжетом.

   Что бы дети могли полноценно играть в русские народные подвижные игры они должны владеть основными движениями, характерными для их возраста. А для этого необходимо, чтобы дети упражнялись в освоении основных движений не только в игре, но и вне ее. Для детей младшего дошкольного возраста можно выделить основные движения: это ходьба, бег, прыжки, ползанье, лазанье, катание, бросание и ловля. В младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используют различные приемы: указания педагога, его показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. Чтобы научить детей поднимать ноги, следует использовать игры с перешагиванием через шнур, кубики. На третьем - четвёртом году жизни ребёнка нужно учить бегать, сохраняя равновесие и заданное направление, не наталкиваясь на предметы. Для этого можно использовать игры с бегом между двумя линиями, не наступая на них. Дети также учатся бегу с ускорением и замедлением в подвижных играх типа «Догони меня», «Догони мяч». Также в младшей группе вводятся прыжки на двух ногах, с продвижением, в длину и высоту с места. Основное внимание взрослого должно быть направлено на обучение детей отталкиванию двумя ногами, мягкому приземлению на носки при прыжках вверх и в высоту с места. Основными приемами обучения являются показ и объяснение воспитателя, игры с прыжками, зрительные ориентиры. Кроме того, детям должны быть известны персонажи, которые в игре присутствуют. А это значит, что с данными персонажами детей нужно познакомить заранее.

Организация русской народной игры делится на несколько этапов:

Первый -  это детальное ознакомление воспитателя с содержанием игры, что позволит педагогу по продумать как распределить играющих, так чтобы они смогли свободно передвигаться и как использовать пособия.

Второе – подготовить пособия и атрибуты, которые будут использоваться в игре. Для провидения подвижных игр необходимо иметь разнообразное оборудование, без которого невозможно проводить русские народные игры (это, может быть, как спортивное оборудование: кегли, обручи, мячи, скакалки, мешочки с песком, мячи, корзины, флажки, погремушки, цветные ленты, колокольчики, так и атрибуты для сюжетных игр – различные маски, элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей). У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов, возможно с русскими народными орнаментами. Можно в русских народных играх использовать и природные материалы: шишки, прутики-удочки, плетеные корзины.

Третье - подготовить помещение или площадку к игре. Если игра проводится в групповом помещении, оно должно быть проветренным, нужно провести влажную уборку, освободить помещение от посторонних предметов. Если игра проводится на улице, то нужно убрать с поля игры посторонние предметы и огородить поле игры какими-либо ориентирами.

Также важное значение имеет одежда играющих, она должна быть удобной и не стеснять движения. Когда все заранее подготовлено и продуманно, воспитатель проведет игру с пользой для детей, при этом будут соблюдены все меры безопасности и малыши получат множество только положительные эмоций.

   Методика проведения русских народных подвижных игр включает в себя:

- сбор детей на игру,

- создание интереса,

- объяснение правил игры,

- распределение ролей,

- руководство ходом игры,

- подведение итога.

Проведение подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые необходимо учитывать воспитателю или педагогу.

Сбор детей на игру.

Чтобы собрать детей на игру, необходимо привлечь внимание детей: звуком, действием, персонажем, игрушкой (игрушку использовать для детей младшего дошкольного возраста предпочтительней, она побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые впечатления, обогащают чувственный опыт, дает представление о предметах реальной жизни). Характер звука, действия персонажа или игрушки, должен соответствовать сюжету данной игры.

Создание интереса.

Русские народные игры с детьми младшего дошкольного возраста всегда организует воспитатель. Поэтому создавая интерес к будущей игре, лучше всего использовать такой прием как сюрприз или короткое театральное действие с персонажем (как правило игрушкой). К тому же это больше всего подходит характеру русских народных игр.

Объяснение правил игры.

В младших группах воспитатель сообщает название игры, излагает ее содержание и объясняет правила обязательно в ключе создания интереса и очень кратко, четко и образно. Объясняя игру, он подчеркивает смысловое содержание действий каждого персонажа, раскрывая причинную обусловленность характера движений. Надо раскрыть только самое главное. Объясняя игру впервые, воспитатель или сам показывает детям движения, которые могут затруднить их. Русская народная игра предусматривает выполнение основных образовательно-воспитательных задач, таких как развитие и совершенствование движений детей, приучение детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач зависит от того как педагог заинтересует и привлечет детей к игре. Важным условием является общение детей с взрослым и сверстниками.

Распределение ролей.

Распределение ролей проходит очень кратко, роли в начале игры распределяет воспитатель, в ходе

игры они могут меняться, что обязательно нужно детям объяснить. В русских народных играх, сюжет

часто повторяется и роли перераспределяются по ходу игры.

Руководство ходом игры.  

В младшей группе педагог всегда сам руководит ходом игры в тоже время являясь и ее активным участником. В ходе игры дети могут осваивать новые движения. В освоение детьми новых движений воспитателю принадлежит ведущая роль, дети стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Однако они недостаточно владеют своим телом и постоянно допускают ошибки в выполнении движений, не обращая на это внимания. Не стоит быть настойчивым, пока малыш не освоит новое движение. Для совершенствования движений педагог может использовать разные приёмы: личный показ, пояснение, указания. Особенно важно поощрять детей, хорошо выполняющих движение. Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей.

Подведение итогов.

В конце игры нужно обязательно подвести итоги. Детей нужно сначала похвалить, вызывая положительные эмоции, затем спросить о игре (во что они играли, что понравилось) тем самым выявляя, что дети поняли, а что нет. Дети обязательно должны попрощаться с персонажем, поблагодарить его за игру (в некоторых русских народных играх такие действия входят в сюжет игры, что увеличивает их воспитательное значение).  

Для того, чтобы дети лучше усвоили игру, ее необходимо повторять ежедневно хотя бы по одному разу до тех пор, пока малыши не запомнят последовательность действий и слова. Русские народные игры можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста во время прогулок или во время занятий физкультурой, или в любое другое удобное время, главное, чтобы детям они нравились, и приносили им удовольствие, радость и пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста

Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....

Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Данный материал  по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...

Проект на тему: «Организация русских народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, русско-народными традициями, знакомит с играми, "непривычными" для современных детей и т...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...