Моё педагогическое эссе
статья на тему

Печоркина Татьяна Викторовна
Путь …Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный ручей, каждой каплей стремящейся к океану. Я спросила у ручья, как дойти до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал: «Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову (притча) Я часто вспоминаю эту притчу… Путь познания – подобен пути ручья. И моё предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно, встречать преграды и преодолевать их, научит распознавать опасность и уметь себя защитить. Профессия воспитателя— одна из самых ответственных.. Труд его сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу воспитанников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. Что должно быть главным для воспитателя? Наверное, любовь к детям, хотя, конечно, трудно представить себе воспитателя, не любящего детей. И снова возникает вопрос: что же главное в нашей работе? Дать хорошие знания или воспитать честного, доброго, порядочного человека? Да. И все же, главное, по-моему, для воспитателя – научить детей верить в себя, раскрыть способности каждого и сделать так, чтобы детям было интересно на занятиях. Идут дни, годы. Но дети всегда остаются детьми и моя задача: воспитать у детей самостоятельность, любознательность, честность, способствовать творческому развитию каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

    Путь …Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть,

выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный ручей, каждой каплей

стремящейся к океану. Я спросила у ручья, как дойти до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал: «Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на весёлую прогулку я тебя зову (притча)

Я часто вспоминаю эту притчу… Путь познания – подобен пути ручья. И моё предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно, встречать преграды и преодолевать их, научит распознавать опасность и уметь себя защитить. Профессия воспитателя— одна из самых ответственных.. Труд его сродни труда хлебороба и строителя — из зерен добра и справедливости выращивает он душу воспитанников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. Что должно быть главным для воспитателя? Наверное, любовь к детям, хотя, конечно, трудно представить себе воспитателя, не любящего детей. И снова возникает вопрос: что же главное в нашей работе? Дать хорошие знания или  воспитать честного, доброго, порядочного человека? Да. И все же, главное, по-моему, для воспитателя – научить детей верить в себя, раскрыть способности каждого и сделать так, чтобы детям было интересно на занятиях. Идут дни, годы. Но дети всегда остаются детьми и моя задача: воспитать у детей самостоятельность, любознательность, честность, способствовать творческому развитию каждого ребенка. Надо стараться самому воспитателю быть интересным собеседником, развивать себя как личность. Личный пример лучше многих слов. Моя профессия – любить детей. Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих- то,- радость. Какие они разные! У каждого свая идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. А так же, воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе, чуткости,  уважению к другим людям.

Что может быть трепетное ощущения теплоты обнявшихся тебя детей. Когда ты идёшь по улице, а на встречу к тебе бегут детки, бегут – чтобы поделится своей радостью.

Воспитатель,  каким он был 20-30 лет назад, и какой он сегодня? Самое главное для воспитателя - любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать ребятам. В детском саду главное-это создание психологического комфорта для детей, оторванных от мамы, и условий для развития детей.

Индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребёнку (где учитывается группа здоровья ребёнка, уровень его развития и так далее), который сегодня практикуется, отличает современные подходы в образовании от подходов 20-30-летней давности.

Однако говорить о том, что сегодня дети идут более подготовленными в школу, неправильно. И раньше воспитатели давали хорошие знания своим подопечным, только вот учебные программы и требования сегодня изменились, стали другими.

Требования к педагогам сегодня очень серьёзные: это знание методических основ педагогической деятельности, знание психологических основ возрастной педагогики, знание и умение владеть ИКТ (информационно-коммуникативными технологиями). Компьютер, магнитные доски, видеопроектор… Современный воспитатель должен уметь управлять всей этой техникой. Иначе нельзя. Новые жёсткие требования диктуют свои правила.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, нормативно-правовых документах федерального уровня. В первую очередь, закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №173-ФЗ, и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Переориентация современного дошкольного образования со знанием нового подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

В связи с этим были пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Это отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стараюсь подобрать новые формы работы с детьми, которые позволили бы обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому органично «выстраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаю во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организую образовательную деятельность детей, развивая у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций

Работая по ФГОС стремлюсь: Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Создаю проблемные ситуации в деятельности, которые становятся частью НООД (занятия) проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов деятельности.

    Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, планирую образовательную деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

  Чтобы стимулировать детей к успеху. Поощряю активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам, отмечаю с помощью экранов настроения. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

    Тщательно продумываю содержание предметно развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы образовательной деятельности. При планировании предусматриваю виды самостоятельной свободной детской деятельности в развивающей среде, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге педагога. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером.

Нельзя забывать и о том, что мы призваны, не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперрактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка.

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для меня научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле, стараюсь делать учение мотивированным, учу ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, формирую у дошкольников качества, необходимые для овладения учебной деятельностью — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. На мой взгляд, необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам создает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому я поставила перед собой цель - создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Выбор форм работы осуществляю в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередую различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. Образовательная деятельность носит развивающий характер. Учу детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

В своей деятельности ставлю следующие задачи:

1. Учить детей новому мышлению, методам познания и самоорганизации.

2. Уметь подвести к двери в новый, неизведанный мир, дать ключ от этой двери и научить ребенка, как участника общеобразовательного и воспитательного процесса, методом проб и ошибок открывать эту дверь. И помнить: никто, кроме самого ребенка, не сможет войти в этот увлекательный мир знаний.

3. Научить ребенка самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации.

Особое внимание уделяю осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе планирую такие формы работы, как

  • диагностирование семей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • совместное творчество детей и взрослых;
  • совместные мероприятия с учреждениями социума;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информационное общение

Главная задача, чтобы родители наших воспитанников стали активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками.

Конечно, практический процесс по внедрению ФГОС в работе идет не всегда гладко. Но я пробую, отменяю, изменяю, принимаю определенные решения, ищу новые формы работы, на возникающие вопросы ищу ответы.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств:

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться. Работа воспитателя – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и эмоциональных затрат. И неважно когда - вчера, сегодня или завтра воспитатель обязан работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед к новым вершинам. Только тогда он интересен, любим своими воспитанниками, уважаем коллегами и, самое главное, доволен своей работой. У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность, дабы вложить все это в детскую душу, которая с доверчивостью смотрит в глаза

В.А. Сухомлинский утверждал: « От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний малыш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

мое педагогическо эссе

вниманию педагогов предлагается эссе для портфолио...

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....

Педагогическое эссе "Моё педагогическое кредо"

Сочинение-эссе "Моё педагогическое кредо"...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

Педагогическое эссе «Мое педагогическое послание профессиональному сообществу».

laquo;Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя», –  Л. Н. Толстой....