Педагогический проект по экологии
проект (старшая группа) на тему
Данный проект по экологии разработан с целью формирования у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы, так как проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_po_ekologii.docx | 52.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области cредняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района
Алексеевский Самарской области
Педагогический проект
на тему:
«Формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий».
2014год
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой развития положительного отношения к природе.
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.[5;2] В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.[5;2]
Самая актуальная проблема нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Это чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия воспитателей.
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства, на это и направлен проект.
В современном обществе экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от “Я - природа” до “Я и природа”. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.
Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо. Знания, полученные в процессе общения ребенка с природой, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций.[4;9]
В.А.Сухомлинский писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь “ ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному”.
Экскурсии в природу – являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. В общении с природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе – значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатства своей Родины.
ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – формирование бережного отношения к природе у дошкольников.
ПРЕДМЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий.
АНАЛИЗ РЕСУРСОВ:
Кадровые: воспитатель, медицинский работник, дети старшей группы и их родители.
Учебно-методические: дидактические и настольно-печатные игры по экологии, методическая литература, материалы педагогического опыта.
Материально-технические: фотоаппарат, маски зверей и птиц, элементы костюмов, выпуск фотогазеты, сайт детского сада, средства икт.
ЦЕЛЬ: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
ЗАДАЧИ:
-изучить педагогический опыт, методическую литературу по данной проблеме;
-разработать серию экскурсий для детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию бережного отношения к природе;
-формировать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности через экскурсии;
- знакомить с деятельностью людей по охране природных объектов;
-формировать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, воспитателями, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
-формировать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
-развивать у старших дошкольников умение активно и творчески применять освоенные знания;
-обобщить результаты реализации проекта, определить его эффективность.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: дети старшего дошкольного возраста СП ГБОУ СОШ д/с “Cветлячок” с. Алексеевки.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: сентябрь 2013-июнь2014.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ЭТАПЫ. | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ. | СРОК. | ОТВЕТСТВЕННЫЕ. |
1 этап - подготовительный. Цель: анализ ситуации, формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности. | Анкетирование родителей по проблеме; анализ целей и задач проекта; создание условий, необходимых для реализации проекта, анализ подходов взаимодействия с сотрудниками лесничества, родителями, обоснование, предсказание путей реализации проекта. Диагностика бережного отношения детей к природе (первичная) для выявления уровня актуального развития на данном этапе [см.Приложение 1]. | Сентябрь-октябрь 2013г. | Воспитатель. |
2 этап - практический. Цель: формирование бережного отношения к природе, основ экологического образования через экскурсии. | Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания, проведение серий экскурсий с детьми по развитию представлений об окружающей среде, просвещение родителей по вопросам природоохранной деятельности, разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. | Ноябрь 2013г.-май 2014г. | Воспитатель, родители. |
3этап - итоговый. Цель: обобщение опыта и определение результата деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий, сравнение результатов диагностирования. | Обобщение опыта и определение результата практической деятельности. Диагностика сформированности бережного отношения к природе (итоговая) для выявления динамики в развитии детей.[см.приложение 1]. Составление экологического стенда на тему: “ Люблю тебя – природа” с рисунками на экологическую тему, с поделками из природного материала (родители и дети), с книжками-самоделками на тему правил поведения в природе ( родители и дети), фотогазетой по полученным впечатлениям от экологических акций, распространение опыта. | Июнь 2014г. | Воспитатель. |
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экскурсия “ Сокровища леса”. Цель: развить познавательный интерес к жизни леса, его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей.(ноябрь 2013г.)
Экскурсия “ Экологическая тропа”. Цель: познакомить с правилами поведения в природе. (ноябрь 2013г.)
Акция “ Вырасти зеленого друга”. Цель: привлечение детей и родителей к экологической акции с целью формирования экологической культуры, посадка саженцев кустов и деревьев. (ноябрь 2013г.) Ответственные: воспитатель, родители.
Круглый стол “ Воспитание доброты к природе”.(родительское собрание) Цель: привлечь родителей к проблеме воспитания у детей бережного отношения к природе.(ноябрь 2013г.)
Экскурсия “ В гостях у лесных жителей”. Цель: формирование правил поведения в лесу, обращения внимания на антропогенные нарушения в экосистеме и их влияние на флору и фауну. ( декабрь 2013г., март 2014г.)
Акция “Подарок птицам”.Цель: формирование бережного отношения к птицам, изготовление скворечников и кормушек. (декабрь 2013г.) Ответственные: воспитатель, родители.
Акция “ Крылатые доктора”. Цель: формирование бережного отношения к птицам, чистка кормушек, подкормка птиц.(декабрь 2013г.-февраль 2014г.)
Акция “ Зеленая елочка”. Цель: формирование бережного отношения к природе, развитие речи, мышления, воображения.(декабрь 2013г.-январь 2014г.)
Советы родителям “ Правила поведения в природе”.
Встреча с работниками лесничества. Цель: знакомство с примерами нанесения вреда природе, формирование бережного отношения к ней. (март 2014г.) Ответственные: воспитатель, родители.
Экскурсия “ Путешествие на луг”. Цель: прививать детям культуру поведения в природе, учить бережному отношению к окружающей среде. (апрель 2014г.)
Экскурсия “ В водном царстве, прибрежном государстве”. Цель: прививать детям культуру поведения у открытых водоемов, бережного отношения ко всему растущему и живущему. (апрель 2014г.)
Акция “ Помоги природе”. Цель: формирование бережного отношения к природе, уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, кустарникам. (апрель 2014г.) Ответственные: воспитатель, родители.
Экскурсия “ Зеленая аптека”. Цель: формировать представления о целебных свойствах растений.(май 2014г.)
Консультация для родителей “ Экологические игры с детьми на прогулке”. Цель: привлечь внимание родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.(март 2014г.)
Экологическая экскурсия “ Путешествие в лес”. Цель: привлечение внимания детей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры.(май 2014г.) Ответственные: воспитатель. [ см.Приложение 2]
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-практические: экскурсии, наблюдения, сбор природного материала, дидактические и развивающие игры по экологии, подвижные игры, настольно-печатные игры по экологии, чтение художественной литературы;
-словесные: беседы познавательного характера, обсуждение и моделирование ситуации.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
-сбор и анализ первичной информации по данной проблеме;
-разработка различных методических рекомендаций и консультаций;
-диагностирование детей и анкетирование родителей;
-проведение экскурсий;
-совместные формы работы с родителями.
Реализация проекта осуществляется детьми под руководством воспитателя и с помощью родителей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
У детей:
- повышение основ гуманного отношения ко всему живому, экологической культуры личности;
- сформированность представлений о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека;
-проявление ярко выраженного интереса к природе и ее объектам;
-овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
-повышение у детей воображения, мышления, речи, умения анализировать и обобщать.
У родителей:
- сформированность взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, воспитателями, родителями, потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;
-повышение активности участия родителей в реализации проекта; понимания родителями важности бережного отношения к природе.
Перспектива: обобщение результатов работы, диагностики, наблюдения за детьми в деятельности предполагают положительную динамику изменения отношения у детей к природе, следовательно, можно будет сказать, что деятельность по формированию бережного отношения к природе в рамках реализации проекта будет эффективна. В перспективе проект будет иметь дальнейшее развитие и охватывать детей подготовительной группы.
СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- презентация на педагогическом совете;
- заседание методического объединения;
- выступления на родительских собраниях;
- выпуск экологической газеты для родителей и сотрудников ДОУ;
- публикации на сайте детского сада,
- методическая разработка;
- итоговая динамика;
- составление экологического стенда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- увеличение до 50% и выше доли сформированности у детей бережного отношения к природе (диагностирование);
- увеличение доли числа родителей, принимающих участие в экологических акциях;
- положительные отзывы детей и родителей в рисунках по экологии, фотогазете.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: реализация проекта не потребует серьезных финансово-экономических, материально-технических ресурсов, так как проект будет реализовываться в имеющихся условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Божович Л.И. Познавательный интерес.- М.: Просвещение,1994.
2.Горькова Л.Г. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы/ Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова.-М.:ВАКО, 2008.
3.Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учебное пособие для пед. училищ/ Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева, Л.М.Маневцова, Е.Ф.Терентьева; Под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1991.
4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
5.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное по
собие для студентов высш. пед.учеб.заведений.-М.: Изд.центр “Академия”, 2002.
6.Николаева С.Н. Программа Юный эколог ,М.,2009.
7.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-3-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2012.
8.Рыжова Н.А. Программа Наш дом- природа, М., 2005.
9.Рыжова Н.А.”Я и природа”, М., 2002.
10.Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Метод. рекомендации. Сфера 2009г.
Приложение 1.
Диагностика для выявления динамики бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы:
1.Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными?
2.Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
3.Что ты со взрослыми можешь сделать , чтобы в лесу всегда росли растения?
4.Как можешь помочь зимующим птицам?
5.Можно ли разорять муравейники и гнездовья птиц?
6.Можно ли разводить костры в лесу?
Высокий уровень(16-18 баллов, за ответ-3балла)- ребенок полными предложениями отвечает на вопросы ,понимает взаимосвязь человека с природой, без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень(14-12 баллов, за ответ-2 балла)- ребенок отвечает на вопросы, иногда не понимает взаимосвязь человека с природой, может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень(8-6 баллов, за ответ 1 балл)- ребенок затрудняется ответить на вопросы, не понимает взаимосвязи человека с природой, затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Анкетирование родителей с целью выявления потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.
1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
2.Знаете ли Вы, что дошкольное образовательное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?
3.Интересует ли Вас лично эта проблема?
4.Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? В чем это проявляется?
5.Как Вы сами относитесь к природе? Любите ли животных и птиц?
6.Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?
7.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли эти это делать?
8.Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?
9.Ваши предложения и пожелания.
Приложение 2
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников в старшей группе.
Тема «Путешествие в лес»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Формировать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы предложениями, отгадывать загадки. Развивать способность к диалогической речи. Активизировать в речи слова: « кладовая», « богатство». Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью чистоговорок на автоматизацию слогов: за, са. («Речевое развитие», «Познавательное развитие»)
2) Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе и бережного отношения к ней. («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Развивать умение отражать знания в художественно-продуктивной деятельности. («Художественно-эстетическое развитие»)
4) Расширять и закреплять знания и представления о деревьях, лекарственных растениях, насекомых, их пользе. («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)
5) Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом. («Физическое развитие»)
6) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: дидактические игры «Отгадай лекарственное растение», «Угадай правила»; физкультминутка «Божьи коровки», подвижная игра «Дерево».
- наглядные: работа с карточками, работа с интерактивной доской, презентация.
- словесные: беседа, отгадывание загадок, чтение, вопросы, обсуждения, чистоговорки.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, игрушки медведя и зайца, маски божьих коровок, макеты деревьев, цветов, гуашь, кисти для рисования, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Божьи коровки», подвижная игра «Дерево». |
Игровая | Игровые ситуации, дидактические игры «Отгадай дерево», «Отгадай лекарственное растение», «Угадай правила». |
Коммуникативная | Беседы, отгадывание загадок, вопросы, ситуативные разговоры, проговаривание чистоговорок. |
Музыкальная | Физкультминутка с музыкальным сопровождением, слушание. |
Изобразительная | Рисование по замыслу. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Чтение стихотворения, обсуждение. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель на фоне шума леса и голосов птиц читает стихотворение В.Погореловского: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты увидишь – мы твои! Воспитатель проводит беседу после чтения стихотворения. Задает вопросы: - Ребята, вы любите гулять в лесу? - Кто таится в глуши лесной? - Какие деревья там растут? - Какую пользу они приносят? Обобщает ответы детей. | Дети слушают. Активно включаются в беседу. Отвечают на вопросы. Делают обобщение с воспитателем. | Дети заинтересовываются предстоящей деятельностью. Развивают диалогическую речь. Умеют отвечать на вопросы. Закрепляют и расширяют знания и представления о лесе, о деревья. Активизируют в речи слова «кладовая», «богатство». |
2 | Воспитатель проводит подвижную игру «Дерево». Дерево кончается где-то в облаках, Облака качаются на его руках, Эти руки сильные рвутся в вышину, Держат небо синее, звезды и луну! | Дети коллективно проговаривают слова вместе с воспитателем, поднимают руки вверх, качают руками, движения качания усиливаются, корпус качается вправо-влево, вперед-назад. | Умеют соотносить движения с текстом. |
3 | Воспитатель проводит дидактическую игру «Отгадай лекарственные растения». Предлагает найти карточки с изображениями лекарственных трав по загадкам (крапива, ромашка, подорожник) | Дети отгадывают загадки. Находят карточку с правильным ответом. | Закрепляют знания о лекарственных растениях. Умеют определять предмет по его признакам, описанным в загадке. |
4 | Игровая ситуация. Воспитатель привлекает внимание детей на больных зверей (мишку и зайку), пришедших к детям за помощью. Предлагает дать советы по выздоровлению. | Дети дают советы по выздоровлению лесным жителям. | Умеют применять знания, отвечать на вопросы предложениями. |
5 | Физкультминутка «Божьи коровки» под музыку. | Дети летают, порхают, на затихание музыки присаживаются на цветы, отдыхают. | Совершенствуют двигательную активность, снимают мышечное напряжение. |
6 | Воспитатель предлагает детям проговорить чистоговорки про насекомых. За- за- за прилетела стрекоза. Са- са- са прилетела к нам оса. | Дети проговаривают за воспитателем. | Совершенствуют слуховое восприятие с помощью чистоговорок на автоматизацию слогов: за-са. |
7 | Дидактическая игра «Угадай правила». Воспитатель показывает на интерактивной доске рисунки природоохранных знаков, предлагает выбрать правильные и рассказать по ним о правилах поведения в лесу. | Дети находят нужные знаки по теме, рассказывают по ним о правилах поведения в лесу | Закрепляют навыки культуры поведения и бережного отношения к природе через дидактическую игру. |
8 | Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Правила поведения в лесу» для создания альбома. | Дети включаются в продуктивную деятельность, затем собирают рисунки в альбом «Правила поведения в лесу». | Рисуют по замыслу, закрепляя правила поведения в лесу. |
Итоговое мероприятие: составление альбома «Правила поведения в лесу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный педагогический проект по экологии «Наши младшие друзья».
Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду....
Педагогический проект по экологии во второй младшей группе "Наши верные питомцы"
Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста. Направлен на знакомство детей с живой природой, расширение кругозора. Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный (3-4 месяца)...
Педагогический проект по экологии «Муравей» с детьми средней группы
Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники ...
Педагогический проект по экологии на тему "Муравей"
Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники ...
Педагогический проект по экологии
Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем через внесение национально-регионального компонента в познавательную деятельность является долгосрочным и включает в себя несколько полно...
Педагогический проект по экологии
Педагогический проект по экологии на тему : " Птицы весной" 2 младшая группа....
Педагогический проект по экологии "Земля - наш общий дом"
Проект расчитан на неделю перед праздником "День Земли", проводится по всех возрастных группах и пронизывает все образовательные области и виды деятельности детей ....