Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице
консультация по теме
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obuchat_detey_v_detskom_sadu_pravilam_bezopasnogo_povedeniya_na_ulitse.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице |
Консультация для воспитателей |
Составитель: воспитатель МДОУ д/с № 18 «Сказка» |
Майорова А. А. |
г. Углич, 2015 г. |
Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице
Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечёт ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.
Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.
Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники «учатся» читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественной литературы и т.д. Эту работу должны совместно проводить психолог – воспитатель – родитель – ребёнок. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности и в течение всего года. Для этого необходимо, чтобы воспитатели работали по разработанным перспективным планам для каждой возрастной группы, что повышает и их педагогическое мастерство. Для этого педагоги дошкольного образования должны быть обеспечены современными, научно обоснованными, педагогически грамотными учебно-методическими разработками и наглядными средствами обучения, разработанными на основе новых педагогических технологий.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определённая работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д.
Содержание уголков по изучению правил дорожного движения для родителей.
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения - разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.
Уголок может быть оформлен так:
Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации. Книжка-раскладушка.
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки - жизнь вашего ребёнка»
«Внимание - мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;
Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения;
Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им.
Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.
Младшая группа
В первой младшей группе детей учат различать транспортные средства: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (трамвай, троллейбус, автобус - их изображение см. на стр. 3). Для лучшего усвоения знаний проводятся игры-соревнования на тему «Чем помогает грузовой автомобиль (троллейбус, трамвай и т.д.) людям?» В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так, при проведении игры «Красный - зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный - стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры (красный - зеленый) предназначены только для пешеходов. (Желательно показать им вначале светофоры с кружочками, а затем - с цветными человечками.) Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретительному и разрешительному сигналам светофора. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им нужно объяснить, почему при зеленом сигнале пешеходного светофора можно идти, а при красном - стоять.
Во второй младшей группе дети, гуляя, наблюдают за различными видами транспорта, в свободное время рассматривают иллюстрации с изображениями машин, называют их. И здесь тоже желательно проводить игры-соревнования по распознаванию транспортных средств. На прогулках за пределами участка дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть».
В этой группе воспитатели проводят дидактические игры «Что изменилось?», «Лабиринт», «Путаница» (на ориентировку в пространстве), закрепляют у ребят умение различать красный, зеленый и желтый цвета, используя игры с несложными правилами и сюжетами. Много внимания воспитатели этой группы уделяют индивидуальной работе с детьми: рассматривают картинки и плакаты с изображениями машин, автобусов, светофора, выясняют, на каком транспорте дети ездили, в какую дверь входили и выходили, что говорил водитель.
В игровых ситуациях учат правильно вести себя в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, уступать места старшим).
Средняя группа.
В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку-светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы), для водителей в это время горит красный - запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор»).
Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.).
Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала - проблескового маячка на крыше машины.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах.
Старшая группа.
В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы; экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу, решают логические задачи.
В этом возрасте пора уже уделять внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинайте работу со знаков для пешеходов: информационно-указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Обратите внимание детей, что предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Дети» предназначены для водителя. Пешеходный переход.
Необходимо обратить внимание на то, что знак «Пешеходный переход» есть в предупреждающих и информационно-указательных знаках, но назначение его различно. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость! Следите за дорогой!», а указательный знак помогает пешеходам: «Не переходите дорогу в неположенном месте, рядом пешеходный переход». Детей старшей группы можно знакомить с работой регулировщика. Если в городе на всех перекрестках установлены светофоры, обратитесь в ГИБДД, чтобы показать работу регулировщика. Специально для ребят ГИБДД может поставить на перекрестке регулировщика. Он расскажет, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какие движения жезлом он делает, чтобы разрешить или запретить движение. Хорошо показать детям диафильмы («А ты знаешь?», «Профессия регулировщика»), прочитать главы из книг Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер».
В этой группе дети должны получить четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять (ходить только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где есть пешеходный переход. При одностороннем движении транспорта при переходе дороги необходимо обратить внимание на следующие моменты: встав у тротуара, не пересекая бордюрного камня, сначала смотрим налево, далее - направо и снова - налево. Убедившись, что транспорта нет, можно спокойно начинать переход дороги. При двустороннем движении транспорта пешеход, дойдя до середины, снова осматривает дорогу - вначале - направо, затем - налево и направо. В беседах, сюжетных играх объясните дошкольникам, что пожилые люди, инвалиды, пассажиры с детьми должны входить в транспорт через переднюю дверь, потому что водитель их лучше видит и может подождать.
Свои знания о Правилах дорожного движения дети могут отражать в играх, рисунках. В детском саду организуйте конкурс рисунка «Дети, дорога, автомобиль». Для закрепления знаний проведите викторины, включая в них логические задачи (например: «Дети бегут по тротуару, навстречу идет женщина с сумкой. Ребята столкнулись с женщиной, она выронила сумку. Дети подняли ее и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной? Что они сделали неправильно? Что должны были сделать еще?»).
Подготовительная группа.
В подготовительной группе знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
На игровой площадке организуют перекресток, где проводят игры, в ходе которых закрепляют знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться пешеходным переходом, регулировать движение на перекрестке в роли регулировщика.
На занятиях знакомят детей с новыми для них правилами поведения пешеходов и пассажиров (переходить улицу только по пешеходному или подземному переходу, идти шагом, быть внимательными и взаимно вежливыми; ожидать пассажирский транспорт на посадочных площадках: уступать места пожилым и малышам и т. д.). Следует разъяснять детям, как важно будущим школьникам не только знать, но и выполнять Правила дорожного движения, когда они самостоятельно будут ходить по улицам города.
Для воспитания грамотного пешехода можно использовать занятия по развитию речи. Дети обычно с удовольствием фантазируют на темы «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Ваша дорога в детский сад» и др.
Полезно практиковать блиц-опрос по пройденному материалу, на прогулках практически закреплять полученные знания.
Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста существуют многочисленные дидактические игры («Скажи, что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо - плохо», «Найди, где спрятался знак», «Лабиринты» и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"
В плане намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...
Как обучать детей правилам безопасного поведения на улице.
Материал для педагогов и родителей: что должен знать ребенок дошкольного возраста; вопросник, для определения усвоенных знаний....
Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах села и города.
Перспективный план расписан по месяцам. Указаны цели, формы работы с детьми и родителями....
Консультация для родителей " Детям и родителям о правилах безопасного поведения на улицах и дороге"
Консультация...
Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице.
Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице....
Консультация для педагогов : «Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице»
Консультация для педагогов : «Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице»...
Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице.
Расширять знания детей о названиях улиц родного города. Расширять представления детей о правилах поведения на улице. Закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного...