Использование компьютерных технологий в работе воспитателя ДОУ
статья по теме

В данной статье определены формы, методы работы педагога с компьютерными технологиями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл компьютер в работе педагога61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  информационно- компьютерных технологий в работе воспитателя детского сада.

 IMG_1289

Автор: Петушенко Алла Александровна
воспитатель Высшей квалификационной категории  ГБДОУ детского сада № 23

Жизнь детского сада постоянно изменяется, как изменяется окружающий нас мир. В повседневную жизнь педагога уже прочно вошли информационно компьютерные технологии, ставшие неотъемлемой составляющей частью для создания полноценного педагогического процесса в современном дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения. Именно поэтому в педагогической деятельности возникает возможность использования ИКТ в качестве мощного инструмента развития мотивации общеобразовательного процесса, учитывая большую и серьезную заинтересованность детей компьютером. Что же включает в себя понятие ИКТ?

Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

 Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником и помощником. Для педагога это имеет огромное значение, ведь  применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие у него навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствования устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности. 
Большое значение,  использование ИКТ имеет и для наших воспитанников.

Применяя их  в работе с детьми, педагог может более полноценно: 
− привлекать пассивно слушающих детей к активной деятельности;
− сделать совместную образовательную деятельность воспитателя  и детей более наглядной  и интересной.
− формировать информационную культуру у воспитанников;
− активизировать познавательный интерес у малышей.
− реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в общении с детьми.
− дисциплинирует самого воспитателя, формируют его интерес к работе.
− активизирует  мыслительные процессы детей (анализ, синтез, сравнение и др.) 

Сегодня все активнее в своей работе мы применяем ИКТ и об этом хочется рассказать более подробно:

  • Во - первых, это конечно же подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми.
  • Для оформления стендов, группы и кабинетов.
  • Подбор дополнительного познавательного материала.
  • Обмен опытом и общение с коллегами
  • Знакомство с новинками педагогической литературы   опытом других педагогов.
  • Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместно организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний, встреч и мастер- классов.
  • ИКТ используем в подготовке и проведении праздников.
  • Большое подспорье информационные технологии оказывают в исследовательской и проектной деятельности детей: это поиск информации по теме работы и подготовка презентации.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа того, где можно применять ИКТ.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и самих занятий, и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Требования к инструментам ИКТ.

1. Инструменты, используемые в первые годы обучения детей дошкольного возраста, должны быть по природе своей образовательными, другие — исключаются.

2. Инструменты ИКТ должны  способствовать сотрудничеству. Известно, сколь важно в раннем детстве использование моделей деятельности, требующих сотрудничества. Важна также способность детей действовать как в одиночку, так и в команде, взаимодействуя с технологиями. Однако для дошкольников более плодотворным когнитивным вызовом являются выражения «общее внимание», «дети учатся делиться» и (или) «работаем сообща». Т.е. главной целью использования компьютерных технологий во время совместной деятельности с детьми – создание «сюрпризного момента» с целью заинтересовать ребенка, побудить его к исследовательской деятельности.

3. Инструмент ИКТ должен способствовать интеграции. Инструменты ИКТ следует как можно теснее интегрировать с другими традиционными практиками ДО (играми, работой

над проектами), обеспечивающими релевантность учебного процесса для детей. Другая важная причина интеграции ИКТ — признание того, что она более соответствует представлению о средствах ИКТ как инструментах. Инструменты разработаны для того, чтобы при необходимости их применяли в определенных целях; обычно эти инструменты не предназначены для их постоянного использования ради самих инструментов, вне конкретных внешних задач. Также неприемлемой является распространенная практика предоставления доступа к ИКТ как вознаграждения.

4. Инструмент ИКТ должен поддерживать игру. Игру считают «ведущей деятельностью» детей раннего возраста, и очень многие рассматривают ее как движущую силу развития новых форм мотивации и действий у детей. Игра и имитация — главные контексты репрезентативного и символического поведения. Следовательно, ролевые игры имеют центральное значение в процессах раннего обучения. Артефакты (такие как игрушки и другие реально или мнимо функциональные предметы) важны, поскольку являются символами для играющих с ними детей. Цифровые инструменты также обеспечивают средства, благодаря которым дети могут включаться в занятия и взаимодействовать с гораздо более широким кругом «виртуальных» артефактов и контекстов, чем было бы возможно без этих приложений.

5. Инструменты ИКТ должны исключать контроль за ребенком. В целом ребенок должен управлять инструментами; инструменты не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм. Хотя есть данные, свидетельствующие о том, что тренажеры могут быть эффективными в развитии ряда навыков, включая запоминание алфавита и правописания, умение считать и вычислять, такой подход противоречит распространенным представлениям о хорошей системе обучения.

6. Инструменты ИКТ должны быть прозрачны и наглядны и соответствовать возрастным особенностям. Насколько это возможно, следует отдавать предпочтение «прозрачным» инструментам — их функции должны быть четко определены и наглядны. Смысл, который  вкладывается в эти слова, на практике означает, что инструмент выполняет любую четко определенную задачу за одну операцию. Хорошим примером этого является функция перемещения объекта на экране путем «перетаскивания».

7. Инструмент ИКТ должен исключать сцены насилия и навязывание стереотипов. Если приложения не соответствуют данному критерию, трудно оправдать их использование в каком бы то ни было обучающем контексте

8. Интеграция ИКТ должна поддерживать осознание вопросов здоровья и безопасности. В тех случаях, когда ИКТ интегрированы с другими видами деятельности, например с социально-драматическими играми, моделированием, рисованием и т.д., дети извлекают пользу из более энергичного движения и более интенсивных упражнений без компьютера. Хотелось бы отметить, что время, проведенное ребенком с компьютером, должно быть сравнительно непродолжительным. Для трехлетних детей этот период обычно не должен превышать 10–20 минут за один подход. Предполагается, что к 8 годам этот период может увеличиться максимум до 40 минут.

9. Интеграция ИКТ должна поддерживать вовлечение родителей к проводимой педагогами работы. Исследования показали, что когда родители, преподаватели и дети сотрудничают в достижении каких-то целей, эффективность обучения возрастает. ДОО сообщают, что в таких случаях дети проявляют более позитивное отношение к учебе и лучше себя ведут. Связь между образовательным учреждением и домашней средой ребенка или вовлечение родителей в образовательный процесс является, таким образом, той составляющей эффективных ДОО, которая заслуживает особого внимания.

Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду. Области применения этих технологий широкие и разнообразные. Они охватывают весь педагогический процесс и используются в самых различных направлениях. В нашей группе это

  • Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных «Что рассказать ребенку о Санкт- Петербурге», «Что рассказать ребенку о блокаде», «Что рассказать ребенку о войне?»;
  • Организация  «Дня открытых дверей» (для нас стал уже традицией «День открытых дверей» в апреле, где родители могут сами увидеть, как воспитательно-образовательная работа проводится в ГБДОУ с применением презентаций «Почему я люблю детский сад», «день Матери» и другие);
  • Театрализованные представления для детей с участием родителей «Прогулки по городу» с показом авторского видеоролика «За горами, за долами…»;
  • Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми, с использованием  авторских разработок, которыми являются компьютерные презентации по ознакомлению родителей и детей с историей родного города, с историей всероссийского празника «День матери», игры, созданные по этой же теме);
  • Презентации нашей группы на сайте детского сада на сайте «Два берега» и личной странице, «В контакте», где педагоги группы делятся с родителями группы информацией по мероприятиям проводимым в группе;
  • Создание компьютерных дидактических игр – викторин для детей и родителей «Что изменилось?», «Богатство нашего города» и «Загадочный Санкт- Петербург», где можно проверить свои знания о родном городе.
  • Совместно с семьями воспитанников проводятся различные мероприятия с использованием ИКТ. Это и игры путешествия по городу («Я иду по Петербургу», и игра - викторина «Мой Петербург», и досуг «Наши мамы», и мастер-классы педагогов группы по различным направлениям).

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982—84 гг. Л. С.

Выготский Л.С. // Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5—361

«Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» Иван Калаш

1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с. 
2. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против». – М.:АРКТИ, 2006. –192с. 
3. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей / авт.-сост. З.М. Габдуллина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139с. 
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Презентация "Использование лэпбука в работе воспитателяДОУ"

В презентации дается информация о применении лэпбука в работе воспитателя. Лэпбук это новая образовательная технология, своего рода игрушка, которую дети и педагоги, родители  делают вместе сами ...