«Создание условий в детском саду для улучшения процесса адаптации детей в ДОУ».
консультация на тему

 В данной консультации, уважаемые педагоги, вы найдёте полезные рекомендации по прохождению детьми адаптационного периода.  Здесь содержится информация о периодах адаптации, о возможных трудностях, о работе с семьями воспитанников в адаптационном процессе. Так же консультация содержит рекомендации по правильной организации игровой деятельности с детьми, перечень игр и упражнений,  рекомендуемых для улучшения адаптационного периода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для воспитателей на тему

«Создание условий в детском саду для улучшения процесса адаптации детей ДОУ».  

                     

                                         

Подготовила: педагог-психолог МБУ детский сад № 86 «Почемучка»

Мякишева С.А.

  Вы, уважаемые педагоги, безусловно, делаете все возможное для того, чтобы жизнь наших самых маленьких воспитанников с первых шагов была счастливой, а дом, где мы встречаем их — радостным, светлым и теплым.

Адаптация (от лат. «приспособляю») — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, социальном, психологическом.

Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода:

- острый;

- подострый;

- компенсационный.

Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная    реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.  

   Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только ухудшает ситуацию. Они часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи. Поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, перестраиваться под режим детского сада.  

                                       

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трёх вариантах адаптации:

- легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям,

- адаптация средней тяжести требуется три месяца,

- тяжелая адаптация — около полугола и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском  саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок.    

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей – период компенсации.    

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.

1. Легкая адаптация.

Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет ненадолго занять себя сам, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются.

Родители уверены в себе, с доверием относятся специалисту, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Адаптация средней тяжести.

Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями взрослого. Напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе. На замечания и поощрения реагирует адекватно. Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: не берт, не разбрасывай, веди себя хорошо. Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком, со специалистом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Кик правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

      3. Тяжелая адаптация.

Контакт с ребенком удается установить только через родителей, С ребенком за время первой встречи, возможно, не удастся установить контакта. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, выглядит встревоженным, замкнутым. О  развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечания или похвала оставляют ребенка безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистом, демонстрируют свою компетентность во всех вопросах.

    Диагностика возможного уровня адаптации ребенка проводится в ДОУ через:

- определение уровня социального развития ребенка (уверенность в себе, самостоятельность, способность устанавливать отношения со взрослым, эмоциональная чувствительность, усвоение простейших норм и правил поведения).

- определение особенностей семейного воспитания.

                                            Задачи первой встречи с семьей:

- выявить особенности семейного воспитания;

- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;

 - прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;

- дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сала.

По результатам бесед с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможностей адаптации его и основанный на прогнозе вывод о том,  как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

     Срок адаптационного периода в детском саду необходим всем, даже абсолютно здоровым и подготовленным к его посещению детям, чтобы не подвергать их физическое здоровье серьезным испытаниям, а психику — стрессу.

Перед педагогами группы раннего возраста стоят следующие задачи:

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.

2. Создать условия для успешного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо разнообразие развивающего игрового материала, а также дидактические пособия; рамки-вкладыши, пирамидки, кубики, матрешки расположились на полках, которые доступны детям. Литература должна быть по возрасту, книжки-раскладушки с яркими иллюстрациями, сказки, опять же, по возрасту.   Хорошо, если имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в  период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие.

     

       

Работа с родителями во время адаптации.

Организуя прием вновь поступающих детей, придерживаемся следующей системы:

- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом, где спать.        |

- В первый же день пригласить родителей познакомиться с группой. Показать игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня, объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье (режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.

- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек.

- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно, реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день пребывания в группе;

- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей — потребность в постоянстве окружения.

Максимально приблизить условия окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)

Сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода, даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед сном, дать пустышку, если он к этому привык.

Нельзя в этот период насильно заставлять ребёнка делать что-то по-другому;

- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.

Примеры игр с детьми во время адаптации:

«Иди ко мне»

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

  «Пришел Петрушка»

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздаст погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

    «Выдувание мыльных пузырей»

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получать пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

«Хоровод»

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг,

ЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прячем мишку»

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где Мишка?». Ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

   «Поезд»

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы — вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений бега и ходьбы.

            «Догонялки» (проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

«Солнечные зайчики»

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналy «Лови зайчика?» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Игра с собачкой»

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

«Игра с кистями рук»

Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими — это «струи дождя».

Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем — «кисточкой» кружки на  щеках. проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

                                   «Подуй на шарик, подуй на вертушку»

Материал. Воздушный шарик, верхушка.

        Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик,  чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить это действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась.

«Забава с увеличительным стеклом»

Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.

 «Соберем игрушки»

Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

«Передай колокольчик»

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и риглашает другого ребенка, называя его по имени (или покатывая рукой).

«Зайка»

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» – сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

«Позови»

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят па стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть — покатать мяч друг другу. Затем говорят: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится пи место, я Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз вы день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

«Мяч в кругу»

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Бегом к дереву»

Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т.д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

«Мы топаем ногами»

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносят текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорятся в стихотворении:

           Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время  воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Сейчас существует большое разнообразие литературы с предложенными играми для детей 2-3 лет. Правильно организованная игровая среда очень помогает минимизировать неприятности у детей и взрослых, связанные с процессом адаптации к дошкольному учреждению.

     Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий в детском саду для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста. Из опыта работы

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повыш...

Создание условий в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В Организации должны быть созданы условия для:● повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития;● консультативной поддержки пе...

Создание условий в детском саду для детей от 2 месяцев до 1 года

В статье представлен материал о создании условий для посещения детского сада  детьми от 2 месяцев до 1 года....

Программа по улучшению процесса адаптации дошкольников к детскому саду "Негрустинка"

занятия по оптимизации процеса адаптации детей к детскому саду...

Создание условий в детском саду для воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста

Данный материал содержит в себе краткие методические рекомендации педагогам для организации работы в дошкольном учреждении по воспитанию культуры поведения детей....

Создание условий в детском саду для проявления детской инициативы

Рассуждения на основе педагогического опыта о создании условий для проявления детской инициативы...