Проект "Волшебные пальчики"
проект (подготовительная группа) на тему
В проекте "Волшебные пальчики" представлено построение обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Показана педагогическая работа повышения уровня речевого развития детей от 6 до 7 лет при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnye_palchiki.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Костинюк Татьяна Дмитриевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МКДОУ д/с № 158
Проект «Волшебные пальчики»
Система работы по развитию мелкой моторики и речи
детей подготовительной к школе группы
«Источник способностей
и дарований детей –
на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда актуальна. Нахождение интересных путей ее решения будет способствовать более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, представленные в виде целевых ориентиров, предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка будет развита крупная и мелкая моторика, он владеет основными движениями, может контролировать их и управлять мим.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, памятью, вниманием и восприятием дошкольника. Ученые также доказали тесную взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи. Объясняют они это тем, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. А это значит, что для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем в школе, на скорость реакции ребенка.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм стихотворной речи способствует развитию общей и мелкой моторики и развитию координации. Движения приобретают выразительность, становятся более плавными, развиваются речевая память и речевой слух. При систематической работе, направленной на развитие общих движений кистей и тонких движений пальцев рук, дети дошкольного возраста быстрее осваивают правильную речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Достаточный уровень развития мелкой моторики является одним их важных показателей готовности ребенка к школьному обучению. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может привести к негативному отношению к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте надо создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развить умения, необходимые для овладения письмом.
Работая долгие годы с детьми с нарушениями зрения, заметила, что многие из них имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения все же полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Вследствие малой активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики у учителя-дефектолога (тифлопедагога) является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Развитием осязания и мелкой моторики детей занимаются также воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности.
Целью проекта «Волшебные пальчики» является создание педагогической системы развития мелкой моторики при подготовке руки к письму посредством дидактических игр, упражнений и повышение уровня речевого развития детей подготовительной к школе группы.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи самомассажа, игр и упражнений.
- Продолжать учить детей правильно держать и пользоваться карандашом, фломастером, ручкой.
- Развивать у детей зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
- Воспитывать у детей аккуратность в работе, усидчивость, стремление к хорошему результату.
- Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросу развития мелкой моторики и речи.
Реализация этих задач будет способствовать интеллектуальному развитию детей, сформирует их готовность к школьному обучению.
Участниками проекта «Волшебные пальчики» являются воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, дети и их родители.
Реализация проекта предусматривает 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап проходит с 1 по 15 сентября 2015 года. За это время анализируется ситуация в группе, проводится диагностика развития мелкой моторики и речи детей вместе со специалистами. Происходит ознакомление с теоретическими основами методик и технологий. Проектируется система работы, разрабатываются конспекты занятий, развлечений, в которые включены игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование речи, составляется тематическое планирование кружка «Волшебные пальчики». Также проводится анкетирование родителей, определяется план работы с семьями. В группе создается необходимая развивающая предметно-пространственная среда.
Основной этап проходит с 16 сентября 2015 года по 30 апреля 2016 года. В это время реализуется разработанная система работы, предусматривающая систематическое проведение игр и упражнений для развития мелкой моторики детей. С детьми также проводятся пальчиковые гимнастики, беседы, развлечения. Игры и упражнения вводятся в индивидуальную работу и в режимные моменты. В работе с детьми используются элементы массажа, Су-Джок-терапии, нетрадиционные методы рисования. В группе обогащается развивающая предметно-пространственная среда. Проводится консультирование родителей и педагогов, их привлечение к изготовлению разнообразного игрового материала. Для родителей организуются собрания «Подготовка к обучению письму», «Развитие мелкой моторики». В группе 1 раз в неделю проходит работа кружка ручного труда «Волшебные пальчики». Совместно с родителями проводятся выставки и конкурсы совместного творчества. Создается картотека «Дидактические игры по развитию мелкой моторики и речи». В приемной для родителей выставляется папка-передвижка «Готовим детей к школе».
Заключительному этапу проекта отводится май 2016 года. В это время обобщается опыт и определяется результат практической деятельности педагогов. В группе проводится итоговая диагностика развития мелкой моторики и речи детей, а также анкетирование родителей. Педагог описывает опыт работ над проектом и выступает на педсовете. Он может провести презентацию проекта, семинар-практикум или мастер-класс. Этим он будет способствовать распространению опыта своей работы среди коллег.
Для успешной реализации проекта необходимы следующие материально-технические ресурсы:
- методическая и художественная литература, программно-методические материалы;
- необходимый дидактический и наглядный материал;
- мультимедийное оборудование; CD-DVD-диски; аудиозаписи с музыкальным материалом, сказками, стихами;
- костюмы, декорации к развлечениям, атрибуты для игр и др.
Проект не требует больших финансовых затрат. У воспитателей в группе, у специалистов и в методическом кабинете ДОУ имеется достаточно литературы по развитию мелкой моторики и речи, а также демонстрационного и игрового материала. Атрибуты для игровой и двигательной деятельности частично изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями, детьми.
После реализации проекта «Волшебные пальчики» ожидаются следующие результаты:
- у детей будут развиты мелкая моторика и речь в соответствии с возрастом, сформируются ориентировка в пространстве, устойчивый интерес к дидактическим играм, навыки аккуратной работы;
- родители приобретут опыт в вопросе развития мелкой моторики и речи своих детей; они будут заинтересованы во взаимодействии с педагогом и ребенком;
- у педагогов ДОУ повысится теоретический уровень и профессионализм. В их работу внедрятся различные методы и технологии по развитию мелкой моторики и речи.
Благодаря реализации проекта «Волшебные пальчики» будет накоплен положительный педагогический опыт, при распространении которого педагоги не только нашего ДОУ, но и других дошкольных учреждений получат информацию о системе работы по развитию мелкой моторики и речи у старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...